9. АТОМИСТЫ

Левкипп и Демокрит
Наиболее последовательным материалистическим объяснением движения и многообразия мира на основе признания вечности бытия и неизменности его элементов явилось учение атомистов - Левкиппа и в особенности Демокрита, значение которого выходит далеко за пределы греческой философии.
О Левкиппе, современнике Эмпедокла и Анаксагора, не сохранилось достоверных биографических сведений, а Эпикур даже сомневался в его существовании. Феофраст сообщает, что Левкипп происходил из Элей или Милета и был учеником Парменида, но в учении о сущем пошел совершенно по иному пути, допустив наряду с бесконечным числом всегда движущихся, плотных и полных неделимых частиц - атомов, имеющих бесконечное множество форм, также и пустоту, которую он называл небытием и признавал за нечто, не менее существующее, чем бытие.
У Аристотеля мы находим совершенно определенные ссылки на Левкиппа, хотя обычно он излагает учения Левкиппа и Демокрита, не отделяя одного от другого.
Левкиппу перипатетики приписывали два сочинения: "Великое устройство" и "Об уме", вошедшие по списку Фрасилла в состав сочинений Демокрита.
Демокрит, ученик Левкиппа, происходил из Абдер - города, основанного во Фракии ионийскими колонистами; родился он около 470 или 460 г. до н. э. и умер в возрасте 90 или 100 лет. Всю жизнь свою он посвятил науке, много путешествовал, был на Востоке, в Египте и Вавилонии. Много лет провел он в Афинах, где, однако, как он сам пишет, никто его не знал (фр. 116).
Демокрит был автором многочисленных сочинений, написанных на ионийском диалекте и охватывавших разнообразные отрасли знания. Маркс называл Демокрита "эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков" [1].
По сообщению Диогена Лаэртского, сочинения Демокрита касались самых разнообразных областей знания: этики, физики, логики, математики, музыки, поэзии, фонетики. Из всех сочинений Демокрита до нас дошел ряд небольших фрагментов в передаче древних писателей. С литературной стороны сочинения Демократа отличались большими достоинствами, сближавшими их с художественной речью. Прозаическая по внешней форме, письменная речь Демокрита ритмична и изобилует образами, сравнениями, аналогиями. Это заставляло Цицерона уподоблять ее поэзии. "Итак, - говорит Цицерон, - я вижу, что по мнению некоторых, хотя речь Платона и Демокрита и разнится от стиха, однако, так как она слишком стремительно несется и пользуется самыми яркими словесными украшениями, то ее должно считать поэзией скорее, чем произведения авторов "комедий" (Orator, 20, 67). Вместе с тем, как отмечал Цицерон, Демокрит свои мысли выражал вполне ясно: "В высокой степени темен Гераклит, весьма ясен Демокрит" (De divin. II, 64, 133).
В вопросе о происхождении сущего Левкипп и Демокрит исходили из положения элейцев в том, что сущее вечно, телесно, качественно, однородно и неизменно. Однако, чтобы объяснить множественность сущего, движение и качественное изменение, они, наряду с сущим, допустили не сущее - пустоту (см. Аристотель, "О происхождении и уничтожении", I, 325 а 23-29). Эта пустота разделяет сущее на неделимые, полные, качественно однородные частицы - атомы. Допустив пустоту, атомисты считали движение объяснимым.
Атомы, по учению Левкиппа и Демокрита, качественно однородны и бесконечны по множеству и по форме. Помимо различий по форме Демокрит признавал различие атомов и по величине.
Происхождение и гибель вещей объясняются соединением и разделением атомов. Качественное же различие вещей и изменение их объясняются формой, порядком и положением атомов в пространстве. "Ибо, - говорит Аристотель, - бытие, по их словам, различается лишь строем, соприкосновением и поворотом... з самом деле, А отличается от N формой, AN от NA- порядком, Ζ и N - положением" (Мет. I, 4, 985 b 15 - 19).
Атомисты полагали, что движение вечно присуще атомам, перемещающимся в пустоте, и что движение не подчинено никакому целевому принципу (Аэтий I, 4). Таким образом, атомисты создали чисто механистическую теорию космоса. Они утверждали, что атомы, сталкиваясь друг с другом, образуют вихрь, причем более тяжелые скопления собираются в центре, более же легкие - на периферии. Так, в центре нашего мира образуется земля, а на периферии - звезды (Диоген Л. IX, 31-33; Аэтий I, 4). Вселенная бесконечна и заключает в себе бесконечное число миров (Диоген Л. IX, 4; Симпликий, De caelo, 202, 16).
В основе теории познания Демокрита лежит тезис познаваемости действительности и доступности для человека объективной истины, больше того, Демокрит, будучи современником софистов, первый выступил с принципиальным возражением против релятивистского тезиса софиста Протагора: "Человек есть мера всех вещей -существующих, что они существуют; несуществующих, что они не существуют", - тезиса, из которого вытекало признание всякого мнения истинным. Демокрит, опровергая Протагора, указывал, что положение Протагора обращается против него самого: "Если всякое представление является истинным, то и мнение, что не всякое представление истинно, поскольку оно принимается согласно представлению, будет истинно; и таким образом положение, что всякое представление истинно, станет ложным" (Секст Эмпирик, "Против математиков", 389 сл.).
Душа, по учению атомистов, материальна и состоит из круглых, удобоподвижных атомов, приводящих в движение тело. Эти атомы легко проникают в тело в процессе дыхания.
