Ион Хиосский

Автор: 
Составитель: 

T 1 Suda, s.v. ῎Ιων Χῖος (ι 487)
Трагик, лирик и философ, сын Ортомена, прозванного Ксуфом. Начал ставить трагедии в 82-ю олимпиаду [452-449 гг. до н. э.]. Число его драм составляет 12, по другим - 30, по третьим - 40. Написал также "О небесных явлениях" и фиктивные речи. Аристофан называет его в шутку "Утренней Звездой". Победив в Афинах на трагических состязаниях, он поставил каждому афинянину по амфоре Хиосского.
T 2 Scholia RV on Aristophanes, Peace 835
А что, правду говорят, что, как помрем,
Так становимся звездами на небе? -
Так и есть, - А что это там сейчас за звезда?
- Ион из Хиоса: когда-то он сочинил
Здесь про Утреннюю Звезду, а как вознесся, тут же
Его все стали звать "Утренней Звездой"
Схолии к этому месту. Ион из Хиоса: дифирамбический, трагический и лирический поэт. Он сочинил песнь, начало которой: "Будем ждать небоходную Утреннюю Звезду, белокрылого предтечу Солнца!"]. Из этих стихов явствует, что к тому времени он уже умер. Поэтому Аристофан в шутку говорит, что его прозвали "Утренней Звездой". Он был очень знаменит. Написал также комедии, эпиграммы, пеаны, гимны, сколии, энкомии, элегии и прозаическую речь "О посольстве", которую некоторые считают подложной, а не его. Сохранились также его "Основание [Хиоса]", "Космологическая речь", "Воспоминания" и другие сочинения. - И был очень знаменит. Говорят, что он участвовал сразу в дифирамбических и трагических состязаниях в Аттике, и вышел победителем, и в знак расположения послал афинянам даром хиосского вина. Имеется диалог философа Сократа, посвященный ему и озаглавленный "Ион". Упоминает о нем и Каллимах в "Холиямбах" по поводу того, что он много написал.
T 3 Harpokration s.v. ῎Ιων·
ГАРПОКРАТИОН, под словом "Ион": [Его упоминает] Исократ в речи "Об обмене имуществом" [см. А 6]. По-видимому, оратор упоминает в данном месте трагического поэта Иона, который был родом из Хиоса, сыном Ортомена, прозванного Ксуфом. Он написал много лирических стихотворений и трагедий, а также философское сочинение, озаглавленное "Триагм" [="Троица"], подлинность которого, по словам Каллимаха, оспаривается Эпигеном. Согласно Деметрию из Скепсиса и Аполлониду Никейскому, в некоторых [списках] заглавие имеет множественное число "Триагмы".
T 4 Strabo, Geography 14.1.35
Знаменитыми хиосцами были трагический поэт Ион, историк Феопомп и софист Феокрит.
T 5a Plutarch, Kimon 9.1
Ион рассказывает, что, когда он еще в ранней юности прибыл с Хиоса в Афины, ему пришлось обедать у Лаомедонта в обществе Кимона.
T 5b Athenaios, Deipnosophistai 13.81 p. 603e
Поэт Ион в своих воспоминаниях, озаглавленных "Посещения", пишет так: "Я встретился с поэтом Софоклом на Хиосе, в то время, когда он в качестве стратега плыл на Лесбос.
T 5c Athenaios, Deipnosophistai 11.8 p. 463ab
А Ион Хиосский говорит:
Слава тебе и привет, наш отец, повелитель, спаситель!
Пусть виночерпии нам - слуги кувшин принесут,
В кружках смешают вино серебряных, а золотую
Чашу кто держит в руках, пусть ее на пол прольет.
С чистой душой возлиянья творя вам, потомки Персея, -
Прокл, Алкмена, Геракл, - мы от Зевса начнем,
T 6 Argumentum to Euripides Hippolytos p. 2, 8 Schw.
Он был выпущен в архонстово Эпаминона в восемьдесят седьмую Олимпиаду(429/8): Еврипид первый, Иофон второй и третий Ион.
T 7 Thucydides 8.38.3
Хиосцы тем временем бездействовали: они уже несколько раз терпели неудачи в сражениях, и к тому же внутреннее положение в городе было далеко не благополучно. Ведь Педарит казнил уже Тидея, сына Иона, и его сторонников за сочувствие афинянам, и в городе было насильственно введено олигархическое правление.
T 8 Athenaios, Deipnosophistai 10.48 p. 436f
В сочинении "О поэте Ионе" Батон Синопский пишет, что и этот был любителем выпивки и сладострастных утех. Этот Ион и сам признается в "Элегиях", что любил коринфянку Хрисиллу, дочь Телея; а о том, что в нее был влюблен также олимпиец Перикл, пишет в "Гесиодах" Телеклид.

