Глава шестая

Альпы. Начало Альпийских гор. Недостаток гаваней на лигурийсном берегу. Затруднительность пути. Обилие леса и других произведений, отправляемых на рынок в Геную. Лигурийцы - хорошие пехотные солдаты. Греческое происхождение их. Пристань Монойк. Салии. Войны с ними Римлян. Альбии, Альбиойки, Воконтии. Образ правления их. Сикония, Трикории, Медуллы. Реки, вытекающие из гор: Друентия, Дурий, По. Течение По. Таурины, Салассы, Кентроны, Каториги, Варагры, Нантуаты, Реты, Венноны, Лепонтики, Тридентины, Стоны. Затруднительность путей в Альпах. Салассы. Золотые рудники их. Реты и Винделики. Ретийское вино. Норики, Бревны, Генавны, Ликатии, Клавтенатии, Венноны. Руконтии, Бригантии. Эстионы, Карны. Тавриски. Озеро, из которого выходят Исар, Атагий и Атесин. Начало Истра у Соебов близ Геркинского леса. Апеннинский горный хребет. Тулл, Флигадия. Реки Дура и Кланий. Яподы у горы Окры с городами: Метулом, Арупииомт, Монетием и Вендоном. Город Сегестика у Сава. Навпорт. Река Калапий. Дороги через Альпы. Прежнее обилие золота при Акилее. Высота Альп сравнительно с горами Греции. Три большие озера: Бенак. откуда течет Минкий, Вербан, откуда Тикин, и Ларий, откуда выходит Аддуя.
1) За описанием Кельтики по ту сторону Альп и народов, занимающих ее, следует обратиться к Альпам и их обитателям, а затем и к целой Италии, следуя в изложении тому порядку, который указывает сама природа страны. Альпы начинаются не у бухты Моной, как полагают некоторые, но в том же месте, где начинаются и Апеннинские горы, именно подле Генуи, рынка Лигиев, и подле так называемых от Сабатов, или болот Сабата; именно, Апеннины начинаются от Генуи, Альпы - от Сабатов, а расстояние между Генуей и Сабатами двести шестьдесят стадий. На расстоянии трехсот семидесяти стадий оттуда лежит городок Альбингавн, населенный Лигиями Ингавнами; а отсюда до гавани Монойка четыреста восемьдесят стадий. В этом промежутке есть большой город, Альбий Интемелий, жители которого Интемелии. Доказательством того, что Альпы начинаются у Сабатов, служит самое название их, потому что прежде Альпы назывались, говорят, Альбиями, а также Альпинами; еще и теперь высокая гора, что в области Яподов, почти соединяющаяся с Окрою и с Альпами, называется Альбией, как будто Альпы тянутся до этого пункта.
2) Так как одна часть Лигиев Ингавны, а другая Интемелии, то совершенно правильно, поселения их вдоль моря называются одно Альбием Интемелием, как бы Альпийским, а другое сокращенно Альбингавном. Полибий прибавляет в двум названным лигийском народам еще Оксибиев и Декиетов. Вообще весь этот берег от гавани Монойка до Тиррении идет ровно, не имеет гаваней за исключением небольших пристаней и якорных стоянок. Над берегом поднимаются чрезвычайной высоты стены гор, оставляя только узкий проход у моря. Живущие там Лигии питаются большею частью мясом домашнего скота, молоком и ячменным напитком; они занимают местности у моря, но главным образом горы. Тамошние горы изобилуют корабельным крупным лесом, так что есть деревья в восемь футов в диаметре. Многие деревья благодаря пестроте их красок не уступают цитроновому для столярной работы. Эти деревья привозятся на рынок в Геную, равно как скот, кожи и мед; в обмен за эти товары Лигии получают оливковое масло и вино из Италии; своего вина у них мало, к тому же оно терпко и смолисто. Отсюда доставляются также так называемые лошади шипы, клячи и мулы, лигийские хитоны и военные плащи. У них часто встречается лингурий, называемый иными електром. Лигии плохие всадники, но искусные гоплиты и бойцы в рукопашную. Так как они вооружены медными щитами, то некоторые принимают их за Еллинов.
