Глава вторая

Мелитена. Укрепление Томиса. Катаония между Аманом и Антитавром. Город Команы и храм Енио. Река Пирам. Зевс Дакиейский и Зевс Венасский. Местность Тианитида с городом Тианою. Главный город Каппадокии Мазаки на Аргае. Вред Мазакенам от реки Медана. Удобства положения Мазак для царей. Толкователи законов. Пространство и произведения Каппадокии. Расположение Римлян к Каппадокийцам. Архелай, последний царь их.
1) Медитена похожа на Коммагену. Из всей Каппадокии она одна покрыта на всем пространстве домашними растениями, производит даже оливу и монаритское вино, конкурирующее достоинством с еллинскими винами. Мелитена расположена простив Софены, занимает середину реки Евфрата и граничит с Коммагеною. Значительное укрепление Каппадокийцев, Томиса, лежит по ту сторону реки; оно было продано Софену за сто талантов, а впоследствии Лукулл подарил его в награду некоему каппадокийцу за то, что тот участвовал с ним в войне против Миѳридата.
2) Катаония - широкая и глубокая равнина, производящая всякого рода растения, кроме вечно зеленых деревьев. В числе гор, ее окружающих, находятся Аман на южной стороне, представляющий отрог Киликийского Тавра, и Антитавр, отделяющийся в противоположную сторону. Аман тянется от Катаонии до Киликии и Сирийского моря на запад и юг; на этом протяжении он обнимает весь Иссикский залив и промежуточные равнины Киликийцев до Тавра. Антитавр склоняется к югу, заходя немного на запад, и оканчивается на материке.
3) В Антитавре есть глубокие и узкие долины, в которых помещаются Комана и храм Енио, который иные называют Ма. Город значителен, и большая часть населения состоит из лиц вдохновляемых божеством и храмовых служителей. Жители города - Катаоны, повидимому подчиненные царю, но повинующиеся больше жрецу. Жрецу принадлежат храм и служители его, которых во время моего пребывания там было больше 6,000, и мужчин и женщин вместе. К храму прилегает большой кусок земли, доходами с которого пользуется жрец. Вообще после царя жрец - второе лицо в Каппадокии; даже большею частью цари и жрецы принадлежали к одному и тому же роду. Кажется, что здешний культ Артемиды Таврополы перенесен сюда Орестом и сестрою Ифигенией из Таврической Скиѳии; здесь же он положил и траурные волосы (ϰόμη), откуда и произошло название города. Через этот город протекает река Сар; потом она пробивается через перекрещивающиеся ущелья Тавра к равнинам Киликийским и в прилегающему к ним морю.
4) Через Китаонию течет судоходная река Пирам, получающая начало посередине равнины. На пути есть большая яма, черев которую вода, как видно, скрывается под землю на значительном расстоянии, а потом снова пробивается на поверхность. Если сверху бросить копье в яму, то противодействие воды оказывается столь сильным, что копье едва погружается. Очень глубокая и широкая стремительная река неожиданно суживается тотчас по достижении Тавра. Удивителен также разрыв горы, через который идет русло реки. Подобно тому, как в разломанных и расколотых на двое камнях возвышения на одном приходятся к углублениям другого, так что камни эти можно сложить попарно, подобно этому на скалах, лежащих по обеим сторонам реки на расстоянии двух или трех плееров друг от друга и доходящих почти до горных вершин, углубления одних соответствуют возвышениям других, противолежащих им. Весь грунт между скалами каменист; он лежит глубоко и очень узок, имеет посередине трещину, через которую может перепрыгнуть собака и заяц. Таково русло реки, наполненное до краев, похожее по ширине на русло ручья. Благодаря извилистости русла, большой увести его, благодаря значительной глубине ущелья, здесь раздается шум на подобие грома. Перешедши через горы, река Пирам сносит к морю столько грязи частью из Катаонии, частью из киликийских равнин, что о ней известно даже следующее изречение оракула: "будет у потомков, когда пучина Пирама, расширяя берег, дойдет до священного Кипра"[1]. Здесь совершается тоже, что и в Египте, где Нил своими наносами все больше и больше превращает море в сушу. Потому Геродот и называет Египет даром Нила[2], а Гомер говорит, что Фар лежал некогда в открытом море, не образуя, как теперь, суши вместе с Египтом.
