О семени и природе ребенка

В рукописях имеются две отдельные книги "О семени", περὶ γονῆς, de semine (de genitura) и "О природе ребенка", περὶ φύσιος παιδίου, de natura pueri; они были соединены в одно целое только в издании Литтре, который заметил, что одна является непосредственным продолжением другой. Повидимому, и в древности они составляли одно целое, так как книга "О семени" не упоминается ни у Эроциана, ни у Галена. Литтре присоединил к ним еще 4-ю книгу "О болезнях", на которую в книге "О семени" имеется ссылка. Написана она, повидимому, была раньше, но по ходу изложения непосредственно примыкает к ним; у древних она тоже не упоминается. Этому же автору несомненно принадлежит и 1-я книга женских болезней, которая помещается здесь ниже.
Рассматриваемая книга замечательна во многих отношениях. Она представляет собой единственное дошедшее до нас от древности полное изложение эмбриологии человека, начиная с момента зарождения и кончая рождением на свет. При этом морфологии уделяется сравнительно мало места; главная задача автора-выяснить физиологию развития в тесной связи с теми процессами, которые происходят в организме матери. Автор-врач, по всей вероятности немолодой, с большим опытом, чрезвычайно широким кругозором и с сильным натурфилософским уклоном. Он часто приводит в доказательство своих положений физические опыты и проводит широкие аналогии между развитием растений и человека, уделяя развитию растения целые главы; он горячо рекомендует изучать эмбриологию цыпленка, в которой находит большое сходство с развитием человека. В 13-й главе им дается чрезвычайно интересное описание раннего человеческого яйца, которое автор считает шестидневным. И вообще в основу изложения везде положены наблюдения; всякое положение так или иначе мотивируется, иногда очень длинно и издалека. Замечательны далее его соображения о наследственности и определении пола, сообщающие книге интерес с точки зрения современных идей. Вообще эту книгу нельзя сравнивать с натурфилософскими произведениями того времени, где обычно возвещаются новые и часто блестящие мысли с очень слабым и туманным обоснованием. Кто мог быть автором этой книги? Гален указывает, что в его время приписывали ее или самому Гиппократу, или Полибию, его зятю. В пользу этого можно привести ряд мест, общих с книгой "О воздухах, водах и местностях", широту подхода, основательность изложения, не скупящегося на повторения, и наконец свидетельство из переписки Гиппократа (письмо 21), где он цитирует, как свою, книгу "О женских болезнях", несомненно, того же автора. Признавая подложность переписки, я считаю тем не менее чрезвычайно ценными все фактические данные, содержащиеся в ней, на что указывал в биографии Гиппократа. Авторство Полибия имеет за себя свидетельство древних, но у нас мало данных для самостоятельного суждения: его одинаково можно признавать и отвергать. В новейшее время Литтре и Дарамберг не высказали определенного мнения об авторе; Эрмеринс, Дильс и Фукс относят это сочинение, так же как 4-ю книгу "Болезней", к книдской школе; Кюлевейн склонен считать автором Полибия; фон Эфле, высказавшийся в пользу Гиппократа, заслужил строгую резолюцию Фукса: "ein schwerer Irrtum". [Замечание того же Фукса, что Эмпедокл и Демокрит оказали заметное влияние на воззрения автора, нельзя считать обоснованным; эмбриологические взгляды Демокрита, дошедшие до нас в отрывках, во многом расходятся. С большим правом можно говорить о влиянии Диогена Аполлонийского (Дильс), так как воздух и дыхание в физиологии книги играют большую роль.]
Если брать книгу "О семени и природе ребенка" в отдельности от прочих, то принадлежность ее косской школе очень вероятна; может быть, автором ее был Полибий, о чем свидетельствуют древние. Но если считать доказанным, что тот же автор написал "Женские болезни", тогда ряд серьезных аргументов заставляет думать о книдской школе. К этому вопросу мы вернемся еще в предисловии к "Женским болезням".
Книга "О природе ребенка" была известна Бакхию, одному из первых комментаторов Гиппократа. Ее комментировал в позднейшее византийское время Иоанн Александрийский (VII-VIITb. и. э.), но указанные им комментарии древних до нас не дошли. Ее усиленно издавали в XVI веке, комментировали и переводили на французский и итальянский языки. Позднее отдельных изданий не было.
Литература у Литтре (VII) и Фукса (Puschm. Gesch., I, 217).

Ι. О семени
Закон подчиняет себе все. Семя мужское исходит из всей той влаги, которая содержится в человеке и от которой отделяется то, что есть наиболее сильного. И доказательством того, что отделяется наиболее сильное, служит то, что, когда мы совершим соитие, то, испустивши из себя столь маленькую часть, делаемся, однако, слабыми. Это дело обстоит так: изо всего тела вены и нервы идут в детородные части, и вот, вследствие трения их, нагревания и наполнения, является как бы зуд и отсюда для всего тела проистекает удовольствие и теплота. От трения детородных частей и от движения человека влага в теле согревается и разливается, приходит в волнение и становится пенистой, так точно, как и все прочие жидкости, приведенные в движение, пенятся. Вот так же и в человеке, что есть самого сильного и самого густого, отделяется от пенящейся влаги и направляется к спинному мозгу. Когда же этого последнего семя достигнет, тогда оно несется к почкам, ибо туда направляется путь через вены, и, если почки будут изъязвлены, сюда же примешивается иногда кровь. От почек через середину тестикул семя достигает детородного члена и далее проходит не тем путем, где идет моча, но у него есть другой путь, смежный с ним. Те, которые имеют любовные сны, имеют их по следующей причине: когда влага, находящаяся в теле, разлилась и нагрелась, то или вследствие сильного упражнения, или от какой-либо другой причины, она начинает пениться, и, когда от нее происходит отделение, во сне представляется некоторый образ соития, ибо влага в нем такая же, как и при соитии. Но нам теперь не должно говорить ни о тех, которые искушаются во сне, ни обо всей этой болезни, что она есть и какие производит последствия, ни о том, почему она бывает вместо соития. Вот что я имел сказать об этом.
2. Но евнухи по той причине совсем не производят любовного дела, что у них уничтожается проход для семени, ибо путь для него идет через самые яички, и из яичек тянутся в детородный член тонкие и частые нервы, которыми он поднимается и опускается, и они отрезаются при кастрации; поэтому евнухи делаются уже неспособными. У тех же из них, которые кастрированы отдавливанием, путь для семени прегражден, ибо яички отвердевают и нервы, сделавшись плотными и недеятельными от затвердения, не могут ни напрягать, ни расслаблять. Но те, у которых произведено сечение возле ушей, соитие производят, но испускают семя малое, слабое и неплодоносное, потому что большая часть семени из головы несется позади ушей в спинной мозг, а проход этот, зарубцевавшийся после сечения, делается сплошным[1]. У мальчиков вены тонкие и наполненные препятствуют проходу семени, и зуд в теле не возбуждается в такой мере, а поэтому влага не колеблется в теле до того, чтобы семя могло отделиться. И у девиц также по этой причине, пока они молоды, не выходят месячные очищения. Но лишь только девушка и мальчик вырастут, тогда вены, которые идут к детородному члену мальчика и в матку девушки, делаются шире вследствие роста и открываются, проход через их теснины освобождается, и тогда влага начинает волноваться, так как получает более широкое место для своего волнения; и вот у мальчика, когда он созреет, по этой причине выходит семя, а у девушки месячное очищение. Вот таким образом я объясняю дело.
3. Я утверждаю, что семя отделяется из всего тела: из твердых и мягких его частей и из всеобщей влаги всего тела[2]. Но есть четыре вида этой влаги, кровь, желчь, вода и слизь[3]. Действительно, человек имеет столько врожденных ему видов влаги, и от них происходят болезни. Я уже говорил как об этих болезнях, так и о причине, почему отсюда рождаются болезни и делаются их кризисы. И вот это также сказано у меня и о семени, откуда, каким способом и по какой причине оно происходит и почему не бывает его вовсе, а вместе сказано и о месячных очищениях девиц.
