5. ГЕРМОГЕН ИЗ ТАРСА

Теоретиком второй софистики был Гермоген из Тарса (род. ок. 161 г., умер в глубокой старости).
Довольно обширное собрание отдельных теоретических трудов Гермогена было, по-видимому, им самим объединено в "Руководство", очень сильно повлиявшее на последующую школьную традицию; особенною популярностью оно пользовалось в IV в. и впоследствии в Византии, начиная с IX столетия.
Риторический материал Гермоген делит на две большие группы: речи "политические", куда включены и судебные (стилистические законы их он устанавливает, пользуясь десятью аттическими ораторами и Критием), и "панегирические", образцы которых ему дают сочинения Ксенофонта, Геродота, Фукидида и в особенности Платона.
Вершиною политического красноречия он считает Демосфена. Гермоген окончательно устанавливает порядок школьных ораторских упражнений, получивший в дальнейшем каноническое значение. Он развил и разработал учение ритора II в. до н. э. Гермагора об основных вопросах, которые каждый оратор должен обдумать и поставить применительно к конкретному юридическому казусу: установление самого факта, его правовая характеристика, его качественная оценка в смысле наличия оправдывающих обстоятельств, правомерность избранной обвинителем процессуальной формы. Эти простые категории Гермагора усложнены и дополнены Гермогеном.
В своем трактате "О типах речи" он заменяет, как это делали уже некоторые его предшественники, старое учение о типах речи учением о ее качествах, или, как он в этих случаях говорит, "об идеях" [1]. Гермоген оперирует здесь такими категориями, как "ясность", "величавость", "красота", понимаемыми как стилистические характеристики ораторской речи. Уменье свободно ими распоряжаться и сочетать их надлежащим образом обусловливает собою мастерство оратора.
Свои основные положения Гермоген строит на стилистическом анализе речей Демосфена. Принцип подражания классическим образцам пронизывает собою все его учение. Интерес к Критию, как и у Герода, свидетельствует о тенденции к архаизированию.


[1] См. С. Меликова–Толстая. Античные теории художественной речи. Сб. «Античные теории языка и стиля». М. — Л., 1936, стр. 167.
Ссылки на другие материалы: