Глава восьмая

Части Тавра к востоку от Гирканского моря. Народы на северной стороне горы. Дай, Саки, Массагеты. Набеги их в Гирканию и Парѳию. Празднество Сакая в Зеле Каппадокийской. Местожительство, нравы, образ жизни Массагетов. Сведения Ератосѳена о местах жительства различных народов в этих местностях. Расстояние от Каспия до Индии.
1) Если идти далее от Гирканского моря на восток, то на правой стороне будем иметь горы, тянущиеся до Индийского моря. Еллины называют эти горы Тавром. Начинаются они у Памфилии и Киликии и тянутся непрерывно от запада до Индийского моря, нося различные наименования. Северные части гор занимают во-первых Гелы, Кадусии, Амарды, как мы говорили выше, и некоторые из Гирканцев; потом, если идти на восток и к реке Оху, живут народы: Парѳянский, Маргианский, Арийский; далее лежит пустыня, которую от Гиркании отделяет река Сарний. Гора, тянущаяся сюда от Армении, сюда или немного ближе, называется Парахоаѳрою. От моря Гирканского до Ариев считается около 6,000 стадий. Далее следуют Бактриана, Согдиана и наконец Скиѳы кочевники. Всю цепь гор, начиная от страны Ариев, македоняне назвали Кавказом, а у варваров каждая часть носила особое название; так северные вершины Паропамиса были, Емода, Имай и многие другие.
2) Влево отсюда против этих народов живут скиѳские племена и кочевники, занимающие всю северную сторону. Большая часть Скиѳов, начиная от Каспийского моря, называются Даями; более восточные из них называются Массагетами и Саками; все прочие носят общее имя Скиѳов, но и каждый народ в отдельности называется особым именем. Большая часть Скиѳов, если не все, номады. Наиболее известны из кочевников те, которые отняли у Еллинов Бактриану, именно Асии, Пасианы, Тохары, Сакаравлы, вышедшие с того берега Иаксарта, подле Саков и Согдианов; берегом этим владели Саки. Одни из Даев называются Апарнами, другие Ксанѳиями, третьи Писсурами. Апарны ближе всех прочих прилегают к Гиркании и к Каспийскому морю, а остальные народы простираются до страны, лежащей против Арии.
3) Между этими народами с одной стороны, Гирканией, Парѳией до Ариев с другой лежит обширная и безводная пустыня, через которую переходили народы в продолжительных путешествиях, делая вторжения в Гирканию, Несаю и равнины Парѳов. Народы эти согласились платить дань, которая состояла в дозволении проходить через страны их в определенное время и уносить с собою добычу. Если вторжения в страну делались Скиѳами противно договору, возникала война, снова наступали соглашения и снова велись войны. Таков образ жизни и прочих номадов, состоящий в нападениях на соседей и затем в договорах.
4) Саки совершали военные походы подобно Киммерийцам и Трерам, причем походы их бывали или весьма отдаленные, или в соседние земли. Так они овладели было Бактрианой и покорили лучшую землю в Армении, которой они дали и название Сакасены; они же доходили до Каппадоков и в особенности до тех народов у Евксейна, которые называются теперь Понтиками. Персидские полководцы того времени напали на них ночью во время пира после грабежа и истребили их совершенно. На равнине с помощью земляной насыпи они придали скале подобие холма, обвели ее стеною и соорудили там храм Анаитиде и еще двум персидским божествам, имевшим общий жертвенник, Оману и Анадату; они же установили ежегодный народный праздник, Сакая, который празднуется и до сих пор жителями Зел; так называется одно место. Большая часть этого города принадлежит храмовым служителям. Помпей, присоединив в городу значительный кусок земли, поселил жителей её за городского стеною и объявил этот город в числе тех, которые он основал после уничтожения Миѳридата.
5) Так рассказывают о Саках одни; по словам других, Кир был побежден в походе против Саков и бежал. Расположившись лагерем в том месте, где он оставил свой багаж с большими запасами всего, в особенности вина, он отдохнул немного с своим войском, а затем к вечеру отправился дальше, как бы убегая, причем покидал за собою богатые шатры. Удалившись на надлежащее, по его мнению, расстояние, Кир остановился, между тем как Саки напали на лагерь, покинутый людьми, но полный лакомых яств и напитков и объелись там чрезмерно. Тогда Кир возвратился и захватил опьяневших и потерявших сознание Саков, так что одни были убиты во сне и в беспамятстве, другие поражены неприятельским оружием среди танцев и шумного пиршества, без всякого вооружения. Таким образом погиб почти весь отряд Саков. Кир приписывал свою удачу воле божеств и посвятил тот день богу предков, назвавши его Сакая. Где только есть храм этой богини, везде совершается и шумное празднество Сакая, продолжающееся день и ночь; участвующие в празднике одеты по скиѳски, пьют вместе с женщинами и дерутся между собою и с женщинами.
