Глава седьмая

О племенах, обитающих между Истром и горами Иллирийскими и Ѳракийскими. Об Элладе и её первобытных жителях. О Лелегах, Епиротах и др. Егватиева дорога. Эгейское море. Миртово море. Ѳеспроты. Гавани: Панорм, Онхесм, Кассиопа. Мыс Фалакр. Посидий и Буѳрот - города. Островки Сюботы. Мыс Хеймерий и гавань Глюкис. Озеро Ахерусия. Река Ѳюамей. Залив Вуѳротский. Город Кихюр (Эфюра). Город Кассопэев Букетий. Города внутри страны: Елатрия, Пандосия и Батиэ. Залив Глюкис (сладкий). Две гавани, из которых одна Ко́мор. Залив Амбракийский; описание его берегов. Об Амфилоховом Аргосе. Амфилохи, Молотты, Хаоны, Аѳаманы, Эѳиви, Тюмереи, Оресты, Парореи, Атинтаны - все племена спиростические. Племена Иллирийские: Буллионы, Тавлантии, Пареины, Бриги, Дюэсты, Енхелеи-Сесареѳии. Люнкесты и другие. О реках, здесь протекающих и городах. Об оракуле в Додоне.
1) Племена, ограничиваемые Истром и горами Иллирийскими и Ѳракийскими, племена достойные упоминания, занимают весь Адриатический берег, начиная от самой углубленной части Адриатического залива, а также тот берег, который называется берегом Понта Евксинского и который идет по левой стороне моря от реки Истра до Византии. Остаются еще те части Европы, которые направляются от упомянутых гор к югу, и затем местности, которые лежат южнее и на которых находятся Эллада и смежная с нею варварская страна до названных выше гор. Гекатей Милетский говорит о Пелопоннесе, что до времен Эллинов его населяли варвары. Впрочем вся Эллада в древности была местожительством варваров, что можно заключить из самых воспоминаний, по которым Пелоп привел свой народ из Фригии в местность, названную но имени его Пелопоннесом; Данай пришел из Египта; страны по сю и по ту сторону перешейка заняли Дриопы, Кавконы, Пеласги, Лелеги и другие, им родственные; Аттикой же овладели Ѳракияне, которые пришли сюда вместе с Эвмолпом; Давлидою фокидскою завладел Терей; Кадмеей - Финикияне с Кадмом; самой Беотией - Аоны, Теммики и Гианты (Ὕαντες). Пиндар говорит вот как:
"Некогда беотийский народ называли свиньями".
Далее, самые имена указывают на варварское происхождение, как Кекроп, Кодр, Аикл (Αἶϰλος), Коѳ, Дрю́ма, Кринак. Ѳракияне же, Иллирийцы и Епироты еще и теперь живут на краях Эллады. Конечно прежде можно было встретить варваров здесь больше, чем теперь, хотя и в настоящее время варвары в иных местах собственной Эллады занимают немало земли: Македонией и некоторыми частями Ѳессалии владеют Ѳракийцы; вверх от Акарнании и Этолии обитают Ѳеспроты, Кассопеи, Амфилохи, Молотты я Аѳаманы, - все племена Епиротские.
2) О Пеласгах уже сказано. Что касается Лелегов, то некоторые утверждают, что они никто иной, как Карийцы; но другие считают их только союзниками и сожителями этих последних. Так, говорят, в Милесии некоторые поселения считаются поселениями Лелегов, во многих местах Карий встречаются гробницы Лелегов и запустевшие крепости, называемые крепостями Лелегскиии. Нынешняя Иония населена была вся Карийцами и Лелегами, которых Ионяне выгнали, занявши сами их страну; еще прежде покорители Трои выгнали Лелегов из окрестностей Иды, по которым протекают реки Педас и Сатниоент. Что Лелеги были варварами, доказательством этого может служить то, что они были союзниками Карийцев; а что они бродили и одни, и с Карийцами, это можно видеть и из древних указаний, и из "Государств" Аристотеля. Ибо в "государстве Акарнян" он говорит, что частью этого государства владели Куреты, западною Лелеги, а позже Телебои; в "государстве Этолян" он называет теперешних Локров Лелегами, которые, говорит он, владели также и Беотией; тоже самое он говорит и в "государстве Опунтиев и Мегарян"; в "государстве же Левкадян" он считает какого-то Лелега жителем Левкадии, а Телебоя внуком его по дочери, у которого было 22 сына, Телебои, из которых несколько занимали Левкадию. Но более всего можно поверить Гезиоду (fr. 25), который говорит о Лелегах так:
"Народами Лелегов предводительстовал Локр, их Зевс Кронид, ведая все непреложное, отдал Девкалиону, создавши их из земли и собравши в толпы".