Восприятие Демокрит объяснял проникновением в наше тело телесных образов (εἵδωλα), истекающих из вещей. Таким образом, всякое восприятие объясняется соприкосновением образа вещи с органами чувств, причем каждая вещь наиболее легко познает вещи, однородные с ней (Феофраст, "Об ощущениях", 50). В "Канонах" Демокрит различал познание, основанное на мышлении, в котором постигается истинно сущее и которое он называл подлинным, и познание, исходящее из чувственных восприятий. Однако, так как вне чувственного восприятия познание невозможно, Демокрит заставляет чувства обращаться к рассудку с такими словами: "Жалкий рассудок, ты хочешь нас опровергать доказательствами, заимствованными от нас же? Твоя победа -это твое поражение!" (фр. 125).
В значительном количестве сохранившихся фрагментов изложены принципы этики Демокрита. Согласно учению Демокрита, благо человека состоит в благодушии (εὐθίμίη) или в блаженстве (εὐδαιμονίη). "Самое лучшее для человека, - писал он, - провести жизнь возможно более благодушествуя и как можно менее печалясь; и он достигнет этого, если не будет искать наслаждения в том, что смертно" (фр. 189).
Это благодушие не следует смешивать с наслаждением.
"Не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным" (фр. 207).
"Отказывайся от наслаждения, которое не полезно" (фр. 74).
Руководящим принципом благой жизни является мера - принцип, характерный для древнегреческой культуры вообще, с которым мы встречаемся как в древних изречениях (гномах), приписываемых первым мудрецам ("ничего через меру"), так и в аттический период у Аристотеля.
"Прекрасна во всем соразмерность. Мне не нравятся ни недостаток, ни переизбыток" (фр. 102).
"Тому, кто преступает правильную меру, самое приятное может стать самым неприятным" (фр. 233).
Этическое учение Демокрита, конечно, нельзя назвать этическим материализмом. Однако в качестве принципиальной черты этики Демокрита следует отметить ее стремление понять нормы человеческого поведения из естественных склонностей человека в противоположность крайнему этическому идеализму Платона.
Большой интерес представляет собою учение Демокрита о происхождении земли, о естественном возникновении и развитии жизни на земле, о ходе истории человеческого рода, начиная с первобытных людей, жизнь которых была беспорядочна и подобна жизни зверей, и кончая цивилизованным образом жизни в городах. Движущей силой развития человеческой культуры Демократ считает материальные потребности человека, а источник всякой творческой деятельности он видит в подражании природе [2].
Возникновение государства и права Демокрит объяснял соглашением людей. К этому соглашению люди должны были придти, чтобы избежать насилия и произвола, господствовавших в естественном состоянии (см. Лукреций, "О природе вещей", V, 1143-1155; Платон, "Законы", X, 889 E).
В своем учении о договорном происхождении государства Демокрит был не одинок. Как мы увидим ниже, договорные теории происхождения государства и права были довольно широко распространены среди его современников - софистов. Некоторые из них в этом учении следовали за Демокритом.
Договорный принцип Демокрит применил и в своем лингвистическом учении. По сообщению Прокла (Коммент. к "Кратилу" 16, 525), Демокрит, в противоположность Кратилу и Пифагору, считавшим, что имена вещам не даются произвольно, а выражают сущность вещей, учил о том, что имена вещей являются результатом соглашения.
Учение Демокрита создалось как наиболее зрелая и последовательная в пределах классической греческой философии материалистическая теория, противоположная древнегреческому идеализму. По своим политическим взглядам Демокрит был демократом. Эти взгляды находят вполне определенное выражение в одном из фрагментов его сочинений: "Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства" (фр. 251, см. Маковельский, "Древнегреческие атомисты", Баку, 1946, стр. 319, № 494). В ряде высказываний Демокрит настаивает на подчинении личной пользы общему благу, на повиновении законам и на суровых наказаниях тех, кто нарушает законы и попирает справедливость.
Исключение из этих правил Демокрит делает лишь для мудреца, который должен жить свободно. Эта защита государства и правопорядка есть защита рабовладельческой демократии, причем наиболее близки Демокриту были, по видимому, интересы средних торговых и промышленных кругов.
Характеризуя материализм Демокрита в целом, следует отметить в нем и некоторую ограниченность, обусловленную уровнем общественного развития и научных знаний того времени, а именно: господство механического принципа в объяснении явлений природы. Однако впервые созданная Левкиппом и Демокритом гипотеза атомного строения материи оказалась в дальнейшем развитии естествознания весьма плодотворной.
Учениями Эмпедокла, Анаксагора, атомистов и современных им последователей милетской школы заканчивается первый, ионийский или точнее ионийско-италийский, период греческой философии. Центрами философской мысли в этот период были ионийские колонии в Малой Азии, города Великой Греции (Италии) и Сицилии. Языком философских сочинений были ионийский и отчасти дорийский диалекты у пифагорейцев. Литературная форма ряда философских сочинений (поэмы Ксенофана, Парменида, Эмпедокла) тесно примыкала к ионийской литературной форме теогоний и дидактического эпоса.
После ионийского периода, в блестящий век расцвета афинской демократии наступает аттический период греческой философии. Центром философской мысли становятся Афины и языком философии - аттический диалект. Первым философом, учившим в Афинах, был Анаксагор, который, однако, по характеру своего учения относился к ионийскому периоду. Чисто аттический период начинается с появлением в Афинах "учителей мудрости" - софистов.


[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IV, стр. 120.
[2] По сообщению позднейших писателей, социологическое учение Демокрита было изложено в сочинении «Малый Диакосмос». О содержании его можно судить по изложению Лукреция в V книге поэмы «О природе вещей» (стихи 416 и сл.).
Ссылки на другие материалы: 
Ссылки на другие материалы: