Глава третья

Положение. Фокиды и отношение границ ее к соседним областям. Дельфы, Елатеа - важнейшие местности в области. Исторические сведения о Дельфах. Пиѳийские состязания. Критика известий Ефора. Прочие достойные упоминания города Фокиды.
1) За Беотией и Орхоменом к северу следует Фокида, которая тянется вдоль Беотии и подобно ей простирается от моря до моря; так по крайней мере было в древности, ибо Дафнунт принадлежал тогда к Фокиде; находясь между Опунтским заливом и берегом Епикнемидов он отделял Локриду с обеих сторон; теперь земля принадлежит Локрам, а город разрушен, вследствие чего Фокида не простирается в наше время до Евбейского моря; но она касается Криссайского залива, потому что как Крисса, лежащая на самом берегу этого моря входит в состав Фокиды, так равно и Кирра, Антикирра и местности, далее на материке лежащие подле Парнаса, именно: Дельфы, Кирфида, Давлида и самый Парнас принадлежат к Фокиде, причем Парнас составляет западную её границу. Как Фокида простирается подле Беотии, так обе Локриды лежат подле Фокиды. Локрид две, разделяются они горою Парнасом: одна лежит с западной стороны Парнаса, занимая даже некоторую часть горы и простираясь до Криссайского залива, а другая с восточной, оканчиваясь у моря против Евбеи. Западные Локры называются также Озолами и имеют на общественной печати изображение вечерней звезды. Прочие Локры тоже делятся на две части: Опунтские, получившие свое название от главного города, граничащие с Фокейцами и Беотянами, и Епикнемидские, так называемые от горы Кнемиды и соприкасающиеся с Этеями (Οἰταῖοι) и Малиеями. По середине между западными Локрами и остальными возвышается Парнас, простирающийся в северном направлении от окрестностей Дельф до совпадения гор Этолийских и Эты. Как двойная Локрида лежит подле Фокейцев, так равно Эта с Этолиею и с некоторыми между ними находящимися местностями дорийского четвероградия, лежат подле обеих Локрид, Парнаса и прочих Дорян. Над этими последними живут Ѳессалийцы, северные Этоляне, Акарняне и некоторые эпирские и македонские народности. Таким образом необходимо представлять себе названные области в виде параллельно тянущихся полос от запада к востоку, о чем мы говорили прежде. Весь Парнас считается священным; он имеет пещеры и другие пункты, пользующиеся почитанием и принимающие жертвы. Наиболее известное и самое прелестное место - Корюкий, пещера нимф, одноименная с Киликийскою. Западную сторону Парнаса занимают Локры Озолы, некоторые Доряне и Этоляне близ этолийской горы Корака. На восточном склоне горы обитают Фокейцы и большая часть Доран, которые владеют четырехградием, как бы облегающим Парнас и только на востоке простирающимся дальше его. В каждой из названных стран или полос стороны, определяющие длину, т. е. северная и южная, параллельны между собою, а две другие стороны, западная и восточная, не параллельны. Так граница, взятая между Криссайским заливом и Актием, а другая против Евбеи до Ѳессалоники (здесь пределы этих племен), не параллельны между собою. Одним словом, фигуры упомянутых стран следует представлять себе в виде треугольника, в котором проведено несколько линий параллельно основанию: будучи взяты отдельно, фигуры параллельны между собою, равно как и противоположные границы их, идущие в длину, но не те, которые определяют ширину их. Это общий очерк моего последующего описания; теперь мы скажем о каждой области отдельно, начиная с Фокиды.
2) Наиболее замечательные города в этой области - Дельфы и Елатея. Дельфы замечательны храмом Пиѳийского Аполлона и древним оракулом, так что уже Агамемнон, по словам Гомера, спрашивал этого оракула. Так киѳаред поет
"распрю Одиссея и Пелида Ахилла, как некогда они спорили
между собою. Владыка мужей Агамемнон радовался в душе:
добрым знаменьем предсказал ему вражду Аполлон в Пиѳоне... "[1]
Дельфы сделались замечательны благодаря оракулу; а Елатея тем, что это самый большой и к тому же самый важный из тамошних городов по своему положению у узкого прохода, так что, владея этим пунктом, можно держать в своих руках вход в Фокиду и Беотию. Действительно, горы Этейцев, а также Локров и Фокейцев не везде проходимы для военных отрядов, вторгающихся из Ѳессалии; они имеют только узкие к тому же отделенные один от другого проходы, которые и оберегаются соседними городами; так что, если эти последние завоеваны, тогда взятие проходов следует само собою.