4. Утверждаю также, что у женщин при соитии от трения детородного члена и от движения матки делается как бы зуд, который в остальном теле производит удовольствие и теплоту. И женщина также испускает из своего тела семя, иногда в матку, отчего эта делается влажною, а иногда и наружу, если матка разверзается сверх меры[4]. Женщина также, как начнет соитие, во все время испытывает удовольствие, пока мужчина не испустит семени. Но если женщина горячо желает соития, то она испускает семя прежде мужчины, и остальное время уже не имеет такого удовольствия. Если же она не горячо желает любви, то вместе с мужчиной перестает чувствовать удовольствие. Это дело обстоит наподобие того, как если бы кто на кипящую воду лил холодную: вода перестает тогда кипеть; так точно и мужское семя, падая в матку женщины, тушит в ней теплоту и удовольствие. Вспыхивает удовольствие и теплота, лишь только семя сойдет в матку, а затем перестает; так же точно, если кто будет лить вино на пламя, то последнее сначала вспыхивает и увеличивается после прибавления вина, а затем перестает; вот таким же образом у женщины теплота от мужского семени вспыхивает, а потом уничтожается. Но при соединении женщина получает далеко меньшее удовольствие, чем мужчина, но зато более продолжительное. Причина, почему мужчина чувствует большее удовольствие, следующая: у него внезапно происходит отделение от влаги с большим возбуждением, чем у женщины. Но в то же время это дело так обстоит у женщин: если они сходятся с мужчинами, то бывают более здоровы; если же нет, менее, ибо, с одной стороны, и матка не делается влажною вследствие соединения, а сухою, так как она стягивается более надлежащего, а такое сильное стягивание доставляет болезнь телу; а с другой стороны-соитие, разгорячая кровь и увлажняя, служит причиною того, что месячные очищения изливаются с большею легкостью; напротив, когда они совсем не выходят, женщины делаются подверженными болезням. Но причину этого дела мы изложим в женских болезнях, а в настоящий раз довольно и сказанного.
5. После соития, если женщина не зачнет, семя, выпущенное обоими, обыкновенно изливается наружу, когда женщина захочет. Если же она имеет зачать, семя не изливается наружу, но остается в самой матке, ибо, получивши его, матка закрывается и держит его, так как отверстие ее затянуто влажностью, и тогда смешивается вместе как то, что происходит от мужчины, так и то, что от женщины. Если женщина испытала уже раз роды и заметит, когда семя не выпало, но осталось внутри, тогда она узнает, в какой день зачала.
6. И еще вот что бывает: семя, выпущенное женщиною, бывает иногда сильнее, иногда слабее; так же точно и выпущенное мужчиною. Есть также и у мужчины женское и мужское семя и так же точно у женщины; мужское же бывает сильнее женского, поэтому рождение необходимо происходит от более сильного. Но в то же время дело обстоит так: если от обоих отойдет более сильное семя, рождается мальчик, а если более слабое-девочка; какое из двух превзойдет по количеству, такое и родится. Если более слабое семя превзойдет своим обилием более сильное, то это более сильное побеждается и, смешавшись с слабым, преобразуется в женский пол. Если же сильное будет обильнее слабого, то это слабое преодолевается и превращается в мужской пол[5]. Это-подобно тому, как если кто вместе смешает воск и жир и, прибавивши большее количество жиру, начнет топить смесь на огне: пока смесь будет жидка, неизвестно, какое количество больше, но когда она застынет, тогда явно будет, что жир превосходит воск своим количеством. Так обстоит дело и с рождением мужского и женского пола.
7. А что как у женщины, так и у мужчины существует как женское, так и мужское семя, это можно заключить из следующих очевидных фактов: многие женщины с своими мужьями рождали девочек и они же, сошедшись с другими, рождали от них сыновей; и те же самые мужья, от которых жены рождали девочек, сошедшись с другими женщинами, производили мужское потомство или наоборот: у которых рождался мужской пол, сошедшись с другими женщинами, рождали девочек. Это рассуждение доказывает, что как мужчина, так и женщина имеют и женское, и мужское семя, ибо у тех, которые зачинали девочек, более сильное семя вследствие большого обилия слабого побеждалось и рождались девочки, а у тех, которые зачинали мальчиков, побеждало более сильное и рождались мальчики. Но от одного и того же мужчины не всегда выходит сильное семя и не всегда слабое, но в разное время разное. И у женщин дело обстоит таким же образом. Поэтому нисколько не удивительно, что одни и те же женщины и одни и те же мужчины рождают то мужское, то женское поколение. Та же самая причина относительно семени и рождения мужского и женского пола существует и у животных.
8. Семя как женщины, так и мужчины происходит из всего тела, и из слабых частей-слабое, а из сильных-сильное, и по необходимости это так распределяется и у ребенка. И если от какой-либо части тела для семени больше привходит от мужчины, чем от женщины, то ребенок более похож на отца; если же от какой части тела более привносится от женщины, то ребенок бывает более похож на мать. Но никогда быть не может, чтобы плод всеми своими частями был похож на мать, а на отца не был совершенно похож, или наоборот, и вообще, чтобы он был вовсе не похож ни на одного из двух, но необходимо, чтобы в чем-либо он был похож на обоих, потому что семя от тела обоих привходит для плода. Но если какой-либо из двух больше привносит для сходства и от больших мест тела, то плод и будет похож на него в больших частях; и иногда родившаяся дочь бывает более похожа на отца, чем на мать, а сын, родившись, иногда бывает более похож на мать, чем на отца. Вот какие у меня есть доказательства вышеприведенного моего мнения, что как в женщине, так и в мужчине есть способность производить и мужской и женский пол.
9. Но в то же время иногда случается и то, что тощие и слабые дети рождаются от родителей толстых и крепких. Если же после рождения многих детей, одно рождается подобного рода, то очевидно, что зародыш заболел в матке от матери, если во время его роста вещества уходили наружу, вследствие того, что матка была открыта сверх надлежащего, и поэтому он и сделался слабым, ибо всякое из животных болеет по мере своих сил. Но если все дети, родившись, оказываются слабыми, то причиною этого является матка, узкая сверх надлежащего, потому что, когда недостает обширного пространства, в котором бы питался зародыш, он по необходимости является слабым. Если же нет недостатка в обширном пространстве и если плод не болеет, то естественно от больших родителей и дитя рождается большое. Это дело похоже на то, как если кто-либо положит в узкий сосуд огурец, уже отцветший, но еще, однако, маленький и прикрепленный к огуречному стеблю: огурец выйдет равным и подобным полости этого узкого сосуда. А если кто положит его в сосуд широкий, в котором хорошо может поместиться огурец, но который в то же время и не особенно больше его природной величины, то огурец вырастет также точно равным и подобным полости сосуда, ибо, возрастая, он старается сравняться с емкостью сосуда. Да и вообще почти все растения вырастают так, как их кто заставит. Вот также и дитя, если будет расти в более широком месте, то выйдет большое, а если в более узком, - меньше.
10. Если в утробе младенец искалечивается, то, как я утверждаю, это делается от того, что он получил ушиб: в этом случае или мать ударили с той стороны,· где был младенец, или она упала, или случилось что-либо другое вредное для нее. В какой стороне младенец получает ушиб, там он и искалечивается. Если же зародыш ушибается сильнее, так что разрывается оболочка, окружающая его, он гибнет. Или и по другой причине подобного рода дети калечатся, именно: когда место матки, где они искалечены, будет узкое, ибо по необходимости тело, двигаясь в узком месте, делается искалеченным в этом именно месте. Так точно и деревья, которые, вырастая на земле, не имеют для себя довольно обширного пространства, но задерживаются камнем или другим каким-либо предметом, во время роста делаются кривыми или толстыми в одной части, а в другой-тонкими. Также бывает и с младенцем, если в утробе возле какой-либо части его тела будет слишком узкое место в сравнении с другими частями.
11. Большею частью случается, что от искалеченных людей дети рождаются здоровыми, ибо искалеченный имеет счетом все то же, что и здоровый. Но когда болезнь у него случится также и той самой влаги, из которой делается семя, и те четыре вида влаги, которые обыкновенно по природе присутствуют, доставляют семя не полноценное, но более слабое соответственно искалеченной части, то для меня не представляется удивительным, что и дитя искалечивается в тех же частях, в которых и отец искалечен. Вот что я хотел сказать до сих пор, а теперь возвращусь к речи, которую раньше начал.