Мне кажется по самому смыслу слова (άλία), что под термином толпа скрыта та мысль, что народы эти еще издревле были соединены вместе в смеси с различными народами, почему племя Лелегов и выродилось. Тоже самое можно сказать и о Кавконах, теперь уже нигде не существующих, прежде живших во многих местностях.
3) Прежде, хотя племен Эллады было много, и они были незначительны и мало известны, однако, благодаря тому обстоятельству, что каждое племя было довольно многочисленно, имело своего особенного царя, не трудно было определить их взаимные границы. Но теперь когда большая часть страны обратилась в пустыню, когда поселения и в особенности города совершенно исчезли, то даже и в том случае, если бы кто строго определил их границы, он ничего полезного не сделает, так как племена эти или сделались совершенно неизвестными, или же окончательно погибли. Уничтожение племен началось в глубокой древности, и теперь никак не может прекратиться вследствие междоусобий, а Римляне, приглашаемые самыми жителями в качестве правителей, располагаются лагерем в их странах. Полибий говорит, что Павел Эмилий разрушил до основания 70 городов Епиротов, победивши Македонян и Персея (большинство городов принадлежало однако Молоттам), и взял в плен 150,000 человек. Однако мы постараемся проследить все в отдельности, насколько это входит в наш трактат и насколько это возможно будет, начиная с берега по ионическому заливу; это тот самый берег, у которого заканчивается плавание из Адриатического залива.
4) Части около Епидамна и Аполлонии составляют первые части берегов Ионического залива. Из Аполлонии к востоку в Македонию идет Егнатиева дорога, разделенная по милям, в конце которых поставлены столбы, и тянется она до Кипсел и реки Гебра (Ἕβρον); всех миль 553; и если милю считать в 8 стадий, как большинство и делает, то получится 4,280 стадий; если же следовать Полибию, который прибавляет к 8 стадиям два плеѳра, составляющих треть стадии, то придется прибавить еще новых стадий 177, т. е. третью часть того числа миль. Находятся в одинаковом расстоянии от этой дороги пути, идущие из Аполлонии и из Диррахия. Вся эта дорога называется Егнатиевой; первая её часть, говорят, находится при Кандавии, горе Иллирии, и идет через города Люхнид и Пилон, место, которое, находясь на этой дороге, отделяет Иллирию от Македонии; оттуда она направляется мимо Барнунта через Гераклею и область Люнкестов и Эордов, в Едессу и Пеллу до Ѳессалоники. Как говорит Полибий, здесь насчитывают 267 миль. Если идти по этой дороге из окрестностей Епидамна и Аполлонии, то нам на правой стороне встретятся Епиротские племена, ограничиваемые Сицилийским морем, до Амбракийского залива; а на левой - горы Иллирийские, о которых мы уже выше говорили, и племена, обитающие до Македонии и Пеонов. Потом идут те части Эллады, которые от Амбракийского залива постепенно склоняются к востоку и простираются вдоль Пелопоннеса, а затем врезываются в Эгейское море, оставивши весь Пелопоннес на правой стороне. От границ племен Македонских и Пеонских до реки Стримона обитают Македоняне и Пеоны, а также некоторые части горных Ѳракийцев. Все же пространство за рекою Стримоном до входа в Понт и горы Гема заселено Ѳракийцами, которые не живут на самом берегу потому только, что он занят Эллинами, из которых одни утвердились при Пропонтиде, другие при Геллеспонте и Меданском заливе, а третьи при Эгейском море. Эгейское море омывает две стороны Эллады - одну, обращенную на восток и простирающуюся от Суния к северу до залива Ѳермейского и Ѳессалоники, Македонского города, который теперь по густоте населения стоит далеко выше прочих, - другую, обращенную к югу, Македонскую, от Ѳессалоники до Стримона; некоторые же полосу от Стримона до Неста относят к Македонии на том основании, что Филипп очень ревностно хлопотал о приобретении этих местностей в свою собственность, чего и достиг; потом он стал получать очень большие доходы из рудников и из других выгодных статей, представляемых этими прекрасными местностями. В промежутке между Сунием и Пелопоннесом находятся моря Миртово и Критское и за тем Либийское вместе с заливами, до моря Сицилийского, которое наполняет водою заливы: Амбракийский, Коринѳский и Криссайский.
5) Ѳеопомп насчитывает племен Епиротских 14; наиболее известные из них Хаоны и Молотты, которые приобрели славную известность тем, что некогда правили всею Епиротидой: сначала Хаоны, а потом Молотты, которые, благодаря родственной связи царей, (ибо цари их были из рода Эакидов), а также обладанию оракулом в Додоне, древним и знаменитым, распространили свое владычество на довольно большое пространство. Хаоны и Ѳеспроты, а за ними Кассопеи, тоже из племен Ѳеспротов, занимают морской берег от Керавнских гор до Амбракийского залива, владеют богатою страною. Морской путь, начиная от Хаонов по направлению к востоку и до Амбракийского и Коринѳского заливов, причем Авзонское море остается на правой стороне, а Епир на левой, равняется 1,300 стадий, именно от Керавнских гор до входа в Амбракийский залив. По средине в этом промежутке лежит перед Керавнскими горами огромная гавань Панорм; а тотчас за нею другая гавань - Онхесм, против которой лежат западные края Коркиры; далее еще одна гавань Кассиопа, от которой до Брентесия считают 700 стадий; столько же стадий от другого мыса более южного, чем Кассопа, который называется Фалакром, до Таранта (Тарента). За Онхесмом следует Посидий и Буѳрот при входе в гавань, называемую Пелодом; Буѳрот расположен на месте, имеющем форму полуострова; в нем находится римская колония. Затем следуют Сюботы. Это не что иное, как небольшие островки недалеко отстоящие от Епира и лежащие насупротив Левкиммы, восточного мыса Коркиры. Подле этого берега лежат и другие островки, которых впрочем не стоит называть. Потом мыс Хеймерий (зимний) и гавань Глюкис (сладкий), в которую впадает река Ахерон, вытекающая из озера Ахерусии и принимающая очень много притоков, от чего залив имеет сладковатую воду. Неподалеку протекает и Ѳиамий. Повыше этого залива лежит Кихир, прежний Ефира, город Ѳеспротов; повыше залива Буѳротского лежит Фойнике. Недалеко от Кихира немного над морем находится город Кассопеев Бухетон (Βουχαίτων); а потом, внутри материка: Елатрия, Пандосия и Батии (Βατίαι); территория Кассопеев простирается до залива Глюкис. За этим заливом следуют тотчас два других порта или гавани, из которых одна меньше и расположена поближе к Глюкису и называется Комар; вместе с Амбракийским заливом и с Никополем, основанным Кесарем Августом, она образует перешеек в 60 стадий, - другая повыше - большая и лучшая, неподалеку от входа в залив, отстоит от Никополя почти на 12 стадий.