6) Массагеты доказали свою доблесть в той войне с Киром, о которой повествуют многие; от них и нам следует узнать об этом. О массагетах говорят, что часть их живет на горах, часть в равнинах, третьи занимают болота, образуемые реками, четвертые острова на этих болотах. Утверждают, что река Аракс, разделяющаяся во многих местах, более других наводняет эту страну: она впадает всеми своими устьями в северную часть моря и только одним в Гирканский залив. Богом считают они только солнце, в жертву которому приносят лошадей. Хотя каждый из них имеет одну жену, но они пользуются и чужими женами и вовсе не тайно: сообщающийся с чужою женщиною вешает свой лук на повозке и сообщается явно. Самою лучшею смертью считается у них та, когда дожившие до старости изрубливаются вместе с бараниной и в таком виде поедаются. Умерших от болезни они бросают на съедение зверям, как нечестивых и недостойных. Они - хорошие конные и пешие воины, вооружены луками, мечами, панцирями, медными топорами, в битвах носят золотые пояса и золотые повязки. Уздечки и наплечники их лошадей украшены золотом. Серебра у них нет, железа мало, медь и золото в изобилии.
7) Массагеты, живущие на островах, питаются кореньями и дикими. плодами, потому что у них нет посевов. Одеваются они в древесную кору (скота у них нет), пьют сок, выжимаемый из древесных плодов. Живущие в болотах питаются рыбою, одеваются в шкуры тюленей, выходящих из. моря. Горные жители питаются дикими плодами. Впрочем они имеют немного овец, которых не режут, сохраняя их для шерсти и молока. Платья их пестро раскрашиваются растительными соками, долго не теряющими своего блеска. Жители равнин, имея землю, не обрабатывают её, живут мясом овец и рыбою, образ жизни ведут кочевой и скиѳский. Все эти народы имеют одинаковый образ жизни; их погребальные обряды, нравы и весь житейский обиход сходны; каждый народ в отдельности коварен, дик и воинствен, но в сношениях с другими простодушен и правдив.
8) В состав Массагетов и Саков входят также Атасии и Хорасмии, к которым бежал от Бактрианов и Согдианов Спитамена, один из Персов, бежавших подобно Бессу, от Александра. Впоследствии Арсак, убегая от Селевка Каллиника, удалился к Апасиакам. По словам Ератосѳена, Арахоты и Масагеты живут подле Бактрийцев, к западу от них вдоль реки Окса; Саки и Согдианы противолежат Индии всем пространством занимаемой ими плоскости, а Бактрийцы только небольшою частью своей земли; большая же часть их живет подле Паропамиса. Саки отделены от Согдианов Иаксартом, а Согдианы от Бактрианов Оксом. Между Гирканцами и Ариями, по словам того же Ератосѳена, обитают Тапиры. Кругом моря за Гирканцами следуют Амарды, Анариаки, Кадусии, Албанцы, Каспии, Витии, а быть может и некоторые другие до Скиѳов. На другой стороне и Гирканцев живут Дербики, наконец Кадусии соприкасаются уже с Медийцами и Матианами под Парахоаѳрою.
9) Расстояния определяет Ератосѳен следующим образом: от Каспийского моря до Кура около 1,800 стад., отсюда до Каспийских ворот 5,600, до Александрии в области Ариев 6,400, отсюда до города Бактры, который называется еще Зариаспою, 3,870, до реки Иаксарта, до которой дошел Александр, около 5,000. Всего считается 22,670 стадий. Следующим образом он определяет расстояния от Каспийских ворот до Индийцев: до Гекатомпила он считает 1,960 стад., до Александрии в Арийской области 4,530, до Профѳасии, что в Дранге, 71,600, а по мнению других расстояние это равняется 1,500 стад., потом до города Арахотов 4,120, далее до Ортоспана на перекрестке трех путей из Бактрийской области 2,000, отсюда до границ Индии 1,000. Всего получается 15,300 стадий. Непосредственным продолжением этого расстояния по прямой линии следует считать длину Индии от Инда до восточного моря. Столько о Саках.