Первый логос Археологии

1. Excerpta Salmasii in Crameri Anecd. Par. II pр. 383-388: 1. Среди греков древний Огиг и Фороней, сын Инаха, жили во время исхода людей [Израиля] из Египта при Моисее. От Огига до 55‑й Олимпиады, то есть до Кира, царя Персии, прошло 1235 лет, и от Моисея до господства Кира 1235 лет. 2. Пасха и исход евреев из Египта случились в то же самое время, что и потоп во время Огига. И как могло ожидаться, когда египтяне испытали бедствие от града и бури из–за гнева Бога, вероятно, что некоторые другие части земли должны были пострадать также. Было также вероятно, что и афиняне разделили судьбу египтян, ибо, предположительно, они были поселенцами египтян, как некоторые говорят. 3. Что Огиг жил одновременно с Моисеем, зарегистрировано Полемоном в первой книге его «Элленики»: «При Апиде, сыне Форонея, подразделение армии египтян ушло из Египта и обосновалось в Палестине, которую называют Сирией, недалеко от Аравии.» Очевидно, что он имеет в виду евреев, которые отбыли оттуда с Моисеем. 4. Последователи Анаксагора аллегорически интерпретируют Афину как «ремесло», откуда взялось высказывание: «Гибельных рук избежит многоумье Афины». 5. Эдоней был царем молоссов. Ему принадлежал огромный пес по кличке Цербер, который убил Пирифоя. Геракл спас Тесея. Из–за очевидной опасности рассказывали миф, что Геракл вывел его из Аида. 6. Аттику назвали в честь Аттиды, дочери автохтона Краная. 7. Триптолем причаливал к городам на военном судне и раздавал зерно; в мифических рассказах он был крылатой змеей: вероятно, что у его корабля была эта форма. 8. Сын Астрея, фракийский Борей похитил Орифию, а не ветер. 9 Сказочным бараном Фрикса был корабль с этим именем или спасший его воспитатель. 10. Горгона была гетерой приятной наружности, чья красота настолько поражала тех, кто обращал на нее внимание, что они, казалось, превращались в камень. И Пегас, быстрый конь, принадлежал ей. Палефат, однако, называет Пегасом Беллерофонтов корабль. 11. Когда Кадм основал Фивы, жители пограничных областей внезапно напали на него и были названы «спартами», потому что они стеклись со всех сторон [как пишет Палефат в первой книге]. 12. Камни, очарованные Амфионом, были на деле одураченными слушателями. 13. Дедал, как полагали, изготовлял движущиеся статуи, потому что он впервые разделил их ноги, тогда как все остальные делали ноги статуй сомкнутыми. Спасаясь от Миноса, он, казалось, улетел, потому что невозможно было найти его; на самом деле он случайно попал на судно с сыном Икаром. 14. Сфинкс была женой Кадма, которая ушла от него из–за ревности к Гармонии и отправилась на войну против фивян. Эдип выступил против нее и убил ее. 15. Когда Самсон управлял людьми [Израиля], Геракл совершал свои подвиги. Геракл был силен, но не искусен как борец. Aнтей же был опытен в борьбе «на земле» и в результате создавалось впечатление, что он черпал силу от матери Геи. Тогда Геракл захватил его в тиски, поднял вверх и убил. 16. Платон называет Гидру софистом женского пола. 17. Кентавры были всадниками знатного происхождения у фессалийцев. 18. Согласно мифическим рассказам, дикий зверь Минотавр имел обыкновение пожирать аттических детей. Однако, он был стратегом Миноса, носившим имя «Тавр» (Бык) из–за вспыльчивого и дикого нрава. Когда Минос устроил игры в честь Андрогея (которого убили афиняне), он отдал аттических детей Тавру в качестве приза, потому что он победил всех своей силой. Но когда Тесей присоединился к состязанию и победил Тавра, решение о детях отменили. 19. Геракл пал жертвой чумы и бросился в костер. 20. Легендарная Сцилла была триерой тирренов, которые имели обыкновение грабить проплывающих мимо них. Сирены были гетеры, злоумышлявшие против проплывающих. 21. Некоторые люди говорят, что Гомер и Гесиод жили в одно время с Давидом, и одни утверждают, что немного прежде, другие, что после. 