6) Затем по порядку следует вход в Амбракийский залив; он имеет немного больше четырех стадий, между тем как окружность самого залива, снабженного на всем протяжении берегов прекрасными гаванями, равняется 300 стадий. Если плыть в залив, то по правой стороне будет лежать область Акарнян, одного из Эллинских племен; здесь находится и храм Аполлона Актия (прибрежного), расположенный на холме, неподалеку от входа в залив; а под ним - долина с рощей и морскими арсеналами, в которые Кесарь положил лучшую часть своей добычи: десять кораблей, начиная от корабля в один ряд весел и кончая кораблем в 10 рядов весел; впрочем, как говорят, и морские арсеналы, и суда погибли от пожара. На левой стороне расположены Никополь и Кассопеи Епиротские, область которых тянется до самой внутренней части Амбракийского залива. Самый город Амбракия лежит немного выше; он основан Торгом, сыном Кипсела. Мимо Амбракии протекает река Аратѳ, по которой обыкновенно плавают вверх до самой Амбракии на протяжении нескольких стадий; река эта получаеть свое начало с гор Стимфы и Гиарораи (Παρωραία). Прежде город Амбракия отличался большим благосостоянием; от него получал имя и залив. Больше всех украсил его Пирр, потому что он имел здесь свою резиденцию. Впоследствии Македоняне и Римляне ослабили как этот город, так и прочие, в беспрерывных войнах, которые велись против непокорных жителей; наконец Кесарь Август, видя, что эти города совершенно покинуты, выселил и оставшихся жителей в город, названный им Никополем и находящийся при этом же заливе. Название городу дано от "победы" (νίϰη), которую Кесарь одержал в морском сражении против Антония пред входом в этот залив и против Египетской царицы Клеопатры, присутствовавшей самолично в этом сражении. Никополь отличается густотою населения, которое увеличивается со дня на день. Самый город занимает огромное пространство и богат украшениями, сделанными на счет добычи; в предместье находится участок, предназначенный для игр, которые совершаются в роще через каждые 5 лет; в этой роще отделено место для гимнастических упражнений и конных ристалищ. Часть этого самого участка состоит из холма, посвященного Аполлону и лежащего как-раз над рощей. Самые игры были организованы по образцу Олимпийских, но названы Актиевыми в честь Актия Аполлона; попечение о них возложена на Лакедемонян. - Прочие городки составляют пригороды Никополя. Еще в древности у туземных жителей существовало состязание, на котором победитель получал венок, и которое в честь бога называлось Актиевыми играми; но Кесарь сделал эти игры более торжественными.
7) За Амбракией следует Аргос Амфилохов (τὸ Ἀμφιλοχιϰόν), город, основанный Алкмеоном и его детьми. Ефор говорит, что после похода Епигонов на Ѳивы Алкмеон был призван Диомедом, отправился вместе с ним в Этолию и вместе же с ним завладел этою областью и Акарнанией, и что в то время, когда Агамемнон призывал их в Троянский поход, Диомед отправился на зов, а Алкмеон, остававшись в Акарнании, основал Аргос, и по имени своего брата назвал его Аргосом Амфилоховыи. Реку, протекающую через эту область и впадающую в залив, он назвал Ияахом, по имени той реки, которая в Арголиде (Ἀργεία). Ѳукидид же пишет, что будто сам Амфилох, после возвращения из Трои, будучи не доволен положеньем дел, найденным в Аргосе, выселился в Акарнанию и унаследовав власть от брата, основал город и там назвал его своим именем.
