Глава первая

Евбея. Длина и ширина острова. Различные наименования о-ва в древности. Сведения о городах, особенно об Еретрии и Халкиде, и о колониях последних. Свойства почвы о-ва. Различные способы вооружения евбейцев во времена Гомера. Реки на о-ве. Места с названием Евбеи в других странах. Переход к Этолии и Акарнании.
1) Так как Евбея, не включая её обеих оконечностей, тянется вдоль всего берега от Суния до Ѳессалии, то нам следует присоединить к прежде сказанному описание этого острова, затем перейти к Этолии и Акарнании, остальным частям Европы.
2) И так, остров этот имеет в длину от Кеная до Герайста около 1,200 стадий, ширина его различна, но в наиболее широких частях он имеет около 150 стад. Кенай (Κήναιον) лежит против Ѳермопил и небольшой части пространства по ту сторону Ѳермопил, а Герайст и Петалия против Суния. Таким образом Евбея расположена по другую сторону пролива против Аттики, Беотии, Локриды и Малиеев. Благодаря узкости и обозначенной выше длине она называлась в древности Макридою (Длинная). К материку остров наиболее приближается у Халкиды, где делает изгиб по направлению к окрестностям Авлиды в Беотии и образует Еврип. Мы говорили уже подробно как об Еврипе, так равно обо всех почти местностях, противолежащих друг другу на суше и на острове, по сю и по ту сторону Еврипа. Что мы обошли тогда, о том желаем сказать теперь. Прежде всего заметим, что часть острова между Авлидою и окрестностями Герайста называют Углублением Евбеи, потому что берег делает здесь изгиб внутрь, а подле Халкиды он выступает снова, приближаясь к материку.
3) Остров назывался не только Макридою, но также Абантидою. Поэтому Гомер, называя Евбею, нигде не называет жителей её Евбейцами, но всегда Абантами:
"Поток жители Евбеи, мужеством дышащие Абант"
"За ним следовали Абанты".[1]
По словам Аристотеля, Ѳракийцы из Абы Фокейской поселились на этом острове и жителей её назвали Абантами. По мнению других, жители острова так названы по имени какого-то героя, равно как Евбея получила свое название от героини. Может быть также, что Ио родила, говорят, здесь Епафа в той пещере, которая называется Стойлом коровы (αὐλὴ βοός), и которая находится на берегу, обращенном к Эгейскому морю. Остров назывался также Охою, и общее имя с ним носит самая большая из здешних гор. Назывался он еще Еллопиею от Еллопа, сына Иона. Другие же считают братом Айкла и Коѳа то лицо, которое основало Еллопию, поселение в так называемой Орее в Гистиэотиде, подле горы Телеѳрия, которое основало также Гистиаю, Педиаду, Керинѳ, Айдепс, Оробию, где находился правдивейший из всех оракул. Там был также оракул Аполлона Селинунтского. В Гистиаю переселились Еллопии и расширили город; к тому они были вынуждены после сражения при Левктрах тираном их Филистидом. Демосѳен говорит, что Филипп поставил Филистида тираном и над Орейтами. Так именно назывались впоследствии Гистиэи, а город их переименован был из Гистиаи в Орей. Напротив некоторые утверждают, что Гистиея заселена была аѳинянами из дема Гистиэев, подобно тому, как Еретрия основана была жителями дема Еретрийцев. По мнению Ѳеопомпа, Гистиэи выселились по условию в Македонию после покорения Евбеи Периклом, а 2,000 пришедших на остров Аѳинян заняли Орей, составлявший прежде дем Гистиэев.
4) Орей лежит под горою Телеѳрием в так называемом Дриме, при реке Каллаите на высокой скале, так что может быть городу дано его название потому, что прежние жители его были горцами (ὄρειοι), кажется, что и вскормленный здесь Орион назван так по той же причине. Некоторые утверждают, что Орейты, занимавшие свой собственный город, перешли потом, побежденные Еллопиями, в другое место и поселились вместе с Гистиэями, что один и тот же город носил два названия подобно тому, как один город называется и Лакедемоном, и Спартою. Прежде мы упоминали, что Гистиэотида в Ѳессалии названа была так от Гистиэев, вытесненных оттуда Перребами.
5) Так как Еллопия заставила нас начать с Гистиэи и Орея, то мы теперь скажем о местностях соседних с этими пунктами. В области Орея находится Кенай, а подле него Дий и Аѳины Диады, аѳинская колония, лежащая над переходом в Кин. Из Дия вышла колония в Каны Эолийские. Местности эти лежат в окрестностях Гистиэи, а кроме того городок Керинѳ на берегу моря. Вблизи отсюда течет река Будор, одноименная с горою, что на Саламине подле Аттики.