22. Когда беотиец Ксантипп вызвал Фимойта на поединок, но тот отказался, сын Андропомпа пилосец Меланф облачился в одежду Фимойта, сразился в единоборстве и победил, откуда взялся праздник Апатурии. 23. При Археморе Немейские игры праздновались аргивянами; при Меликерте Истмийские игры [праздновались] коринфянами; при драконе Дельфиде Пифийские игры [праздновались] дельфийцами; некоторые говорят, однако, что они [праздновались] при Дельфине, древней героине. 24. По случаю состязания между детьми Аэфлия агонисты стали называться «атлетами». 25. Египтяне говорят, что Гефест управлял ими беспредельное время; после него Гелиос, сын Гефеста, царствовал 7777 лет; после него Сос, то есть Арес; после него Keб, сын Гелиоса, то есть Крон. 26. Meстрем, потомок Хама, сына Ноя, приехал, чтобы жить в Египте, и страна получила свое имя от него: ибо Mестрем по–еврейски означает Египет. 27. При Бинории, царе Египта, женщинам предоставили царские привилегии. 28. При Неферхере, царе Египта, говорят, Нил тек смешанный с медом в течение одиннадцати дней. 29. Псиоф [Фиопс] стал царем в возрасте шести лет и жил до ста лет. 30. Знаменитая Семирамида везде возводила земляные насыпи, по–видимому из–за наводнений; но эти насыпи были на деле гробницами погребенных заживо ее возлюбленных, как сообщает Ктесий. 31. Сесострис, царь Египта, поработил всю Азию за девять лет и области Европы до Фракии; и он воздвиг монументы в память о пленении народов: и где ему противостояли герои, там он вырезал на столбах мужские гениталии, а где имел дело с трусами, запечатлел женские половые органы. 32. Во время господства Бокхориса, царя Египта, ягненок заговорил человеческим голосом. Сабакон, царь эфиопов, взял в плен Бокхориса и сжег его заживо, другие говорят, что содрал с него кожу. 33. Некий Селевк притворялся, что он был из рода великого Селевка и правил вместе с царицей Береникой; позже, когда стало известно, что он был плебей, она казнила его. 34. Эгиалею, теперь Пелопоннес, назвали в честь Эгиалея, царя сикионцев. 35. Леонид был первым и единственным, кто получил двенадцать венков на четырех Олимпиадах. 36 Спартанец Хион прыгал на пятьдесят два фута в длину. 37. Полимнестор из Милета ловил вдогонку зайцев. И какой–то иудей, как сообщают, обгонял оленя. 38. Милон Кротонский победил в Олимпии шесть раз, на Истмиях десять раз и на Немеях девять раз. 39. Олоферн был стратегом Навуходоносора [II], которого греки называют Камбизом.
2. Codex Paris. 1630, fol. 234r.: 1. С изложения Иоанна Антиохийца из книг Моисея, Африкана, Евсевия, Паппия, Дидима и прочих. 2. Первый слепленный из земли от Бога человек Адам имел рост в шесть футов с головою, или 96 пальцев; прожил же он 930 лет. Его жену звали Ева, и она родила сыновей Каина, Авеля, Сифа и дочерей Азуру и Асуам. 3. Адам же в подражание Богу дал имена всем четвероногим, и пернатым, и амфибиям, и рептилиям, и рыбам, и своим детям, ибо его собственное имя и жены сказал им ангел Господень. 4. Сын его Сиф имел мудрость от Бога, и по приказанию Бога дал названия всем звездам и пяти планетам для ознакомления людям, и первую планету назвал Кроном, вторую Зевсом, третью Аресом, четвертую Афродитой, пятую Гермесом: два великих светила Бог наименовал самолично. Тот же Сиф придумал семь гласных букв от пяти звезд и двух светил и изобрел еврейское чтение и письмо. 5. Сиф взял в жены Асуам, а Каин женился на Азуре, и их большой род произвел множество мужчин и женщин на земле. 6. Во временах посреди них помещался Енох, седьмой от Адама. 7. «Увидев же сыны Бога человеческих дочерей, что красивы они, брали себе в жены всех, кого выбирали», говорит Моисей. И рождали сыновей- гигантов. 8. Лет прошло [от Адама до возжелания сыновьями Бога человеческих дочерей] 2122.
