Глава третья

Япигия иди Мессапия; Салентины и Калабры; Певметия или Давнии. Апулия. Пойдиклы. Тарант. История его основания. Продолжение. Могущество города и постепенный его упадок. Веретум; Леква; Рудиэ; Лупиэ; Салация; Тириэ; Урия; Брундузий. Эгнация; Келия; Непий; Канузий; Кердония; Венузия. Края Певкетиев. Имена Давниев и Певкетиев употреблялись только встарь. Арци; Лукерия; острова Диомеда; Сипонт. Мыс Гарган; край к западу от мыса.
1) После того как мы описали древнюю Италию до Метапонтия, необходимо сообщить о странах соседних. К Метапонтию примыкает Япигия, которую Эллины называют также Мессапией, а туземцы дают наименование ей по частям: жителей той части, которая расположена около мыса Япигия, называют Салентинами; других Калабрами. К северу над этими последними обитают Певкетии и так называемые на греческом языке Давний. Туземцы называют всю область за Калабрами Апулиею; некоторые из жителей называются также Пойдиклами, но большая часть Певкетиями. Мессапия представляет полуостров, замыкаемый перешейком от Брентесия (Брундузия) до Таранта, равняющимся 310 стадиям. Длина береговой линии около мыса Япигия 400 стадий. От Метапонтия отстоит Тарант (Тарент полат.) почти на 200 стадий, а путь к нему по морю идет по направлению к востоку. Тогда как большая часть всего Тарентского залива лишена гаваней, здесь (у самого города) лежит очень большая и прекраснейшая гавань, соединенная длинным мостом с материком и имеющая в окружности 100 стадий. От внутренней части залива перешеек тянется до внешнего моря, так что город лежит на полуострове, и суда могут быть легко вытаскиваемы на сушу, благодаря низменному с обеих сторон берегу. Грунт самого города также низок, возвышаясь только немного около акрополя. Древняя стена имела большую окружность; в настоящее время большая часть города, что у перешейка, разрушена; та же часть, которая лежит у входа в гавань, где находится и акрополь, сохранилась до нашего времени и занимает пространство значительного города. В нем есть прекраснейшая гимназия, очень большая площадь, на которой стоит медная колоссальная статуя Зевса, самая большая после Родосской. Между площадью и устьем гавани лежит акрополь, сохранивший только незначительные остатки древних украшений из посвященных богам предметов. Большую часть их уничтожили Кархедоняне, когда овладели городом; другие похищены были Римлянами, которые взяли их силою. В числе последних предметов находился Геракл, медная колоссальная статуя в Капитолии, работы Лизиппа, посвящена была Максимом Фабием, взявшим город Тарант.
2) Сообщая об основании этого города, Антиох замечает, что, когда возгорелось Мессенская война, те из Лакедемонян, которые не приняли участия в военных действиях, объявлены были рабами и названы гелотами, а те, которые родились от Спартанцев во время войны, названы были парѳениями и лишены гражданских прав (ἄτιμοι). Эти последние, не вынося такого определения и будучи сильны числом, восстали против правительства; узнавши об этом, представители народа послали несколько лиц к заговорщикам с тем, чтобы те под предлогом дружбы узнали от них средства заговора. В числе этих заговорщиков находился Фаланѳ, который, кажется, считался их предводителем, и который был слишком ненавистен должностным лицам, назначаемым от сената. Решено было сделать нападение в тот момент, когда окончатся в Амиклее Гиакинтовы игры, и когда Фаланѳ наденет шляпу из собачьей кожи; бунтовщики могли быть узнаны по непокрытым головам. Однако после того, как некоторыми лицами был тайно обнаружен замысел Фаланѳа и его товарищей, и когда начались уже игры, глашатай, выступивши перед народом, объявил, чтобы Фаланѳ не надевал шляпы из собачьей кожи. Парѳении, увидевши, что заговор открыт, одни бежали, другие просили пощады. Граждане убеждали их быть спокойными и заключили под стражу, а Фаланѳа послали к Дельфийскому оракулу расспросить бога о колонии. Оракул ему сказал:
"повелеваю тебе построить Сатирий, населить тучные поля Таранта и сделаться притеснителем Япигов".
