Глава первая

Переход к собственной Елладе. Разделение Еллинов на племена по наречиям. Разделение Еллады на четыре полуострова, из которых каждый меньший входит в больший. Преимущества Пелопоннеса.
1) После того, как начавши с западных частей Европы, омываемых внутренним и внешним морями, мы рассмотрели в ней все варварские народы до Танаиды, и в Елладе небольшую часть Македонии, изложим теперь остальную часть географии Еллады. Первый занимался ею Гомер, а после него многие другие: одни описывали отдельно гавани, водные пути, дороги на материке, и т. п., где занимали место и сведения о достопримечательностях Еллады; другие в общем изложении истории обозначали отдельно топографию материков, как поступили например Ефор и Полибий. Были наконец такие, которые, излагая физические и математические сведения, прибавляли кое что и по части географии, как например Посейдоний и Гиппарх. Что касается мнений прочих писателей, то их передать легко и просто; сведения же Гомера требуют тщательного критического рассмотрения, так как автор их поэт, и притом говорит не о настоящем, а об отдаленном прошлом, многое из чего сокрыто давностью времени. И так, мы должны по возможности изложить эти сведения, начавши с того пункта, на котором остановились. Описание наше остановилось по направлению к западу и северу на народах Епиротских и Иллирийских, а на востоке на Македонянах до Византии. За Епиротами и Иллирийцами живут Еллинокие племена: Акарняне, Этолы и Локры Озолские; подле них Фокейцы и Беотийцы. По другую сторону пролива лежит Пелопоннес, обнимающий Коринѳский залив, который находится между двумя частями Еллады; Пелопоннес сообщает этому заливу его форму, и в свою очередь сам получает от него свою. За Македонией живут Ѳессалийцы до Малиеев и других народов, обитающих по обеим сторонам перешейка.
2) На этих местах обитает множество греческих племен; но важнейших из них столько, сколько мы знаем еллинских наречий, а этих последних четыре. Ионическое наречие мы считаем тождественным с древним Аттическим, потому что древние жители Аттики назывались Ионянами, из Аттики вышли Ионяне в качестве колонистов в Азию, говорили они на том самом наречии, которое в настоящее время называется ионическим. Дорическое наречие мы считаем тождественным с эолическим, потому что все народы, живущие по ту сторону перешейка, за исключением Аѳинян, Мегарян и Дорян в области Парнасса, называются и теперь Эолянами. Весьма вероятно, что Доряне, которых было немного, и которые населяли суровую страну, при всей необщежительноти их, изменили течением времени язык и нравы до такой степени, что стали различаться между собою, составляя прежде одно племя. Тоже самое случилось с Аѳинянами, которые также занимали почву, тощую, каменистую, не подвергались неприятельским вторжениям и считали себя поэтому автохѳонами, как утверждает Ѳукидид[1]: ибо никто не вытеснял их из населяемой ими страны и не замышлял овладеть ею. Это именно обстоятельство и было по всей вероятности причиною, почему Аѳиняне, не смотря на малочисленность, сохранили и свой язык, и свою народность. С другой стороны, когда Эоляне господствовали в стране по ту сторону перешейка, то жители и по сю сторону перешейка были также Эоляне, потом они смешались с другими народностями, когда Ионяне из Аттики овладели Эгиалеей, а Доряне были снова возвращены Гераклидами, те самые Доряне, которые заселили Мегару и основали многие Пелопоннесские города. Вскоре после этого Ионяне были вытеснены Ахейцами, народом эолического племени, а в Пелопоннесе остались две народности: Эолическая и Дорическая. Все те жители Пелопоннеса, которые имели менее сношений с Дорянами, как например Аркадяне и Елейцы, из которых первые жили в горах и не подверглись общей участи, а последние, будучи посвящены Олимпийскому Зевсу, долгое время пребывали в покое, главным образом потому впрочем, что были эолического племени и приняли войско возвращавшихся Гераклидов с Эолийцзми, все эти жители Пелопоннеса говорили на эолическом наречии, остальные же пользовались наречием, смешанным из обоих, причем наречие одних более, других менее приближалось к эолическому. Почти до настоящего времени жители разных городов говорят различно, хотя, кажется, все они пользуются наречием дорическим вследствие преобладания Дорян. Таковы эллинские племена, и так может быть установлено между ними различие в общих чертах. Теперь мы рассмотрим их отдельно в надлежащем порядке.
3) Ефор говорит, что началом Еллады с западной стороны служит Акарнания, и что эта страна первая касается народов Епира. Но этот писатель пользуется морским берегом как пунктом отправления, и оттуда ведет начало, считая море руководящим элементом при описании местности, потому что в противном случае началом Еллады должны были бы служить страны Македонян и Ѳессалийцев; поэтому и нам надлежит, следуя природе местностей, пользоваться морем, как указателем. Море это, отделившееся от Сицилийского, изливается одною своею частью в Коринѳский залив, а другою омывает большой полуостров Пелопоннес, замыкаемый узким перешейком. Еллада состоит из двух больших сложных частей: одна по сю сторону перешейка, другая по ту сторону до устья реки Пенея. Это Ѳессалийская часть. Та часть, которая лежит по сю сторону перешейка, и важнее и славнее; притом Пелопоннес служит почти Акрополем целой Еллады... Не говоря уже о доблестях и могуществе населения, самое топографическое положение Еллады благоприятствует её преобладанию. Ибо множеством заливов, мысов и замечательных полуостровов она раздробляется на несколько полуостровов, из которых один обнимает другой. Первый полуостров - Пелопоннес, замыкаемый перешейком в 40 стадий, второй полуостров обнимает первый, перешеек его тянется от Паг Мегарских до Нисеи, мегарской корабельной верфи, на расстоянии 120 стадий от моря до моря. Третий полуостров обнимает предыдущий; перешеек его от углубления Криссайского залива тянется до Ѳермопил. Подразумеваемая при этом прямая линия, имеющая длины около 508 стадий, обнимает всю Беотию и отрезывает Фокиду и Эпикнемидян. Четвертый полуостров простирается между Амбракийским заливом через Эту и Трахинию до Малейского залива и Ѳермопил. Перешеек его имеет около 800 стадий. Больше 1,000 стадий имеет тот перешеек, который простирается от того же Амбракийского залива через страну Ѳессалийцев и Македонян до залива Ѳермейского. Эта последовательность полуостровов дает нам удобный порядок, и мы начнем с наименьшего, хотя наиболее славного.


[1] I, 2.