О происхождении Хиоса

F 1 Pausanias, Description of Greece 7.4.8
у поэта Иона, написавшего трагедию, в его истории сказано следующее: на этот остров, бывший безлюдным, прибыл Посейдон и сочетался здесь с нимфой; во время родовых страданий нимфы с неба выпал на землю снег (хион), и поэтому Посейдон дал имя родившемуся сыну Хиос. Сочетался он и с другой нимфой, и у него родились сыновья Агел и Мелан. С течением времени к Хиосу пристал со своими кораблями Энопион в сопровождении своих сыновей: Тала, Эванфа, Мелана, Салага и Афаманта. В царствование Энопиона прибыли на этот остров и карийцы, а также абанты из Эвбеи. Впоследствии царскую власть над островом после Энопиона и его сыновей принял Амфикл; он прибыл из Гистиеи на Эвбее, по вещанию из Дельф. В четвертом колене потомок Амфикла, Гектор, он также был царем на Хиосе, вступил в войну с жившими на острове абантами и карийцами; одних из них он убил в сражении, других же заставил удалиться в силу договора. Когда война между хиосцами прекратилась, Гектор припомнил тогда, что им вместе с ионянами следует совместно приносить жертвы в Панионийском святилище; и от всего собрания ионян за свою храбрость и личные достоинства он получил в качестве награды треножник. Вот что я нашел у Иона относительно Хиоса. Однако того, по какой причине хиосцы причисляются к ионянам, он этого не говорит.
F 2 Athenaios, Deipnosophistai 10.28 p. 426e
То есть, нужно пить или два к пяти (1:2,5), или один к трем (1:3). Об этой пропорции смешения поэт Ион говорит в книге "О Хиосе": "Прорицатель Паламед нагадал эллинам быстрое плавание, если они будут пить три киафа к одному". А кто предпочитал более крепкое питье, те пили две части вина к пяти воды.
F 3 Orion Etymologicum Magnum p. 94, 25 Sturz (Etymologicum Magnum p. 569, 34 Gaisford)
Множество: Ионийцы называют доли "множество". Ион в его Основании Хиоса: "он назначил пятьдесят множеств из множеств Теоса".

Посещения

F 4 Athenaios, Deipnosophistai 3.44 p. 93a
Сердцевидок (χήμη) упоминает в "Посещениях" Ион Хиосский.
F 5 Athenaios, Deipnosophistai 3.69 p. 107a
Также Ион Хиосский пишет в "Посещениях": "...укрыв в эпипле".
F 6 Athenaios, Deipnosophistai 13.81, p. 603e-604d
Если Эврипид был женолюбом, то Софокл в не меньшей степени любил мальчиков. Поэт Ион в своих воспоминаниях, озаглавленных "Посещения", пишет так: "Я встретился с поэтом Софоклом на Хиосе, в то время, когда он в качестве стратега плыл на Лесбос; он был обходителен и любил пошутить за вином. Принимал его Гермесилай, его личный друг и афинский гостеприимец. И вот, когда отрок-виночерпий, красивый и румяный, стоял у огня... Софокл сказал ему: "Хочешь, чтобы мне было вкусно?" Тот сказал "да", а Софокл продолжил: "Тогда подавай мне чашу и забирай медленно-медленно". Мальчик покраснел еще больше, а Софокл сказал соседу: "Как хорошо сказано у Фриниха:
Свет любви
На багряных щеках пылает..."
Но ему возразил какой-то - не то эретриец, не то эрифиец - школьный учитель: "Сам ты, Софокл, славный стихотворец, но вот Фриних нехорошо сказал о щеках красавца "багряные". Ведь если бы живописец раскрасил щеки этого мальчика багрецом, это совсем не показалось бы нам красиво. Поэтому не надо сравнивать красивое с некрасивым". Софокл улыбнулся на слова эретрийца и ответил: "Значит, тебе не нравится и то, что сказал Симонид и хвалят все эллины:
...из багряных уст
Дева песню льет,
и сказанное другим поэтом, назвавшим Аполлона "златокудрым", - ведь если бы живописец написал ему кудри золотой, а не черной краской, это была бы плохая живопись! Или как сказано "розоперстая Эос" - ведь если кто покрасит пальцы в розовый цвет, то получатся руки красильщика, а не красавицы". Тут все рассмеялись, эретриец нахмурился от такого урока, а Софокл опять обратился к мальчику. Видя, что тот пытается мизинцем выудить из чаши какую-то щепочку, он спросил его, не заметил ли тот чего-нибудь в вине. Когда тот ответил, что там щепочка, Софокл сказал: "Так сдуй ее, чтобы не мочить палец". Мальчик наклонил лицо к чаше, а Софокл потянул чашу поближе к своим губам, головы их сблизились, и тогда Софокл привлек мальчика рукою и поцеловал. Все засмеялись, захлопали и закричали, как ловко он управился с мальчиком. Софокл же заметил: "Это я учусь стратегии, друзья, а то Перикл говорит, что стихи сочинять я умею, а вот командовать - нет, но разве не удалась мне моя стратегема?" И он много чего ловко говорил и делал за вином. Но в делах политических он не был ни деятелен, ни умен, а был как любой из состоятельных афинян".
F 7 Scholia M on Aischylos, Persians 432
Иона в его Эпидемиях говорит, что Эсхил был среди ветеранов Саламина.