6) Карист лежит под горою Охою, а вблизи от него Стира и Мармарий; в последнем из них каменоломня Каристийских колонн и храм Аполлона Мармарина, откуда существует переправа в Гады Арафениды. В Баристе есть также камень, который прядут и ткут, так что ткань из него идет на полотенца, которые, будучи загрязнены, бросаются в огонь и очищаются, как льняные в стирке. Заселены эти места, как говорят, жителями окрестностей Мараѳонского четырехградия, Стейриеями. Стира была разрушена в ламийской войне по распоряжению Федра, аѳинского полководца; а землею владеют Еретрийцы. Карнетом называется еще место в Лаконике, именно в Эгие подле Аркадии; по имени его Алкман называет вино Каристийским.
7) Хотя Герайст не называется в "Каталоге кораблей", тем не менее Гомер упоминает об нем:
"К Герайсту ночью они пристали",
и указывает на то, что пункт этот, находясь вблизи к Сунию, расположен удобно для переплывающих из Азии в Аттику. Герайст имеет храм Посейдона, знаменитейший на целом острове, и значительное население.
8) За Герайстом следует Еретрия, самый большой город на Евбее после Халкиды, потом Халкида, как бы метрополия острова, лежащая у самого Еврипа. Оба города основаны были, как рассказывают, Аѳинянами перед Троянскою войною, а после этой войны из Аѳин отправились Айкл и Коѳ, из которых первый основал Коѳ, а второй Халкиду. На острове поселились кроме того некоторые Эолийцы из военного отряда Пенѳила, наконец в древности утвердились Арабы, пришедшие с Кадмом. Города эти значительно усилились, выслали большие колонии в Македонию, именно: Еретрия основала города около Паллены и Аѳона, а Халкида - города подле Олинѳа, разоренные Филиппом. Равным образом в Италии и Сицилии многие местности принадлежат Халкидянам. Колонии эти выведены были, как сообщает Аристотель, в то время, когда было в силе так называемое правление Гиппоботов: во главе его стояли лица, обладавшие наибольшим имущественным цензом и управлявшие в смысле аристократическом. Во время перехода Александра в Азию Халкидяне усилили укрепления своего города, обвели стеною Канеѳ и Еврип, а на мосту соорудили башни, ворота, возвели стену.
9) Над городом Халкидян лежит равнина Лелант; на ней находятся теплые ключи, очень действительные против некоторых болезней; ими пользовался между прочим Корнелий Сулла, римский полководец. Там же был общий рудник меди и железа, примера чего мы не знаем более нигде; впрочем в настоящее время оба металла истощены, равно как и серебряные рудники в Аѳинах. Вся Евбея, и в особенности та часть её, что у пролива, подвергается часто землетрясениям, имеет подземные пути для ветров, как Беотия и многие другие места, о которых мы распространялись прежде. Говорят, что именно следствием таких неблагоприятных свойств была гибель одноименного с островом города, о котором упоминает и Эсхил в Главке Понтии:
"Евбоиду, изгибающуюся около берега Зевса Кенайского, подле самой могилы злосчастного Лиха"
Одним именем с Халкидою называется и город в Этолии:
"Халкиду приморскую и каменистый Калидон"[2]
а также в нынешней Елее:
"Они шли мимо Крун и каменистой Халкиды",
Телемах и его спутники, идя от Нестора на родину.
10) Некоторые утверждают, что Еретрия основана Еретрием из города Макиста в Трифилии, а другие, что колонистами из Еретрии Аѳинской, которая в настоящее время служит рынком. Еретрия есть также около Фарсала, посвящена она Аполлону. Постройка храма приписывается Адмету; в этом храме, как рассказывают, служителем был сам бог. В древности Еретрия называлась Меланоидою и Аротриею. К этому городу принадлежит деревня Амаринѳ, лежащая в семи стадиях от стены. Древний город разрушили Персы, причем, как выражается Геродот[3], толпы их как бы в сети загнали жителей, потому что варвары расположились массами кругом стен. Еще и теперь показывают фундаменты, называя их древнею Еретриею; нынешний город построен на древнем. О том могуществе, каким в былое время обладали Еретрийцы, свидетельствует столб, который они некогда поставили в храме Артемиды амаринѳской; начертанная на нем надпись гласит, что Еретрийцы совершают праздничную процессию с 3,000 гоплитов, 600-ами всадников и с 60 колесницами. Они господствовали над Андросцами, Теносцами, Косцами и жителями некоторых других островов. Они приняли поселенцев из Елиды, и с того времени часто подвергались насмешкам в комедии, потому что стали часто употреблять букву ρ не только в конце слова, но и в середине. В области Еретрии был город Тамины; близко к проливу лежит также деревня Ойхалия, остатки города, разрушенного Гераклом; одноименные с этою деревни находятся в Трахинии около Трикки, в Аркадии; последнюю называли позже Анданией; наконец в Этолии около Евританов есть также Ойхалия.
