Глава четвертая

Приморские Белги. Венеты. Устройство судов их. Родство их с Венетами италиянскими и пафлагонскими. Осисмии. Характер Галлов: прямодушие, храбрость, непредусмотрительность. Превосходство конницы над пехотою. Храбрейшие из Галлов. Одежда Галлов, оружие, пища, скотоводство, общественное устройство. Народные собрания. Наиболее почетные классы: барды, ваты и друиды. Суровость нравов, особенно северных племен. Служение Вакху на острове близ устьев Лигера, где дозволено жить только женщинам. Священны во́роны - третейские судьи в спорах. Служение Деметре и Коре на острове близком к Британнии. Яд, получаемый из древесного плода и отравляющий стрелы. Наказание за разжирение.
1) Остающиеся сверх упомянутых доселе народов причисляются к Белгам, живущим у океана; прежде всех Венеты, сражавшиеся с Кесарем на море. Так как они вели в Британнии торговлю, то решились было воспрепятствовать ему перейти в ту страну. Кесарь однако; без труда уничтожил их флот, не употребивши в дело просверливающих носов своих кораблей, потому что доски кораблей неприятельских были очень толсты; но, когда неприятели неслись на них за ветром, Римляне косами сорвали паруса; против сильных ветров неприятель употребил кожаные паруса, прикрепленные вместо канатов цепями. Венеты строят свои суда с широкими килями, с высокими кормами и носами, - все это на случай отлива, а также из дубового дерева, которое имеется у них в изобилии; доски не сбиваются плотно, но между ними оставляются щели, которые законопачиваются мхом в виду того, чтобы дерево, будучи смачиваемо во время стоянки кораблей, не высыхало; мох по природе влажен, а дуб сух и не гибок. Этих Венетов я считаю родоначальниками тех, которые живут по Адрию; потому что и прочие Кельты в Италии почти все переселились туда из-за Альп, как например, Бои и Сеноны; впрочем, благодаря одноименности, их считают также Пафлагонцами. Я высказываю свое мнение нерешительное; но в подобных вопросах достаточно одной вероятности. За Венетами следуют Осисмии, которых Пиѳея называет Оссистиами; живут они на мысе, довольно далеко выступающем в океан, не так далеко впрочем, как утверждает Пиѳея и его последователи. Народности между Секваною и Лигером граничат частью с Секванами, частью с Арвернами.
2) Все племя, называемое ныне Галльским, (Галатским) воинственно, отважно и быстро решается на битву, но вместе с тем простодушно и незлобно. Будучи разгневаны, Галаты толпами бегут в битву, открыто, без предосторожностей, так что их легко одолеть тому, кто желает перехитрить их: когда бы, где бы, под каким бы то ни было предлогом не подстрекнуть их, они всегда готовы встретить опасность, не имея ничего для поддержки себя в борьбе, кроме собственной силы и отваги. Их легко можно склонить к полезному, так что они принимают образование и науки. Сила их обусловливается отчасти большим ростом, а отчасти многочисленностью. Благодаря чистосердечию и прямоте характера они легко собираются толпами, между тем как близкие между собою люди ссорятся постоянно из-за мнимых обид. Теперь все они живут в мире, как подданные, под управлением Римлян покоривших их, так что описание это относится к древним временам, хотя подобные нравы существуют и теперь еще у Германцев. И по природе, и по общественному устройству оба племени сходны между собою и родственны, при том же они занимают смежные страны, разделенные только рекою Рейном, и очень сходные. Германия впрочем лежит севернее Галлии, южные части её сравнительно с южными Галлии и северные сравнительно с северными. Благодаря всему этому, взаимные переселения их совершаются с легкостью; теснимые сильнейшими, они идут толпами и военными отрядами или же еще чаще поднимаются целым домом. Римляне покорили их гораздо легче, чем Иберов: с этими последними они и прежде начали войну и после кончили; напротив, все племена Кельтов, обитающие между Рейном и Пиринейскими горами, покорены были в промежутки; идя вперед кучами и целыми массами, они были и покоряемы в кучах. Между тем Иберы щадили свои силы, дробили сражения, в разных пунктах выставляя разные отряды и ведя партизанскую войну. Все Галаты по природе своей бойцы, но лучшие всадники, чем пехотинцы, и лучшая римская конница состоит из Галатов. Впрочем более северные и приокеанические народы более воинственны.