3) Гавань Монойка - пристань для небольших и не большего числа кораблей; она имеет храм так называемого Геракла Монойка. Название это дает право думать, что береговое плавание Массалиотов простиралось до этого пункта. Гавань отстоит от Антиполя немного более, чем на двести стадий. Оттуда до Массалии и немного далее обитает народ Салиев на Альпах, поднимающихся над берегом, и на некоторых частях самого берега вместе с Еллинами. Древние Еллины называли Салиев Лигиями, а страну, занятую Массалиотами, Лигистикой; позднейшие Еллины называют их Кельтолигиями, приобщая к ним равнины до Авеньона и Родана, откуда они, разделенные на десять племен, высылали пехоту и конницу. Из всех Кельтов по ту сторону Альп они первые были покорены Римлянами, после продолжительных войн как с ними, так и с Лигиями, запершими проходы в Иберию вдоль морского берега. Они занимались грабежом на суше и на море и были так сильны, что дорога была едва проходима даже для больших войск. После восьмидесятилетней борьбы Римляне едва достигли того, что был открыт свободный путь в двенадцать стадий ширины для лиц, ехавших по государственным делам. Однако впоследствии Римляне покорили их всех, и, наведши на них страх, сами определили им политическое устройство.
4) За Салиями следуют Альбии, Альбиойки и Воконтии, занимающие северные части гор. Воконтии простираются до Аллоброгов, занимая в глубине гор значительные долины, не уступающие тем, которые заняты Аллоброгами. Аллоброги и Лигии находятся под управлением римских правителей, посылаемых в Нарбонитиду; но Воконтии, как и Волки в окрестностях Немавза, имеют самостоятельное правление. Из Лигиев между Варом и Генуей приморские жители находятся на одном положении с Италийцами; напротив к горным обитателям, как и к прочим совершенным варварам, посылается правитель из сословия всадников.
5) За Воконтиями следуют Иконии, Трикории, дальше Медуллы, занимающие самые высокие горные вершины; наиболее отвесная высота их сто стадий в подъеме, а оттуда спуск к границам Италии во столько же. Вверху в нескольких углублениях лежит озеро и два источника недалеко один от другого; из одного вытекает стремительная река Друентия, ниспадающая в Родану, а с противоположной стороны Дурия, направляющаяся через землю Салассов в Кельтику по сю сторону Альп и сливающаяся с По. Из другого источника, гораздо ниже этих высот, вытекает По, глубокая и быстрая река; по мере удаления от источника, она увеличивается и течет медленнее; она усиливается множеством притоков, уже достигши равнин, и делается здесь широкою, а расширение уменьшает быстроту течения. Она изливается в Адриатическое море, сделавшись наибольшею после Истра европейскою рекою. Медуллы живут непосредственно над соединением Исара с Роданом.
6) На другом склоне Альпийских гор со стороны Италии живут Таврины лигийского племени и другие Лигии. Им принадлежат и так называемые области Донна и Коттия. За ними и за рекою По обитают Салассы, а над этими последними на горных высотах Кентроны, Каториги, Варагры и Нантуаты, потом следует озеро Леманн, через которое протекает Родан, и наконец исток этой реки. Недалеко отсюда лежат и истоки Рейна и гора Адула, с которой Рейн течет на север, а Аддуя в противоположную сторону, в озеро Ларий подле Кона. За Комом, лежащим у подошвы Альп, обитают по направлению к востоку Реты и Венноны; а с другой стороны Лепонтии, Тридентины, Стоны и многие другие мелкие народы, некогда владевшие Италией; они бедны и занимаются грабежом. В настоящее время часть их уничтожена, а другие совершенно смирились, так что через их горы ведут теперь многие пути, прежде малочисленные и трудно проходимые; они безопасны от нападений и благодаря вниманию, на них обращенному, удобны на сколько это возможно. Кесарь Август с покорением разбойников соединил возможнее проведение дорог, потому что не везде можно было одолеть природу, скалы и высочайшие стены, то возвышающиеся над дорогой, то перерезывающие ее, так что оступившийся только немного подвергается опасности упасть в бездонную пропасть; в некоторых местах дорога так узка, что пешеходы и непривычный вьючный скот подвергаются головокружению. Впрочем местные животные переносят грузы спокойно. Кроме этих неудобств, еще менее отвратимы скатывающиеся с гор огромные массы льда, способные опрокинуть целое общество путешественников и низвергнуть их в лежащие внизу пропасти. Множество ледяных пластов лежат один на другом, потому что замерзнувшие слои снега скучиваются, причем верхние всегда легко отделяются от нижних, прежде чем совершенно рас-таят от солнечных лучей.
