Эсхил

Aeschylus, Psychagogoi (Soul Raisers) fragment 275 Radt:
В выси небесной цапля пролетевшая
Уронит сгусток снеди переваренной,
В котором шип насельника зыбей морских
Тебе сгноит чело, волос лишенное.
Anonymous Commentator on Aristotle Nicomachean Ethics 3.2, 1111a8: «Как Эсхил таинства»: Эсхил, кажется, сказал мистические вещи в Девах-лучницах, в Жрицах, Сизифе -камнекате, в Ифигении и Эдипе. Ибо во всех этих спектаклях, когда он говорит о Деметре, он, кажется, прикоснулся к чрезмерной детализации по мистическим вопросам. Гераклид Понтийский, тоже говорит в первой книге своего Гомера, что Эсхил был бы убит на сцене за его очевидную публикацию некоторых мистериальных вопросов, если бы он не понял этого, заранее, и бежал к алтарю Диониса, и когда Совет ареопага запретил на том основании, что он должен быть сперва подвернут судебному процессу, он, кажется, был доставлен в суд и был оправдан, присяжные освободили его, прежде всего, из-за поступков которые он совершил в битве при Марафоне. Его брату, Кинегиру отрубили руку, и он сам, получив несколько ранений, был доставлен домой на носилках. Эпиграмма на его могиле несет еще одно свидетельство этого:

Эвфорионова сына, Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;

Aristotle, Nicomachean Ethics 3.2, 1111a8: или что они не знали, что разглашают неизреченное, например Эсхил — таинства;[1]
Aristotle, Poetics 4, 1449a15: Эсхил первый увеличил число актеров от одного до двух, уменьшил хоровые партии и подготовил первенствующую роль диалогу.[2]
Athenaeus, Sophists at Dinner 10, 428f: Нехорошо, когда Диониса рисуют или ваяют пьяным и в таком виде провозят по площадям: это показывает зрителям, будто вино сильнее даже божества, хотя, конечно, оно свалит любого порядочного человека. Если же это делается, потому что Дионис открыл нам вино, то и Деметру пришлось бы представлять за трапезой или жатвой. Пожалуй, не избежал подобной ошибки и Эсхил: это он первый (а не Эврипид, как утверждают иные) изобразил в трагедии пьяного, когда в "Кабирах" он вывел пьяных спутников Ясона. Здесь поэт перенес на героев собственные привычки: Эсхил ведь писал свои трагедии во хмелю.[3]
Athenaeus, Sophists at Dinner 8, 347e: благородный и великолепный Эсхил говорил, что его трагедии - лишь крошки от великих пиров Гомера. А ведь Эсхил был великий философ, и когда однажды незаслуженно потерпел поражение (об этом пишет Феофраст или Хамелеонт в книге "О наслаждении"), то сказал, что посвящает свои трагедии вечности, и там его ждет достойная награда.
Diodorus, Historical Library 11.27.2: В Греции, после битвы при Саламине, поскольку афиняне, как полагают, внесли основной вклад в победу, что стало общепризнанным фактом, и по этому поводу пребывающие в ликовании, собрались оспорить у лакедемонян главенство на море, и, следовательно, лакедемоняне, предвидя то, что должно было случиться, делали все возможное, чтобы смирить гордость афинян. Поэтому, когда присуждались призы за доблесть, благодаря власти, которой они пользовались, они вынудили решение, что полис Эгина получает приз, а из мужчин афинянин Амений, брат поэта Эсхила, ибо Амений, командуя триерой, первым протаранил флагманский корабль персов, потопив его и убив флотоводца.[4]
Diogenes Laertius, Lives of the Philosophers 2.133: Он любил и Арата, и трагика Ликофрона, и Антагора Родосского, но более всего он ценил Гомера, потом лириков, потом Софокла и даже Ахея, который, по его суждению, уступал в сатировских драмах одному Эсхилу.[5]
Herodotus, Histories 6.114:В этой битве пал доблестно бившийся с врагом полемарх [Каллимах], а из стратегов — Стесилай, сын Фрасила, потом Кинегир, сын Евфориона (ему отрубили руку секирой, когда он ухватился за изогнутую часть корабельной кормы).[6]
Life of Aeschylus:
1. Эсхил трагик был афинянин по рождению, из дема Элевсин. Он был сыном Эвфориона, братом Кинегира и одним из Эвпатридов.
2. Он начал писать трагедии, молодым человеком и значительно превзошел своих предшественников с его поэзией, расположением сцены, великолепием его хоровых спектаклей, костюмами его актеров, и торжественностью хора, как и Аристофан, тоже, говорит ( Лягушки 1004-5):