II. О природе ребенка
12. Если семя, происшедшее от обоих родителей, осталось в матке, то оно, конечно, с самого начала перемешивается, так как женщина не остается в покое, сгущается и от теплоты тучнеет, затем воспринимает воздух[6] как потому, что находится в теплом месте, так и потому, что мать дышит. Когда оно наполнится воздухом, то воздух сам себе делает путь наружу для того, чтобы выйти через середину семени. Когда же, проложив себе дорогу, этот теплый воздух устремится наружу, семя тотчас привлекает к себе от матери холодный воздух, и это продолжается все время. Оно, конечно, нагревается, потому что пребывает в теплом месте, но в то же время, так как мать дышит, воспринимает и холодный воздух. Все, что нагревается, содержит в себе воздух. Но воздух вырывается, сам открывает себе дорогу и несется наружу. А что нагревается, то привлекает к себе через трещину снова другой воздух-холодный, которым питается. И это также делается в деревьях, листьях, в пище и питье, которые сильно нагреваются. Это же можно видеть в горящих дровах, ибо дрова делают все это, в особенности же тогда, когда они немного зелены, ибо они выпускают воздух через рассеченное место и воздух^ выходя наружу, обвивается вокруг трещины, и это, как мы видим, делается постоянно. Поэтому на основании правильно выведенного умозаключения можно думать, что воздух в дереве, будучи теплым, привлекает на свое место другой холодный, которым он питается и испускает его от себя, ибо, если бы он не привлекал его к себе, выходящий воздух совсем не клубился бы. Действительно, все теплое питается умеренным холодным. И когда влага, находящаяся в дереве, разгорячается и обращается в воздух, то она выходит наружу и тем же путем, которым выходит теплота, существующая в дереве, она привлекает на свое место другое холодное, которым питается. То же делается и с зелеными листьями, когда они сжигаются, ибо они содержат воздух, который после вырывается и, пробивая себе дорогу, выходит наружу, клубясь, и, выходя, производит шум там, где делает вдыхание. Так же точно и стручковые плоды, пшеница и древесные плоды, когда нагреваются, воспринимают воздух, который, сделавши щель, выходит наружу, и если они будут сырые, то испускают больше воздуха и производят большую щель.
И есть ли нужда в более продолжительной речи? Действительно, все, что нагревается, испускает воздух и взаимно привлекает другой холодный, которым питается. Вот какие необходимые основания приведены мной, почему семя, нагреваясь в матке, повидимому, имеет воздух и выпускает его и вместе с тем имеет и дыхание от дышущей матери, ибо, когда мать привлечет к себе холодный воздух, им пользуется семя, которое, будучи в теплом месте, есть теплое, и тогда, конечно, оно воспринимает воздух и испускает, и вздувшееся семя обтягивается оболочкой, так как внешняя поверхность у него, сделавшись непрерывной вследствие липкости, со всех сторон связывает его. Подобно этому бывает в печеном хлебе: на. поверхности его находится нечто тонкое наподобие кожицы, ибо хлеб, нагреваясь и вздуваясь, поднимается, а где он вздувается, там образуется указанная кожица. Когда семя нагреется и надуется воздухом, то у него по всей поверхности образуется кругом кожица, а проход в середину семени для воздуха снаружи и снутри происходит через кожицу. Здесь тонкое вещество кожицы удалено от семени, и семени в этих местах бывает самая малость, а все остальное семя, ставши круглым, содержится в оболочке.
13. Семя, пробывшее в продолжение 6 дней в матке и потом выпавшее наружу, я видел сам; и каким тогда оно показалось моему уму, из этого я делаю заключение и обо всем остальном. Каким именно образом я видел шестидневное семя, сейчас расскажу. У одной родственной нам женщины была прекрасная артистка, которая имела дело с мужчинами и которой совсем нельзя было быть беременной, чтобы не потерять своей цены. Она раньше слышала о том, что женщины говорят между собою, именно: что если какая женщина имеет зачать, то семя остается внутри и не выходит наружу. И вот, услышавши, и понявши это, она всегда держала это в своем уме и, когда раз заметила, что у нее это случилось, сказала об этом своей госпоже, и слух об этом дошел до меня. И вот, узнавши об этом, я посоветовал ей, чтобы она, подскакивая, ударяла ногою о свою ягодицу[7]. И когда она сделала это семь раз, семя с шумом вылилось на землю. Увидя это, она смотрела на него с удивлением. Я расскажу, какое оно было. Например, если кто-нибудь у сырого яйца снимет со всех сторон внешнюю скорлупу и во внутренней оболочке будет просвечивать внутренняя влага, - вот такой вид был у него, вкратце говоря. Было оно красное и круглое; в оболочке виднелись также белые и толстые волоконца, находящиеся в ней, заключенные в густую и красную сукровицу, и вокруг оболочки снаружи - кровяные сгустки. По середине оболочки отходило нечто тонкое, что мне показалось пуповиной; через нее вначале иде. т дыхание наружу и внутрь, и от нее протягивалась вся оболочка, охватывавшая семя. Вот таким видел я семя, имеющее 6 дней[8]. Я приведу, спустя немного, другой признак, ясный для всех тех, которые интересуются этим вопросом, который, насколько возможно человеку говорить о деле такого рода, подтвердит всю мою речь. А доселе довольно о том, что семя находится в оболочке и имеет дыхание внутри и вне.
14. Семя получает рост от крови матери, нисходящей в матку. Действительно, у женщины беременной уже не выходят месячные очищения, если дитя будет здоровое, разве только у некоторых в первый месяц в весьма малом количестве. Но, истекая из всего женского тела, кровь со всех сторон снаружи разливается вокруг оболочки. Втягиваемая вместе с воздухом внутрь через оболочку, где последняя имеет отверстие и отходит, кровь сгущается и растит будущее живое существо. С течением же времени снова другие тонкие оболочки протягиваются внутри первой, возникая тем же способом, как первая, и они, исходя из пупка, сплетаются между собою взаимными связями.
15. И вот когда это настанет, то от нисходящей и сгущенной крови матери рождается плоть, из середины которой отходит пуповина, через которую она дышит и растет. Но женщина, пока носит в утробе, хотя и вовсе не бывает у нее месячных очищений, от этого, однако, не страдает, потому что кровь, привыкшая выходить ежемесячно, сразу не приходит в волнение, но спокойно, мало-помалу, ежедневно, без всякой боли отходит в матку, вследствие чего увеличивается то, что содержится внутри матки. Кровь выходит каждый день, а не однажды в месяц, потому что семя, содержащееся в матке, всегда что-нибудь извлекает из тела по мере сил. Таким же образом происходит и дыхание. Сначала оно бывает малым, и крови мало приходит от матери; когда же дыхание делается более сильным, оно и крови больше привлекает, и с большим обилием входит в матку. У женщин, которые не имеют в утробе, когда месячные очищения не появляются, от этого наступает болезнь. Сначала каждый месяц кровь в теле волнуется в силу той причины, что месяц от месяца много отличается по холоду и теплу, и тело женщины это чувствует, так как оно влажнее, чем тело мужчины; и когда кровь придет в движение и наполнит вены, тогда она выходит из тела потому, что это ей с самого начала от природы положено. Поэтому, если женщина освободится от этой крови, она может зачать; если же будет наполнена ею-не может. Действительно, если матка и вены свободны от крови, женщины зачинают плод, и причиною этого служит сказанное мною выше. Но если возбужденная и отделившаяся кровь выйдет не наружу, а в матку, и матка не откроется, тогда эта матка вследствие долго задержанной крови нагревается и свою теплоту сообщает остальному телу. Бывает также, что она передает кровь в вены тела, отчего последние, наполнившись, производят опухоли. Иногда же от этого возникает опасность хромоты. Иногда даже они задевают мочевой пузырь, сжимают его, запирают и производят странгурию. Иногда же матка, наполненная кровью, налегает на бедра и поясницу и причиняет болезнь. Когда же кровь задерживается в матке в продолжение пяти или шести месяцев, тогда, загнивая, она обращается в гной, который у некоторых устремляется наружу через детородные части. У иных даже в паху образуется опухоль, и там образовавшийся гной выходит наружу; и другие подобного рода многочисленные болезни случаются у женщин, которые не очищаются через месячные. Но зачем говорить об этом здесь? Об этом будет сказано в речи о женских болезнях. Теперь же мы возвратимся туда, откуда удалились.
16. Когда же образуется тело, то при росте того, что находится в утробе, и оболочки также увеличиваются, и выпячиваются, образуя пазухи, особенно внешние. И кровь, нисходящую от матери, привлекает к себе тело, дыша, и она служит для его увеличения, а часть, которая непригодна, поступает в пазухи оболочек. Когда пазухи начнут выпячиваться и воспринимать кровь, тогда это называется хорион[9]. Вот что я имел сказать обо всем этом.