После этого вместе с Фаланѳом отправились парѳении, которые и были приняты варварами и Критянами, занимавшими в то время эти места. Говорят, что это были те из Критян, которые отплыли в Сицилию с Миносом, а после его смерти, в Каминах у Кокала, удалились из Сицилии, но на обратном пути были сюда выброшены бурею. Впоследствии некоторые из них пешком прошли по берегу Адриатического моря до Македонии и названы были Боттиэями. Говорят также, что Япигами назывались все те, которые обитали до пределов Давний, получивши свое название от Япига; а этот последний, говорят, рожден был женщиной Крессою и предводительствовал Критянами. Город Тарант получил свое название от некоего героя.
3) Так повествует Ефор об основании этого города. Лакедемоняне объявили войну Мессенцам за то, что эти последние умертвили царя их Телекла, пришедшего в Мессену принести жертву, причем Лакедемоняне поклялись не прежде возвратиться домой, как овладевши Мессеной, или же всем умереть; а отправляясь в поход, они оставили в качестве стражей города, наиболее молодых и наиболее старых из граждан. Впоследствии, на десятом году войны, Лакедемонские женщины, посоветовавшись между собою, послали из своей среды нескольких к мужьям с упреком, что они ведут войну с Мессенцами не на равных условиях: Мессенцы, оставаясь дома производят детей, а они, оставивши жен вдовами, сами стоят лагерем в неприятельской земле, а потому отечеству-де угрожает опасность потерять население. Лакедемоняне, имея в виду соблюсти клятву и вместе с тем принимая во внимание доводы жен, посылают домой из своего отряда самых сильных и молодых, которые, по их мнению, не принимали участия в клятвах, так как они выступили в поход вместе с возмужалыми, сами будучи еще детьми. При этом им всем приказано было иметь сообщение со всеми девушками, в той надежде, что население от этого увеличиться. Родившиеся таким способом названы были парѳениями; а город Мессена взят был на девятнадцатом году войны, как говорит об этом и Тиртей:
"Оба эти народа сражались девятнадцать лет. Копьеносцы-отцы наши отличались во все продолжение войны непреклонным безжалостным мужеством; наконец на двадцатом году Мессенцы, оставивши тучные поля, бежали из высоких Иѳомских гор."
Впрочем Спартанцы, разделивши на части Мессению и возвратившись домой, не наделили парѳениев правами в равной степени с остальными гражданами, так как они родились вне браков. Тогда парѳении, соединившись с гелотами, составили заговор против Лакедемонян и условились между собою водрузить на площади в качестве сигнала войлочную лаконскую шапку, в то время, когда должно будет совершиться нападение. Однако некоторые из гелотов открыли, заговор. Лакедемоняне видели, что заговор Парѳениев нелегко подавить, потому что парѳениев было много, все они были одного образа мыслей и находились между в братских отношениях, и потому распорядились, чтобы площадь покинули все, которые собирались поднять условный знак. Итак парѳении, полагая, что дело их открыто, воздержались и через отцов упросили Спартанцев дозволить им основать колонию на том условии, что, если занятое ими место будет достаточно для них, они более не возвратятся; если же нет, то, возвратившись, они получат пятую часть Мессении. Таким образом отправившиеся из Лаконики парѳении соединились с Ахейцами, запятыми в то время войною с варварами, и после окончания разделенных с Ахейцами опасностей основали Тарант.
4) Некогда Тарантинцы, благодаря демократическому образу правления, обладали значительным могуществом. Они имели флот, превосходивший остальные в этой стране, выставляли 30,000 пехоты, 3,000 конницы и имели 1,000 гиппархов. Среди их нашла себе последователей пиѳагорейская философия, главным образом в Архите, который долгое время стоял во главе городского правления. Однако с течением времени, вследствие внешнего благосостояния, усилилась роскошь, так что ежегодно совершалось у них общенародных праздников больше, чем сколько дней в году. Вследствие этого и управление города ухудшилось. Одним из доказательств дурных порядков служило употребление иностранных полководцев; так напр., в войне против Мессапиев и Левканцев они приглашали Александра Молосского. Еще ранее этого они приглашали Архидама, сына Агезилая, а впоследствии Клеонима и Агаѳокла; наконец Пирра, когда вели войну с Римлянами. Но даже и тем, которых они приглашали, они не оказывали надлежащего повиновения, а становились с ними во враждебные отношения. Посему Александр пытался было из вражды к Тарантинцам перенести в Ѳурии общий для всех здешних Эллинов праздник, который по обычаю совершался в Гераклее Тарентской; распорядился о том, чтобы подле реки Акаландра окружить стеною место, где должны были происходить собрания. Рассказывают, что причиною несчастья, постигшего Александра, была несправедливость его по отношению к Тарантинцам. Во время войн Аннибаловых они потеряли политическую свободу. Потом приняли к себе поселенцев из Рима и живут теперь спокойно, даже лучше, чем прежде жили. Впрочем они вели войну с Мессапиями из-за Гераклеи и имели союзниками царей Давнийских и Певкетийских.
