Глава седьмая

Естественные свойства Писидии. Города. Разбойничий образ жизни населения. Город Селга и его достопримечательности. Важнейшие реки: Евримедонт и Кестр. Трудность доступа к городу. Окончательное подчинение области Римлянам.
1) К этим местностям примыкают прочие Писидийцы и Селгии, собственно наиболее значительные из Писидийцев. Одна, большая часть их занимает вершины Тавра, а другая всю холмистую страну, в которой растет оливковое дерево, и которая простирается над Памфилийскими городами: Сидою и Аспендом. Еще выше лежащие гористые местности заняты Катеннами, пограничными с Селгиями и Гомонадами, а Сагалассы населяют страны, лежащие по сю сторону, подле Милиады.
2) По словам Артемидора, у Ппсидийцев следующие города: Селга, Сагаласс, Петнелисс, Адада, Тимбриада, Кремна, Питиасс, Амблада, Анабура, Синда, Аарасс, Тарбасс и Термесс. Одни из них расположены совершенно в горах, другие простираются до отлогостей по обеим сторонам гор, как в направлении к Памфилии, так и к Милиаде; они граничат с Фригийцами, Лидийцами и Карийцами, все народам мирными, хотя и северными. Напротив, Памфилы, причастные в большой мере к Киликийскому племени, не совсем покинули разбойничий промысел и соседям своим не дают покоя; они занимают южные отлогости Тавра. С Фригийцами и с Карией пограничны Табы, Синда и Амблада, откуда вывозится амбладейское вино, идущее на лекарственные употребления.
3) Остальная часть горных Писидийцев, о которых я упомянул, разделена по тиранствам и занимается разбоями, подобно Киликийцам. Говорят, что в древности смешалась с ними часть Лелегов, бродячего народа, и осталась там, благодаря сходству в образе жизни.
Селга была первоначально построена Лакедемонянами, а еще прежде Калхантом. Впоследствии город существовал самостоятельно, достигши могущества путем хорошего политического устройства, так что он имел двадцать тысяч жителей. Между вершинами Тавра лежит очень плодородная страна, способная прокормить десятки тысяч человек; там есть даже местность, где растет оливковое дерево и виноград, а для разного рода скота оставляются обширные пастбища. Кругом растет разнообразный лес.
У Селгиев растет больше всего стурак, невысокое, прямое дерево, из которого делают стураковые копья, похожие на дерновые. Но в стволах плодится вид червей, поедающих дерево; они прогрызают его до поверхности и прежде всего выбрасывают древесную муку, похожую на отруби или опилки, так что у корня образуется насыпь, потом течет из червя какой-то сок, легко сгущающийся подобно гумми: часть его ниспадает на муку у корня дерева, смешиваясь с нею и с землею, исключая, конечно, того количества, которое задерживается на поверхности и остается чистым; другая часть сока сгущается на поверхности ствола, по которому он стекает; и эта часть остается чистою. Впрочем и из нечистой части, смешанной с древесной мукой или с землею, также делают массу, которая пахнет приятнее чем чистый сок, хотя уступает последнему в другом отношении, но большинство не знает этого; массу эту люди суеверные употребляют большею частью для курений. Славится также селгийская ирь и приготовляемая из неё мазь.
Есть не много путей к городу Селгу и к самой стране, так как будучи гористой, она полна утесов и оврагов, которые образуются между прочими другими реками Евримедонтом и Кестром, вытекающими из Селгийских гор и вливающимися в море; на дорогах положены мосты. Благодаря естественным укреплениям Селги ни в древнее, ни в позднейшее время ни разу не были подчинены другому народу и спокойно пользовались плодами большей части своей земли; постоянные распри с царями были у них только из за той земли, что выше нижней Памфилии, и что лежит по сю сторону Тавра. Но отношению к Римлянам они владели страною на определенных условиях; а к Александру они послали послов сказать, что принимают его распоряжения из дружбы. В настоящее время они совершенно покорены и входят в состав области, прежде принадлежавшей Аминте.