Сунекдеметикос

F 8 Pollux 2.88
Кто-то называется "куцая борода" Ион трагик в его произведении Сунекдеметикос.
9 Diogenes Laertios, Lives of the Philosophers 2.23
В молодости он с Архелаем ездил на Самос (так пишет Ион Хиосский)
F 10 Lexicon Sabbaiticum p. 1, 20 Papadopoulos-Kerameus (= Photius α 3262 Theodoridis) Translation
под словом "единомыслящих": У Иона встречается выражение "единомыслящих и связанных договором [?]".
F 11 Photios, Lexicon α 466 Theodoridis (p. 40, 23 Reitzenstein)
Вместо Афинских женщин, говорят, что их называют "горожанки" и "аттические женщины". Кроме, то есть, широкое использование этого термина в древности для женщин, так же, как вышеупомянутые поэты [Ферекрат; Кантар, Филимон] свидетельствуют, и Дифил в Амастриде; и Ион о дочери Фемистокла сказал "афинская гостья", и Пиндар в своём сколии...
F 12 Plutarch, Kimon 5.3
Был он, по свидетельству поэта Иона, безупречен и внешностью - высок, с прекрасными густыми вьющимися волосами.
F 13 Plutarch, Kimon 9.1
После возлияний Кимона попросили спеть, и тот спел очень хорошо, так что все его похвалили и нашли, что в обществе он приятнее Фемистокла: последний говорил, что петь и играть на кифаре он не умеет, но как сделать великим и богатым город - это он знает. Затем, как обыкновенно бывает за чашей вина, разговор перешел на подвиги Кимона, стали вспоминать о самых выдающихся из них, и он сам рассказал об одной из своих хитростей, по его мнению, самой удачной. Союзники, захватив в Сесте и Византии множество варваров, поручили Кимону произвести дележ добычи, и тот распорядился так, что по одну сторону поставили самих пленных, а по другую сложили украшения, которые они носили; союзники стали порочить такой дележ, называя его несправедливым, и тогда он предложил им взять любую из частей: какую бы они ни оставили, афиняне-де будут довольны. По совету самосца Герофита, считавшего, что лучше приобрести вещи персов, чем самих персов, союзники взяли себе наряды и украшения, оставив на долю афинян пленных. Все сочли тогда, что этим дележом Кимон просто выставил себя на посмеяние: союзники уносили золотые запястья, ожерелья, шейные цепочки, персидские кафтаны, пурпурную одежду, афинянам же пришлось взять себе нагие тела мало привычных к труду людей. Вскоре, однако, съехавшиеся из Фригии и Ликии друзья и родственники пленных стали выкупать их, платя за каждого большие деньги, так что у Кимона собрались средства, которых хватило на содержание флота в течение четырех месяцев, а кроме того, немало золота из выкупных сумм осталось и для казны.
F 14 Plutarch, Kimon 16.8
Одновременно с ними напали на спартанцев и мессенцы. И вот, нуждаясь в помощи, лакедемоняне шлют в Афины Периклида, того самого, который, как Аристофан представляет его в комедии, бледный, в пурпурном плаще, сидел у алтарей и молил прислать подмогу. В то время как Эфиальт старался этому воспрепятствовать и заклинал народ не помогать спартанцам, чтобы не дать подняться городу, во всем противодействующему Афинам, а оставить его поверженным, с растоптанной в прах его гордыней, Кимон, как говорит Критий, ради лакедемонян поступившись возможностью возвеличить собственное отечество, склонил народ на свою сторону и выступил на помощь Спарте во главе большого отряда гоплитов. А Ион припоминает и слова, которыми Кимон больше всего подействовал на афинян: он предостерегал, как бы Эллада не стала хромой и афинское государство не осталось в упряжке одно, без своего напарника.
F 15 Plutarch, Perikles 5.3
Поэт Ион утверждает, что обхождение Перикла с людьми было довольно надменное и что к самохвальству его примешивалось много высокомерия и презрения к другим, а хвалит Кимона за его обходительность, гибкость и благовоспитанность в обращении. Но оставим Иона; по его мнению, при добродетели, как при трагедии, непременно должна быть и сатирическая часть.
