Эпидемии

1-я и 3-я книга "Эпидемий" из семи, имеющихся в Сборнике (Ἐπιδημιῶν βιβλὶα ἑπτά, Epidemiorum libri VII), по единогласному отзыву комментаторов древности, от Бакхия до Галена, принадлежат самому Гиппократу. В пользу этого говорит также их близкая связь с "Прогностикой" и с основными идеями книги "О воздухах, водах и местностях". В "Эпидемиях" дело идет не о заразных болезнях, как можно было бы думать по названию - только в 3-й книге описана одна подобная эпидемия рожи, а о болезнях эндемических, главным образом, болотных лихорадках в связи с состоянием погоды. В 1-й книге описываются три ряда наблюдений, произведенных на острове Фасосе в течение трех лет. Сначала описывается состояние погоды по временам года: ветры, дожди, жара и т. д., затем какие болезни наблюдались в каждое время года, с каким течением и исходом. После этого несколько глав посвящено общим замечаниям прогностического характера, касающихся описанных болезней, и в заключение приводятся истории болезней 14 больных; из них 7-со смертельным исходом. 3-я книга прямо начинается с историй болезни подобных же лихорадочных больных, числом 12, из которых 9 умерло. Затем идет новое "Состояние погоды" с прибавлением слова "заразительное" (позднейшая прибавка), и описываются болезни, происходившие в этот год, особенно подробно эпидемия рожи септического характера. Где это происходило, не отмечено, но можно предполагать, что на том же острове Фасосе. Конец книги занимают опять истории болезней 16 больных, главным образом, с жгучими лихорадками и фре-нитами. Здесь среди больных с острова Фасоса идут больные из Лариссы, Абдер и других городов, и самый стиль описаний немного не тот, что в прежних сериях: там изложение идет отрывистым телеграфным стилем, здесь-более связное, с большим количеством слов, хотя по духу то же самое и несомненно того же автора.
Тесная связь 1-й и 3-й книги "Эпидемий" ясна; с другой стороны, несомненно, что материал в них перетасован. Попытка восстановить логический порядок была сделана Демаром (Desmars), и она вполне приемлема, но Литтре совершенно резонно говорит, что нарушать в изданиях порядок текста, существующий со времен Александрийской библиотеки, было бы произволом. Он только советует читать обе книги в таком порядке: сначала 4 состояния погоды, одно за другим, затем вставочные главы общего характера и под конец все 42 истории болезней без перерыва.
Долгое время описанные в "Эпидемиях" острые болезни пытались сопоставлять с известными в Европе формами, например, различными тифозными состояниями, но Литтре в обширном исследовании показал, что это неправильно. Таких болезней, как на Фасосе, в Париже не было и нет, но они до сих пор все существуют в южных странах в виде тропических лихорадок с таким же бурным течением и летальными исходами. Он доказал это путем тщательного сопоставления с "Эпидемиями" ряда сочинений французских и английских врачей о болезнях жарких стран; среди них был и отчет врача французского экспедиционного корпуса в Морее в 1828 г.
Большое количество смертельных исходов-25 на 42 больных-всегда поражало читателей. Асклепиад (I в. до н. э.), основатель методической школы, называл иронически "Эпидемии" "размышлением о смерти". Конечно, Гиппократ выбирал тяжелые случаи, может быть, для лучшей иллюстрации к своей прогностике. Во всяком случае исцелителем он себя не выставлял, и это говорит об его действительной серьезности. Удивляло также многих отсутствие в историях болезней указаний на лечение: как будто врач только смотрел и регистрировал, а помощи не оказывал. Линк так и смотрит на автора "Эпидемий", как на человека, "который является превосходным наблюдателем, но оставляет умирать своих больных, ничего им не предписывая", а в другом месте он называет "Эпидемии" произведением не врача, а натуралиста. Что Гиппократ своих больных лечил, это несомненно, иначе его и звать бы не стали, и на это, кроме того, имеются в разных местах отдельные указания (промывательные, свечки, кровопускание, припарки, обливания головы), но в целом, конечно, он не касался в этой книге терапии, и отдельные терапевтические указания всегда стоят в связи с изложением течения болезни. Но, ведь, режим при острых болезнях был изложен им в особом сочинении, а диэта в этих случаях составляла главное. Далее следовали очистительные средства и клизмы. Относительно кровопусканий из отрывков 2-й части "Диэты" известно, что они постоянно применялись, но только в первые дни болезни.
Остальные книги "Эпидемий" не представляют собой целых произведений, а собрания отдельных заметок и историй болезней, иногда очень коротких. Больные здесь фигурируют из разных местностей, главным образом, Фессалии, но попадаются, например, из Афин и Евбеи. Книги 2, 4, 6 Гален приписывал Фессалу, сыну Гиппократа; 5 книгу позднейшего происхождения-Гиппократу IV, сыну Дракона; книгу 1 относят ко времени Филиппа II Македонского. Впрочем, ничего определенного в этом отношении сказать нельзя, и, например, книгу 6 Эроциан в древности приписывал самому Гиппократу. Вероятно только, что все они происходят из одной врачебной семьи.

Литература: у Литтре, ΙΙ и III, в предисловиях Фукса (Puschm. Gesch., I, 233) и у Ковнера.