Логос о Троянской войне

23. Cod. Vind. hist. gr. 99, fol. 8; Exc. Salm. р. 390: Приам, царь фригийцев, сойдясь с женой Гекубой, имел от нее многих детей, и среди них был также сын Парис, он же Александр. Беременной им Гекубе приснилось, что она родила огненный факел, который, гуляя по всей Трое, сжег город. Встревоженный сном, Приам пришел в прорицалище и получил оракул, что через тридцать лет Парис разрушит Трою и уничтожит троянское царство. Услышав это, Приам призвал его и отослал на воспитание в сельскую местность Амандр, называемую Парием. Там Парис провел тридцать лет и обладая природным талантом, набрался эллинской мудрости. Он составил похвалу Афродите, говоря, что она лучше Афины и Геры. Он назвал Афродиту страстью, от которой берется всякое зло людям. Отсюда рассказывается миф, что Парис судил спор между Палладой, Герой и Афродитой и Афродите отдал яблоко, то есть победу. Он пропел ей и гимн, так называемый «Пояс Афродиты». Здесь, как пишут, лежала причина войны. Когда тридцатый год жизни Париса прошел и сочли, что назначенный оракулом срок истек, отец, отозвав его, закатил в Трое праздничный пир, затем, вручив ему дары, письма топархам и свиту из ста избранных мужей, отправил его принести жертвы в святилищах Эллады. По прибытии в Спарту он был принят тогдашним ее царем Менелаем. Он был сыном Плисфена, но воспитывался вместе с Агамемноном, сыном Атрея, который был царем в Микенах. Как раз в этот момент Менелаю настала необходимость плыть на Крит для обязательных священнодействий, по обычаю совершаемых им Европе, от которой по его словам он вел свой род. Итак Менелай, приняв Александра, письма Приама и дары, держал его в почете и оставил во дворце проводить время, попросив подождать несколько дней до тех пор пока, исполнив обет, он не возвратится с Крита.
Итак, когда Александр пребывал в Спарте, случилось, что он увидел в царском саду Елену, супругу Менелая. С нею были Эфра и Климена, происходившие из рода Пелопса и Европы. Когда увидел Парис красоту Елены, то пораженный любовью, с помощью Эфры и Климены соблазняет ее и бежит на своих судах, прихватив вместе с нею имущества на 300 литр, большое количество серебра и женские украшения. Он отплыл в Сидон и оттуда в Египет к царю Протею, где оставался, пренебрегая требуемыми от него жертвоприношениями. Когда же это стало известно охраняющим Менелаев дворец, они тут же послали кого–то в критский город Гортину возвестить Менелаю о случившемся. Он же, услышав о деле, возвратился тотчас в Спарту, послав на поиски беглецов во все места, и узнав, что они в Трое, отправил соглядатаев, обязанных докладывать ему о результатах наблюдения.
Узревши Елену и ее красоту, Приам стал расспрашивать ее, откуда она ведет свой род, и та отвечала: «От вас». Ибо дочерью сидонца Агенора была Электра, от которой взялись Дардан и другие илионские цари. От Агенора родился и Феникс, чьим потомком был Димант, отец Гекубы. Она заявила, что от Диманта происходила также ее мать, Леда, так что по ее утверждению она принадлежала не к Менелаевой семье, а скорее к роду Приама и Гекубы. И сказав это, она поклялась, что не предавала эллинов, поскольку на самом деле не грабила их, но бежала, взяв только свое собственное имущество.