Так как слава Дельфийского храма сообщает этому месту преимущества перед прочими, и самое положение его образует естественное начало (потому что это самая западная часть Фокиды), то мы и начнем с Дельф.
3) Я уже говорил, что и Парнас лежит в западной части Фокиды. Западным его склоном владеют Локры Озолы; южную сторону горы занимают Дельфы. Местность эта скалиста и имеет вид стены; на вершине её стоит оракул и город, имеющий в окружности 16 стадий. Над ним лежит Ликорея, где Дельфийцы имели прежде свои поселения, несколько выше храма; теперь они живут у самого храма, около Кастальского источника. Перед городом с южной стороны лежит Кирфа, обрывистая гора, между которою и городом находится роща, орошаемая рекою Плейстом. У подошвы Кирфы, при море, расположен древний город Кирра, от которого в Дельфы считается около 80 стадий пути. Лежит он против Сикиона. Подле Кирры простирается плодоносная равнина Криссайская. Далее следует другой город Крисса, по имени которого и залив получил свое название Криссайского. Затем Антикирра, одного имени с тем городом, который расположен в заливе Малийском, при Эте. Говорят, что здесь растет лучшего сорта еллебор, здесь же он и приготовляется лучше, чем где либо; поэтому многие отправляются сюда для очищения и лечения. В Фокейской Антикирре произрастает какое-то лекарственное растение, похожее на сесам; вместе с ним-то и приготовляют этейский еллебор.
4) Антикирра существует до сих пор, а Кирра и Крисса разрушены, прежде первая Криссайцами, позднее вторая Еврилохом Ѳессалийцем во время Криссайской войны; поводом к войне послужило то обстоятельство, что Криссайцы, разбогатевши от пошлин на товары, которые шли из Сицилии и Италии, стали облагать слишком высокими пошлинами лица, приходившие к оракулу, что делали вопреки постановлениям Амфиктионов. Та же участь постигла Амфиссеев, принадлежавших к Локрам Озолам: напавши на Криссу, они овладели городом, а посвященное Амфиктионами богам поле снова вспахали; притом с чужестранцами, приходившими сюда, обращались еще хуже, чем прежние Криссайцы. Поэтому их также наказали Амфиктионы и возвратили божеству эту область. Теперь самый храм не пользуется большим уважением, но он был прежде в чрезвычайном почете, что доказывается существованием сокровищниц, сооруженных народами и правителями; там хранились посвященные богу драгоценности и произведения лучших художников; доказывается это также Пиѳийскими играми и множеством известных изречений дельфийского оракула.
5) Как говорят, оракул представляет довольно глубокую пещеру с незначительным отверстием. Из неё поднимаются пары, приводящие в восторженное состояние. Над отверстием пещеры стоит высокий треножник, на который всходит Пиѳия и, вдыхая пары, изрекает предсказания в стихотворной и прозаической форме; но и этим последним сообщают стихотворный размер служащие при храме поэты. Говорят, что первая Пиѳия была Фемоноя; прорицательница же и город получили свое название от глагола πυϑέσϑαι (пытать, вопрошать), причем первый слог удлинен, подобно тому, как в словах: ἀϑάνατος, ἀϰάματος, διάϰονος. И постройка городов и почитание общих храмов имели одну и ту же причину: люди соединялись в города и племена в силу природной склонности к общежитию и вместе с тем для взаимной пользы; по тем же самым причинам они сходились к общим храмам, где совершали праздников честь богов и устраивали народные торжества; в самом деле все подобные сходки за общим столом, общими возлияниями, пребывание под одной кровлей ведут к дружбе; чем больше это распространялось, и чем большее число народов участвовало в этом, тем большею казалась и выгода от этих сходок.