3) Ни равнина Катаонов, ни Мелитена не имеют городов; естественные значительные укрепления находятся на горах, именно: Азамора и Дастарк, вокруг которого течет река Кармала. Здесь есть храм Аполлона Катаонского, чтимый во всей Каппадокии; по его образцу сооружались другие храмы. Все прочие наместничества, кроме двух, также не имеют городов. В Саргаравсене есть небольшой город Герпа и река Кармала, которая течет в Киликию. В других областях есть Арг (Аргос), высокое укрепление подле Тавра, также Нора, называемая теперь Нероассом, в которой выдержал продолжительную осаду Евмена; в наше время это была сокровищница Сисина, посягавшего на царство Каппадокийское. Ему же принадлежали Кадены, царская резиденция с городским устройством. На границе с Ликаонией лежит Гарсавра, деревня на подобие города. Говорят, что этот город был некогда главным городом страны. В Моримене есть храм Зевса Венасского, при котором имеется местожительство для 3,000 храмовых служителей и плодородная священная земля, доставляющая жрецу ежегодного дохода 15 талантов. Этот жрец пожизненный, также как и Команский, после которого он занимает второе место по достоинству.
6) Третья святыня - Зевса Асбамайского; это также значительный храм, хотя и уступает второму. Здесь есть пруд с соленой водой, имеющий окружность довольно большего озера; он заключен в высоких и столь крутых берегах, что в озеро сходят по ступеням. Вода в нем, говорят, не прибывает и повидимому не имеет никакого истока.
7) Только два наместничества имеют города. В Тианитиде есть город Тианы, расположенный у той части Тавра, что подле киликийских ворот, через которые существует самый легкий и общий для всех переход в Киликию и Сирию. Прекрасная и очень большая равнина у Тавра называется Евсебеею. Тианы лежат на хорошо укрепленном холме Семирамиды. Не очень далеко от этого города расположены Кастабалы и Кибистры, два города, еще более прилегающие к горе. В Кастабалах есть храм Артемиды Перасии, в котором, говорят, жрецы безвредно ходят босыми ногами по горячим углям. Некоторые относят к этому месту известную уже нам историю Ореста и Таврополы, утверждая, что Перасией названа Артемида оттого, что была перенесена туда с той стороны моря (πέϱαϑεν). В одном из десяти названных нами наместничеств, в Тианитиде, есть город Тианы; я не считаю позже присоединенных наместничеств: Кастабал, Кибистр и областей в суровой Киликии, где Архелай хорошо заселил островок Елаюссу и имел постоянное местопребывание. В так называемой Киликии главный город всей области Мазаки. И этот город называется Евсебеей с прибавкою Аргайской, потому что он лежит у подошвы горы Аргая, наивысшей из всех гор; вершина гор покрыта вечным снегом; поднимавшиеся на нее (таких не много) рассказывают, что оттуда при ясной погоде видны оба моря: Понтийское и Иссикское. Мазаки вообще имеют много неудобств для жизни: местность эта безводна, не укреплена и благодаря небрежности правителей не обведена стеною, быть может намеренно с тою целью, чтобы жители, занимая равнину с высокими, но доступными для стрел холмами, не полагались на стены, как на ограду, и не слишком предавались бы разбоям. Кроме того, окрестность города, хотя и равнина, имеет почву бесплодную, неудобную для земледелия, потому что она песчана и камениста. Пройдя немного дальше, мы вступаем на равнины, объятые огнем и изрытые огненными ямами на пространстве нескольких стадий, так что доставка средств к жизни производится издалека, причем кажущаяся выгода сопряжена с опасностью. Тогда как почти вся Каппадокия безлесна, в окрестностях Аргая имеется лес, так что он доставляется из близких пунктов·, почва, лежащая под лесом, имеет во многих местах огонь и вместе с тем покрыта холодной водой; впрочем, так как ни огонь, ни вода не пробиваются на поверхность земли, то большая часть последней покрыта травой. Там и сям земля болотиста, а по ночам от неё поднимается пламя. Люди сведущие производят доставку леса осторожно, но большинство подвергается опасности, в особенности вьючный скот, попадающий в незаметные ямы с огнем.