F 16 Plutarch, Perikles 28.7
После покорения Самоса, как рассказывает Ион, Перикл ужасно возгордился: Агамемнон в десять лет взял варварский город, а он в девять месяцев покорил первых, самых сильных ионян!
F 17a Plutarch, De fortuna Romanorum 316d
Поэт Ион в своих прозаических сочинениях говорит, что удача не имеет ничего общего с умением, но приносит плоды, которые невозможно отличить от плодов умения.
F 17b Plutarch, Quaestiones convivales 8.1.1, 717b
"Прав был Ион, - сказал Диогениан, - что случайность, будучи вообще противоположна мудрости, во многих случаях производит нечто согласное с ней.
F 18 Pollux 2.95 (Tzetzes Chiliades 3.957)
Отец Никокла Кипрского... (его звали Тимарх) имел по два ряда зубов, как в рассказе Аристотеля; согласно сообщению Иона Хиосского, Геракл имел три ряда.
F 19 Pollux 6.98
Бомбилий - это сосуд узким горлышком, в котором во время питья жидкость булькает, как сообщает Антсфен в Протрептике; в то время как Ион назвал его кубком вина.
F 20 Varro, De lingua Latina F46 (p. 201 Goetz-Schoell)
Как пишет Ион, имеется двадцать пятая буква, которую называют "агма". Ни у греков, ни у латинян она не имеет своего начертания, но произносится одинаково, как в словах aggulus, aggens, agguilla, iggerunt. В таких словах греки и наш Акций пишут два G, другие - N и G и т. д.
F 21 Phrynichos, Ecloge F 286 Fischer (F287 Rutherford)
Говорит, что Гиппий и некий Ион сказали "раrаthёкёn" (залог). Мы же это назовем "раrаkatatheken", как Платон, Фукидид и Демосфен.
F 22 Plutarch, Quomodo quis suos in virtute sentiat profectus 79de (Stobaeus Florilegium 3.29.89)
Эсхил, смотря состязание в кулачном бою на Истмийских играх, когда зрители взревели, когда один был сбит другим, подталкивая Ион Хиосский сказал ему, - "ты видишь, какая штука подготовка; человек, которого ударили, молчит, а зрители, кричат".
F 23 Vita Sophoclea 20
Он изображает и расцвечивает нравы, искусно пользуется замыслами, воспроизводя гомеровскую прелесть. Вследствие чего и сказал какой-то иониец, что один Софокл оказался учеником Гомера.
F 24a Harpokration s.v. ῎Ιων·
Из сочинения его приводят следующие [начальные строки]:
Начало моей речи: всех [вещей] - по три и ничуть не больше и не меньше этих трех. Добродетель каждого - троица: ум, сила, удача.
F 24b Isokrates, Antidosis 268
И ведь из детей те, кто тщательно изучил грамматику, музыкуи другие преподаваемые в школе науки, не получили никаких преимуществ, помогающих усовершенствовать свою речь или лучше разбираться в различных делах: они только подготовили себя к познанию более полезных и важных наук. (268) Итак, я, пожалуй, посоветовал бы молодым людям заниматься этими науками некоторое время; но они должны остерегаться того, чтобы не иссушить свой ум в этих занятиях, не увлечься учениями древних софистов, из которых одни утверждали, что число элементов бесконечно Эмпедокл же называл четыре элемента, среди которых находятся Вражда и Любовь, Ион называл не более грех, Алкмеон только два, Парменид и Мелисс - один, Горгий же вообще ни одного.
F 24c Philoponus, Commentaria ad Aristotelem De generatione et corruptione p. 207, 18 Vitelli
Огонь и земля были предложены Парменидом, а Ион Хиосский трагик поставил их с воздухом и Эмпедокл предложил четыре.
F 25a Diogenes Laertios, Lives of the Philosophers 8.8
Ион Хиосский в "Триадах" утверждает, будто кое-что сочиненное он приписал Орфею.
F 25b Clement of Alexandria, Stromateis 1.131.4
Ион из Хиоса сообщает в "Триагмах", что Пифагор приписал Орфею некоторые [свои сочинения]. Эпиген же и т. д.
F 25c Suda, s.v. ᾽Ορφεὺς Λειβήθρων
Написал "Триагмы", которые приписывают трагику Иону, в них входят "Священные одежды".