6) Уважение к этому храму было следствием здешнего оракула, который, казалось, был правдивее всех прочих, хотя тому содействовало и самое местоположение: храм лежит почти в центре всей Еллады, и той, которая простирается по сю сторону Исѳма, и той, которая лежит по ту сторону его; храм называли даже пупом земли, считая его лежащим в центре всей обитаемой земли; присочинивши и миѳ, который рассказывается Пиндаром[2], - именно, что здесь встретились орлы, выпущенные Зевсом, один с запада, другой с востока; некоторые вместо орлов называют воронов. В храме действительно показывают пуп перевязанный ленточками и на нем оба изображения из миѳа.
7) Благодаря такому удобному положению, в Дельфы сходились народы, в особенности жившие по соседству, а из них сложился Амфиктионов союз, который имел целью совещания об общих делах и общее попечение о храме, потому что здесь лежали большие сокровища, много посвященных богам предметов, а все это требовало охранения и почтительного обращения. Древнейшая история его неизвестна. Акрисий кажется был первый из упоминаемых историею, который, установив отношения Амфиктионов, определил города, участвоавшие в собрании, каждому дал право голоса, причем город получал это право или всецело, или же вместе с другим городом и даже с несколькими. Он возложил на Амфиктионов разбирательство дел, возникавших между городами. Впоследствии были сделаны многие обязательные для членов постановления, пока наконец союз не рушился подобно Ахейскому. Городов, первоначально образовавших союз, было, говорят, двенадцать, каждый посылал от себя депутата (пилагора) в общее собрание, бывавшее два раза в год, весною и осенью; позже присоединились к союзу многие другие города. Самое собрание, как весеннее, так и осеннее, называлось Пилеей (Πυλα), потому что оно происходило в Пилах, называемых также Ѳермопилами, где пилагоры приносили Деметре жертвы. Сначала участием в собрании и оракулом пользовались только ближайшие города; но впоследствии приходили к оракулу из отдаленных стран, оттуда посылались дары, сооружались сокровищницы, как напр. Крезом и отцом его Алиаттом, а также некоторыми Италийцами и Сицилийцами.
8) Богатство возбуждает зависть, а потому трудно беречь его, хотя бы священное. В настоящее время Дельфийский храм по количеству сокровищ очень беден; некоторые священные предметы были похищены, но большинство уцелело. В древности храм обладал большими сокровищами, как говорит еще Гомер:
"сколько за каменным порогом Феба Аполлона, дающего оракулы, хранится в Пиѳоне скалистом,"[3]
Доказывают это и сокровищницы, и грабеж, произведенный Фокейцами, который был поводом к так называемой Фокейской или священной войне. Это расхищение случилось во время Филиппа, сына Аминты. Полагают, что прежде этого в древности было другое расхищение, именно тех богатств, о которых упоминает Гомер; от них не сохранилось никаких следов к тому времени, когда ограбили храм Ономарх и Фавл; сокровища, похищенные этими последними, принадлежат позднейшему времени; будучи посвящены от военных добыч, они хранятся в сокровищницах и сохранили надписи, в которых обозначены имена посвятивших: Гига, Креза, Сибаритян, Спинетов на Адрии и т. д. Не... вероятно, чтобы древние сокровища храма смешивались (с этими позднейшими), как показывают и другие места, посещенные этими лицами. Иные, полагая, что Гомеровское ἀφήτωρ (дающий оракул) значит сокровище (ϑησαυρός), и что порог афетора значит подземная сокровищница, утверждают, что те богатства были зарыты в храме, и что когда товарищи Ономарха вздумали вырывать их ночью, произошло страшное землетрясение, они бежали из храма и прекратили вырывание; и на других нападал страх перед подобным предприятием.
9) Храм из перьев следует отнести к временам миѳическим; второй был сооружен Трофонием и Агамедом, а нынешний построен Амфиктионами. В храмовой роще показывают гробницу Неоптолема, поставленную по требованию оракула; умертвил его Махайрей, дельфиец, потому что, как гласит миѳ, Неоптолем требовал от бога удовлетворения за смерть отца, или, что вероятнее, он сделал нападение на храм. Потомком Махайрея называют Бранха, главного блюстителя храма в Дидимах.
