Харон из Лампсака

Автор: 
Составитель: 

Харон из Лампсака — греческий историограф, принадлежал к числу предшественников Геродота, так наз. логорифов, от которых до нас дошли только отрывки. Из многочисленных сочинений, приписываемых ему Свидой, подлинными могут считаться только «Περςικα» в 2 книгах и «Ωροι Λαμψακηών» в 4 книгах, т. е. хроника города Лампсака.
Ср. A. Schaefer, «Quellenkunde der griechischen Geschichte» (4 изд., bes. von H. Nissen, Лпц., 1889, стр. 14 сл.).

Персика.

1. Ap. Plutarch. De malign. Herodot. p. 869:
Однако Харон Лампсакский, живший раньше Геродота, рассказывая историю с Пактием, не приписывает ни митиленянам, ни хиосцам подобного нечестия, но пишет дословно следующее: «Пактий же, узнав, что приближается персидское войско, бежал сначала в Митилену, а затем в Хиос. И Киру удалось захватить его».
2. Plutarch. ibidem p. 861, C, D
Афиняне выплыли на двадцати триэрах на помощь ионийцам; они пошли на Сарды и взяли весь район Сард, кроме лишь царской крепости; выполнив это, они вернулись в Милет.
3. Athenaeus IX, p. 894, E
Харон Лампсакский, рассказывая в «Истории Персии» о Мардонии и о гибели персидского войска под горой Афон, упоминает: «Тогда в Элладе впервые появились белые голуби, а раньше их не было».
4. Tertullian. De anima cap. 46
Геродот сообщает как Астиаг, царь Мидии, увидел во сне, исходящее из чрева его дочери–девы наводнение, которое наводнило Азию; и снова в год, который последовал за её браком, он увидел виноградник из той же части ее тела, который населил всю Азию. Та же история рассказана до Геродота Хароном из Лампсака.

Эленика

5. Павсаний, 10, 38
Поэму, которая эллинами называется «Навпактии», большинство приписывает какому–то милетцу; Харон же, сын Пифея, говорит, что её написал Каркин из Навпакта. И я лично согласен с мнением этого лампсакийца; ведь какой смысл был бы поэме какого–то милетца, написанной про женщин, давать имя «Навпактии»?

Вопросы Лампсака

6. Plutarch. de virtutibus mulierum, p. 255, A—E.
В Фокиде были два брата, близнецы из рода Кодридов, Фокс и Блепс; из них Фокс был первым, кто бросился в море с Левкадской скалы, как сообщает лампсакпец Харон. Обладая почти царским положением и могуществом, он по своим личным делам предпринял путешествие в Парий, где стал гостем и другом Мандрона, царя бебриков, именуемых также питиесцами, и оказал ему помощь в войне, которую тот вел, обороняясь от беспокоящих его страну соседних племен. При отплытии Фокса Мандрон, среди прочих проявлений дружеского расположения, обещал предоставить ему часть земли и города, если он пожелает вывести в Пптиессу колонию фокейцев. И вот Фокс, произведя набор колонистов из граждан, отправил их во главе с братом в Питиессу. Со стороны Мандрона они встретили все, чего ожидали. Но со временем рост богатств у фокейских колонистов, извлекавших обильные доходы из поборов у соседствующих варваров, стал вызывать у бебриков недоброжелательство, а в дальнейшем и страх, и они искали возможности избавиться от пришельцев. Убедить Мандрона, мужа честного и благожелательного по отпошенпю к эллинам, им не удалось. Но в его отсутствие они состави заговор хитростью истребить фокейцев. Об этом умысле проведала Лампсака, дочь Мандрона. Сначала она пыталась отговорить своих друзей и близких, доказывая, какое жестокое и нечестивое дело они замыслили против своих союзников и благожелателей, а ныне и сограждан. Когда же ее уговоры остались безуспешными, она тайно сообщила эллинам о подготовляемом нападении и призвала их к бдительности. Тогда фокейцы, подготовив праздничное жертвоприношение и пиршество, пригласили для участия в нем питиесцев в пригород; сами же разделились на два отряда, из которых один занял городские стены, а другой перебил оставшихся в городе. Овладев же городом, они отправили к Мандрону посольство с предложением разделить с ними власть. Лампсака тем временем захворала и умерла; ее с почетом похоронили в городе и самый город в ее память назвали Лампсаком.
Мандрон, избегая всякого подозрения в предательстве, отклонил предложение жить с ними и просил только, чтобы к нему отослали жен и детей убитых. Фокейцы это и выполнили с готовностью, не причинив отправляемым никакой обиды. Лампсаке же они, воздав почести как героине, в дальнейшем постановили приносить жертвы как божеству и соблюдают это поныне.
7. Schol. Apollon. II, 2: Харон из Лампсака говорит о земле, которая ранее называлась Бебрикия по местным жителям бебрикам, которые были полностью уничтожены войной.