5) Страна лежащая далее за Япигами необыкновенно прелестна. Почва её, хотя на поверхности камениста, оказывается при обработке плугом плодоносною, и, не смотря на недостаток воды, изобилует пастбищами и лесами. В древнее время вся эта область была густо заселена и имела 13 городов; в настоящее же время, кроме Таранта и Брентесия (Брундузия) все города низошли на степень городков; так они унижены. Что касается Салентинов, то их считают критскими колонистами. Тут находится богатый некогда храм Аѳины и вершина, которую называют мысом Япигием; он выступает далеко в море по направлению к зимнему востоку; потом поворачивая несколько к Лакинию, который поднимается от запада, со стороны противоположной и мысу Япигию, он замыкает вместе с ним проход в Тарентский залив. Равным образом горы Керавнские замыкают вместе с мысом Япигием вход в Ионийский залив. От Япигия до гор Керавнских и до Лакиния считается около 700 стадий. Береговая линия от Таранта по направлению к Брентесию до городка Бариты считается в 600 стадий. Бариту современники наши называют Веретом (Οὐέρητον). Город этот лежит на краю Салентины, и доступ к нему от Таранта гораздо удобнее сухим путем, нежели морем. Отсюда до городка Левк 80 стадий. В этом последнем городе показывают источник с вонючей водой; при этом рассказывают, что Геракл загнал сюда тех гигантов, которые были им пойманы в Флегре Кампанской, и которые назывались Левтерниями, и будто здесь они были низвергнуты под землю, а от их крови источник этот получил такие свойства; вот почему и этот морской берег называют Левтернией. От Левк до городка Гидрунта 150 стадий, а от Гидрунта до Брентесия 400. Столько же стадий насчитывается до острова Сасона, который лежит почти по середине между Епиром и Брентесием. Вследствие этого мореплаватели, будучи не в состоянии держаться прямого пути, пристают к Гидрунту (Ὑὸροῦς), оставляя Сасон в левой стороне; потом отсюда, выждавши попутного ветра, приходят в Брентесийскую гавань; наконец, вышедши отсюда, отправляются сухим путем и более сокращенным к Таранту через греческий город Родэи, откуда родом поэт Енний. Эта область имеет вид полуострова, который объезжают на кораблях от Таранта до Брентесия. Путь по суше от Брентесия до Таранта можно совершить налегке в один день, он образует перешеек упомянутого нами полуострова, который у большинства называется Мессапией, Япигией, Калабрией и Салентиной. Впрочем некоторые, как мы сказали выше, разделяют его на частя. - Таковы рассмотренные нами небольшие города на морском берегу.
6) На материке лежат города: Родэи (кодд. Рудии), Лупии и немного выше над морем Салапия (кодд. Алетия, или Алетии); а по средине перешейка находится город Ѳиреи, в котором показывают царский дворец какого-то тирана. Когда Геродот[1] сообщает, что Урия основана в Япигии Критянами, попавшими в Сицилию из флота Миноса, в этом случае нужно понимать под Урией (кодд. Гюрией) или Веретом Ѳиреи. Говорят, что Брентесий основан также Критянами, которые прибыли сюда с Ѳезеем из Кносса, а потом присоединились к ним те, которые удалились из Сицилии с Япигом (рассказывают двояко); но они, говорят, не остались здесь и ушли в Боттиэю. С течением времени, когда город этот стал управляться царями, он потерял значительную часть своей земли, отнятой Лакедемонянами с Фаланѳом во главе. Тем не менее, когда этот последний изгнан был из Таранта, его приняли жители Брентесия и после смерти почтили его блистательными похоронами. Эта область лучше тарантинской, и, хотя почва её тоща, однако производит хорошие плоды; здешние мед и шерсть особенно славятся. Кроме того Брентесий имеет гавань более удобную, чем Тарант, потому что одним устьем замыкается несколько гаваней, защищенных от морских волн. Таким образом внутри устья помещается несколько заливов, вследствие чего гавань получает форму оленьего рога, откуда и происходит её название, ибо место это в соединении с городом очень похоже на голову оленя, а на языке Мессапском голова оленя называется - брентесием (Стеф. Брентион'ом др. брендон'ом). Между тем тарантская гавань защищена не вполне, вследствие того, что она открыта и имеет во внутренней части своей некоторые места весьма неглубокие.