10) Состязание киѳаредов - древнейшее в Дельфах; состязавшиеся исполняли пеан в честь бога; установили это состязание Дельфийцы. После же Криссайской войны, при Еврилохе, Амфиктионы учредили конное и гимнастическое состязания, на которых победитель получал венок, и назвали их Пиѳийскими играми; к киѳаредам присоединили киѳаристов без пения и флейтистов, исполнявших какую-то мелодию, которая называется Пиѳийским номом и состоит из пяти частей: прелюдия (анакрусь), проба, воззвание, ямбы и дактили и наконец шипение. Сочинил пьесу Тимосѳен, начальник флота Птолемея Второго, который кроме того в десяти книгах описал гавани. В пьесе автор желает воспеть борьбу Аполлона с драконом: в прелюдии изображается приготовление, в пробе - первая попытка боя, в воззвании - самый бой, в ямбе и дактиле выражается восхваление после победы, в таком риѳме, одна часть которого, дактиль, соответствует хвалебным песням (гимнам), а другая, ямб, - злословию, наконец в шипении воспроизводится умирание чудовища, как бы издающего последнее предсмертное шипение (συριγμoί).
11) Ефор, которым мы много пользуемся, благодаря тщательности описания у него этих предметов, о чем свидетельствует Полибий, писатель достойный уважения, Ефор иногда, как кажется мне, поступает противно собственному плану и первоначальным обещаниям. Порицая тех, которые любят вводить в историю басни, и восхваляя истину, он присоединяет к рассказу об этом оракуле торжественное уверение, что он всегда выше всего ставит истину, и особенно в настоящем случае. Неблагоразумно было бы, замечает он, следовать этому способу изложения во всех случаях, но, говоря об оракуле, который считается правдивее всех прочих, нелепо иметь дело с весьма невероятными и ложными рассказами. Едва он это высказал, как тотчас сообщает басню, что основан оракул Аполлоном и Ѳемидою, потому что бог желал помочь нашему племени. Затем он определяет самую пользу оракула, говоря, что он способствовал смягчению нравов, усиливал благоразумие, потому что, давая советы, он одно повелевал сделать, другое воспрещал, а некоторых не допускал к себе вовсе; все это, предполагают, бог делал сам, по мнению одних, воплощаясь в образ человека, а по мнению других, сообщая людям сведение о своей воле.
12) Говоря далее о том, кто такой Дельфийцы, Ефор замечает, что в древности какие то Парнасцы, называвшие себя автохѳонами, населяли Парнас, что в то время Аполлон посетил землю с целью, отучить людей от употребления диких плодов, смягчить их нравы, что, направляясь из Аѳин в Дельфы, он шел той дорогой, по которой Аѳиняне теперь посылают пиѳиаду (жертву Пиѳону); потом, прибывши в Панопеи, он умертвил Тития, господствовавшего в этой области, человека известного насилиями и беззаконием. Затем Парнасцы, присоединившиеся в нему, указали еще на другого жестокого человека, Пиѳона, по прозванию Дракона; когда Аполлон умертвил его, они воскликнули: иэ пеан! с какого времени и вошло в обычай петь пеан перед вступлением в бой. Тогда же была сожжена Дельфийцами хижина Пиѳона, что делают еще и теперь в воспоминание случившегося в те времена. Что может быть баснословнее, как не Аполлон, стреляющий из лука, наказывающий Титиев и Пиѳонов, странствующий по всей земле? Если Ефор не считал этого баснями, то какая необходимость была называть баснословную Ѳемиду женщиною, миѳического дракона человеком? Разве с единственною целью соединить истории с миѳом. Подобное этому он сообщает об Этолийцах: сказавши, что они никогда не подвергались нападениям извне, он прибавляет, что здесь обитали Эоляне, вытеснившие варваров, или же что Этол вместе с Епеями из Елиды... врагами; эти последние были вытеснены Алкмеоном и Диомедом. Но возвратимся к Фокейцам.
13) На морском берегу за Антикиррою прежде всего лежит городок Описѳомараѳ; затем мыс Фаригий, имеющий стоянку для кораблей; потом на самом краю у подошвы Геликона под Аскрою гавань, которая по своему положению названа Михом. Недалеко от этих мест находится оракул Абы, город Амбрис и Медеон, одноименный с беотийским. В середине области, в восточном направлении от Дельф, лежит городок Давлида, где, как говорят, царствовал Ѳракиец Терей; здесь же помещается место действия всего, что повествуется в миѳах о Филомеле и Прокне, что впрочем некоторые переносят в Мегару. Имя месту дано от густоты леса, потому что густо заросшие места называют давлами (δαυλοί). Гомер называл место Давлидою, а после него оно называлось Давлией. Слова поэта:
"Те, которые Кипариссом владели"...[4]
понимают двояко: одни усматривают здесь одноименность с деревом кипарисом, а другие - название, данное от деревни под Ликореей.