17. Тело, возрастая от дыхания, делится на члены, и в нем все подобное несется к тому, что ему подобно: плотное к плотному, редкое к редкому, влажное к влажному; всякое несется в собственное место, к тому, с чем имеет сродство и из чего также произошло. И все, что произошло из плотного, становится плотным, а все, что из влажного-влажным, и все прочее возникает по такому же способу во время роста. Сгущенные теплотою кости твердеют и наподобие дерева разделяются также на ветви, лучше уже расчленяются как внутренние, так и внешние части, появляется голова, отделяющаяся от плеч, руки и локти отделяются от боков, ноги друг от друга; жилы обвиваются вокруг суставов членов и соединяются между собой; выводится рот; выставляются и открываются в теле нос и уши; глаза наполняются чистою жидкостью; делается ясным, какие именно будут половые части, и подразделяются самые внутренности. И вот верхними частями, именно: ртом и носом тело тянет воздух, и живот наполняется воздухом, и кишки, наполненные им через верхние части, останавливают дыхание через пупок и уничтожают его; образуется путь от живота и кишок в задний проход наружу, а также путь снаружи в мочевой пузырь. И каждая из этих частей расчленяется от действия дыхания, ибо раздутые воздухом все они распределяются по сродству. Например, если к пузырю привяжешь трубочку и набросаешь через нее в пузырь земли, песку и тонкие кусочки свинца и затем, наливши воды, будешь вдувать воздух, то сначала все это перемешается с водою; потом, с течением времени, от вдувания свинец направится к свинцу, песок к песку, а земля к земле. И кто предоставит всему этому засохнуть, а потом, разорвавши пузырь, посмотрит, то убедится, что подобное соединилось с себе подобным. Вот таким же образом расчленяется семя и тело, и в нем все подобное направляется к подобному. Вот что я скажу об этом предмете.
18. Но вот ребенок уже образовался, и до этой степени женский пол достигает после первого сгущения, наидольше в продолжение 42 дней, а мужской пол - наидольше в продолжение 30 дней[10]. Действительно в большинстве случаев в продолжение этого времени, или немного меньше, или немного больше, происходит их расчленение. И очищение у женщин после рождения девочки бывает большею частью в 42 дня, когда оно самое долгое и полное; но женщина будет свободна также от опасности, если очистится в продолжение 25 дней. После же рождения мальчика очищение продолжается 30 дней, когда оно бывает самое долгое и совершенное; но женщина свободна будет от опасности, если очистится и в 20 дней. В самое последнее время родовое очищение бывает наименее обильным: у молодых--в продолжение немногих дней, а у пожилых-большего числа дней. При рождении и при родовых очищениях наиболее страдают первородящие, и малорожавшие страдают более, чем многорожавшие. Очищения у женщин после родов появляются потому, что в более раннее время, до 42 дней, когда женщина бывает беременна девочкой, и до 30 дней, когда мальчиком, тратится весьма мало крови для возрастания ребенка, а после этого больше, до родов. Поэтому необходимо, чтобы очищение наверсталось посредством истечения после родов и вышло наружу в известное число дней. Начало же родовых болей у женщин таково: кровь у женщины волнуется и сильно нагревается от движения ребенка, потому что оно уже сильно; вследствие волнения крови первым выходит наружу ребенок, а за ребенком выходит ихор густой, кровяной, и путь ему указан так же, как для воды на столе[11]. А потом после ихора каждый день выходит очищение до вышеуказанного времени мерою в целую аттическую котидию с половиною[12], вначале несколько больше, а потом несколько меньше сообразно с этим количеством, пока не перестанет. Несется же кровь, как от жертвенного животного, если женщина здорова и будет здорова, и скоро свертывается; если же женщина не здорова и не будет здорова, очищение выходит в малом количестве, бывает по виду хуже и не скоро свертывается. Дело здесь обстоит так: если беременная женщина будет одержима какою-либо болезнью, не имеющею сродства с очищением после родов, то она погибает; ибо, если она не очистится в первые дни, будучи здоровой или нет, но очищение у ней выйдет сразу или от лекарства или даже само собой вдруг, то очищение это будет выходить сообразно с числом тех дней, в продолжение которых оно не вышло сразу. Если же женщина не очистится после родов, то у нее произойдет сильная болезнь и будет опасность, что она умрет, если скоро не подвергнется лечению и сразу у нее не будет вызвано очищение. И я привел все это для того, чтобы показать, что разделение частей происходит у девочки самое большее в продолжение 42 дней, а у мальчика 30 дней; доказательство этого-очищение после родов, которое после рождения девочки бывает в течение 42 дней, а после мальчика в течение 30 дней, когда длится наидольше. Хочу теперь повторить это ради ясности другим образом: я утверждаю, что то весьма малое количество крови, которое несется от матери к утробе и семешт, пребывающему в ней, когда она носит девочку, навёрстывается в продолжение 42 дней, ибо в течение такого количества дней расчленяются части у детей, а с этого времени больше крови приливает; когда же она будет носить мальчика, то это происходит соответственно в 30 дней. Вот другое доказательство, что все это истинно: в первые Дни, когда семя упадет в матку, весьма мало изливается крови от женщины в матку, потом же большее количество, ибо если бы она, собравшись в большом количестве, за один раз излилась, то семя не могло бы иметь дыхания, но вследствие излития многой крови было бы задушено. Противоположным способом дело вознаграждается при очищении, ибо в первые дни после родов очищение бывает самое обильное, а потом все меньше и меньше, пока не перестанет. Многие женщины теряли вследствие выкидыша мальчика несколько раньше 30 дней, и он являлся лишенным членов; те же, которые выкидывались после 30 дней или в это самое время, имели раздельные члены. И при девочке, сообразно с числом 42 дней, когда происходил выкидыш, являлась раздельность членов. Таким образом, выкидывается ли младенец раньше или позже, сообразно с этим и по расчету, и по необходимости является различение членов, - для девочки в продолжение 42 дней, а для мальчика в продолжение 30 дней; доказательством этого служат выкидыши и очищения после родов. Причиною же, почему женский пол образуется и расчленяется позднее, служит то, что семя женского плода слабее и влажнее, чем мужского. Вот сообразно с этим рассуждением и необходимо, чтобы медленнее образовывался женский плод, чем мужской, а также по этой причине и очищение после рождения на свет девочки длится дольше, чем после мальчика. Но мне нужно возвратиться туда, откуда я удалился.
19. Когда дитя приобретет раздельные члены, то по мере роста и формы частей и кости делаются тверже и становятся внутри полыми, и все это делается от воздуха; будучи же полыми, они привлекают к себе из телесных частей, что в крови есть самого жирного. С течением времени оконечности костей снова образуют ветви, подобно Тому, как и самые верхние части деревьев наконец ветвятся; таким образом и у ребенка отделяются друг от друга пальцы рук и ног. И на оконечностях их вырастают ногти, ибо все вены человеческого тела оканчиваются на пальцах рук и ног и самые толстые вены тела находятся в голове, затем в ногах, плечах и локтях, но в ступнях и руках вены бывают самые тонкие, частые и многочисленные, и так же точно нервы самые тонкие, плотные и многочисленные, и кости по величине наиболее малые, в особенности в пальцах рук и ног. Из пальцев же, так как они имеют кости плотные и малые и такие же вены и нервы, рождаются ногти тонкие и плотные, и они охватывают оконечности вен так, что те и дальше уже не растут и не выступают одна за другую. Поэтому нисколько не должно казаться удивительным, если ногти на самой крайней части тела бывают самые плотные; они происходят от того, что наиболее плотно.