Между тем в Трою явились послы Менелая, настаивая, чтобы с имуществом отдали им и Елену. Когда те возвратились ни с чем, сам Менелай возглавил второе посольство, придя с Одиссеем и Паламедом, и они несли письмо Елене от ее сестры Клитемнестры. Когда же и он ничего не добился — тогда как в самой Трое восстали народ и архонты, требуя отдать ее, но воспротивились сыновья Приама, угрожая смертью мятежникам и замышляя убить Менелая — то по возвращении стал обходить с царем Агамемноном всех топархов страны, призывая их не смотреть сквозь пальцы на оскорбление Элладе, но в союзе с ним бороться против варваров, дерзнувших на столь неслыханный беспредел. И собрались цари и топархи (как говорят Гомер и Диктис) и прибыв к Пелею, побудили его отправить к ним союзником Ахиллеса, рожденного от Фетиды, внука философа Хирона, отца Фетиды. Ахиллес состоял в браке с дочерью царя Ликомеда Деидамией и жил в доме своего тестя. Итак, Ахиллес вместе с пятью тысячами так называемых мирмидонцев и стратегами Фениксом и Патроклом на 50 судах отплыл в Авлиду. Агамемнон и Менелай, сыновья Атрея и Аэропы, имели 160 коринфских и микенских кораблей, из которых 60 были Менелая со спартиатами и лаконцами. Были еще Нестор, сын Нелея и Хлориды из Пилоса с 90 судов, Аякс Теламонид, сын Эрибеи, с Саламина, с 12, Пенелей и Леит с Аркесилаем, Профоэнором и Клонием, все пятеро из земли Фив, с 50, Аскалаф и Иалмен, сын Арея и Аксиохи, с 30, Схедий и Эпистроф с 40, Могид из Долихия с 40, Фоант с 40, Эвмел с 11, Нерей с 60, Калхас с 40, Леонтей и Полипет с 40, Анфиген с 42, Менесфей из Афин с 50, Идоменей и Мерион с Крита с 80, Одиссей из Итаки с 12, Тлеполем из Родоса с 9, Аякс Локрийский с 9, Протесилай и Подарк с 40, Паламед с 12, Филоктет с 60, Антиф с 22, Диомед из Аргоса с 70, Аркесилай и Профоэнор из Эвбеи с 50, Элефэнор с 60. В совокупности у греков было 1186 кораблей.
Они покинули Авлиду (прибрежный город Беотии) и отправились в Скифию, где держали военный совет. В момент высадки греков у Трои троянцы атаковали, и была сеча великая, в которой погибли Протесилай и множество других благородных эллинов. Когда греки смогли высадиться, троянцы возвратились в город и заперли ворота, греки же принялись ставить палатки. Многие из окрестностей поспешили Трое на помощь, в том числе Кикн: придя из города Меандра с войском и сразившись ночью с Ахиллесом, он погиб вместе со своими. Увидев это, остальные местные приуныли. Тогда греки решили захватить ближние к Трое города, чтобы ей не оказывали помощь. Эту задачу поручили Аяксу, Ахиллесу и Диомеду. Сперва они взяли Меандр, город Кикна, и двух его сыновей, Коба и Кокарка, и дочь Главку. Затем взяли Лесбос, где правил Форбант, родственник Приама, захватили все царство и дочь его Диомеду и убили Форбанта. Потом взяли Лирнесс и убили правителя того места, Эетиона, захватили также дочь Хриса, жреца Аполлона, Астиному, переименованную в Хрисеиду. Затем взяли город Лелег, где царствовал Брис, двоюродный брат Приама, убили его вместе с детьми и пленили его дочь Брисеиду, прежде называемую Гипподамией, умертвив ее мужа Менета. Увидев благородную и красивую Брисеиду, Ахиллес сделал ее своей женой и не желал уступить никому из командиров, которые воевали вместе с ним. Обиженные по этой причине, они обвинили его перед Агамемноном и отсюда началась их вражда. Следовательно, Ахиллес разорил эти города. Аякс же опустошил Кипр и Исаврию, затем перешел во Фракию и осадил Херсонес и царя Полиместора. Опасаясь его силы, Полиместор заключил с ним соглашение и отдал ему золото, много зерна и Приамова сына Полидора. Ибо царь Приам перед лицом краха государства доверил ему его еще маленького с имуществом для охраны. Затем Аякс Теламонид взял город Тевфранта и его дочь Текмессу, которую сделал своей женой.
Паламед изобрел игру в кости для развлечения эллинского войска с поразительной изобретательностью. Ибо игральная доска это как бы земная вселенная, двенадцать квадратов на ней — число знаков зодиака, семь костей — семь планет, стаканчик для стряхивания костей — высота неба, откуда дается и дурное и доброе всем людям.