7) Область Салассов расположена большею частью в глубокой долине, окруженной с обеих сторон горами; впрочем часть Салассов занимает и возвышающиеся над долиною горы. Для переходящих эти горы из Италии путь лежит через названную долину; потом он разделяется на два: один непроходимый для экипажей идет через так называемый Пойнин, через вершину Альп; другой более западный пролегает через страну Кентронов. Земля Салассов имеет золотые рудники, которыми владели равно как и проходами сильные прежде Салассы. В добывании золота много помогает им река Дурий своими промывальнями. С этою целью жители отвели воду во многих местах в побочные каналы, осушивши тем общее русло реки. Это конечно было выгодно для добывания золота, но очень неудобно для тех, которые ниже их обрабатывали землю и лишались орошения, между тем как прежде река, протекая выше их, могла питать их землю. Отсюда возникали непрерывные войны между обоими народами. С покорением Римлянами Салассы потеряли золотые рудники вместе с землею; впрочем владея горами, они все еще продавали воду государственным откупщикам, эксплуатировавшим рудники, откуда у них возникали с откупщиками споры вследствие жадности последних. Таким образом Римляне, всегда охотники до битв, будучи посылаемы в эти страны, часто находили предлог к нападениям. Однако до последнего времени, то ведя войны с Римлянами, то прекращая войну, они были достаточно сильны и, отличаясь хищническими нравами, много вредили лицам, переправлявшимся через их страну по горам. Так они заставили бежавшего из Мутины Децима Брута уплатить по драхме на человека. Мессала, зимовавший недалеко от них, платил дань дровами, топливом и вязом для гимнастических дротиков. Однажды Салассы захватили даже деньги Кесаря и бросали обломки скал на его войско, под предлогом, что они мостили дорогу или устраивали переход через реки. Впоследствии Август совершенно покорил их и всех велел отправить в римскую колонию Епоредию и продать как добычу в рабство тамошние жители могли оказывать только слабое сопротивление, пока народ этот не был уничтожен в конец. Способных носить оружие было между ними восемь тысяч, всех прочих тридцать шесть тысяч. Теренций Варрон, покоривший их полководец, всех продал с аукциона. Кесарь послал туда три тысячи Римлян и основал город Августу на том месте, где Варрон располагался лагерем. Теперь вся соседняя страна до самых высоких горных проходов наслаждается миром.
8) Следующие далее к востоку и югу части гор заняты Ретами и Винделиками, касающимися Гельветиев и Боев, жителей смежных равнин. Реты простираются до Италии над Вероною и Комом. У подошвы их гор выделывается Ретийское вино, не уступающее, как кажется, лучшим винам Италии. Реты доходят также до стран, орошаемых Рейном. В этому племени относятся Лепонтии и Кануны. Винделики и Норики владеют внешним склоном гор большею частью вместе с Бревнами и Генавнами. принадлежащими уже к иллирийскому племени. Все эти народы совершали постоянно набеги на соседние с Италией страны, равно как на области Гельветиев, Сакванов, Боев и Германцев. Самыми отважными из Винделиков считались Ликаттии, Клавтенатии и Венноны, а из Ретов Руконтии и Котуантии; Естионы и Бригантии принадлежат также к Виндедикам. Города их: Бригантий и Камбодун, а Дамасия, - акрополь Ликаттиев. Относительно жестокости этих хищников против Италийцев рассказывают следующее: захвативши какую-нибудь деревню или город, они убивали не только всех совершеннолетних, но даже малолетних детей мужеского пола; не удовлетворяясь и этим, они убивали всех беременных женщин, на которых указывали вещуны их, как на беременных мальчиками.
9) Подле них, уже вблизи угла Адриатического моря и окрестностей Акилеи, живут некоторые племена Нориков и Карны. К Норикам относятся и Тавриски. Буйным набегам этих народов положили конец Тиберий и брат его Друз в течении одного летнего похода, так что уже тридцать три года, как они пребывают в мире и платят подати. Во всей горной Альпийской стране есть хотя холмистые, но очень удобные для обработки местности, а также превосходно расположенные долины; однако большая часть земли в особенности около вершин, где и заседали разбойники, скудна и бесплодна вследствие морозов и неровности почвы. При недостатке пищи и других средств к жизни разбойники иногда щадили жителей равнин, чтобы иметь в них своих поставщиков, которым они за то давали смолу, вар, сосновое дерево, воск, мед и сыр; всего этого у них было в изобилии. Над Карпами возвышается Апеннинский хребет с озером, изливающимся в реку Атесий, которая, принявши другую реку Атагий, изливается в Адриатику. Из того же самого озера вытекает еще одна река, Атесин впадающая в Истр. Истр получает начало также в этих горах, разделяющихся на много ветвей и имеющих множество вершин. От Лигистики до этих местностей беспрерывно тянутся Альпийские горы, представляясь одною цепью; затем, разрываясь и несколько понижаясь, они поднимаются снова, разделяясь на множество ветвей и образуя множество вершин. Первая ветвь посредственной высоты; она тянется к востоку по ту сторону Рейна и его озера, там, где лежат источники Истра близ Соебов и Геркинского леса; другие ветви к которым относится и выше упомянутая гора Апеннин, обращены к Иллирии и Адриатике; в числе их находятся также Тулл, Флигидия и горы, лежащие над Винделиками, из которых текут Дура, Кланий и многие другие горные потоки, впадающие в Истр.