20. В одно время с ногтями и волосы получают свои корни в голове, и природа их такова: они рождаются наибольшими и многочисленными там, где эпидермис тела[13]-самый редкий и где волос имеет умеренную влагу для своего питания. И где только эпидермис после делается редким, там тоже после вырастают волосы, например, на подбородке, на лобке и в других местах. Действительно, лишь только появляется семя, мясо и эпидермис делаются реже, и малые вены открываются больше, чем прежде: ибо у мальчика вены являются тонкими, и через них семя не может нестись; такое же условие и для месячных очищений у девушек. Но одновременно открывается путь для месячных очищений и для семени, и покрывается волосами лобок у мальчика и девушки вследствие того, что эпидермис сделался редким; и одновременно волос получает умеренную и достаточную влагу для питания. Таким же образом обстоит дело и на подбородке мужчины: ибо здесь редеет поверхность кожи вследствие схождения на нее влаги от головы; действительно, и во время соития, и в промежуточное время волос имеет достаточную влагу для своего питания, и наибольше тогда, когда влага, в соитии нисходя от головы, остановится на подбородке, вдали от груди. Что волосы вырастают в самых редких частях эпидермиса, доказательством этому служит следующее: если, сожегши верхнюю кожу, сделаешь только пузырь и потом его залечишь, то эпидермис, сделавшись плотнее в области рубца, не будет производить волосы. Сделавшиеся в детском возрасте евнухами потому не имеют волос ни на подбородке, ни на лобке и вообще становятся гладкими, что путь для семени не был сделан и не разредил эпидермиса по всей коже, ибо, как у меня сказано прежде, дорога для семени прервана. Женщины также на подбородке и на всем теле безволосы потому, что у них влага, не возбуждаемая во время соития в такой степени, как у мужчин, не может сделать редким эпидермис. Но те, которые плешивеют, изобилуют слизью, потому что во время соития возбужденная и нагревающаяся в голове их слизь, попадая в эпидермис, иссушает корни волос так, что волосы выпадают. Евнухи же по этой причине не плешивеют, потому что и не возбуждаются слишком сильно, и слизь, не разогреваясь во время соития, не сожигает корней волос. Седыми волосы делаются потому, что в продолжение долгого времени проходит в человеке влага и то, что есть в ней самого белого, отделяется и попадает в эпидермис, так что волос, привлекши к себе влажность более белую, чем прежде, белеет, и эпидермис там, где находятся седые волосы, белее, чем в другом месте. У тех, которые от самого рождения имеют седые волосы на голове, эпидермис в том месте, где седые волосы, белее остального, потому что там пребывает самая белая влага. Дело здесь обстоит таким образом: какую влажность тело привлекает, белую, желтую или черную, такой цвет имеет и волос. Но довольно об этом. Я перейду сейчас к тому, что еще остается.
21. Когда конечные части тела дадут наружу ветви и ногти с волосами укоренятся, тогда ребенок начинает двигаться, и время, когда это происходит, для мужского пола 3 месяца, а для женского-4. Так бывает в большей части случаев, хотя некоторые начинают двигаться прежде этого времени. Мальчик начинает двигаться прежде потому, что он крепче девочки; прежде также и вырастает мальчик, так как он состоит из более сильного и плотного семени. Когда же плод начинает двигаться, тогда также и молоко у матери дает о себе знать, ибо груди у ней поднимаются и соски набухают, но молоко, однако, еще не выходит. У женщин, которые обладают плотным строением тела, медленнее и позже показывается признак молока, а скорее у тех, которые имеют рыхлое строение. Молоко же необходимо возникает по следующей причине: когда матка, вздымаясь от плода, начинает давить на желудок женщины, если это давление происходит при наполненном желудке, тогда то, что в пище и питье есть самого жирного, протекает наружу в сальник и мышцы, подобно тому как если кто кожу обильно намажет маслом и даст ей впитать масло, а потом, когда она напитается, начнет сдавливать, и при этом сдавливании масло потечет наружу; вот таким же образом, когда желудок содержит в себе жир от пищи и питья и в это время сжимается маткой, все жирное переходит в сальник и мясо. И если женщина будет рыхлого сложения, то она это выделение легче воспринимает, а если нет, то медленнее. Также и домашние животные, когда носят в утробе, если не будут страдать какою-нибудь болезнью, при той же пище и питье делаются более жирными; так же точно и женщина. Когда жир разогревается и делается белым, тогда то, что в нем становится сладким от теплоты матки, выжатое, стремится к грудям, а также и в матку устремляется небольшая часть через те же вены, ибо к грудям и к матке идут одни и те же вены и другие подобные им. И вот, когда жир достигает матки, он получает вид молока, которым понемногу и пользуется младенец. Груди же, когда получат молоко, возвышаются и наполняются, и, когда женщина родит, то, вследствие начавшегося движения, молоко несется в самые груди, если женщина будет кормить. Дело происходит так: когда груди сосутся, тогда вены, направляющиеся к ним, делаются шире и, сделавшись шире, привлекают к себе из желудка, что жирно, и переводят в груди, ибо и у мужчины, если он часто употребляет соитие, вены, сделавшись шире, более привлекают семя.
22. Дальше дело идет так: питание и рост детей происходит соответственно тому, что приходит в матку со стороны матери; и в каком состоянии находится мать в отношении здоровья или болезни, в таком же и ребенок. Так точно и все то, что рождается из земли, питается от земли, и в каком состоянии находится земля, в таком и ее порождения. В самом деле, когда семя будет опущено в землю, оно наполняется от нее влажностью, так как земля заключает в себе влажность всякого рода, которою могут питаться растения. Наполнившись влажностью, семя вздувается и разбухает, и сила, которая является в семени чрезвычайно легкой, вынуждается влагою к сгущению[14]. Сгущенная же воздухом и влажностью и обратившись в листья, она разрывает семя; и прежде всего выходят наружу листья. Но когда они выйдут, то, так как они не имеют возможности более питаться тою влагою, которая есть в семени, семя и листья рвутся к нижним частям и вынужденное листьями семя отдает вниз ту часть силы, которая в нем осталась вследствие своей тяжести, и вот являются корни, протянувшиеся от листьев. Когда же росток бросит в землю крепкие корни и из нее начнет извлекать пищу, тогда семя совсем исчезает и обращается в растение, кроме кожуры, которая является самой твердой. Но и кожура, сгнивая в земле, также исчезает. С течением времени некоторые листья производят ветви. Итак, рожденное из семени, как из влажного чего-то, пока будет мягким и водянистым, стремится к произрастанию, как в нижней, так и в верхней части, и не может произвести никакого плода. Действительно, в нем нет еще способности сильной и жирной, чтобы из нее сгустилось семя. Но когда, с течением времени, растение более затвердеет и будет иметь более крепкие корни, тогда оно уже приобретает широкие вены, как в верхней, так и в нижней части, и тогда уже из земли оно не тянет более ничего водянистого, но более плотное, жирное и обильное. А оно, разогретое солнцем, вскипает по направлению к верхушке, и вот возникает плод, имеющий сродство с тем, от чего произошел. И большим из малого он делается потому, что все, вырастающее из земли, притягивает себе из нее силу более обильную, чем из чего. оно родилось, и вскипает не в одном месте, но во многих местах. Когда же плод вскипит, он питается своим растением, которое все, что извлекает из земли, расходует на плод. Солнце же, привлекая к себе из него все водянистое, варит плод и делает его более крепким. Вот что я имел сказать обо всем, что производится в семени из земли и из воды.
23. Из посаженных в землю отростков деревьев другие деревья производятся таким способом: ветвь в нижней, направленной к земле части, в которой она оторвана от дерева, имеет рану, откуда выходят корни, и отходят они таким образом: когда растение, укрепленное в землю, получит от нее влагу, оно набухает и принимает воздух, но этого не делает то, что находится поверх земли. Воздух же и влага, сгустивши в нижней части растения силу, самую тяжелую, какая есть, прорываются вниз-и отсюда являются нежные корни. Когда же отросток укрепится в нижней части, тогда влагу, извлеченную из корня, оно передает той части, которая выступает над землею, и тогда в свою очередь верхняя часть набухает, воспринимает воздух и, благодаря сгущению силы, которая в растении пребывает в легком виде, возникают листья, и тогда уже растение получает рост как в верхней, так и в нижней части. Таким образом, совершенно противоположным способом произрастают те растения, которые выходят из семени, и те, которые выходят из черенков, посаженных в землю, ибо из семени сначала выходит кверху лист, а потом уже опускаются корни к нижним частям; дерево же сначала пускает корни, а потом уже дает листья. Это потому, что в самом семени есть обилие влаги и, так как оно находится всецело в земле, для него там сначала достаточно будет пищи для листа, пока последний не произведет корней. Но в черенке этого уже не бывает, ибо он не возникает из чего-нибудь другого, откуда бы питался прежде всего лист, но ветка сама есть как бы дерево, и ее большая часть выдвигается поверх земли так, что не может наполниться влагою из земли, если только не явится какая-нибудь великая сила из нижних частей, которая перенесет влагу к высшим частям. И прежде всего необходимо бывает, чтобы черенок заготовлял у себя из земли пищу для корней, а потом уже извлеченное из земли передавал вверх и побуждал листья к появлению и росту.
