Глава шестая

Понтийский берег; описание его и городов, расположенных на нем. Бухта под смоковницей. Залив Керас. О рыбах пеламюдах. Рассказ об основании Византии. О племени Астах.
1) Остальную часть того пространства, которое тянется между Истром и горами, находящимися по обеим сторонам Паннонии, составляет берег Понтийский, от Священного устья реки Истра до горы Гема и до пролива, что около Византии. Подобно тому как при описании Иллирийского берега мы дошли до Керавнских гор, которые хотя расположены по ту сторону гор Иллирийских, однако составляют удобную границу, и мы ограничили ими племена, лежащие внутри материка, полагая, что подобного рода очертания будут действительнее в настоящей и в последующей части нашего труда: так и в этом случае - морской берег, хотя падает за линию, проведенную через горы, однако заканчивается удобным для целей нашего трактата пределом, именно входом в Понт. И так, от Священного устья почти в 500 стадиях, если идти направо, находится город Истр, основанный Милезийцами; потом в 250 стадиях от города Истра находится другой город - Томи (Τόμις); затем, пройдя 280 стадий, мы имеем город Каллати (Κάλλατις), колонию Гераклеотов; далее в 1,300 стадиях, стоит Аполлония, колония Милезийцев, большая часть которой расположена на одном островке, где стоит храм Аполлона, из которого Марк Лукулл взял (Λεύϰολλος) огромную статую Аполлона, сделанную Каламидом, и поставил ее в Капитолии. В промежуточном расстояний между Каллати и Аполлонией лежат: Бизона (Βιζώνη), большая часть которой повреждена землетрясением, Круны, Одесс (Ὀδησσός), колония Милезийцев, и Навлох, городок Месембрианов. Потом следует гора Гем, которая тянется до того же моря; затем Месембрия, колония Мегарян, а выше Менебрия, т. е. Менаполь: основатель этого города назывался Мена, а слово брия на ѳракийском языке означает город; таким же самым образом город Селюя называется Селюбрией, а Эн (Αἶνος) назывался некогда Полтюобрией. Далее следует Анхиале, городок Аполлониотян, и потом город Аполлония. На этом берегу находится еще и укрепленный мыс Тиризь (ἡ Τίριζις), на котором некогда Лизимах хранил свои сокровища. Назад от Аполлонии до Кианеев считается около 1,500 стадий. В этом промежутке находится Ѳюниа, область Аполлониатян; потом Финополь и Ардриака, соприкасающиеся с Салмидессом. Берег Понтийский пустынен, каменист, лишен гаваней и весь подвержен действию северного ветра; он тянется до тех же Кианей на пространстве нотчи 700 стадий. Попадающих на этот берег обыкновенно грабят Асты, ѳракийское племя, здесь обитающее. Кианей - это два островка при вход в Понт, из которых один лежит ближе к Европе, а другой к Азии; они разделяются проливом и отстоят друг от друга на расстояние около двадцати стадий. Таков же промежуток между храмом Византийцев и храмом Халкидонцев; такое же количество стадий имеет и самая узкая часть выхода Евксинского Понта: стоит проплыть отсюда десять стадий, как мы встречаем мыс, который суживает пролив до пяти стадий, но далее пролив расширяется все больше и больше и начинает образовать Пропонтиду.
2) От мыса, который образует пятистадевый пролив, до бухты, называемой "Бухтой под смоковницей" считают 35 стадий; отсюда же до Керата (Κέρας - рог) византийского пять стадий. Керат - это залив, соединяющийся с византийскою стеною и подымающийся к западу почти на 60 стадий, похожий на рог оленя, потому что он разбивается на множество побочных заливов, похожих на ветки. Сюда заходит много пеламюд (род тунцов), которых очень легко ловят благодаря их изобилию, ловля облегчается силою течения, пригоняющего их, и узкостью заливов, которая дает возможность ловить их даже руками. Животное это плодится также в болотах Мэотиды: приобревши некоторую силу, животное целыми стадами вваливается через вход и несется к азиатскому берегу до и Трапезунта и Фарнакии; здесь находится первый пункт его ловли, которая впрочем на этом месте неособенно обильна, и рыба эта не имеет тогда еще надлежащей величины; но в Синопе она делается особенно удобною для ловления и годною для соления. Как-скоро пеламюд подходит к Кианеям и потом обходит их, то известная белая скала со стороны халкедонского берега, так пугает это животное, что оно тотчас же поворачивает отсюда в противоположную сторону; здесь-то течение и захватывает его; а так как местность расположена здесь самою природою так, что течению приходится из этого пункта непременно поворотить к Византии и соединенному с нею Керату, то, само собою разумеется, животное это направляется сюда, доставляя Византийцам и римскому народу порядочный доход. Халкедонцы, обитая неподалеку на другой стороне залива, не принимают участия в этой богатой добыче, так как пеламюды к их гаваням не приплывают. - Рассказывают, что Аполлон, приказал тем, которые спрашивали оракула, и которым после основания Мегарянами Халкедона предстояло основать Византию, занять место напротив города слепцов, разумея под слепцами Халкедонян, потому что хотя они и прежде приплывали к этим местам, однако не сообразили, что им выгоднее занять место на противоположном берегу, отличающемся таким богатством, и избрали себе напротив страну бедную. - Так мы дошли до Византии. Этот знаменитый город, лежащий очень близко от входа в Понт, заканчивает берег идущий от устья Истра, достаточно заметным пределом. Над Византией обитает племя Астов, в области которых находится город Калюбе (хижина, шатер), названный так потому, что Филипп, сын Аминты, поселил здесь преступников.