9. В это время Бог послал с неба огненный шар на живших в стране Кельтике гигантов и сжег и страну, и гигантов. Шар унесся в реку Эридан и погас. 10. Об этом огне пишут [эллины], и говорят они, что был сын Гелиоса по имени Фаэтон, упавший с колесницы на землю. Эту историю описал Овидий в поэзии и правдивее всех рассказал херонеец Плутарх. 11. Остальные гиганты, увидев пораженных молнией, не покорились, и разгневанный Бог сказал: «Пусть не останется духа моего в них, ибо они из плоти». Этих Пейсандр, эллинский поэт, назвал змееногими, рожденными из земли и дерзавшими против верховных сил, пока божество не истребило их различными карами. 13. Сервий сказал, что обитатели плодородной равнины вели войну с живущими на высоких горах, и ползающие на брюхе были перебиты живущими на высотах.
14. Тогда жил человек Ной, любимый Богом, и произошел потоп, как сообщается в Библии. Лет от Адама до потопа 2552. На 602‑м году жизни вошел Ной в ковчег и всякая душа рода его. И по прекращении потопа ковчег сел на мель, как Пергам написал, в араратских горах в эпархии Писидии, чья столица Апамея, но Иосиф и другие [пишут], что в араратских горах в Армении между парфянами, армянами и адиабенами. 15. Род Ноя произвел детей и взялась толпа мужчин и женщин, и они стали возводить башню, а умеющие строить ковчег первыми сделали суда и спустили их на воду. Прошло же от потопа до возведения башни 370 лет.
16. Сим, сын Ноя, родил Арфаксада, мудрого мужа, который родил Каина и который после потопа написал астрономию, обнаружив названия звезд, вырезанные на каменной плоскости, как сообщает Иосиф (Ant. lud. I 70-71). Ибо потомки Сифа, мужи благочестивые, предвидя ожидающую людей гибель или коллизию в природе и заготовив две стелы, одну каменную и другую кирпичную, написали на них все происходящее в небе, рассуждая, что если вселенная переменится из–за воды, останется каменная стела, если же из–за огня, сохранится кирпичная. Именно каменная стела уцелела на горе Сирис после потопа, как изложил Иосиф (Ant. lud. 12,3).
17. Разделились колена сыновей Ноя. И получило колено Сима удел от Персиды и [Бактр] до Евфрата, колено Хама [обрело земли] от [Риноко]руров Египта до запада, всю Ливию, «златотечный» Нил, территории до Мавретании, Геракловых столпов и большого Адриатического моря. Колену Яфета [достались владения] от Мидии до севера, до Британских островов и весь район рек Дуная и Танаиса до Кавказских гор и абасгов […] от Тигра до Понтийского моря, областей от […] Родоса и Кипра и Анг[…]. Итак, колена разделились и пребывало 72 народа.
3. Exc. Salm. р. 386: Из колена Сима, сына Ноя, произошел некто Немврод, изобретатель охоты, которого ассирийцы обожествив поместили среди звезд и назвали Орионом; [как к охотнику] присоединили к нему и звездного пса. Был назван туземцами и Крон, и он взял женой Семирамиду, называемую Реей, и имел от нее Пика или Зевса, Геру и других детей. Оставив Зевса владеть ассирийцами, он ушел на запад и родил сына Афра, которому отдал в удел Ливию, откуда она и Африка; имел же этот Афр дочь Афродиту. Зевс же, оставив власть над ассирийцами брату Нину, восстал против отца Крона и стал господствовать там, когда отец ему уступил и исчез. Нин же женился на Рее и Семирамиде, собственной матери, откуда у персов взялся закон жениться на матерях. Тогда появился и астроном Зороастр, который прославился тем, что он умер от небесного огня, наказав ассирийцам стеречь его пепел, ибо так их царство не исчезнет. Пепел хранится ими и поныне.