24. Когда же растение получит рост, тогда оно необходимо выпускает ветви по причине, о которой я скажу. Когда ему будет доставлено большое количество влаги, извлеченной из земли, то в силу этого обилия оно прорывается в той части, где влаги больше, и там растение выпускает ветви. Оно растет и в толщину, и вверх, и вниз, потому что нижние части земли зимою теплы, а летом холодны. И это бывает по той причине, что земля зимою от дождей, падающих с неба, становится влажной и, вследствие тяжести влаги, сжимается сама в себе и потому делается плотнее и не имеет совершенно никакого проветривания, так как нет уже в ней больших щелей, и потому нижняя часть земли зимою тепла. Действительно, и навоз, плотно сложенный, имеет в себе большую теплоту, чем когда он разрыхлен, и вообще все влажное и сдавленное само собою разгорячается, и вскоре сваренное теплотой сгнивает, так как вследствие его плотности через него не может проходить воздух; все же сухое и рыхлое гораздо меньше нагревается и гниет. Также точно и пшеница, и ячмень-влажные и скученные-сильнее нагреваются, чем когда будут сухими и лежать редко. Даже и одежды, плотно связанные и скрученные, сами собой возгораются, как я сам видел, как будто зажженные огнем. И если кто на все прочее захочет обратить внимание, тот убедится, что все то, что сжато, само собою делается теплее, чем то, что сложено свободнее, так как оно не может проветриваться. Вот так же точно и нижние части земли, когда отл. наполняются влагою и сжимаются сами собою, так как становятся тяжелыми и плотными от влаги, зимою нагреваются, потому что в них нет никакого проветривания теплоты. И когда вода с неба упадет в землю и возбудит в ней испарение, то это последнее, вследствие плотности земли, не может итти дальше, но устремляется обратно на воду; потому-то зимою источники и бывают теплее и обильнее, чем летом, что выдыхаемый воздух, не имея возможности пройти в землю по причине ее плотности, обращается снова в воду. И вода, вследствие своего обилия, несется всюду, прорывается, где придется, и прокладывает себе путь более обширный, чем если бы она была в малом количестве, ибо вода не может оставаться в земле на месте, но всегда несется по наклону. Но если бы земля пропускала через себя зимою воздух, выходящий из воды, тогда меньше воды выходило бы из нее, и зимою источники не наполнялись бы. Все это для того говорится мною, чтобы удостоверить, что нижние части земли более теплы зимою, чем летом.
25. Теперь должно сказать о том, что нижние части земли летом более холодны, чем зимою. Земля летом рыхла и легка, потому что солнце на нее сильнее падает и вытягивает из нее к себе влагу, а воду в большем или меньшем количестве земля всегда в себе содержит. Но все движения воздуха идут к нам из воды. Что дело именно так обстоит, можно убедиться вот из чего: из всех рек и облаков всегда дует ветер, а облака-это та же вода, соединившаяся в воздухе. И летом земля бывает редкою и легкою и содержит в себе воду, которая стекает в покатость, и вследствие этого течения воды воздух постоянно выдыхается отсюда то один, то другой; и это выдыхание несется через землю редкую и легкую и так охлаждает землю, что вместе с нею также охлаждается и вода. Здесь дело обстоит так, как если, например, воду, заключенную в мех, сильно сжимать, а затем сделать для воды отверстие посредством укола иглы или несколько большее и повесить мех на высоте: через отверстие не будет выходить никакого воздуха, а только вода, потому что вода не имеет достаточно широкого пространства, чтобы выдыхать воздух; то же происходит зимою и с водой, находящейся в земле. Если же ты в мехе предоставишь воде более широкое пространство и повесишь мех, то через отверстие будет выходить воздух, ибо воздух, движимый водой, имеет более широкое пространство, чтобы проходить внутри меха, и по этой же причине он выходит через отверстие. Также точно вода ведет себя летом в земле. Действительно, она занимает довольно широкое пространство, вследствие рыхлости земли и вследствие того, что солнце тянет к себе из нее всю влагу, и земля, пропустивши через себя воздух, который холоден от воды, ставшей редкой и легкой от нее же, становится летом холодной в нижней своей части; и вода, будучи причиной холодного воздуха в земле, дает ему доступ в себя самое и в землю. Одинаково также и вычерпывание воды из колодца всегда возбуждает воздух, как опахало, и заставляет его наводить холод на воду. Вода же, которая не вычерпывается летом, но остается неподвижною, уплотняется и воздуха от земли в себя не принимает и из себя в землю не выпускает; в такой воде, совершенно не затрагиваемой солнцем и воздухом в колодце, но остающейся постоянно неподвижною, сначала начинает согреваться поверхность, а затем одна часть сообщает другой теплоту до дна. Вот причина, почему вода, которая летом не черпается, бывает теплее той, которая черпается. Источники, весьма глубокие, летом всегда холодны, и вода из них, почерпнутая зимою, когда земля согревается, конечно, бывает теплою; но потом, по прошествии известного времени, делается холодною: именно она обдувается ветром, и в нее проникает воздух. Подобным же образом летом вода, тотчас как будет почерпнута, бывает холодною; но она согревается, и это по той причине, что, так как земля бывает рыхлой и в ней содержится воздух, она охлаждается, но когда пройдет время, она становится неподвижною и делается теплою, ибо она согревается от теплого воздуха, точно так же, как и вода, не черпаемая в колодце, летом делается поэтому теплою. Вот что я имею сказать об этом предмете.
26. Опять повторю: нижняя часть земли летом холодна, а зимою тепла; верхняя же часть земли ведет себя противоположным образом. Но для дерева не нужно, если только оно должно быть здоровым, чтобы в одно время существовало двойное тепло и двойной холод. Но если в верхней части будет тепло, то в нижней должно происходить охлаждение, и наоборот, если в верхней части наступит холод, то необходимо, чтобы в нижней части дерево согревалось. И все, что корни извлекут, они передают дереву, а дерево-корням, и таким образом бывает взаимное уравновешивание тепла и холода. Подобно тому, как человеку, когда введены в желудок кушанья, которые при переваривании согреваются, должно придать холода питьем, так точно и в дереве должна делаться взаимная передача из нижних частей к высшим и обратно. И поэтому дерево как в нижней, так и в верхней части растет, потому что получает пищу из нижних и верхних частей. И пока оно будет весьма нежным, оно не производит плода, ибо у него нет той жирной и плотной силы, которая могла бы быть достаточною для плода. Но когда наступит время, тогда уже вены в нем, сделавшись широкими, вводят в него из земли жирное и плотное течение влаги, и вот солнце, разливая эту влагу, заставляет ее, вследствие легкости, вскипать в верхние части и производить плод; и тонкую влагу от плода уводит, а более плотную, сваривая и согревая, делает сладкой. Те деревья, которые не приносят плода, не имеют в себе такого жирного вещества, которое обратилось бы в плод. Всякое дерево, которое от времени отвердело и пустило крепкие корни, уже совершенно перестает расти. Но те деревья, которые происходят от глазка других, не приносят плода, похожего на те деревья, на которые они посажены. И это делается таким способом: сначала глазок начинает расти, так как он имеет пищу, сначала от дерева, от которого он взят, а потом от того, на которое посажен. Когда же он пустит ростки, то выпускает из себя в дерево тонкие корни и сначала пользуется влагою дерева, на котором посажен; потом, с течением времени, спускает корни в землю через то дерево, на котором привит, и пользуется извлеченною из земли влагою и отсюда берет пищу; поэтому нисколько не должно казаться удивительным, что привитые деревья приносят другие плоды, так как они живут на счет земли. Все это о деревьях и плодах сказано мною по той причине, что речь моя не должна была оставаться незаконченною.
27. Теперь возвращусь к тому, ради чего все это сказано мною. Я утверждаю, что все рождающееся от земли живет на счет земной влаги и в каком состоянии находится эта влага земли, в таком состоянии находится и растение. Так же точно и ребенок живет в утробе от матери, и насколько здорова мать, настолько и ребенок. Но если кто захочет продумать сказанное мною выше от начала до конца, тот убедится, что природа растений, происходящих из земли, и природа людей похожи во всем между собою. Вот что я скажу об этом.
28. Дитя, находясь в утробе матери, руки держит по направлению к щекам, а голову вблизи ног; и нельзя точно распознать, хотя и будешь видеть дитя в утробе, кверху ли обращена голова его или книзу. Те оболочки, которые его поддерживают, протягиваются из пупка.
