1. МАЛЫЕ ОРАТОРЫ I-II ВВ.

Ораторы I в., от которых принято вести начало новой, или второй, софистики, происходят в большинстве своем с побережья Малой Азии - из Смирны и других городов; даже при наших весьма скудных знаниях можно наметить разные направления среди ораторов этого времени и разные риторические цели, которые они себе ставят. В некоторых школах сохранились традиции азианского красноречия. Таков был Никита из Смирны, отличавшийся "вакхическим и дифирамбическим стилем" и "оригинальными и парадоксальными замыслами" [1]. К этой же манере тяготел ученик Никиты Скопелиан. Смирнская школа приписывает главное значение природной одаренности и стремится к величавости, блеску и красоте стиля. Школа Исея хотя и сохраняет азианский стиль, но больше подчеркивает роль профессионального мастерства и техники, уделяет внимание развитию способностей к импровизации и укреплению памяти; главные цели этих софистов (Исей, Лоллиан, Дионисий Милетский) - изысканная простота и ясность.
Широкой известностью пользовался современник Траяна Антоний Полемон, который впоследствии по поручению Адриана выступил с большою речью при освящении Олимпийского храма в Афинах. Сохранились две декламации, позволяющие судить о его стиле. Действие одной из них происходит после Марафонского боя, и отцы двух убитых афинян - Кинегира и Каллимаха - притязают на право произнести надгробную речь над павшими бойцами. Азианская склонность к преувеличенному пафосу сказывается в эффектных и фантастических искажениях истории (флот персов отбит с суши), в конкретизации метафор (отрубленная рука Кинегира решила исход сражения), в гротескных вымыслах (в Каллимаха вонзается столько стрел и дротиков, что они не дают ему упасть). Выбор темы из аттической истории и чистота аттической речи свидетельствуют о сильном влиянии аттикизма, вступающего в любопытнейшее сочетание с азианской манерой. Полемон, стиль которого был подобен "Олимпийской трубе" [2], может служить интересным примером той высокой преданности своему призванию, которую иногда проявляли софисты. Рассказывали, что, чувствуя приближение смерти, он велел похоронить себя еще живым и закрыть склеп, "дабы солнце не увидело его безмолвствующим" [3].
Современником и соперником Полемона был уроженец Галлии Фаворин, проявлявший, по словам Геллия, очень большую осведомленность не только в греческой, но и в римской литературе, однако особенно хорошо знавший и высоко ценивший первую. В сферу его интересов помимо риторики входили и основные проблемы философии, причем сам он занимал скептическую позицию. Кроме того, Фаворин проявлял себя как "полигистор" (энциклопедист) и написал объемистый труд грамматического и исторического характера. Ему принадлежал ряд эпидиктических речей, из коих одна или две, азианские по стилю, сохранились среди речей, приписываемых Диону Хрисостому. Были у него и шутливые декламации на такие, например, темы, как похвала Ферситу или похвала лихорадке.


[1] Philostrati. Vitae soph., I, p. 511.
[2] Ibid., I, p. 542.
[3] Ρhi1ostrati. Vitae soph., I, p. 543–544.