4. Cod. Paris, gr. 1630, f. 235r [= Exc. Salm. p. 386]: От колена Сима был рожден Хус по имени Эфиоп, родивший гиганта Немврода, основателя Вавилона, который по словам персов был обожествлен и оказался созвездием, называемым Орионом. Он первый, говорят, начал охотиться. От колена же Сима, первого сына Ноя, родился Крон.
2. Этот Крон был рожден как человек от семени гигантов и Кроном назвал его собственный отец по имени планеты. Крон был могучий и суровый; он первым стал править на земле, царствовал над Ассирией много лет и имел женой Семирамиду, называемую у ассирийцев также Реей за ее бахвальство и надменность, из того же колена. 3. Был у Крона сын Пик, который от потомков был назван Зевсом по имени планеты. 4. Имел он и другого сына, по имени Нин, и дочь Геру. И взял в жены Пик, он же Зевс, собственную свою сестру, Геру, которую также называли Немезидой, которая сочетает в себе хорошее и справедливое. Имел от нее Пик—Зевс сына, которого он назвал Белом за его исключительное проворство. Праотец Крон, оставив своего сына Пика в Ассирии и жену Рею и с массой людей ушел на запад, где не было царя, и правил там много лет, взял в жены Филиру и имел от нее сына Афра, который, женившись на Астиноме, родил дочь, назвав ее также по имени планеты Афродитой, ставшую философом и женой афинянина Адониса, тоже философа, и они вместе творили мудрость до самой смерти. Имел от той же Филиры Крон и другого сына, Хирона, тоже философа. 5. Процарствовав в Ассирии 30 лет и сделав царем ассирийцев Бела, Пик он же Зевс ушел на запад к отцу Крону. Крон же, ослабев от возраста, поставил царем Зевса. И царствовал Зевс шестьдесят два года. 6. После же Бела, процарствовавшего два года, властвовал Нин, другой сын Крона, который взял в жены свою мать Семирамиду, откуда повелось у персов жениться на своих матерях и сестрах. И умер Крон. Нин же, заняв Сирию, основал Ниневию, город ассирийцев.
5. Suidas s.v.: Фурр: он царствовал над ассирийцами после Нина и его переименовали в Арея по планете: он был очень воинственный, вел войну против тирана Кавказа, из колена Яфета, и убил его; ассирийцы поклонялись ему как богу и называли его Ваалом, что на их языке означало Арея, руководителя войн. Его упоминает и пророк Даниил (Mal. I 12; ср. Chron. Pasch. 68,1-19; Cedr. 30,5-19; Sym. Log. (Leo Gr. 15,21-23 = Ps. Th. Mel. 18,28-30).
Exc. Salm. р. 386: Зевс же на западе родил Фавна [или] Гермеса и скончавшись, был погребен в Кноссе на Крите. Гермес обнаружил золото и серебро, и поэтому был назван «дающим богатство», и он царствовал в Египте вместе с Местремом. После Гермеса Египтом правил Гефест 1680 дней, который был ранен в ногу на войне и стал хромым. Он первым издал закон о моногамии для женщин и благодаря молитве получил сверху сноровку в производстве железного оружия и сельскохозяйственного инвентаря. После Гефеста сын его Гелиос царствовал над Египтом 4477 дней, охраняя отцово законодательство, и когда поймал на измене собственную жену, дал делу ход и осудил ее, что Гомер превратил в миф [о связанных путами Афродите и Аресе]. Сесострис, царь Египта, из колена Хама, овладел всей Азией и поселился в стране ассириян.
6. Cod. Paris. gr. 1630, f. 235v. = Exc. Salm. p. 386: После Нина царствовал над ассирийцами Фур, которого его отец Зам, брат Геры, переименовал по названию планеты в Арея. Он был отважным воителем. Этому Арею первыми воздвигли стелы ассирийцы и поклонялись ему как богу, которого и поныне называют по–персидски Ваалом, что означает Ареса, бога войны. 2. После кончины Арея правил Ламет, после Ламета Сарданапал Великий, которого Персей, сын Данаи, убил, и воцарившись над ассириянами, назвал их по собственному имени персами.
