Флегонт

Переводчик: 
Источник текста: 
P. Oxy 2082 [B.P. Grenfell and A.S. Hunt (eds.), The Oxyrhynchus Papyri 17 (London 1914)

Олимпийская хроника

F1 [...] стратеги афинян, Харий, предводитель гоплитов, и Лахар, который командовал наемниками, затеяли ссору друг с другом. Харий захватил Акрополь для себя ... после экспедиции и не смог снабдить людей пищей... на войне ... но Лахар с наемниками, чьим (стратегом) он был избран ... кавалеристы.
Комментарий
Открытие этой Олимпийской хроники в папирусе из Оксиринха стало важным поворотом в исследованиях по истории эллинистических Афин, особенно в отношении тирании Лахара. Фрагменты 1-3 предоставляют иные неизвестные обстоятельства, при которых Лахар захватил власть в Афинах после битвы при Ипсе в 301 г. до н. э., и в результате в значительной степени изменило картину, выводимую из литературных и эпиграфических источников. До 1927 (даты публикации нашего папируса) мы ничего не знали о происхождении тирании Лахара, и даже имя его соперника Хария не обнаруживалось. Кое-что сообщают Pausanias 1. 25.8 и 1.29.10, Plutarch, Demetrius 33 и Polyainos, Strategemeta 3.7.1-3. К сожалению, историческая реконструкция Лахарова периода в Афинах во многом зависит от ненадежных палеографических восстановлений в тексте папируса.
Мало что можно сказать о самом Лахаре и ничего о его семье и начале его карьеры. Он ворвался в афинскую политику в начале третьего века до н. э. как "strategos ho epi tous xenous", т. е. командир иностранных наемников на афинской службе. После того как был изгнан из Афин Деметрий Полиоркет, Лахар, кажется, искал покровителя среди царей и нашел его в лице Лисимаха. С. Лунд говорит о том, что из первоначального бегства Лахара в Беотию после его падения (Pausanias 1.25.7, Polyainos 3.7.1 и 3.7.2) можно предположить, что в то время он еще не был связан с Лисимахом. Однако нетрудно представить, что Лисимах охотно следовал примеру Кассандра (после смерти последнего), поддерживая противников Антигонидов в Афинах.
Стоит отметить, что Лахар три раза упоминается в третьей книге Полиэновых Стратегем и все три эпизода так или иначе связаны с побегами Лахара — возможно, он даже прославился как классический беглец начала эллинистической эпохи. Он также снискал печальную известность, ограбив храм Афины Парфенос и ободрав статуи Афины Парфенос работы Фидия и Афины Ники (Pausanias 1.25.7 и 1.29.16; Plutarch, De Iside et Osiride , 379C.10; Athenaios 9.70, 405F). Павсаний (1.25.8) сообщает, что его убили люди из Koронеи в отместку за разорение святилища Афины на афинском Акрополе, и молчаливо предполагает, что Лахар был убит во время бегства из Афин. Это не согласуется со свидетельством Полиэна, что Лахар достиг двора Лисимах. Возможно, Павсаний ошибочно назвал коронейцев вместо кассандрийцев, так как Аполлодор, политический лидер Кассандрии на короткий срок ее независимости от Македонии после 279 г. до н. э., объявил Лахара государственным врагом, и он был насильно уведен из земель Кассандрии.
Харий, враг Лахара, либо неизвестный иначе, либо неидентифицированный с кем-нибудь из более чем сотни носителей этого имени.
Оба соперника занимают важные должности в афинском совете генералов. В четвертом веке до н. э., самое позднее, этот орган был преобразован из комитета представителей племен в несколько специализированную командную структуру, в которой генералы наделялись особой властью и иногда действовали независимо друг от друга. Первая специализированная должность, στρατηγία τὴ ἐπὶ [φυλ]ακὴ[ν τῆς]ώρας (‘стратегия стражей страны’), засвидетельствована под 352/351 до н. э. , хотя некоторые ученые сомневаются в существовании более специализированных стратегий к этой дате. Автор Аристотелевой Афинской Политии (61.1) уже знает разделение стратегий .
Самым важным человеком в Совете был strategos ho ta hopla (‘командующий гоплитами’) (пост Хария), который командовал главным корпусом афинских гоплитов. Немного спустя после бурной эпохи Лахара руководство гоплитами увенчивало карьеру афинских политиков и обычно приходило после исполнения других прежде занимаемых стратегий. Роль strategos ho ta hopla систематически возросла в третьем и втором веках до нашей эры. В римских Афинах, когда другие стратегии были упразднены, гоплитская уцелела и причислялась к трем самым влиятельным постам. Командование ἐπὶ τοὺς ξένους (иностранными наемниками) отсутствует в списке стратегий в "Афинской политии"; оно впервые появляется чуть позже в одном документе 321/320 до н. э. Пост, возможно, был введен в афинскую систему магистратов накануне Ламийской войны, когда наемники с мыса Тенар были набраны афинянином Леосфеном.
Мы можем только догадываться, кто были наемники, нанятые Афинами ок. 300 до нашей эры. Вполне вероятно, что изначально они были соединением, предназначенным для поддержки эллинского альянса Димитрия Полиоркета.
F1 завершается перечислением войск, принимающих участие в мятеже с обеих сторон. Названия единиц кажется не регулярные формирования, а скорее особые подразделения, собранные по месту жительства, характеру службы или способу боя, как солдаты из Пирея, наемники, hippeis [‘конница’], так называемые "гражданские воины", наличие которых засвидетельствовано во многих эллинистических армиях.

F2 ... установил ... и изгнал Хария и пирейских солдат. Одолев людей, которые захватили Акрополь с Харием, он отпустил их согласно перемирию. Тем не менее Харий, Пифий, Каллифонов сын Лисандр и Aминий, укрывшиеся в храме [Афины] все были приговорены к смерти одним вердиктом, после того как они (афиняне) созвали собрание ... это постановление было принято по инициативе Aполлодора. Пирейские солдаты также захватили Пирей с [людьми] из города ...
Комментарий
События, описанные в F 2, кажется, продолжают происходящее в F1. Хабихт датирует первый государственный переворот Лахара весной 300 г. до н. э. в основном из-за упоминания тирана Лахара в одном папирусе, который сообщает нам, что Менандр написал пьесу Imbrioi в архонтство Никокла (т. е. в 302/1 до н. э.), однако, она не была представлена на сцене из-за тирана Лахара. О'Салливан утверждал, что Лахар ошибочно принимается здесь за Стратокла из Диомеи, лидера проантигонидской демократии в 307/6-301/0 до нашей эры. Это кажется нам слишком рискованным заявлением, и оно было справедливо раскритиковано П. Иверсеном, который предположил, что термином "тиран" не описывается положение Лахара в 302 г. до н. э.; эпитет, возможно, был ‘преждевременным’ и указывал на определяющий момент его будущей карьеры. Хабихт утверждал, что Лахар впервые захватил истинно тираническую власть в элафеболионе 296/5 до н. э., только чтобы быть изгнанным из Афин Деметрием Полиоркетом спустя всего лишь год. Современное communis opinio помещает падение Лахара в 296/5 до н. э.
Пирейские солдаты: недавно утверждалось, что за господством Лахара вскоре последовало взятие Пирея Олимпиодором (чья карьера нам известна из Павсания 1.26.1-3).
одним вердиктом: что напоминает коллективный смертный приговор, вынесенный Афинской экклесией стратегам, командовавшим при Аргинусах(Ксенофонт, Hellenika 1.7.34).

F3 ... осадил [их] в Пирее. Кассандр, царь македонцев, заболел и умер в Пелле в [21-й] день вставного месяца Артемисия. Царство наследовал Филипп, старший из его сыновей, который был царем [4] месяца историк ... Диилл, сын Фанодема [закончил] ... год, Филипп, [царь] македонцев ... умер ...
Комментарий
Этот клочок папируса содержит некоторую дополнительную информацию о мятеже в Афинах, который продолжается в F 4, и еще подробности, касающиеся смерти Кассандра и его старшего сына и наследника Филиппа.
Кассандр, царь македонцев: по этой формуле можно предположить, что Македония не была твердой монархией, но основывалась на согласии македонского народа (по крайней мере в теории). Однако, реальное значение этой фразы активно оспаривается в науке.
умер в Пелле в 21-й день вставного месяца Артемисия: папирус подтверждает дату Порфирия = Евсевия. Aртемисий был седьмой месяц македонского календаря соответствующий приблизительно нашими апрелю; следовательно Кассандр умер в середине весны 297 году до нашей эры.
Филипп, старший из его сыновей: Филипп Македонский был сыном Кассандра и Фессалоники. Юстин 16.1.1 подтверждает, что его смерть, скорее всего от естественных причин, последовала сразу за кончиной его отца. Позднеантичные хронографы считают годы (или скорее месяцы) его царствования вместе с правлениями его братьев: у Синкелла 3 года; у Евсевия для трех сыновей Кассандра 3 года и 6 месяцев совокупно. Однако, в списке фессалийских царей у того же Евсевия указано, что Филипп Македонский царствовал четыре месяца после смерти отца. На этом основании мы можем восстановить цифру 4 в F 3.
историк Диилл сын Фанодема: Этот фрагмент дает основу для предположения, что Дииллова история закончилась 297 годом до нашей эры.

F4 [...] Лахар [.......] Пирей [.....] и Лахар [....] золотой [........] и золотая статуя Афины, от которой он заплатил своим иностранным наемникам.
Комментарий
Этот фрагмент содержит конец повествования о событиях 120-й Олимпиады и начало следующего периода. Видимо, каждая Олимпиада открывалась подробным списком олимпиоников, за которыми следовали события, сгруппированные по годам.
В начале F4 летопись упоминает известный захват золота со статуи Афины Парфенос, а также, возможно, с других памятников (об ограблении Лахаром памятников Афин см. Pausanias 1.25.7 и 1.29.16; Plutarch, De Iside et Osiride 379C.10; Athenaios 9.70, 405F Kaibel).

F5 Фурийцы ... страна ... Агафокл.
Комментарий
Этот фрагмент показывает, что хроника пересказывала основные события и западного греческого мира тоже. Фрагмент нелегко связать с любым известным событием из истории Aгафокла. Однако можно вспомнить атаку Aгафокла на Кротон в 295 г. до н. э. (Диодор 21.4), которая возможно была частью той же кампании на юге Италии.

F6 [Билистиха] македонка выиграла гонку на четырехконной колеснице. Она же была наложницей Птолемея Филадельфа.
Комментарий
Билистиха, гетера Птолемея, называется македонкой здесь и у Pausanias 5.8.11 (на самом деле, Павсаний описывает ее как происходящую из "приморской Македонии", ἐπὶ τῆς ἐκ Μακεδονίας θαλάσσῃ). Она была известна Aфинею как аргивянка из дома Атрея (Athenaios 13.70, 596C Kaibel). Плутарх рассказывает о ней как о варварской гетере, промышлявшей на агоре, и добавляет, что она была обожествлена как Афродита Билистиха (Plutarch, Moralia 753D-F). Ее божественный или полубожественный статус также подразумевается под замечанием о ее погребении у Климента Александрийского (Protrepticus 4.42). Основными направлениями современной дискуссии о Билистихе являются ее фактическое происхождение и начало "карьеры", ее последующее положение при дворе, а также ее отношения с Арсиноей II и другими царственными дамами.

F7 В [первый] год римляне воевали ...
Комментарии
Видимо, автор этой хроники обратил внимание и на Рим. К сожалению, ничего больше нельзя сказать о войне, упоминаемой в F7.