Анналы Лампсака

8. Strabo. XIII, p. 873
Харон из Лампсака уменьшает протяжение страны еще на 300 стадий, начиная от Практия (ибо таково расстояние от Пария до Практия); при этом он продолжает границы вплоть до Адрамиттия.
9. Athenaeus XII, c. 19, p. 520, D—F:
Такой же случай рассказывает о жителях Кардии Харон Лампсакский во второй книге «Летописей». Пишет он так: «Бисалты пошли на Кардию и одержали верх. Предводителем бисалтов был Нарид. Еще ребенком он был продан в Кардию, жил в рабстве у одного из граждан и сделался цирюльником. А кардийцам было вещание, что бисалты пройдут на них войной, и они часто об этом толковали, сидя в цирюльне.
И вот Нарид бежал из Кардии на родину, бисалты его избрали вождем, и он повел их на кардийцев. А у кардийцев лошади были выучены плясать на пирах под звуки флейты: они вставали на задние ноги, а передними помахивали, как руками, и так плясали под привычные напевы.
Нарид, зная это, купил в Кардии флейтистку, она у бисалтов обучила многих флейтистов, и с ними он пошел войной на Кардию. И когда началось сражение, он приказал играть те напевы, к которым привыкли кардийские лошади. Лошади, услышав флейты, повставали на задние ноги и пустились в пляс, а так как вся сила кардийцев была в коннице, то они и потерпели поражение».
10. Polyaen. Strat. VI, 24.
Лампсакийцы и парионейцы, споря о границах земли, договорились, что, как только полетят птицы, послать друг к другу послов из обоих городов. Там же, где посланные встретятся, это и станет для тех и других границей земли. Когда они это постановили, лампсакийцы убедили некоторых из тех, кто занимался морским делом в этих местах, что, когда бы они ни увидели прибывающих парионейцев, щедро класть на огонь рыбу и совершать обильные возлияния вином, как бы принося жертву Посейдону, и приглашать их с благоговением почитать бога, заключая договоры. Рыбаки это сделали, те же, поверив рыбакам, ели и пили вместе с ними, оставив поспешность передвижения. Лампсакийцы же, поспешив, опередив их, пришли к Гермею. Он отстоит от Париона на семьдесят стадий, а от Лампсака — на двести. Столь большое количество земли присвоили посредством хитрости лампсакийцы, установив Гермий в качестве границы с парионейцами.
11. Athenaeus XI, c. 49, p. 475, B
Когда Зевс соединился с Алкменою, он подарил ей за это такую чашу.

Происхождение городов.

12. Shol. Apollon. Rh. II, 477 et Etym. M. s. v.:
Точно также Харон Лампсакский рассказывает, как Ройк (Книдский), придумав так, чтобы дуб не пал на землю, мальчикам приказал его подпереть (стойками). Нимфа (гамадриада) же, которая уже в нём обитала и заодно с деревом не погибла, явилась Ройку и сказала, что благодарна ему, что полагает его своим спасителем, и чтобы он повелел и испросил то, чего желал бы. Он же попросил любовной связи с нею. А она сказала, что хотя это нечто достойное порицания, однако ей следует быть податливой, если тот будет избегать сожительства с другой женщиной. Посредником они взяли пчелу, чтобы та, когда бы ни облетала игриво порхая, строже наказывала его, если такой гнев нимфы вызовет он, да будет он ослеплен.
13. Tzetzes ad Lycophr. v. 480:
Аркад, сын Дия или Аполлона от Каллисто, дочери Ликаона, как повествует Харон Лампсакский, на охоте наткнулся на нимфу Гамадриаду, которая уже была в такой беде: будучи едина с дубом, в котором рождена, была обречена на погибель. Как передают, он развернул реку и сделал земляную насыпь. Нимфа же, которую Эвмел именует Просопелией, вступив с ним (Аркадом) в любовную связь, породила Элата и Афиданта, от которых произошли аркадцы, как свидетельствует об этом и Аполлоний.