8) В равнине, что перед городом, течет река по имени Мелан на расстоянии почти сорока стадий от города; источники реки находятся в местности более низкой, нежели город. Поэтому, имея русло на ниже лежащей местности, река оказывается бесполезной для жителей города; разливаясь в болота и озера, она заражает летом воздух в окрестностях города; затрудняет даже эксплуатацию каменоломни, вообще очень полезной. Там есть каменоломни, представляющие неистощимый камень для постройки домов Мазакенов, но будучи покрыты водою каменные плиты сопротивляются усилиям человека. Эти болота всецело объяты пламенем. Так как Мелан проходит к Галию через теснины, то царь Ариараѳа закрыл проход его и превратил ближайшую равнину в озеро; там же он отделил несколько островов на подобие Киклад, где проводил время в юношеских забавах. Но когда отверстие было внезапно пробито и вода потекла снова, переполненный Галий затопил значительную часть земли Каппадокийцев, разрушил многие жилища, уничтожил растения; не мало опустошена была также область Галатов, занимавших Фригию. В возмездие за причиненный вред Галаты, обратившиеся за судом к Римлянам, требовали триста талантов. Тоже самое случилось подле Герпы, где Ариараѳа также велел запереть течение реки Кармала, и, когда впоследствии отверстие было прорвано, вода причинила вред некоторым местностям Киликийцев в окрестностях Малла, после чего потерпевшим вред он уплатил штраф.
9) Хотя область Мазакенов по природе не удобна для жительства, но цари избрали ее главным образом, как кажется, потому что местность эта лежит в середине целой страны гораздо более, чем все прочие пункты, в которых есть леса, камень для домов и пастбища для рабочего скота, очень нужные для жителей. Город служил им вместо лагеря. Укреплениями, которых много в стране, и которые принадлежали частью царям, частью друзьям их, обеспечена была их личная и имущественная безопасность. Мазаки отстоят от Понта почти на 800 стад. к югу, от Евфрата немного меньше, чем вдвое, а от Киликийских ворот и лагеря Кира на шесть дней пути через Тианы. Тиана лежат на середине этого пути и удалена от Кибистр на триста стадий. Мазакены пользуются законами Харонды, избирают себе законопевца (номода), который толкует им законы, как у Римлян юрисконсульты. Несправедливо обращался с населением армянин Тигран, когда сделал набег в Каппадокию: всех жителей он изгнал в Месопотамию и населил ими большую часть Тигранокерт; впоследствии все имевшие возможность возвратились на родину по завоевании Тигранокерт Римлянами.
10) Ширина этой страны от Понта до Тавра определяется почти в 1,800 стадий, а длина от Ликаонии и Фригии по направлению к. востоку и к Армении до Евфрата около 3,000 стад. Страна изобилует плодами, в особенности хлебом, и разного рода домашним скотом. Хотя она лежит южнее Понта, но холоднее его, а Багадания, будучи равниною лежащею южнее всех прочих частей, именно у подошвы Тавра, едва производит некоторые фруктовые деревья. Ослы водятся как здесь, так и в других местностях, в особенности в Гарсавре, Ликаонии и Моримене. В Каппадокии производится так называемая самая лучшая киноварь; с нею соперничает впрочем иберийская киноварь. Синопскою названа киноварь потому, что купцы обыкновенно отправляли ее в Синопу до тех пор, пока торговля Ефесцев не проникла до тамошнего населения. Говорят, что пласты хрусталя и ониксового камня найдены были архелаевыми рудокопами подле области Галатов. Там были также копи белого камня, похожего по цвету на слоновую кость, из него добывались небольшие куски камня на подобие точильных, и выделывались рукоятки для мечей. Другое место доставляло большие прозрачные плиты, которые вывозились даже за пределы области. Границею между Понтом и Каппадокией служит хребет, идущий параллельно Тавру, начинающийся у западных оконечностей Хамманены, где воздвигнуто укрепление на отвесном пункте Дасменда; тянется он до восточных оконечностей Лавиансены. Хамманена и Лавиансена составляют префектуры Каппадокии.
11) Когда Римляне после победы над Антиохом начали устраивать по своему местности в Азии, вступать в дружбу и союзы с тамошними народами и царями, то эта честь оказана была, Римлянами по отношению ко всем прочим царям только им лично, а Каппадокийскому царю вместе с народом. Когда царский род в Каппадокии прекратился, Римляне в силу дружбы и союза с народом предоставили последнему самостоятельность в управлении. Но посланные от народа лица отказывались от свободы, говоря, что они не способны выносить ее, и просили назначить им царя. Римляне изумились, что иные народы могут так отвращаться от свободы... но дозволили им выбрать голосованием из своей среды в цари, кого пожелают. Выбран был Ариобарзана. Когда род его в третьем поколении угас, царем назначен был, по распоряжению Антония, Архелай, вовсе не принадлежавший к народу. Столько о Великой Каппадокии. Что же касается суровой Киликии, присоединенной к Каппадокии, то о ней удобнее говорить при описании целой Киликии.


[1] Срвн. I, 3, 7.
[2] II. 6.