Диктис, выступивший в поход вместе с Идоменеем на Трою, говорит, что Приам отправил послов и к Давиду, и к Тавтану, царю ассириян, и Давид отказал, Тавтан же послал Тифона и Мемнона с войском индов.
[Гектор убил Патрокла]. Ахиллес, захватив каких–то лазутчиков, узнал от них, что Гектор встретится ночью с царицей Пентесилеей, идущей на помощь Трое. Он скрылся с отрядом в засаде, и напав на Гектора, когда тот собирался перейти реку, убил троянца вместе с его людьми, кроме одного, которого, изуродовав, послал к Приаму, затем, протащив Гекторово тело на лошадях до своей палатки и нанеся ему тысячу ударов, атаковал его на колеснице. Царь Приам, услышав страшную весть, стенал от горя настолько громко, что дрожали птицы, и греки могли слышать доносившиеся из города вопли и погребальный плач.
Оставив труп Гектора лежать без присмотра, Ахиллес отдал последний долг Патроклу и устроив множество агонов, предал огню прах друга. На следующий день Приам, облачившись в траурное платье и взойдя на четырехколесную повозку, нагруженную большим количеством золота, украшений и великолепных одеяний, приехал ночью вместе с дочерью Поликсеной к шатру Ахиллеса, изумив всех своей смелостью, и бросившись к его ногам, умолял отдать мертвого сына. Поликсена же, обнимая колени Ахиллеса, просила стать его служанкой, чтобы оставаться у тела брата. Идоменей и Нестор советовали Ахиллесу принять дары и Приама с его просьбами. Послушавшись, тот сказал: «Было бы лучше для тебя с самого начала следить за своими детьми и не ошибаться вместе с ними, но ты судил иное. Это вам кара за грехи, которые вы совершили. Пусть и эллины и варвары поучатся разуму на вашем примере». Сказав это, Ахиллес поднял с земли Приама и Поликсену, пригласил их к столу и обещал отдать тело. Приам, одолеваемый страхом, тем не менее, разделил с Ахиллесом трапезу и среди прочих разговоров убедил его взять выкуп за Гектора, попросив оставить при себе в качестве рабыни и Поликсену. Но Ахиллес отказался, стыдясь в тот момент эллинов, и ответил, что сойдется с ней немного погодя.
Итак, Приам, забрав тело Гектора, возвратился в Илион, похоронил его и проводя дни в скорби, узнал, что к Трое подоспела с войском амазонок Пентесилея, еще не знавшая о смерти Гектора. Парис встретил ее с немалыми дарами и убеждал вступить в Трою в надежде, что она спасет город. Обо всем этом рассказывает Диктис. Еще до прихода Пентесилеи ахейцы подвели Полидора к стенам и через глашатая предложили варварам обменять его на Елену, и когда те не захотели, греки на глазах у всех застрелили мальчика из лука.
Между тем Рес, стратег византийцев, проживавший в пригороде Византия Ресии, где теперь показывают дом великомученика Феодора, пришел как союзник троянцев, разбил лагерь на равнине перед городом и встретил печальный конец, ибо ночью Диомед и Одиссей убили его.
Достигнув Трои, Пентесилея построила амазонок вместе с фракийцами, которых она привела из Херсонеса, и сразилась с эллинским авангардом. Многие пали с обеих сторон, наконец амазонки обратились в бегство, и Ахиллес, захватив Пентесилею живой у реки Скамандр, убил ее дротиком.
По прошествии немногих дней появляется посланный ассирийским царем Тавтаном Мемнон с войском индов и с их царем Тифоном. Они имели чужеземное оружие, пращи, невиданных зверей, и Троя не могла их вместить. Пораженные количеством и видом варваров, греки отложили битву, но с наступлением ночи собрались в намерении атаковать вражескую армию, и Аяксу с его братом Тевкром предстояло сразиться с Мемноном, тогда как Ахиллес и другие командиры должны были устремиться на основную массу врагов. Когда Аякс и Мемнон сошлись в единоборстве, Ахиллес, выждав момент, ударил копьем варвару в открывшуюся шейную жилу. Гибель Мемнона повлекла за собой разгром индов, и резня была настолько велика, что река оказалась наполнена телами. Там пали также два сына Приама, Ликаон и Троил.