10) Яподы, народ смешанный из Иллирийцев и Кельтов, обитают в этих же странах; возле них и гора Окра. Яподы, прежде многочисленные, и обитавшие по обеим склонам гор, усиливали себя разбоями, но наконец, пораженные Кесарем Августом, они были окончательно ослаблены. Города их: Метул, Арупины, Монетий и Бендон. За ними лежат на равнине город Сегесгика, мимо которой протекает река Сав, впадающая в Истр. Город этот расположен удобно для войны с Даками. Гора Окра - самая низкая часть Альп; там они касаются земли Карнов. Через Окру из Акилеи перевозятся товары в так называемый Навпорт; путь этот имеет немного больше четырехсот стадий. Оттуда по рекам товары доставляются к Истру и к прилегающим к нему местностям. Мимо Навпорта протекает судоходная выходящая из Иллириды река, которая впадает к Сав; благодаря этому товары удобно перевозятся в Сегестику, к·Паннонцам и Таврискам. У Сегестики в Сав изливается и река; Колапий; обе они судоходны и текут с Альп. На Альпах водятся дикие лошади и быки. По словам Полибия, здесь водится также своеобразное животное, по устройству похожее на оленя, но шея и шерсть которого напоминают вепря; под подбородком животное имеет нарост длиною в пядень, на конце покрытый волосами, и толщиною в лошадиный хвост.
11) Из переходов, которые ведут из Италии в Кельтику, по ту сторону, северную, один пролегает через область Салассов к Лугдуну; он разветвляется на два: один, по которому можно проехать, тянется большею частью через землю Кентронов; другой, крутой, узкий, но более короткий, идет через Пойнин. Лугдун лежит посредине страны, как бы акрополь её, благодаря слиянию рек и близости его ко всем частям страны. Поэтому и Агриппа оттуда провел дороги: одну через Кемменские горы до Синтонов и Аквитании, другую до Рейна, третью до океана к Беллоакам и Амбианам, четвертую к Нарбонитиде и к Массалиотскому побережью. Кроме того, если оставить влево Лугдун и страну над ним лежащую, то побочный путь будет вести через самый Пойнин, через Родан и озеро Леманн, на равнины Гельветиев, оттуда следует переход через гору Иор (Юру) к Секванам и Лингонам, в области которых проходы к Рейну и к океану разделяются.
12) Полибий прибавляет, что в его время подле Акилеи у Таврисков-Нориков находились такие богатые золотые россыпи, что, снявши верхний слой земли в два фута, находила золото. Рудник имел не больше пятнадцати футов. Часть золота была находима в чистом виде, кусочками величиною в полевой иди волчий боб, от которых во время плавления отходила только восьмая часть; хотя остальное требовало дальнейшего плавления, тем не менее и оно было чрезвычайно прибыльно. Когда однажды Италийцы работала вместе с варварами в продолжении двух месяцев, золото скоро сделалось дешевле по всей Италии на треть. Заметивши это, Тавриски прогнали сотоварищей и продавали золото одни. Впрочем теперь все золотые копи находятся во власти Римлян. Здесь, как и в Иберии, кроме рудников, реки приносят золотой песок, хота и меньше, чем в Иберии. Говоря о величине и высоте Альп, Полибий сравнивает с ними большие горы Еллады: Тайгет, Ликей, Парнасс, Олимп, Пелий и Оссу, во Ѳракии Гайм, Родопу и Дунак. Он говорит, что проворный путешественник может на каждую из этих гор взойти, ровно как и обойти кругом, почти в один день; между тем на Альпы нельзя взойти и в пять дней, а длина их у равнин две тысячи двести стадий. Потом, он называет только четыре прохода: один через страну Лигиев, очень близко от Тирренского моря, другой через землю Таврисков, на который всходил Аннибал, третий, через область Силассов; и наконец четвертый через страну Ретов. Все они круты. Озер, говорит он, в горах много; больших три. Озеро Бенак. имеет в длину пятьсот стадий, в ширину сто тридцать; из него вытекает река Манкий; следующее озеро Ларий в триста стадий длины и уже первого; из него вытекает река Аддуя. Третье озеро Вербан длиною почти в триста стадий, а шириною в тридцать; оно выпускает большую реку Тикин. Все реки изливаются в По. Столько мы считали нужным сообщить об Альпийских горах.