11) В наше время Халкида по общему мнению занимает первое место и считается главным городом Евбейцев; Еретрии принадлежит второе место. И в древности города эти пользовались большим значением, как в военное, так и в мирное время, так что они служили приятным и спокойным местом пребывания даже для мудрецов. Доказательством последнего служит существование в Еретрии школы еретрийских философов, последователей Менедема, а еще раньше пребывание Аристотеля в Халкиде, который здесь и кончил жизнь.
12) Большею частью оба эти города жили во взаимном согласии, но, поссорившись из за Леланта... не окончательно прервали... так что во время войны они поступали во всем по произволу, но предварительно заключали уговор, по которому и должны были вести войну. Эго же доказывает и столб в Амаринѳском храме, воспрещающий пользоваться метательными копьями (τηλεβόλοις); потому что нет ни теперь, ни прежде не было прочного постановления относительно военных действий и вооружения. Так одни пользуются метательным орудием, как наприм. стрелки из луков, пращники и метатели копий, а другие - рукопашным, как наприм. сражающиеся мечем и вытянутым копьем. Способ употребления копья двоякий: или рукопашный, или состоящий в метании его, равно как и древко копья допускает оба способа: рукопашный бой и бросание. Тоже самое относится к сариссе и гиссу.
13) Евбейцы отличались в стойком бою, который называется также συστάδην и ἐϰ χειρός. Они пользовались вытянутыми копьями, как говорит и Гомер:
"копейщики, жаждавшие сокрушить панцири вытянутыми копьями"[4]
Метательные копья составляли, должно быть, другой род оружия, к которому принадлежало по всей вероятности "Пелеево копье"; его, как говорит поэт, умел метать один Ахилл[5]; а Одиссей, говоря:
"я бросаю копье так далеко, как никто другой не пустит стрелы",
разумеет метательное копье. Потом, если вступают в бой единоборствующие, то сначала они действуют метательными копьями и только после берутся за мечи. Впрочем сражающиеся в рукопашном бою не только те, которые действуют мечем, но также сражающиеся с копьем в руке, как говорит наприм. поэт:
"он поразил его копьем с медным наконечником и разрешил ему члены"[6]
Гомера сражающимися подобным способом являются Евбейцы. О Локрах напротив он говорит, что
"они не любили рукопашного боя и отправились в Илион с луками и с хорошо скрученным руном овцы".
Известно следующее изречение оракула, данное Эгейцам:
"Конь ѳессалийский, женщина лакедемонская, мужчины пьющие воду из священной Ареѳусы", чем Халкидяне обозначаются как наиболее мужественные.
14) Теперь есть на Евбее две реки: Керей и Нелей. Овцы, пьющие воду первого источника делаются белыми, а пьющие из второго - черными. О подобном свойстве вод Краѳиса я говорил прежде.
15) Часть Евбейцев, возвращавшихся из под Трои, вторглась в область Иллирийцев, и, возвращаясь потом на родину через Македонию, поселилась около Едессы, оказавши помощь в войне принявшим их жителям; тогда же они основали город Евбею. В Силиции также была Евбея, колония тамошних Евбейцев, ее разорил Гелон и превратил в сиракузскую крепость. На Коркире, Лемне были местности, называвшиеся Евбеею, а в Аргее назывался так холм.
16) Так как к западу от Ѳессалийцев и Этеев живут Этоляне, Акарняне и Аѳамане, то нам остается, если только считать последних Елланами, сообщить сведения об этих народах, чтобы получить таким образом описание всей Еллады. Наконец следует также присоединить описание островов, лежащих наиближе к Елладе и населенных Еллинами, если только мы об них не упоминали прежде.


[1] Ил. II, 536. 542.
[2] Ил. II, 640.
[3] III, 149; IV, 81.
[4] Ил. II, 543.
[5] Ил. XIX, 389.
[6] Ид. IV, 469.