Глава пятая

Жилища и нравы Амазонок. Связи их с Гаргареями ради производства детей. Своеобразные сказания об Амазонках. Перенесение имени Кавказа на Индийские горы из лести Александру. Жители самых южных и самых северных частей Кавказа. Сираки. Аорсы.
1) Утверждают, что в горах над Албанией живут и Амазонки. Ѳеофан, участвовавший в походе с Помпеем и посетивший Албанцев, рассказывает, что между Амазонками и Албанцами живут скиѳские племена Гелов и Летов, что там течет река Мермадалий по середине между Скиѳами и Амазонками. По уверению других, к числу которых принадлежат Скепсиец Метродор и Гипсикрат, и которые были равно сведущи относительно этих стран, Амазонки живут на границе с Гаргареями, на северных склонах Кавказских гор, называемых Керавниями. Большую часть года они делают все работы сами: пашут землю, сажают растения, ухаживают за стадами, особенно за лошадьми; наиболее сильные из них устраивают охоту, упражняются в военных делах. Всем им в детстве выжигают правую грудь, чтобы беспрепятственно пользоваться плечом в разных занятиях, и особенно в метании копья. Вооружены они луком, топором и щитом, а из кож диких зверей приготовляют себе шлемы, плащи и пояса. Амазонки имеют два излюбленных месяца весны, в которые они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от Гаргареев. Последние также отправляются на гору по давнему обычаю, там они приносят жертвы вместе с Амазонками, имеют сообщение с ними для производства поколения; это совершается в темноте, так что любой мужчина сообщается с любою женщиною совершенно случайно. Сделавши женщин беременными, мужчины отпускают их домой. Детей женского пола Амазонки удерживают у себя, а мужского относят Гаргареям на воспитание. Всякий смотрит на каждое дитя, как отец, считая его в неведении своим сыном.
2) Река Мермода, ниспадающая с гор и протекающая через землю Амазонок Сиракену и лежащую между ними пустыню, изливается в Меотиду. Говорят, что Гаргареи сошлись в эти местности вместе с Амазонками из Ѳемискиры, потом отпавши от Амазонок, они вели с ними войну при содействии неких Ѳракийцев и Евбейцев, попавших в эти места по ошибке, что впоследствии, окончивши эту войну, они сошлись с Амазонками на упомянутых выше условиях. Таким образом у Гаргареев была только общность детей с Амазонками, жили же те и другие отдельно, сами по себе.
3) Сказание об Амазонках отличается кое-чем своеобразным. Во всех других сказаниях баснословное и фактическое различаемы: старина, ложь и чудесное называются баснями, история же ищет истины, будет ли то старо или ново, причем чудесного или вовсе не допускает, или допускает редко. Об Амазонках напротив и теперь и прежде рассказывают одно и тоже, полное чудес и далеко неправдоподобное. Кто может, например, поверить тому, что войско или город, или весь народ состоят из одних женщин без мужчин? И не только существовал такой народ, но совершал походы в чужие земли, не только покорил соседей и проник до самой нынешней Ионии, но предпринял поход через море до Аттики? Это похоже на то, как если бы кто-нибудь утверждал, что тогдашние мужчины были женщинами, а женщины мужчинами.
4) Впрочем тоже самое рассказывают об Амазонках и теперь. Упомянутая своеобразность сказаний усиливается еще тем, что старому больше верят, чем нынешнему. Так рассказывают о постройке городов Амазонками и названии их по именам этих женщин, так наприм. Ефеса, Смирны, Кумы, Мирины; упоминают также о могилах и других памятниках. Ѳемискира, равнины в окрестностях Ѳермодонта, лежащие над ними горы называются страною Амазонок, причем замечают, что они были вытеснены оттуда. Где они в настоящее время, о том немногие дают бездоказательные и неправдоподобные указания. Таковы сведения и о Ѳалестрии, царице Амазонок, которая, говорят, встретилась в Гиркании с Александром и имела с ним сообщение с целью иметь детей. Сказание это не принимается единогласно: из множества писателей одни, наиболее внимательные к истине, не говорят об этом вовсе, равно как и другие, наиболее достойные веры, не упоминают ни о чем подобном, и даже говорящие об этом не соглашаются между собою. Так, по словам Клейтарха, Ѳалестрия прибыла к Александру от Каспийских ворот и Ѳермодонта, между тем от Каспия до Ѳермодонта больше 6,000 стадий.
5) Если некоторые сказания, прославляющие их, и согласны между собою, то все таки авторы их имели в виду больше лесть, чем истину. Таково перенесение Кавказа к индийским горам и к прилегающему к последним восточному морю - с гор, тянущихся выше Колхиды и Понта Евксейна. Эти горы у Еллинов назывались Кавказскими; от Индии они отстоят более, чем на 30,000 стадий. Они же были местом страданий Промеѳея, прикованного к ним, потому что эти горы были крайними известными тогда пунктами на востоке. Военные походы Диониса и Геракла против Индийцев обличают позднейшее образование миѳа, потому что Геракл освободил Промеѳея тысячу лет спустя после этого. Для Александра было больше славы покорить Азию до Индийских гор, нежели до угла Евксейна и Кавказа. Слава горы, имя её, молва, будто Язон с спутниками совершил длиннейший поход до Кавказа, будто Промеѳей был прикован на краю земли к Кавказу... они полагали, что перенесение названия горы в Индию польстит царю.
6) Наивысшая часть подлинного Кавказа - южная, обращенная к Албании, Иберии, к Колхам и Гениохам. Часть эта заселена народом, который, как я сказал, сходится в Диоскуриаду; а сходится сюда главным образом для покупки соли. Одни из них занимают вершины гор, другие обитают в ущельях, питаясь преимущественно мясом диких зверей, дикими плодами и молоком. Зимою горные вершины недоступны, а летом люди взбираются на них, прикрепивши к ногам подошвы из бычачьей кожи, обитые гвоздями; подошвы эти широки, как литавры, а подвязывают их ради снега и льда. Спускаются с горы лежа на звериной шкуре вместе с кладью и скользя по льду, что встречается также в Атропатской Медии и на горе Масии в Армении; там к подошвам прикрепляют еще деревянные, обитые гвоздями колесца. Таковы вершины Кавказа. Спускаясь к подошвам гор, мы вступаем в область более северную, но и более теплую, потому что местности эти соединяются уже с равнинами Сираков. Здесь есть и часть Троглодитов, живущая по причине холода в пещерах; у них хлеб в изобилии. За Троглодитами следуют так называемые Хамайкойты и Полифаги, деревни Ейсадиков, которые могут обрабатывать свою землю, так как живут не совсем на севере.
8) Далее живущие народы между Меотидою и Каспием - кочевники, каковы Набианы, Панксаны, а также племена Сираков и Аорсов. Аорсы и Сираки, как кажется, беглецы из среды народов обитающих выше... они севернее Аорсов. Абеак, царь Сираков, выставил 20,000 всадников, когда Фарнака овладел Боспором; Спадина. царь Аорсов, выставил 200 тысяч, верхние Аорсы еще больше. Они занимали большую страну, владели почти и всем самым длинным Каспийским берегом, так что вели караванную торговлю индийскими и бабилонскими товарами, получая их от Армян и Медян; они носили золотые украшения, потому что были богаты. Аорсы жили вдоль Танаида, Сираки вдоль Ахардея, который вытекает из Кавказских гор и впадает в Меотиду.,