29. Теперь я разъясню тот способ познания, который немного раньше я обещал раскрыть и который, насколько возможно для человеческого ума, очевиден для всякого желающего удостовериться в том, что плод содержится в оболочке и в середине его выдается пупок, через который прежде всего он тянет к себе воздух и выпускает наружу, и что оболочки протягиваются из пупка. Точно так же кто захочет воспользоваться теми доказательствами, которые мною будут предложены, тот убедится в том, что и остальная природа ребенка вплоть до конца соответствует тому, что мною было показано на словах. Действительно, если кто подложит 20 или больше яиц двум или нескольким курицам для высиживания и затем каждый день, начиная со второго до последнего, когда цыпленок вылупится, будет вынимать по яйцу и разбивать, то, наблюдая внимательно, увидит, что в яйце таким же образом все обстоит, как я сказал, насколько, конечно, природу птицы можно сравнивать с человеческою. В самом деле, ты найдешь, что из пупка протягиваются оболочки и что все прочее, что сказано о ребенке, совершенно в таком виде имеется в птичьем яйце-с начала и до конца. Правда, тот, кто этого еще не наблюдал, удивится, что в птичьем яйце есть пупок. Но все это обстоит именно так, и это я имел сказать.
30. Когда же у женщины наступают роды, тогда, вследствие того, что ребенок двигается и изгибается, руками и ногами он прорывает внутреннюю оболочку. Но после разрыва одной другие уже становятся слабее-и сначала прорываются те, которые прикасаются к ней, а потом и самая последняя. После же разрыва оболочек плод освобождается от уз и в сильном движении выходит наружу, ибо расслабленные оболочки не имеют уже крепости, да и матка не в состоянии удержать дитя, когда они отделились. Ведь оболочки, когда они еще обхватывают дитя, не особенно сильно прикрепляются к матке. Когда же ребенок выходит, он насильственно расширяет матку в месте прохода, так как она мягка; проходит же вперед головою, если будет выходить сообразно с природой, так как самыми тяжелыми у него бывают верхние части, если взвешивать от пупка. Пока жеребенок пребывает в утробе, он становится достаточно сильным, чтобы прорвать оболочки на десятом месяце, во время наступления родов у матери. Но если ему случится испытать какое-нибудь насилие, тогда, прежде назначенного времени прорвавши оболочки, он выходит наружу; и если от матери раньше прекратится питание, тогда тоже у матери прежде времени наступают роды и ребенок выходит до десятого месяца. Но если каким женщинам казалось, что они носят в утробе более 10 месяцев, о чем я часто слышал, то они были введены в заблуждение: каким образом, я сейчас расскажу. Если матка:,воспримет в себя воздух из кишечника, содержащего ветры, она раздувается, - это ведь бывает-, и тогда женщинам кажется, что они беременны. И если месячные очищения, совершенно не выходя, соберутся в матке и сделают слишком продолжительное замедление, то в матке происходит постоянное течение, иногда с воздухом, который идет от кишечника, а иногда вследствие нагревания. Тогда также, вследствие невыхода месячных очищений и вследствие вздутия матки, женщины воображают, что они беременны. Затем, когда месячные очищения прорываются сами собою или другие приходят к ним в матку из тела и уносят с собой предыдущие, и выходит также воздух, то у многих уже тотчас после месячного очищения матка раскрывается и обращается к детородной части, и вот женщины в это время, сошедшись с мужьями в тот же самый день или немного после, зачинают. Но не зная этих причин и вещей, они рассчитывают, что зачали в то время, когда задержались месячные очищения и вздулась матка. Теперь я объясню, почему плод в утробе носится не долее, как в продолжение 10 месяцев. По прошествии 10 месяцев, когда плод уже вырос, пища и рост, который получается от матери, уже не могут быть достаточны для ребенка, ибо он привлекает к себе все, что есть в крови самого сладкого, и вместе с тем пользуется небольшим количеством молока. Когда же все это становится для него слишком мало и ребенок, сделавшись большим, жаждет больше пищи, чем сколько есть налицо, он начинает извиваться и разрывает оболочки. И это чаще всего случается с первородящими, так как для детей питание к 10-му месяцу уже не может быть достаточным. Этот недостаток происходит таким образом: у некоторых женщин месячные очищения бывают достаточные, а у других слишком малые; и если это случается, то такова уже у них природа и род по матери. Но те, у которых месячных очищений выходит слишком мало и своим плодам в последнее время, когда они уже делаются большими, доставляют скудное питание, заставляют их извиваться и этим побуждают их выходить прежде десятого месяца: ведь от них притекает мало крови. Как это бывает в большинстве случаев, те женщины, которые имеют малые месячные очищения, бывают также и без молока, так как они сухи и имеют плотное мясо. И что, действительно, вследствие недостатка пищи выходит дитя (если только не привносится ка-кое-либо насилие), это можно подтвердить следующим доказательством. Птица рождается из яичного желтка таким образом: когда мать насиживает яйцо, оно нагревается, и содержимое яйца приводится в движение матерью; нагреваясь, оно воспринимает воздух и привлекает через яйцо другой-холодный, от внешнего воздуха, ибо яйцо настолько скважисто, что пропускает привлеченный воздух - довольно обильный-к тому, что в нем есть внутри. И цыпленок растет в яйце и совершенно таким же образом разделяется на члены, как дитя, о чем мною было сказано уже выше. Возникает он из желтка, а пища и рост идут ему из белка, находящегося в яйце. И это ясно для всех, которые обратили внимание на следующее: когда пищи в яйце недостает птенцу, то, не находя ее в достаточном для жизни количестве и требуя себе пищи более обильной, он сильно движется в яйце, и оболочки вокруг него обрываются. И когда птица заметит, что птенец сильно двигается в яйце, то, разламывая клеванием скорлупу, освобождает его. Все это обыкновенно происходит в продолжение 20 дней. И очевидно, что тут именно так обстоит дело, ибо когда птица клюет скорлупу, то в ней совершенно уже не остается какой-либо влаги, потому что последняя вся истощилась на птенца. Так и с ребенком: когда он вырастет, мать уже не может доставлять ему достаточной пищи. Поэтому плод, требуя себе больше пищи, чем сколько находится налицо, извиваясь, разрывает оболочки и, разрешившись от уз, вместе с ними выходит наружу. И все это самое большее происходит на десятом месяце. И это также является причиной, почему у домашних и диких животных роды являются в то самое время, в какое каждое из них обычно рождает-и не позже, ибо для всякого животного по необходимости наступает время, когда для плода становится слишком мало пищи и чувствуется в ней нужда, и вот тогда наступают роды. И те животные, которые доставляют плоду меньше пищи, рождают скорее, а которые больше - позднее. Но довольно обо всем этом. Если у ребенка, когда порвутся оболочки, будет преобладать движение головой вперед, то женщина рождает легко. Если же он будет выходить боком или ногами, ибо это бывает часто, если туда направится движение или вследствие обширности матки, или если мать во время родовых болей могла с самого начала успокоиться, если так пойдет ребенок, то женщина будет рожать трудно. Много раз матери погибали или сами, или погибали плоды, или матери вместе с плодами. Из рожениц в особенности страдают первородящие, потому что они еще не привыкли к этим страданиям, и все тело их охватывает боль, в особенности же поясницу и седалищные кости, которые у них расходятся. Испытавшие же больше родов чувствуют меньше боли, чем первородящие, а многорожавшие страдают меньше всех. Но если плод идет головой, тогда прежде всего выходит наружу голова, затем следуют остальные члены; самой же последней-пуповина, к которой прикреплен хорион (послед). После всего этого выходит кровяная вода, выделенная силою болей и теплоты из головы и остального тела, и она открывает путь родовым очищениям. После выхода этого ихора начинается процесс очищения в продолжение того времени, о котором сказано мною выше. Груди, а также и другие более влажные части у женщин спадаются меньше всего у той, которая рождает в первый раз, затем-у испытавших большее число родов; чаще более спадаются вследствие опорожнения вен после родового очищения. Вот что об этом предмете я имел сказать.