Между тем ослабевшие от войны троянцы попросили передышки, чтобы предать пламени своих мертвых. Но тут же наступил праздник Подношений, на время которого перемирие было продлено.
Пока обе стороны приносили обычные жертвы, случилось, что Ахиллес увидел в храме Аполлона Поликсену, сопровождавшую Гекубу, и влюбился в нее. Он дал знать об этом Приаму, и тот послал глашатая Идея обсудить вопрос о Поликсене. Когда греки увидели, что он разговаривал с Ахиллесом, они предупредили его через Диомеда, Аякса и Одиссея, чтобы он не оставлял войско и не доверялся троянцам. Но он не послушал и тайно договорился о встрече с Деифобом и Парисом в храме Аполлона в роще. Когда они сошлись там и обменялись клятвами, Деифоб обманчиво обнял Ахиллеса и кивнул Парису, который прятался. Тот поразил Ахиллеса в бок, затем нанес второй удар и когда Ахиллес, лишенный сил, упал, бежал с Деифобом в стены города. При виде их Одиссей сказал Аяксу и Диомеду: «Недоброе они совершили, раз бегут другой дорогой. Заглянем в рощу к Ахиллесу». Войдя, они увидели лежащего и еще дышащего Ахиллеса, и Аякс спросил: «Возможно ли, чтобы кто–то из людей убил тебя?», на что он ответил: «Обманом я застигнут Деифобом и Парисом из–за Поликсены», и умер. Мертвого его поднял Аякс и с причитаниями понес к палаткам. Троянцы немедля ринулись, пытаясь похитить тело, но не смогли. Греки скорбели об Ахиллесе, обливаясь горючими слезами, затем сожгли тело и, поместив пепел в урну, хранили ее до прибытия его сына Пирра (рожденного от Деидамии), который нес с собой превосходный лук Филоктета, ужаленного змеей и оставленного ахейцами на острове Лемнос. Пирр и другие командиры возобновили осаду варваров, и произошла новая битва, в которой Деифоб и Парис командовали троянцами. Филоктет выстрелил в Париса и попал в правую руку, потом метнул копье и лишил его правого глаза, в третий раз поранил ему ноги. Троянцы обратились в бегство, после того как отбили Париса; еще живого его принесли и положили в доме. Там он призвал к себе своих троих сыновей, которых имел от Елены, Бунима, Корифея и Идея, и со стенаниями испустил дух. Его первая жена, Энона, повесилась. Елену взял в жены Деифоб, брат Париса.
До этого момента были сражения и война. Затем троянцы пытались вступить на путь переговоров, и особенно Антенор и Эней убеждали Приама возвратить Елену с имуществом, напротив Деифоб и другие его сыновья не соглашались на мир, пока они не погибнут вместе с городом. Тогда отправляется послом Антенор, который умолял эллинов и говорил следующее: «Вы как цари стараетесь для друзей, не для врагов. Мы перенесли все, что должно было испытать согрешившим. За то, что Александр оскорбил Менелая, Илион заплатил сполна, о чем свидетельствуют могилы павших в бою. Итак, мы уцелевшие приносим выкуп за богов, за родину, за своих детей. О греки, спасите прежде непокорных варваров, теперь же рабов, взяв денег сколько хотите». Убежденные, греки послали к Приаму Одиссея и Диомеда и войдя к нему, они забрали две тысячи талантов золота и столько же серебра, с которыми возвратились назад. Пока вожди занимались этим, Елена пришла ночью к Антенору с просьбой спасти ее и через его посредничество умолять Менелая. И Антенор добавил эту статью в условия и клятвы.
