Биографический очерк

Загадочной фигурой в византийской историографии раннего периода является Иоанн Антиохийский. О личности этого писателя до сих пор известно очень мало достоверного. Он был уроженцем Антиохии, о чем говорит его прозвище, и представителем сирийской литературной школы.
Под именем Иоанна Антиохийского сохранилась в отрывках всемирная хроника, охватывающая огромный промежуток времени от библейского Адама до воцарения византийского императора Ираклия в 610 г. Можно предположить, что хроника Иоанна Антиохийского была написана вскоре после 610 г.
Длительное время ученых волновал вопрос о взаимосвязи хроник Иоанна Малалы и Иоанна Антиохийского. Оба хрониста носили одно и то же имя, были родом из Антиохии, и в сохранившихся текстах Малалы и Иоанна Антиохийского много общего. Средневековые компиляторы более позднего времени часто путали этих двух Иоаннов. Иногда фрагменты хроники Иоанна Антиохийского в более поздних рукописях обозначались именем Иоанна Малалы. Труд Иоанна Антиохийского все же значительно отличается от сочинения Малалы — и манерой изложения, и историко- политической концепцией. О соотношении хроник Иоанна Малалы и Иоанна Антиохийского существуют противоположные мнения: 1) труд Иоанна Антиохийского был источником для Малалы: 2) Иоанн Антиохийский использовал хронику Малалы; 3) совпадения в текстах Иоанна Антиохийского и Иоанна Малалы вызваны тем, что оба пользовались общим, утерянным ныне источником.
Иоанн Антиохийский отказывается от локальной, партикуляристской точки зрения на мировую историю, которая в общем была характерна для большей части «Хронографии» Иоанна Малалы. Если для Малалы именно Антиохия была центром цивилизованного мира и лишь в конце книги им стал Константинополь, то Иоанн Антиохийский мыслил уже имперскими категориями, придерживался христианской ойкуменической точки зрения на ход мировой истории.
Существует гипотеза, что автором этой хроники был антиохийский патриарх Иоанн, занимавший патриарший престол Антиохии с 631 по 649 г. Во всяком случае, близость хрониста к церковным кругам столицы Сирии несомненна.
Исторический кругозор Иоанна Антиохийского весьма широк: его сочинение включало историю еврейского народа и стран древнего Востока, древнейший период истории Греции, историю Римской империи и Византии вплоть до начала VII в. Иоанн Антиохийский обратился к достаточно надежным древним источникам, которые он обработал, пожалуй, с бóльшим пониманием, чем Иоанн Малала. Правда, попытка более точно определить эти источники наталкивается вследствие ненадежной и отрывочной рукописной традиции сочинения Иоанна Антиохийского на существенные затруднения. Для более древнего периода Иоанн заимствовал материал, вероятно, у Секста Юлия Африкана и Евсевия Кесарийского; для истории Римской империи — у Петра Патрикия, Евтропия, Аммиана Марцеллина, Иоанна Малалы; для Троянской войны он привлекал наряду с Иоанном Малалой Диктиса Критского. Кроме того, Иоанн Антиохийский использовал добротный исторический материал вроде сочинений Евнапия, Приска, Зосима, Сократа Схоластика. Имеются и некоторые совпадения с сочинениями Прокопия.
Фрагменты хроники Иоанна Антиохийского разбросаны по различным сочинениям. Многочисленные и обширные отрывки, доходящие до правления Фоки, содержатся в эксцерптах Константина Багрянородного по темам «De virtutibus» и «De insidiis» и в отдельных более ранних рукописях. Довольно скудные отрывки, доходящие до правления Валентиниана III, сохранились в Cod. Paris gr. 1763; более подробные фрагменты содержатся в Cod. Paris gr. 1630. В начале нашего века Сп. Лампрос издал фрагменты Иоанна Антиохийского на основании рукописи Athos—Codex 4932 (-Iviron 812), относящейся к XIV в. То, что опубликованные отрывки принадлежат Иоанну Антиохийскому, явствует из сходства некоторых из них с уже известными и несомненно принадлежащими ему отрывками его сочинения.
Наибольший исторический интерес имеют самостоятельные разделы хроники Иоанна Антиохийского, содержащие сведения о происходивших в Византии в конце VI — начале VII в. внешнеполитических событиях, современником которых был сам автор; особенно любопытна оригинальная интерпретация автором отношений Византии с Ираном и другими народами Востока.
Хроника Иоанна Антиохийского в ряду других ранневизантийских летописных сочинений выделяется более высоким литературным стилем, ясным и четким языком. Временами хронист пытается даже писать в духе Прокопия и Агафия, хотя это ему не удается. Утрата полного текста хроники Иоанна Антиохийского — трудно восполнимая потеря для науки. Его известность в средневековом мире очевидна, ибо он широко компилировался византийскими писателями более позднего времени.