Ты ж, среди эллинов первый, кто важных речей взгромоздил величавые башни,
Кто трагедию вырядил в блеск золотой, дай излиться ключу красноречья![7]
3. Он был современником Пиндара и родился во время 40 -й олимпиады.
4. Они говорят, что он был благородным и что он участвовал в битве при Марафоне вместе со своим братом, Кинегиром, и в морском сражении при Саламине с самым младшим из его братьев, Амеинием, а также в пехотном сражении при Платеях.
5. В составе поэзии, он стремился последовательно к большому стилю с помощью чеканки и эпитетов. Он использовал, кроме того, метафоры и все другие устройства, способные придавать вес дикции. Сюжеты его драм не имеют многих разворотов и искривлений, как это имеет место в случае с более поздними поэтами. Он стремился только дать своим героям тяжесть, потому что судил величие и героическую жизнь архаично, и считал нравоучительные и остроумное трюкачество чуждым трагедии. Следовательно, он пародировался Аристофаном из-за чрезмерной серьезности своих героев.
6. Ибо в Ниобе, героиня, которая является завуалированной, сидит на могиле своих детей ничего не говоря, в трех сценах. А в Выкупе Гектора, Ахилл, также прикрытый, опять же ничего не говорит, кроме как в самом начале, когда он говорит, несколько стихов Гермесу в диалоге.
7. В результате, большое количество проходов можно найти в его пьесах, которые отличаются своей художественной обработкой, но гномические заявления, или сцены пафоса, или любое из других устройств, которые могут довести до слез полностью отсутствуют. Ибо он использует визуальные эффекты и сюжеты для зловещего шока, а не ради привлечения аудитории.
8. Он покинул Афины ради двора Гиерона, как некоторые говорят, потому что он был раздосадован афинянами из - за его поражение от Софокла, тогда молодого человека; по мнению других, это произошло потому, что он был побежден Симонидом в элегии о тех, кто погиб при Марафоне. Элегия требует много тонкости, в том, что касается обращения с эмоциями, которая, как мы уже говорили, чужда Эсхилу.
9. Но некоторые говорят, что при исполнении Эвменид, когда он вел на хоре один за другим, он напугал людей так сильно, что некоторые дети потеряли сознание и нерожденные младенцы были выкинуты. Отправляясь в Сицилию, поэтому, в то время, когда Гиерон основал Этну, он поставил Женщин Этны, угадав хорошую жизнь для тех, кто поселился в городе.
10. Будучи в большой чести у тирана Гиерона и граждан Гелы, он жил еще два года и умер стариком следующим образом: орел захватили черепаху, но не был достаточно силен, чтобы взломать свою добычу, так уронил её на скалы, чтобы раздавить её оболочку. Но черепаха упала на голову поэта и убила его. На самом деле, это было предсказано ему: «небесный снаряд убьет тебя».
11. После его смерти жители Гелы дал ему публичное погребение и почтили его пышно, написав следующую эпитафию:

Эвфорионова сына, Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужество помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его.

И те, кто профессионально занимались трагедией, когда они посещали его мемориал, приносили жертвы и декламировали его драмы.
12. Но афиняне любили Эсхила так сильно, что они голосовали уже после его смерти, что любой, кто захотечет поставить пьесы Эсхила получит хор.
13. Он жил в течение шестидесяти трех лет, в течение которых он поставил семьдесят драм и дополнительно около пяти † † сатир играет. В общей сложности, он был победителем тринадцать раз. Он также одержал немало побед после его смерти.
14. Эсхил был первым, дополнившим трагедию благородными страданиями, и он украсил сцену потенциала и поражал взор зрителей великолепием, картинами и машинами, алтарями и гробницами, трубами, привидениями и Эриниями, и он дал актеров с длинными рукавами, увеличивая их размер длинными халатами и поднимая их большими сапогами.
15. Он использовал Клеандра в качестве своего первого актера, а затем он добавил второго актера, Миниска халкидийца. Третий актер был он сам, хотя Дикеарх из Мессены говорит, что это был Софокл.
16. Что касается простоты его драматической композиции, если бы нужно было судить о нем по отношению к драматургам, ставшим его преемниками, можно было бы найти его бесхитростным и имеющим недостаток проработки, но если бы нужно было судить о нем по отношению к тем, кто ему предшествовал, можно было бы подивиться мастерству и изобретательности поэта. Тот, кто думает, что Софокл был более совершенным трагическим поэтом, имеет право делать так, но следует учитывать, что было намного более трудным для драматурга, сумевшего от Теспия, Фриниха и Херила принести трагедии такое величие, чем для преемника Эсхила даже достигнуть совершенства Софокла.

17. На его могиле была надпись:

Я умер, ударенный по лбу снарядом из когтей орла.

18. Они говорят, что, будучи почитаем Гиероном, он вновь поставил Персов в Сицилии с большим успехом.
[Lucian], Encomium of Demosthenes 15: Не Эсхилу подобно, о котором где-то говорит Каллисфен, что он писал свои трагедии под воздействием вина, возбуждая и воспламеняя им свою душу, — нет, не так, не в опьянении слагал Демосфен свои речи: лишь воду он пил, откуда и вышла, как говорят, шутка Демада над его водолюбием, сказавшего, что другие ораторы под воду произносят свои речи, а Демосфен пишет под воду.[8]
Parian Marble A 48: С тех пор, как афиняне сражались при Марафоне с персами и племянником Дария Ар[таферном] [с] полководцем [Да]тисом, и в битве этой афиняне одержали победу, а произошло это, когда воторой [Ф]айн[и]п[пид] был архонтом в Афинах, прошло 227 лет (491/90). Поэт Эсхил сражался в этой битве в возрасте 35 лет.[9]
Pausanias, Description of Greece 1.21.1: У афинян в театре есть изображения поэтов и трагических и комических, большей частью малоизвестных; если не говорить о Менандре, то не было ни одного из комических поэтов, которые бы приобрели себе славу. Из известных писателей трагедий там находятся Эврипид и Софокл.[10]
Pausanias, Description of Greece 2.13.6: Тут же и могила Аристия, сына Пратина. Этим Аристием и его отцом Пратином были написаны сатирические драмы, считавшиеся после драм Эсхила самыми лучшими.
Philostratus, Life of Apollonius of Tyana 6.10-11: Наконец добрался я до индусов, и поучения их оказали на меня то же действие, какое, по преданию, оказывала на афинян премудрость Эсхилова. Упомянутый Эсхил был сочинителем трагедий — и вот, увидев, как недостает еще трагическому искусству изысканности и правильности, заставил он хор держаться строем, убавил длительность песен и так нашел место для лицедейских словопрений, а смертоубийство придумал изгнать с подмостков, дабы не свершалось оно на глазах у зрителей. Нельзя умалить мудрость названных нововведений, но все же следует признать, что могли они придти в голову и другому, худшему сочинителю. Однако Эсхил умел подумать не только о том, как бы самому прослыть отличным сочинителем трагедий, а умел он подумать и о том, как бы придать трагическому искусству еще больше величия и не низводить его до обыденпости: ради этого он установил разным героям разные и соответственные личины, определил высоту котурнов сообразно с каждой ролью, впервые навел порядок в одеяниях лицедеев, отличив убором героев от героинь.
Вот потому-то афиняне, называя Эсхила отцом трагедии, и приглашали его на Дионисии даже после смерти, ибо приняли они закон о трагедиях его: да будут допущены к соисканию первенства по праву новосочиненных.[11]
Plutarch, Life of Cimon 8, 483e: К его славе послужило также ставшее впоследствии знаменитым состязание между поэтами-трагиками. Софокл, тогда еще юноша, ставил свою первую пьесу, и архонт Апсефион, заметив несогласия и споры между зрителями, не стал бросать жребий для избрания судей, но, когда Кимон, войдя в театр со своими сотоварищами-стратегами, совершил установленные возлияния богу, остановил их и, приведя к присяге, заставил сесть и судить состязание — всех десятерых, так что каждый оказался представителем от одной из фил. Почет, каким пользовались эти судьи, возбудил, конечно, в исполнителях особенное рвение и соперничество. Победил Софокл, а Эсхил, опечаленный и удрученный, лишь короткое после этого время пробыл, как сообщают, в Афинах, а затем с досады уехал в Сицилию. Там он умер и похоронен близ Гелы.[12]
Plutarch, Table Talk (Quaestiones Convivales) 1.5.1, 622e: говорят, что сам Эсхил писал трагедии, подогревая себя вином.[13]
Plutarch, fragment 130 Sandbach: Софокл упрекнул Эсхила за составление пьяным: "ибо даже если он делает правильную вещь," говорит он, ". Тем не менее, он делает это, не зная, что он делает"
Pollux, Vocabulary (Onomasticon) 4.110: Раньше трагический хор не имел пятидесяти членов, до Эвменид Эсхила. Ибо, когда публика была напугана их остроумием их и множеством, закон уменьшил число членов хора.
Scholion, Aeschylus’ Persians 429: Ион в своих Посещениях говорит, что Эсхил присутствовал при битве при Саламине.
Scholion, Aristophanes’ Frogs 1028a: В версии Персов Эсхила, которая дошла, смерть Дария не объявляется, а также хор не хлопает своими руками и не говорит: "iauoi" ... Но Геродик говорит, что существуют две версии (Персов) и что та, которая находится под вопросом здесь включала битву при Платеях. Эта версия Персов, кажется, было поставлена Эсхилом в Сиракузах, по приказу Гиерона, как говорит Эратосфен в его третьей книге О комедиях.
Simplicius on Aristotle Physics 2.4: Но это утверждение ", как в старое утверждение, то, которое отвергает случай", (Arist. Phys. 196a 14) по-видимому, было сказано имея в виду Демокрита. Ибо несмотря на то, что он, кажется, использовал случай в своём описании создания, тем не менее, в Сведениях, он утверждает, что случай не является причиной чего-либо, ссылаясь на другие причины вместо него, например, рытье было причиной нахождения сокровища или посадки оливкового дерева, и причина того что голова лысого человека раскололась в том, что орел бросил черепаху, чтобы разбить её оболочку.
Suda s.v. Aeschylus: Эсхил афинянин, трагический поэт, сын Эвфориона, брат Амеиния, Эвфориона и Кинегира, которые с ним, первенствовали в доблести при Марафоне. Кроме того, он имел двух сыновей, которые были трагикам, Эвфорион и Евеон. Он участвовал в девятой олимпиаде, когда ему было двадцать пять лет. Он был первым, кто разработал ношение масок трагическими актерами искусно нарисованными красками и использование сапог под названием эмбата. Он написал элегии и девяносто трагедий. Он одержал двадцать восемь побед. Некоторые говорят, что их было тринадцать. Отправившись в изгнание в Сицилию, потому что сцена рухнула во время исполнения одного из его произведений, он умер в возрасте пятидесяти восьми лет, когда черепаха была сброшена на его голову орлом, который нес её.

[1]  Пер.Н,В,Брагинской
[2]  Пер. М. Л. Гаспарова.
[3]  Здесь и далее пер. Н,Т, Голинкевича
[4]  Пер.Агностика
[5]  Пер М,Л,Гаспарова
[6]  Пер. Г.А. Стратановксого
[7]  Пер.А.И. Питровского
[8]  Пер.Н,П,Баранова
[9]  Пер.Ю.П,Митина
[10]  Здесь и далее пер. С.П. Кондратьева
[11]  Е.Г. Рабинович
[12]  Пер. В,В, Петухова
[13]  Пер. Я.М, Боровского