Между тем Приамов сын Гелен бежал к эллинам, требуя разговора с ними через Аполлонова жреца Хриса, и предсказал падение Трои, случай со священным палладием, обряд внутри Трои и разрушение ворот, через которые проведут деревянного коня. Произошло и другое в то время у троянцев. Когда дети Александра спали в доме, земля разверзлась, и они погибли все трое сразу. И был в городе большой плач.
Во время пребывания Одиссея и Диомеда в Трое в праздник Подношений огонь, заваленный жертвами, погас, что по мнению Одиссея предзнаменовало скорое взятие города, и он, сообщив об этом изнемогшим и собирающимся снять осаду эллинам, их ободрил.
Ахейцы снова собрались на совет и послали Приаму сообщение о прекращении войны. Изготовив большого и великолепно украшенного деревянного коня, они поместили внутри избранных девятерых мужей, как говорит римский поэт Вергилий, и поставив его перед городом, сделали вид, что отплыли на родину, однако, прибыв на остров Тенедос, стали ждать известий о коне. Как только греки узнали, что троянцы разрушили часть стен по причине размеров коня и ввели его в город, распевая и радуясь всю ночь, они внезапно вернулись, захватили город и предали его огню. Сперва убили Приама, затем его сына Деифоба, отрубив ему прежде руки и ноги. Остальных детей Приама умертвили железом. Гекубу и Андромаху вместе с другими троянками взяли в полон. Поликсену Пирр, сын Ахиллеса, зарезал на могиле отца. Спаслись лишь Антенор и Эней.
В момент раздела добычи вожди греков заспорили из–за Палладия. Это была маленькая деревянная фигурка, которая, как говорили, была посвящением, охраняющем царство Трои. Его отдал царю Тросу, основателю города, жрец и мудрец Азий, поэтому без сомнения страну, над которой Трос царствовал, прежде называемую Эпиром, он назвал Азией. Но стихотворцы сказали, что Палладий этот упал с неба и был принесен Тросу, когда он правил фригийцами. В свое посольство к Приаму Диомед и Одиссей похитили его из святилища, получив его от Феано, жены Антенора, которой случилось быть жрицей и его хранительницей, ибо они узнали от оракула и Антенора, что пока Палладий оставался в Трое, непоколебимо будет царство фригийцев. Отсюда между Аяксом и Одиссем вспыхнул спор о том, кто увезет его в свое отечество, и судили их другие цари и вожди. Когда много было сказано слов и наступил вечер, было решено отдать истукана на хранение Диомеду до утра. Так и поступили, однако ночью Аякс был найден загадочно зарезанным: подозревали, что хитростью убил его Одиссей. И после взаимных ссор они отчалили.
24. Cod. Heidelb. Palat. gr. 45, fol. 230r.: После взятия Трои каждый грек ушел в свою палатку. А ночью таинственно был убит Аякс и утром обнаружили его лежащий труп. В войске начался большой мятеж, и все подозревали, что его коварно умертвил Одиссей. Когда греки собирались схватиться друг с другом и назревала гражданская война, Одиссей первый стащив свои корабли в море отчалил от Трои, и за ним все остальные. Так распалось эллинское войско и оставило Трою.
По пути на родину Одиссей приплыл к маронейцам, и так как они препятствовали ему высадиться, он стал воевать с ними и захватил все их богатства. Там он прикончил побив камнями Гекубу, проклинавшую войско и сеявшую беспокойство, и похоронил ее в море, назвав место Киноссемой, то есть «могилой собаки». Прибыв в землю так называемых лотофагов, он начал новую войну и был побежден, бежал и достиг острова Сикании, ныне Сицилии. Этим островом, имевшим форму треугольника, владели в согласии друг с другом три брата, которых тамошние жители называли циклопами. Один и был Циклоп, второй Полифем и третий Антифат, все трое сыновья Сикана, могучие и дикие мужи, которые господствовали в стране и убивали приезжих. Когда Одиссей пришел в удел Антифата и увидел своих спутников погибшими, он бежал в другую часть острова и попал к Циклопу. Схваченный им, он потерял многих товарищей и сам запертый в пещере думал как ему спастись. В обмен на большой выкуп из золота и серебра он был избавлен от смерти. Взойдя ночью на корабль, он угодил к Полифему. Притесняемый от него и опять потеряв многих из своих, он изменил его настроение дарами и предложенным ему вином. Действительно, тот не знал вкуса вина. Освободившись, Одиссей бежал, похитив дочь Полифема. Эти вещи передал Сизиф Косский. Другие писатели рассказали в стихах, что три глаза циклопов подразумевали единомыслие трех братьев, тогда как ослепление огнем Полифема означало, что Одиссей увел его пылавшую любовью единственную дочь.