3. Жил Пик он же Зевс сто двадцать лет, владея западом, и имел многих сыновей и дочерей от красивых женщин, обольщая их, ибо был он мистик, способный производить изумительные видения. Некоторые женщины принимали его за бога, соблазняемые им. 4. Имел тот же Пик он же Зевс от италийки Маяды сына по имени Фавн, которого он назвал также Гермесом по имени планеты. Собравшись умирать, он велел похоронить себя на острове Крит. И посвятив ему храм, его дети положили его на Крите в гробнице, которая сохранилась и поныне. На гробнице начертано: «Здесь лежит умерший Пик, он же Зевс, которого называют также Дием».
5. После кончины Дия царствовал над Италией тридцать пять лет его сын Фавн он же Гермес, муж проницательный и любознательный. Ибо он первый обнаружил золотой рудник на западе и изобрел искусство выплавки металлов. Узнав, что его братья, которых было где–то около семидесяти (ибо Зевс родил многих детей), завидовали ему, он разделил с ними золото и ушел в Египет к колену Хама. И принятый с почетом, жил там, бахвалясь и нося золотое платье, вдобавок прорицая. Ибо был он всесведущ. И поклонялись ему, называя богом за то, что он предсказывал будущее и доставлял деньги, так что его звали «дарующим богатство». После кончины Местрема, царя Египта из колена Хама, египтяне сделали царем Гермеса, и он царствовал тридцать девять лет.
6. Родил Зевс и другого сына по имени Геракл, от фивянки Алкмены, по прозвищу Триесперос. Этот Геракл первым открыл философию в странах запада. Его родные, обожествив его после его кончины, назвали звездное небо по его имени «астрохитоном Геракла»: о нем пишут, что он носил шкуру льва и владел тремя яблоками, что эти три яблока отнял он убив согласно мифу дубиной дракона, то есть победив многообразный логизм стремления к дурному посредством дубины философии, имея оболочкой разум в виде шкуры льва, и так заполучил три яблока, которые есть три добродетели: не гневаться, не быть сребролюбивым, не любить наслаждений. Ибо дубиной крепкого духа и шкурой храбрейшего и разумного логизма он взял верх над земными распрями и злыми страстями, философствуя до самой смерти, как писал мудрейший Геродор, который утверждает, что было еще семь других Гераклов.
7. После Гермеса над египтянами царствовал Гефест, которого также называли богом, ибо был он воитель и мистик, который, когда на него напал всадник в бою, от раны остался хромым. С помощью таинственного обряда он получил с небес умение для изготовления железного оружия, откуда оказывался победоносным на войне, поскольку до него воевали одними дубинами и камнями. Он издал также закон касательно египетских женщин, чтобы они имели одного мужа и жили разумно.
8. После кончины Гефеста над египтянами царствовал сын его Гелиос 4477 дней, что составляло 12 лет и 96 дней. Ибо не знали тогда ни египтяне, ни прочие народы определения года, но одни вычисляли его по циклам луны, другие по дням, и двенадцать месяцев были придуманы после того как людей объявили подданными царей. Этот царь, поймав одну прелюбодейку, покарал ее согласно законодательству отца, и Гомер поэтически говорит о том, как Гелиос изобличил Афродиту, совокупившуюся ночью с Ареем. Ибо он назвал Афродиту целью похоти, осужденной царем Гелиосом. Мудрейший хронограф Палефат написал об этом истину.
9. После кончины Гелиоса царствовал Сос(ис). После него правили еще двое [Осирис и Гор] и после них Фул(ис), который, захватив всю землю до Океана и дав свое имя одному из островов в нем, Фуле, пришел окрыленный успехами к оракулу Сераписа и принеся жертву, вопросил: «Скажи мне, повелитель огня, без обмана: кто прежде меня сумел покорить все царства или кто покорит после?» И ему был дан следующий ответ: «Сперва суть Бог, потом Логос и с ними Дух. Ибо срослось все и соединено в одно сущее, которым владеет вечность. Беги же со всех ног, смертный, чтобы завершить свою переменчивую жизнь». Выйдя из прорицалища, он был убит собственными людьми в африканской земле.