7) Кроме того лица, плывущие из Эллады и Азии, проходят чаще по прямому пути до Брентесия, куда направляются обыкновенно все, путь которых лежит в Рим. Есть две дороги, из которых одна для проезда на мулах идет через страну Певкетиев (кодд. Павкесиев), называемых Пойдиклами (Пейдикулами, по лат.), Давнитов (кодд. Давниев), Самнитов до Беневента. На этой дороге лежит город Егнатия (два кодд. Игнатия), затем Келия, Истий, Канюсий и Кердония. Другая дорога через Тарант тянется несколько влево. Совершивши один день пути, мы приходим к Аппиевой дороге, которая более удобна для проезда в повозках. На этой дороге лежат города Урия, Венусия, из которых первый между Тарантом и Брентесием, а последний на границе между Самнитами и Левканцами. Обе эти дороги, идя от Брентесия, сходятся у Беневента и Кампании. Отсюда до Рима дорога называется Аппиевой, идет через Кавдий (кодд. Клавдий), Калатию (кодд. Галатию), Капую, через Касилин до Синуэссы (кодд. Онессы или Сонессы). Об остальной части дороги мы уже говорили. Весь путь от Рима до Брентесия имеет в длину 360 миль. Третья дорога идет из Регия через области: Бреттиев, Левканов, Самнитян в Кампанию, сливается с Аппиевой, длиннее на три или четыре дня пути той дороги, которая из Брентесия идет через Апеннинские (кодд. Аппионские) горы.
8) Морской путь из Брентесияв отдаленные местности двойной: один ведет к горам Керавнским и к следующему затем морскому берегу Епира и Эллады, а другой путь, длиннейший первого, ведет к Епидамну и имеет длины 1,900 стадий. Эксплуатируется этот последний путь, благодаря удобному естественному положению города для сношений с народами Иллирийскими и Македонскими. Если плыть из Брентесия мимо берега Адриатического моря, то мы встречаем город Егнатию (кодд. Стегнатию), который служит общею стоянкою для лиц, отправляющихся в Барий как морским путем, так и сухим; плавание совершается под южным ветром. До этого пункта на море, а на суше до Силвия, простирается страна Певкетиев. Вся эта страна камениста, гориста, захватывает значительную часть Апеннинских гор. Вышли сюда колонисты кажется из Аркадии. От Брентесия до Бария считается около 700 стадий; почти на таком же расстоянии от обоих городов лежит Тарант; соседнюю область занимают Давний (кодд. Кавнии) далее живут Апулы с Френтанами. Так как Певкетиями и Давниями назывались здешние поселенцы не всегда, но только в древнее время, вся же эта область носила название Апулии, то в настоящее время нельзя определить с точностью границы этих народов; поэтому и нам нет нужды настаивать на том.