14) Панопей, нынешний Фанотей, родина Епея, лежит по соседству с Лебадеею. Здесь совершались события, о которых рассказывают басни, относящиеся к Титию. Впрочем Гомер говорит, что Феаки увели Родоманѳия в Евбею посмотреть там сына земли Тития; на острове показывают Елариеву пещеру, названную так по имени матери Тития, Елары; здесь можно видеть также храм в честь героя Тития (ήρῶον) и установленный ему культ. Недалеко от Лебадеи находится Трахин, названный по имени Этейского Трахина; это небольшой фокейский город, жители которого называются Трахиниями.
15) Город Анеморея назван так по следующей причине: он подвергается действию бурь, дующих с так называемого Катоптерия, крутой скалы, начинающейся от Парнаса. Место это лежало на границе между Дельфийцами и Фокейцами после того, как Лакедемоняне выделили Дельфийцев из общего Фокейского союза и дозволили им самостоятельное управление. Анеморею некоторые называют Анемолеей. Далее Гиамполь (назван был после Гиею (Ὕα), куда, как мы сказали, бежали из Беотии Гианты. Гиамполь расположен в середине области близ Парапотамийцев, и его следует различать от Гиампеи на Парнасе.
Далее Елатея - самый большой из Фокейских городов, которого однако Гомер не знал; он основан позже его времени. Город расположен очень удобно в виду проходов из Ѳессалии. На это удобство местоположения указывает и Демосѳен, когда изображает внезапное смятение в Аѳинах при вести, что Елатея взята.
16) Парапотамии - поселение на Кефиссе, в соседстве с Фанотеей, Херонеей и Елатеей. По словам Ѳеопомпа, место это отстоит от Херонеи стадий на 40 и лежит на границе Амбрюсеев, Панопеев и Давлиев, при входе из Беотии в Фокиду, на невысоком холме между Парнасом и горою (Адилием), оставляющими около 5 стадий до границ внутри материка; рубежом служит Кефисс, образующий по обеим сторонам только узкий проход и получающий начало из Фокейского города Лилеи, как говорит и Гомер:
"И те, которые владели Лилеей у источников Кефисса"[5]
изливается эта река в озеро Копаиду. Гадилий тянется на 60 стадий до Гифантея, при котором лежит Орхомен. Гезиод подробно говорит о реке Кефиссе и её течении, как она, извиваясь на подобие змеи, протекает через всю Фокиду:
"Мимо Панопея через Глехон укрепленный и Орхомен течет она, извиваясь подобно дракону".
Узкий проход подле Парапотамий или Парапотамии (говорят двояко) часто служил целью сражений во время Фокейской войны, так как он представляет единственный доступ в ту область. Есть несколько Кефиссов: один в Фокиде, другой в Аѳинах, третий на острове Саламине, четвертый в Сикионе, пятый в Скире, шестой в Аргосе, вытекающий из Лиркея; наконец есть источник в Аполлонии подле Епидамна, около гимназии, который называется также Кефиссом.
17) От Дафнунта существуют только развалины; некогда это был город в Фокиде, касавшийся Евбейского моря и разделявший Локров Епикнемидских, причем одни относились к Беотии, а другие к Фокиде, простиравшейся тогда от моря до моря. Свидетельством того служит находящийся в Дафнунте Схидией, который выдают за гробницу Схедия. Известно, что Дафнунт отделял Локриду с двух сторон, так что Епикнемидские и Опунтские Локры нигде не соприкасались между собою; впоследствии местность эта была отчислена к Локрам Опунтским. О Фокиде этого будет достаточно.


[1] Од. VIII, 75.
[2] Пиѳ. IV, 6. 131. VIII, 85, XI, 16.
[3] Ил. IX, 404.
[4] Ил. II, 519.
[5] Ил. II, 523.