10. После него над египтянами царствовал из колена Хама С(ес)острис, который покорил ассирийцев и всю Азию и Европу и поселил в ассирийской земле пять мириад скифов, прозванных парфами, или по–персидски скифами. И поныне они сохраняют обычаи, язык и законы скифов. Во времена С(ес)остриса был Гермес Трисмегист египтянин, муж искусный в мудрости, который сказал, что три величайшие силы составляют имя тайного и творца и единое божественное: поэтому и был назван от египтян Трисмегистом. Вносятся же в логосы к Асклепию следующие его речи: 11. «Был свет разумный до света разумного и был всегда разума разум светлый и ничего другого кроме этого единства не было, и это был дух, объемлющий все. Снаружи нет ни другого бога, ни ангела, ни беса, ни бытия иного, поскольку он и господин и отец и бог всего, и все под ним и в нем. Ибо логос его совершенен, плодоносен и благотворен: в плодородную природу попав плодородную воду детородной сделал. 12. И сказав это, он молился так: «Заклинаю тебя, небо, бога великого мудрое дело, заклинаю тебя гласом отца, который зазвучал первым, когда он весь мир утверждал, заклинаю тебя однородным его словом и духом, объемлющим все, милостиво, милостиво, милостиво будь». Так что Гермес Трисмегист хотя и не ведал будущего, признает общесущую триаду.
13. После С(ес)остриса царствовал над египтянами фараон, он же Карахон, от которого египетские династы стали называться фараонами.
14. В это время царствовал над аргосцами в западных частях Инах, происходящий из колена Яфета, и он основал город по имени луны, Ио, ибо так аргосцы называют луну, и взял в жены Мелию, от которой имел двоих сыновей и дочь Ио, которую Пик он же Зевс похитил и родил от нее дочь Ливию. Ио же, страдая от развращения, бросив родителей, братьев и дочь Ливию, бежала в Египет и оттуда ушла в Сирию на гору Сильпий, на которой Селевк Никатор основал город и назвал его по имени своего сына Антиохией, и там скончалась. Братья отправились на ее поиски и найдя умершую, посвятили ей храм, который назвали Иополисом (Exc. Salm.: Отец и братья, не найдя ее, но узнав, что она умерла, воздвигли ей храм и назвали место Ионополисом).
15. Ливия, выйдя замуж за некоего Посейдона, родила от него троих детей: Агенора, Бела и Эниалия. Бел, женившись на Сиде, имел двоих сыновей, Египта и Даная, от которых были названы Египет и Сидон. Агенор взял женою Тиро, от которой город Тир, и имел сыновей Кадма, Финика, Сира и Килика и дочь Европу и по ним названы Кадмея Фивская, Финикия, Сирия, Киликия и Европа. Тавр, царь Крита, похитив Европу, родил Миноса.
16. В эти времена появился в Тире некий мудрый муж по имени Геракл, который открыл краску, называемую багрянкой, увидя пастушеского пса, поедающего раковину, и пастуха, вытирающего овечьей шерстью собачью пасть. Он поднес руно как великий дар царю Финику, который первым надел пурпур. 17. Сир изобрел арифметику и предположил еще, что есть бестелесные начала и возможны перемещения душ в другие живые существа.
18. В те же времена стали известны Фалек, сын Евера, о котором писал Моисей, и другой сын Пика—Дия — родившийся от Данаи Персей, который узнал от отца всякие мистические явления и который в стремлении обрести себе царство пройдя через множество земель, увидел неопрятную и некрасивую девушку по имени Медуза и захватив ее, отрезал ей голову, и зарядив ее колдовством, как его научили, поднимая показывал, поражая и убивая всех на нее смотрящих: и эту голову он назвал Горгоной из–за проворства исходящей от нее энергии. И придя в страну, где правил Кефей, он встретив в храме девушку Андромеду, женился на ней и заняв деревню Амандру, превратил ее в город, воздвигнув себе стелу с изображением (apeikonisma) Горгоны, откуда город переменил свое название на Иконий. Он воевал и с исаврами, и с киликийцами и основал город Тарс в деревне Андрасо. Ибо получив повеление во сне, чтобы в том месте, где после победы над врагом сойдя с лошади он оставит след от ступни (tarsos), там сверх победных наград основать город, он основал его и назвал Тарсом. После этого победив и мидийцев, он назвал страну Персидой, обучив многих персов магическим обрядам через Горгону и назвав их поэтому магами. 19. Тогда же огненный шар принесся с небес, из которого Персей взял пламя и передал им, чтобы они почитали его, и этот огонь они охраняют и доныне. Вступив в бой с Кефеем, отцом Андромеды, ослепшим от старости, он выставил вперед, как он обычно делал, в помощь голову Горгоны, тот же, не видя ее, не умер, Персей же, не зная, почему тот избежал смерти от Горгоны и решив, что голова больше не действовала, повернул ее на себя и посмотрев погиб. 20. Царствовал после него над персами сын его Мер(р) ос, который сжег отвратительную ту голову Горгоны.