8) Впрочем и Амфилохи входят в число Епиротов, равно и как те народы, которые живут выше Иллирийских гор, а также те, которые касаются их, наконец Молотты, Аѳаманы, Эѳики (Αἴϑιϰες), Тюмфеи, Оресты, Парореи и Атинтаны, из которых одни приближаются более к Македонии, другие к Ионическому заливу. Все эти народы занимают страну каменистую. Говорят, что Орест, желая избежать смерти, которою угрожала ему мать, завладел этого страною, назвал по своему имени Орестиадой; тут он основал и город, называемый Орестовым Аргосом. С этими Епиротами смешались племена Иллирийские, которые обитают на южном склоне гор и над Ионическим заливом; именно: выше Епидамна и Аполлонии до Керавнских гор живут Буллионы, Тавлантии, Парѳины и Бриги. Неподалеку отсюда, находятся рудники Дамастийского серебра, около которых утвердили свое господство Гиэсты, а также Энхелеи, называемые еще Сесараѳиями; затем Люнкесты, жители Девриопской области, трехградной Пелагонии, Еорды, жители Елимийской области и Ератирской. Каждый из этих народов составлял в древности особое государство; под управлением своих династий: в области, напр., Енхелеев и правили потомки Кадма и Гармонии, и здесь показывают следы того, что повествуется о них в миѳах. Люнкесты находились под властью Аррабея, который вел свой род от Бакхиадов; его внучка по дочери, которая называлась Евридикой, была матерью Филиппа, сына Аминты, дочь же называлась Саррой. Из Епиротов Молотты управлялись Пирром Неоптолемом, сыном Ахилла и его потомками, Ѳессалийцами по происхождению; остальные управлялись туземными царями. Когда некоторые племена получили перевес, над прочими, то скоро все они подпали под власть Македонян, за исключением немногих, обитавших над Ионическим заливом; после все пространство, занятое Люнкестою, Пелагониею, Орестиадою и Елимиею, начали называть верхней Македонией и еще называли ее "свободною"; иные всю страну до Коркиры называют Македонией, оправдывая наименование тем, что жители на всем этом пространстве одинаково стригутся, одинаково говорят, одинаково носят хламиды и т. п., хотя некоторые из них говорят на двух языках. Все Македоняне с потерею господства подчинились Римлянам. Из Епидамна и Аполлонии через области всех этих племен проходит Егнатиева дорога; вблизи дороги, у Кандавии, находятся Люхнидские озера, при которых солят значительное количество рыбы; тут же текут реки, из которых одни впадают в Ионический залив, а другие направляются к югу, как Инах, Араѳ, Ахелой, Евен, называвшийся прежде Люкормой. Из этих последних Араѳ впадает в Амбракийский залив, а Инах в Ахелой, самые же Ахелой и Евен в море, первый протекая по Акарнании, второй - по Этолии; Еригон, получивши много притоков из Иллирийских гор и из областей Люнкестов, Бригов, Девриопов и многих других мест, ниспадает в Аксий.
9) Прежде у этих племен были города. Отсюда название трехградная Пелагония, т. е. Пелагония, состоящая из трех городов, из которых один был Азор. При реке Еригоне находились все густо населенные города Девриопов, из которых более замечательны: Брюаний, Алалкомены и Стюмбара. Между городами Бригов был замечателен Кидрии; у Тимфаев Эгиний (Αιγίνιον), лежащий по соседству с Эѳикией (Αἰϑιϰίᾳ) и Триккой. Эѳики и истоки Пенея находятся ближе к Македонии и Ѳессалии около гор Пёя и Пинда. За истоки Пенея спорят между собою Тимфеи и Ѳессалийцы, живущие под горою Пиндом. Далее следует город Оксюния (Ὀξύνεια) при реке Ионе, отстоящий от Азора, который входит в состав трехградной Пелагонии, на 120 стадий; вблизи лежат Алалкомены, Егиний, Европ и совпадения Иона с Пенеем. В прежние времена, как я сказал, хотя местность была не ровна и перерезана такими горами, как напр., Тамар (кодд. Томар), Полюан и многие другие, однако весь Епир и Иллирия были замечательны густотою населения; но теперь эти области пустынны: жители селятся по деревням, живут в развалинах; не существует более оракула в Додоне, как и многого другого.
10) Оракул был, как говорит Ефор, основан Пеласгами, которые, по преданию, были древнейшими обладателями в Элладе. Приведем слова Гомера:
"Владыка Зевс Додонский, Пеласгический" -
Гезиод же так говорит (fr. 134):
"К Додоне, к священным дубам, месту жительства Пеласгов, он шел".