31. Близнецы рождаются от одного соития таким образом: матка имеет много извилистых пазух, из коих одни отстоят дальше от наружных половых частей, а другие-ближе. И из животных рождающие больше детенышей имеют больше пазух, чем рождающие меньшее число; это относится одинаково к овцам, диким животным и птицам. Когда же семя, случайно разделившееся, попадает в две пазухи и матка его примет и ни одна пазуха не открывается в другую, то семя, отделенное в каждой пазухе, покрывается оболочкою и получает жизнь таким же образом, как сказано и об одном плоде. А что двойни рождаются от одного соития, это явствует из следующего доказательства: собака, свинья и остальные животные от одного соития рождают двух и больше детей, и каждое из них в матке имеет свою пазуху и оболочку. И все это мы сами видим на деле, и детеныши у этих животных обыкновенно рождаются в тот же день; Точно так же и у женщины из возникших от одного совокупления близнецов каждый имеет свою пазуху и хорион, и рождаются оба в один день, причем сначала выходит один и за ним-его хорион. А что из близнецов один бывает мужского пола, а другой женского-это, по моему мнению, происходит оттого, что у женщины и у мужчины и во всяком роде животных у каждого есть семя и более слабое и более сильное, и семя выходит не сразу, но выбрасывается и другой и третий раз, и быть не может, чтобы выходящее прежде и выходящее после были одной и той же силы. Итак, в какую пазуху упадет семя более густое и сильное, в той родится мальчик, а в какую более редкое и слабое, в этой рождается девочка; если же в обе пазухи попадет сильное семя, оба рождаются мальчики, а если слабое попадет в ту и другую, то рождаются обе девочки.
Здесь оканчивается вся речь о том предмете, который я предпринял изложить.


[1] О бесплодии после сечения ушных вен см. также «О воздухах, водах и местностях», гл.22.
[2] Сходный взгляд высказывается в книге «О воздухах и т. д.», гл.14, прим. 13.
[3] Особенность автора этой книги заключается в том, что он, признавая 4 основных вида влаги, включает в их число воду и берет только один вид желчи. Это учение подробно излагается в 4й книге «О болезнях», которая представляет непосредственное продолжение книги «О ребенке». По учению книдской школы и автора книги «О природе человека», гл.4, тело человека состоит из крови, слизи, желтой и черной желчи.
[4] Учение о существовании женского семени мы находим и у некоторых натурфилософов того времени: Демокрита и отчасти, может быть, Парменида. Во всяком случае нигде оно так подробно не было развито, как здесь.
[5] Учение о происхождении пола в результате преобладания семени–мужского сильного или женского слабого, причем мужское семя может быть и у женщин, а женское у мужчин, — принадлежит к числу самых замечательных прозрений древности. «Diese Theorie ist höchst auffällig und singular», пишет новейший комментатор Фукс (I, 213, прим. 16). Философам она совершенно чужда и у врачей после Гиппократа не встречается. Она предвосхищает mu ^tis mutandis учение современной цитологической генетики о возникновении пола в зависимости от попадания в яйцевую клетку того или иного количества половых хромосом. По формулировке Вильсона один пол есть плюс–пол, другой–минус–пол; разница только в том, что плюс–пол считается теперь женским, а не мужским, как во времена Гиппократа. Учение о женском семени и равном участии его в произведении плода, о чем речь будет ниже, принадлежит к числу теорий древности, эквивалентных современным: они дают то же понимание, но оперируют с другими конкретными данными, оправдывая изречение: факты гибнут, теории остаются. Таких эквивалентных. теорий было в прежние времена немало: достаточно указать на гуморальную патологию сборника и позднейшую солидарную школы методиков.
[6] Словом «воздух» здесь, как и в дальнейшем, передается греческое πνεῦμα–пневма, понятие, которое только отчасти соответствует нашему воздуху — ἀήρ. Пневма, происходя от глагола πνέω–дышу, обозначает дыхание, дуновение, движение воздуха, далее дух, душа; везде подчеркивается активность газообразного начала. В книге «О ветрах», гл.3, пневма, находящаяся в теле, называется «ветром», φῦσα, вне тела — воздухом. У Галена пневма–основное действующее начало в организме–проявляется в трех видах: жизненная пневма, душевная и физическая; возобновление ее происходит дыханием.
[7] Это было гимнастическим упражнением спартанских женщин. О нем говорит Аристофан в Лизистрате, ст. 82. Этот случай дал повод к статье Тибо, цитируемой Литтре: «Hippocrate accusé d’avoir provoqué l’avortement d’une courtisane grecque; par le docteur Thibeaud, professeur de clinique interne à l’école de Nantes. Gaz. méd. de Paris, 1844».
[8] Литтре (VII, 463) запросил по поводу этого случая известного французского эмбриолога и гистолога Робена (Charles Robin). Он высказался, конечно, что шестидневным зародышем выпавшее образование никоим образом быть не может, так как яйцу требуется не меньше 8—10 дней, чтобы дойти от яичника до матки. По мнению Робена, здесь мог быть случай отделения слизистой оболочки матки в целом, образовавшей как бы слепок внутренней полости матки, что бывает при некоторых болезнях женской сферы (дисменоррея); прыжки, конечно, ускорили ее выделение. Впрочем, прибавляет Робен в конце, если дата зачатия установлена неправильно, выделившееся могло быть человеческим яйцом, зародыш которого можно было легко просмотреть из–за малой величины.
Последнее предположение является, на мой взгляд, более правильным. Определение начала беременности, приводимое в книге, известное женщинам и нашего времени, не является обязательным; да кроме того за б дней яйцо не могло, как правильно указал Робен, не только получить описанный вид, но и дойти до матки. С другой стороны, описание сделано настолько ясно (впечатление сырого яйца, с которого снята скорлупа и просвечивает белок; белые и толстые волоконца в оболочке: посредине нечто тонкое наподобие пуповины), что всякий, знакомый с подобными объектами, скажет, что здесь было человеческое яйцо, покрытое ворсинками хориона, в котором просвечивала пуповина, по всей вероятности 2го месяца, когда плацента еще не образовалась и выкидыши делаются сравнительно легко.
[9] Как видно из последних глав, хорион, χόριον или χωρίον, обозначает плаценту в целом, послед.
[10] В книге «О мясе», περὶ σαρϰῶν, гл.19, неизвестный автор утверждает, что после попадания семени в матку все части человеческого тела формируются в 1 дней, причем время зачатия определяется также, как здесь, в гл.13. Он пишет: «Можно удивляться, откуда я это знаю; но я часто видел это следующим образом. Публичные девушки, уже много раз испытавшие это, знают, если они сходятся с мужчиной, когда они забеременели. И тогда они изгоняют плод, и, когда он изгнан, он выпадает с виду как кусок мяса. Если это мясо бросить в воду и рассматривать его в воде, то можно видеть, что оно имеет уже все члены; места, где расположены глаза, уши и конечности; пальцы на руках, бедра, голени, ступни и все остальное тело различимо». Очевидно, здесь имеется такая же ошибка в расчете, как в главе 13й. Но утверждение нашего автора о сформировании тела в 42—30 дней близко к истине; неясно только, откуда он взял различные цифровые данные для женского и мужского зародыша. Впрочем, и это может быть объяснено, если допустить, что индиферентная стадия развития наружных половых органов была им сочтена за мужскую. В этой фазе развития между половыми валиками выступает половой бугорок, настолько большой, что его можно принять за мужской член. Что касается женских половых частей, то они могут быть признаны за таковые много позже в момент диференцировки, на 3м месяце. Если это так, утверждение о скорейшем развитии мальчиков становится понятным и делает честь наблюдательности автора. Что касается до дальнейших утверждений о продолжительности послеродового периода в 42 дня для девочек и 30 для мальчиков, то это несомненно натяжки в угоду стройной теории, развиваемой им дальше.
[11] Согласно комментаторам, здесь дело идет о воде, налитой на ровно стоящий стол, которая не течет, пока пальцем ее не довести до края стола.
[12] Аттическая котилия, ϰοτύλη =0,27 литра.
[13] Эпидермис, ἐπιδερμις, верхняя часть кожи, дермы, δέρμα, соответствует здесь нашему эпидермису вместе с сосоч–ковым слоем кожи. Впоследствии эпидермисом стали называть только эпителиальный слой кожи, который отходит при лежании трупа в воде.
[14] Сила, в подлиннике δύναμη, что обозначает также способность, потенцию. Составить конкретное представление об этой силе, которая бывает легкой и тяжелой и которая обращается в лист или корень, нам довольно трудно. Литтре переводит qualité, качество, ссылаясь на кн. «О древней медицине», где δύναμις употребляется в таком смысле. Во всяком случае автор не мог разуметь под этим словом какой–нибудь нематериальной силы, — это представление позднейшего времени, — а качество или силу каких–нибудь соков растения.