7. Exc. Salm. р. 388: Дионис, начав войну с двоюродным братом Пенфеем, был приведен к нему в цепях; Агава же, мать Пенфея, убедила их заключить мир в присутствии их деда Кадма. Дионис же приказал своим людям убить Пенфея, и по легенде Агава растерзала собственного сына, как бы причиной его смерти став. Когда же граждане подняли мятеж в ответ на смерть Пенфея, Дионис изгоняется и принимается Ликург.
Tzetz. Hist. VI 581: Иоанн Хронист иносказательно где–то говорит: Пенфей или Лабдак, но скорее Пенфей, когда были убиты остальные потомки Кадма — Актеон от собственных собак, Леарх, сын Меликерта, от своих же родителей — возымел надежду захватить скипетр и трон. Узнав же, что Дионис, незаконный потомок Кадма, присвоил власть, он связывает его, овладев им. Освободив его по просьбам своей матери, он был убит по проискам того. Поэтому слепили миф, что он от матери погиб.
8. Cod. Paris. gr. 1630, f. 237r; Suid. Oi 34: После Кадма царствовал беотиец Никтей, чья дочь Каллиопа от связи с Феобеем родила Зета и Амфиона, которые брошенные и вскормленные поселянами, овладели Беотией, восстав против Никтея, и основали город на месте деревни Энхелии, назвав их Фивами по имени своего отца. 2. Потомок этих братьев Лай имел жену Иокасту и от нее сына Эдипа. Когда тот родился, отец получил оракул, что сын будет спать с матерью и приказал выбросить его в горах, надев ему на ноги деревянные колодки. Земледелец Мелибей нашел его и воспитал, назвав Эдипом из–за опухших от колодок ног. Возмужав, Эдип стал разорять страну. В это время появилась так называемая Сфинкс, женщина безобразная и звериная по природе, которая, потеряв мужа, собрала многочисленную шайку и заняв труднопереходимое место, убивала путников и стесняла в нужде фивян. 3. Итак, Эдип, стремясь к чему–то необыкновенному, возжелал убить Сфинкса, и набрав из владения, где он был вскормлен, благородных поселян, притворился, что хочет разбойничать вместе с ней и подстерегши удобный случай, убил ее копьем, уничтожил также шайку, и вступил в город. Фивяне в восхищении провозгласили его царем. 4. Лай, разгневавшись на фивян, пошел против них войной, но пораженный в голову камнем, погиб: Иокаста, боясь, что потеряет царство, объявляет Эдипа своим мужем и утверждает царем. И ему служил народ, и он царствовал девятнадцать лет и родил с Иокастой двоих сыновей и двух дочерей. 5. Некоторое время спустя на вопрос Иокасты о его родителях он ответил, что его воспитал Мелибей; она призвала его, и тот сказал, что Эдип не его сын, но он нашел его в лесу, и она, прикинув время, обнаружила, что он был ее сын и сообщила это Эдипу. Тот, услышав ее слова, взял гвоздь и проткнув себе глаза, умер, оставив царство сыновьям Этеоклу и Полинику, которые, воюя друг с другом, умерли вместе с матерью Иокастой. 6. Этеокл и Полиник царствовали год, но враждуя начали междоусобную войну, и Полиник, преследуемый Этеоклом, отправился в Аргос, где женился на дочери царя Адраста. Затем он двинулся в поход против Фив и в поединке с Этеоклом сразил брата наповал, однако и сам был убит от него. Их союзники разошлись по домам.