3) Говорят, что Белги, разделяющиеся на пятнадцать народцев и живущие вдоль океана между Рейном и Лигером, мужественнее всех прочих, почему они одни выдержали напор германских Кимвров и Тевтонов. Среди самих Белгов наиболее мужественны Беллоаки, а потом Свессионы. Как на доказательство многолюдства страны указывают на то, что некогда Белги выставляли до трехсот тысяч человек способных носить оружие. О больших отрядах Гельветиев, Арвернов и их союзников; мы говорили раньше, из того также заключают о многочисленности народов, равно как о достоинствах их женщин по части рождения и воспитания детей. Белги носят короткие плащи, отращивают волосы, одеваются в панталоны, кругом обхватывающие икры; вместо хитонов носят куртку с рукавами, доходящую до половых частей и таза. Здешняя шерсть груба, но длиннорунна; из неё ткут мохнатые плащи, называемые лайнами. Римляне содержат в наиболее северных частях Кельтики, стада овец с довольно хорошею шерстью. Вооружение их соответствует росту: длинная сабля, висящая на правом боку, большой щит, пропорциональное копье и мадарий, род метательного копья; иные употребляют луки и пращи, а также древко, похожее на копье; оно спускается с руки, а не из ремня и летит дальше стрелы; употребляется оно преимущественно на охоте на птиц. Большинство еще и теперь спит на земле, а за едою сидят на соломенных подушках. Главная пища их молоко и всякого рода мясо, преимущественно свинина молодая и соленая. Свиньи проводят ночь в открытом поле; они отличаются ростом, силою и быстротою, так что опасны не только незнакомым людям, но и волчкам. Стада овец и свиней у них так многочисленны, что отсюда доставляются в большом количестве шерстяные плащи и солонина не только в Рим, но и в другие части Италии. Жилища строятся из досок и хворосту: они велики, имеют форму купола и покрываются толстою соломенною крышею. Способ управления был у них большею частью аристократический; однако Кельты издавна избирали себе ежегодно одного князя, а на время войны выбирался народом один полководец. Теперь большею частью они повинуются постановлениям Римлян. Своеобразное правило существует у них в собраниях: если кто заглушает или прерывает оратора, то к нему подходит служитель с обнаженною шпагою и угрожая велит замолчать; если этот не успокаивается, служитель повторяет угрозу второй и третий раз; наконец он отрезывает ему такой кусок плаща, что остаток никуда не годен. Обычай, в силу которого занятия распределены между мужчинами и женщинами обратно нашему, свойствен им наравне с многими другими варварами.
4) У всех кельтских племен три класса людей пользуются особенным почетом: барды, ваты и друиды; барды, как певцы и поэты, ваты, как исполнители священнодействий и знатоки природы, а друиды изучают кроме физической природы нравственную философию. Они считаются справедливейшими людьми, вследствие чего им вверяются частные и общественные тяжбы; они же некогда мирили воюющих и останавливали готовые к нападению войска. Решение дел об убийствах поручалось преимущественно им; полагают, что обилие их сопровождалось богатством страны. И друиды, и прочие учат, что души и мир не преходящи; но что некогда огонь и вода возобладают.
5) К простоте и раздражительности прибавляется у них в большой мере глупость, хвастливость и любовь к нарядам; они носят золото: на шее ожерелья, на руках и на пальцах кольца и браслеты, а лица должностные носят пеструю и расшитую золотом одежду. При таком легкомыслии они невыносимы в роли победителей, а будучи побеждены уничижаются. К глупости их следует отнести также варварский и странный обычай, свойственный обыкновенно северным народам, именно: возвращаясь из сражения, они вешают головы убитых врагов на шею лошадям; уносят их с собою и прибивают в сенях на показ. Посейдоний уверяет, что во многих местах он сам видел подобное зрелище, сначала оно было для него неприятно, но потом привыкши он спокойно выносил его. Головы знатных воинов они смазывали кедровым маслом и показывали иностранцам, не соглашаясь уступить их на вес золота. Римляне однако отучили их от этого, равно как и от способов жертвоприношения и гадания, противоположных нашим; так они наносили удар ножом в спину человека обреченного на жертву и гадали по его судорогам. Жертвы не совершались без друидов. Им приписываются и другие виды человеческих жертв; иных убивали из лука или распинали в храмах; или же делали огромную фигуру из сена и дерева, бросали на нее домашний скот, разных других животных и людей, и все это сожигали.
6) Говорят, что на океане не далеко от берега перед устьем реки Лигера лежит маленький остров; на нем живут будто бы жены Самнитов, посвященные Дионису и чтущие бога в таинственных празднествах и других священнодействиях; ни один мужчина не всходит будто бы на остров, но женщины переправляются на материк для сообщения с мужчинами, после чего снова возвращаются на остров. Есть у них также обычай снимать раз в году крышу с храма и потом покрывать ее снова в тот же день до захода солнца, для чего каждая женщина несет свою долю; та из них, которая выпустить свой груз, разрывается прочими; после этого куски обносятся кругом храма с радостными криками до тех пор, пока не прекратится их состояние неистовства. Обыкновенно находится какая-нибудь женщина, подвергающаяся такой участи. Но еще баснословнее сведения, Артемидора о во́ронах. Он упоминает о бухте на берегу океана, которая называется Бухтою двух во́ронов, там появляются будто бы два во́рона с белым правым крылом; тяжущиеся приходят в это место, кладут на высоком пункте доску, и каждый особо бросает на нее лепешки. Затем прилетают птицы, поедают одни лепешки и разбрасывают другие; чьи лепешки разбросаны, тот остается победителем. Но это очевидно басня. Рассказ Артемидора о Деметре и Коре более вероятен. Подле Британнии есть остров, говорит он, на котором Культ Деметры и Коры организован совершенно так же как и на Самоѳракии. Правдоподобно и то, что в Кельтике растет дерево, похожее на фиговое и дающее плод на подобие капители коринѳской колонны; будучи надрезан, он выпускает из себя смертоносный сок, употребляемый для смазывания стрел. Рассказывают также, что все Кельты охотники до ссор, и что у них не считается стыдом растрата юношами своих сил. Ефор увеличивает Кельтику до чрезвычайных размеров, относя к ней большую часть нынешней Иберии до Гадейр. Он указывает на любовь населения к елленизму и сообщает о народе много своеобразного, несогласного с их теперешними нравами; так они стараются будто бы не разжиреть и не иметь большего живота, и юноша, переступивший определенную меру пояса, наказывается. Это о Кельтике по ту сторону Альп.