Оттуда придя к Эолийским островам, он был принят Киркой и ее сестрой Калипсо, дочерями Атланта, хозяйками островов и жрицами Гелиоса и Селены. Кирка была жрицей солнца, знала магические искусства и превращая в скотов тех, на кого смотрела, удерживала их при себе томимыми любовной страстью. Калипсо, которая владела большим количеством людей, применяла их в бою и поэтому устрашала сестру. Кирка приютила Одиссея и относилась к нему с заботой в надежде, что он будет царствовать вместе с ней. Но Одиссей, заметив в ее свите знакомых эллинских воинов, спросил их, чего ради они застряли здесь. Те сказали, что их выбросило сюда волнами и что от волшебного напитка Кирки они одержимы любовью и забыли родину. Узнав это, Одиссей велел своим людям не прикасаться к предлагаемым им от Кирки еде и питью. Кирка, удивившись, что он знает о ее волшебстве, принесла ему много даров и попросила его остаться у нее хотя бы на зиму, поклявшись в святилище, что не причинит вреда ни ему, ни его товарищам. Одиссей согласился, сошелся с ней и оставив ее беременной, отплыл и перебрался на другой остров, которым правила сестра Кирки Калипсо. Проведя некоторое время и с ней, он отправился к озеру Некиопомп, где с помощью видений узнал свое будущее.
Затем он был вытолкнут к скалам Сирен и к так называемой Харибде и Скилле, которые, лежа в узком месте, принимают течения океана и топят проплывающих. Там потеряв всех товарищей и корабли, сам он, сев на доску, был унесен морскими потоками. Среди волн он был замечен проплывающими финикийцами, которые подобрали его и доставили голым на Крит к Идоменею. Увидев Одиссея, тот принял его и продержав у себя зиму, отправил к Алкиною в землю феаков, ныне называемую Керкирой, дав ему два корабля и пятьдесят избранных мужей. Царь Алкиной радушно встретил его, оказав заботу, и послал лазутчиков в Итаку, чтобы под видом купцов они разузнали о его доме и жене. Собрав сведения, те возвратились к Одиссею в Феакию и доложили обо всем. Взяв у Алкиноя другой корабль и много воинов, Одиссей достиг Итаки и напав на пирующих в его доме женихов, убил их всех, и очистив дом от злоумышленников, вернул и царство, и жену. Он прожил много лет и был убит своим сыном Телегоном, рожденным Киркой. Ибо ожидая смерти от собственного сына, как предсказали некие оракулы, он держался подальше от Телемаха и избегал находиться рядом с ним. Итак, когда Телегон прибыл в Итаку и пытался возвестить о себе отцу, но стража не пропускала его, поскольку была ночь, Одиссей, услышав шум и подумав, что это Телемах, встал с мечом и напав на Телегона, получил от него удар шипом ската. Так погиб Одиссей. Узнав, что он убил родного отца, Телегон в глубоком трауре покинул Итаку.
25. Exc. de insid. p. 4: Царь Агамемнон, возвратившись домой из Илиона, обнаружил, что его жена Клитемнестра была соблазнена Эгисфом. Ибо узнав, что он в Трое взял в жены Кассандру и та приехала вместе с ним, она приготовила ему смерть сообща с прелюбодеем Эгисфом, который тоже был царского рода. Надев на мужа расшитый хитон, она подстроила, что он был зарезан от Эгисфа, затем вышла за него замуж, и они имели дочь Эригону. Это услышав Орест, сын Агамемнона, явился от Схенея, воспитателя своего, в намерении посчитаться за смерть родителя. Эгисф с Клитемнестрой хотели убить и его, но по совету своей сестры Электры он вместе со Строфилом и сыном его Пиладом, родствениками Агамемнона, прибыл в прорицалище и получил оракул отомстить за отца, убив Эгисфа и мать, и забрать отцовское царство: что он и сделал, подкараулив удобное время, и напав на них во дворце, обоих умертвил. Когда же отец Клитемнестры и родня Эгисфа подняли шум, он был привлечен к суду Ареопага, но оправдан как убивший мать справедливо. Следовательно, избежав обвинения, он стал царем Аргоса. Однако, впав после этого в безумие, он покинул страну, принося жертвы во всех святилищах и умоляя избавить его от умопомрачения, пока не прибыл на гору Сильпий, где теперь лежит Антиохия Великая, и там излечился. И придя в Скифию к своей сестре Ифигении, которая была жрицей Артемиды и приносила в жертву чужеземцев, он сказал Пиладу: «Вот, мы избежали столько опасностей, а нас собираются заколоть на алтаре, ибо здесь разбросаны кости многих людей». Тот же отвечал: «Давай зайдем в храм и спросим, жива ли Ифигения, твоя сестра, и представившись, ее спасем». Итак, зайдя и узнанные ею, они взяли ее вместе с золотой статуей Артемиды, и обойдя много земель, возвратились домой в Микены, где Орест отдал Электру в жены Пиладу. Между тем скифский царь, узнав об их бегстве, послал многих воинов в погоню, но те, придя в Палестину и довольные страной, поселились там, переименовав прежнюю Нису в Город скифов.
Suid. beta 237: Беневент, город в Калабрии, основанный Диомедом. Ибо прибыв на родину и не принятый, но изгнанный, он удалился в Калабрию и основал город, который назвал Аргириппой, переименованной впоследствии в Беневент.
26. Exc. de virt. p. 786: Манассия, царь Иерусалима, отклонился от божьего пути и увлекся идолопоклонством, приняв верования так называемых греков; он также боролся против избранного Богом народа, распилил Исайю деревянной пилой и изгнал других пророков из Иерусалима. По этой причине он был предан в руки своих врагов. После пыток железными оковами он признал Бога небесного и земного и, обратившись к Нему, не был им оставлен. Он умер, процарствовав пятьдесят пять лет.
27. Exc. de insid. p. 5: Камбиз, царь персов, взял египетские Фивы и стер их с лица земли, и Амасиса, царя египтян, лишил и царства, и жизни, в то время как египетские люди согласились стать подданными персов. Однако, когда он хотел наступать на территории, лежащие далее внутри страны, ему воспрепятствовала его судьба: он был вероломно убит магами в своей свите, процарствовав восемь лет. Они [то есть маги] захватили власть после смерти Камбиза и провели семь месяцев среди веселья, пока персидские архонты не убили их во дворе и не назначили правителем царства Дария.
28. Exc. de insid. p. 5: Нектанеб правил египтянами в то время, когда Александр Македонский был объявлен [царем]. И Данай, царь Аргоса, с помощью своих пятидесяти дочерей умертвил пятьдесят сыновей своего брата Египта, за исключением Линкея.
29. Exc. Salm. р. 391: Эномай первый изобрел цвета на ипподроме и учредил состязания 24 марта между сушей и морем. Бросали жребий, и кому выпадало соревноваться за сушу, носил зеленый цвет, кому за море — синий. Наградой Эномай установил свою дочь, и побежденного убивала толпа зрителей. И была у живших в те времена примета: если побеждал зеленый, была надежда на плодородие земли, и так и случалось, если же верх брал синий, то расчитывали на благоприятное плавание по морю, и молились земледельцы, чтобы победил зеленый, моряки же болели за синего. Впервые некто Эниалий стал использовать двуконную колесницу, тогда как Эномай первый ездил на четырехконной.
30. Exc. Salm. р. 391: Родосцы, господствовавшие на море, воздвигли стелу, которую из–за ее величины называли Колоссом, и поэтому они были названы колоссейцами.
Карфаген был построен тирийцем Карфагеном.