Мы уже сказали о Пеласгах, когда вели речь о Тирренах. Что же касается Додоны, то жившие около здешнего храма были варвары, что ясно из Гомеровского описания их образа жизни, гласящего, что они спят на голой земле и не моют ног. Кого именно следует называть Геллами (Ἐλλούς), как выражается Пиндар, или Селлами (Σελλούς), как, стоит у Гомера, сказать нам наверное не позволяет различный способ письма. Филохор впрочем говорит, что место около Додоны, как и Евбея, называлось Геллопией (Ἐλλοπία); потом он прибавляет, что и Гезиод так выражается (fr. 54):
"Есть некая Геллопия, богатая полами и лугами, на краю которой построена Додона".
Думают, говорит Аполлодор, что такое название происходит от болот (ἕλος), которые находятся около храма; сам же он полагает, что поэт живших около храма называет не Геллами, но Селлами; и потом прибавляет, что поэт и реку какую-то называет Селлеэнтом в следующем месте:
"Далеко из Ефиры от реки Селлеэнта."[1]
Но Деметрий из Скепсиса с этим не соглашается и говорит, что здесь разумеется Ефира не ѳеспротская, но елейская (что в области Елеев); ибо здесь, по его мнению, находится Селлеэнт, а в стране Ѳеспротов и Молоттов такой реки нет. Басни о дубе и диких голубях и о многом другом как напр. о Дельфах, относятся скорее к поэтическим сочинениям, и только небольшая часть этого имеет место в пашем трактате.
11) Додона в древности принадлежала Ѳеспротам, также как гора Томар или Тмар у подошвы которой и построен самый храм; и трагики, и Пиндар называют Додону Ѳеспротидой; впоследствии однако начала она считаться собственностью Молоттов. Упоминаемые поэтом истолкователи воли Зевса, которых он называет "аниптоподами" (с немытыми ногами) и "хомайэвнами" (спящими на голой земле), названы, говорят, Томурами именно от горы Томара; равным образом и в Одиссее некоторые пишут так те стихи, которые будто говорит Амфином, советуя женихам, не налагать рук на Телемаха прежде, чем спросить волю Зевса:
"Если томуры одобрят это волею Зевеса великого, то я сам убью его и буду подстрекать всех прочих; если же бог отвратит это намерение, то я приказываю оставить."[2]
Лучше писать τομούρους, чем ϑέμιστας: нигде у Гомера не говорится об изречениях оракулов ϑέμιστες, но обыкновенно βουλαί (советы) πολιτεύματα (распоряжения) и νομοϑετήματα (законоположения); словом же Томуры, сокращено он из Томаруры, он хотел назвать стражей Томара (τομαροφύλαϰες); позже начали говорить: томуры. У Гомера следует принимать ϑέμιατες в значении βούλαι, что через катахрез значит: советы, предписания и поручения оракульские, равно, как законы; таково, напр., следующее выражение:
"Из дуба высоколиственного выслушали совет (βοιλη) Зевса."[3]
12) Из всего выше-сказанного можно заключить, что вначале предсказывали будущее мужчины; это, быть может, и поэт желает сказать, когда упоминает о гюпофетах (ὑποφῆται прорицатели), под именем которых можно разуметь и профетов (προφῆται предсказатели будущего). Впоследствии здесь были три старухи; это случилось после того как в одном храме с Зевсом стала почитаться и Диона. Но Свида, желая польстить миѳическими рассказами Ѳессалийцам, говорит, что из Скотусской Пеласгии храм был перенесен в Епир (Скотусса принадлежит к области Ѳессалии, Пеласгиотиде), в сопровождении очень многих женщин, и что теперешние пророчицы происходят от тех женщин, что отсюда и Зевс назван Пеласгиком (пеласгическим). Кинея (Κινέας) рассказывает еще более басен...


[1] Илиада II, 659; XV, 530.
[2] Одис. XVI, 403.
[3] Одис. XIV, 328.