9) От Бария до реки Авфида, на которой находится рынок Канюситов (Канузинов, полат.), считается 400 стадий, а до самого рынка от реки - 6 (кодд. 90) стадий. В соседстве с ним лежит Салапия (кодд. Салиппия), корабельная верфь Аргириппенов. Недалеко от моря расположены два города, некогда самые могущественные на Италийской равнине, как видно из укреплений, это - Канюсий и Аргириппа, сделавшиеся в настоящее время гораздо меньшими. Второй город назывался первоначально Аргом Гиппием (кодд. Аргюройппион'ом), потом Аргириппою, наконец в настоящее время Арпами (Ἂρποι). Говорят, что оба города основаны были Диомедом: и действительно как равнина, так и многие другие местности представляют следы господства в этой области Диомеда. В храме Аѳины, что в Лукерии, находятся посвященные в древности предметы. Самая Лукерия была в древности городом Давниев, а в настоящее время она разрушена. В соседней части моря лежат два острова, называемые Диомедовыми, из которых один населен, а другой, говорят, пустынен. Существует предание, что на этом последнем острове исчез Диомед, а товарищи его превратились в птиц; часть их будто бы живет и теперь, ведет приличный человеку образ жизни, и что будто они отличаются общительностью с людьми честными и бегут от злодеев. Выше приведены были басни об этом герое, распространенные у Венетов, причем упомянуто было также об оказываемых ему почестях. Равным образом, кажется, основан Диомедом и Сипунт, отстоящий от Сада-ши почти на 140 стадий и называющийся на греческом языке Сепиус'ом от выбрасываемых волною каракатиц (σηπιοί). Между Салапией и Сипунтом течет судоходная река, и лежит большое озеро. По этой реке и озеру перевозятся товары из Сипунта, главным образом хлеб. В Давний около холма, носящего имя Дрий, показывают храмы героев: один Калханта (Калхас) на самой высокой вершине; вопрошающие оракула приносят этому герою в жертву черного барана, причем спят в коже этого животного. Другой храм - героя Подалейрия внизу у подошвы холма; отстоит от моря почти на 100 стадий. Отсюда течет небольшая речка, излечивающая скот от всякого рода болезней. Впереди этого залива лежит мыс Гарган, выдающийся в море по направлению к востоку на 300 стадий; а если объехать этот мыс, то мы находим городок Урей (Οὔρειον), а перед мысом лежат Диомедовы острова. Вся эта область изобилует разного рода богатствами и очень благоприятна для лошадей и овец: шерсть здешних овец мягче Тарантинской (Тарентинской, полат.), хотя менее блестяща. Эта область, благодаря значительной глубине долин, безветренна. Некоторые сообщают, что Диомед предпринял было прорезать канал до самого моря, но, будучи отозван домой, оставил неконченными, как эти, так и другие работы: на родине герой окончил жизнь; таков один из рассказов о Диомеде. По другому, он оставался в Давний до конца жизни, а третий баснословный рассказ, который я привел выше, гласит, что он исчез на острове. К этим рассказам можно прибавить четвертый, принадлежащий Венетам: эти последние передают, будто он умер у них, причем смерть его называют апоѳеозою.
Эти расстояния мы изложили по Артемидору.
10) Хорограф назначает 165 миль на расстояние от Брентесия до Гаргана. Артемидор увеличивает эту цифру. От Гаргана до Анкона 254 мили, по мнению хорографа, а Артемидор полагает, что до пунктов, соседних с Анконой, 1,250 стадий; следовательно гораздо меньше цифры хорографа. Полибий говорит, что расстояние от Япигия измеряется тысячами, и что от Япигия до города Силы (Сены?) 562 мили, а отсюда до Акилеи 178. С этою цифрою находится в разногласии то, что говорят другие об Иллирийском морском береге от Керавнских гор до углубления Адриатического моря: назначая для этого расстояния более 6,000 стадий, делают его гораздо длиннее, чем оно на самом деле. Вообще в определении расстояний, как мы часто повторяем, все разногласят между собою. Поэтому мы предлагаем собственное мнение, когда есть возможность исследовать предмет; если же такое исследование не возможно, то мы считаем своим долгом предлагать публике мнения других. Если же мы у них не находим никаких сведений, то не следует удивляться, что и мы в изложении этого самого предмета пройдем что-нибудь молчанием. Во всяком случае мы не опустим ничего важного, а так как знание предметов маловажных приносит немного пользы, то отсутствие сведений об них или нисколько не вредит достоинству нашего труда, или, если и вредит, то очень немного.
11) Тотчас за мысом Гарганом лежит глубокий залив, жители окрестностей которого называются собственно Апулами. Они говорят тем же самым языком, что Давний и Певкетии (кодд. Певкии), и во всем прочем в настоящее время не отличаются от двух этих народов; что же касается древнего времени, то, по всей вероятности, отличие существовало, благодаря чему утвердились различные наименования всех этих народов. В древности вся эта страна находилась в цветущем состоянии; опустошили ее войны Аннибала и позднейшие. Тут же имело место поражение при Каннах, в котором погибло множество Римлян и их союзников. В заливе есть озеро, а над ним на материке Теан Апульский, носящий общее наименование с Сидикинским. В этой области ширина Италии значительно сокращается, причем перешеек от одного моря до другого (в окрестностях Дикэархии) имеет менее 1,000 стадий. За озером лежит путь к Френтанам и Буке (кодд. Буканон'у); от озера до обоих пунктов, именно до Буки и Гаргана, считается 200 стадий. Местности, лежащие за Букою, рассмотрены были прежде.


[1] VII, 170.