Театр автоматов
I. Представления автоматических театров пользовались встарину большой любовью, во-первых, потому, что в устройстве их проявлялось много механического искусства, а затем и потому, что и самое представление бывало поразительно. Ибо как раз при устройстве автоматов для различных деталей его приходится применять все отделы механики. Устройство автоматов бывает таково. Делают храм или алтари умеренного размера, и они сами движутся и в определенных местах останавливаются; затем каждая из находящихся в них фигур движется сама собою сообразно плану представления или содержанию легенды, и в конце концов храм и алтарь возвращаются назад на первоначальное место. Устроенные таким образом автоматы называются подвижными.
Но есть и другой род автоматов - так называемые неподвижные. В них происходит следующее. На низкой колонне стоит храм с дверьми, которые могут открываться, и тогда на сцене видны фигуры сообразно содержанию пьесы. Сначала двери закрыты; затем они сами собою растворяются, и видны фигуры. Когда после короткого времени двери снова открываются, видна новая группировка фигур, и это повторяется 3 или 4 раза. Каждая из находящихся на сцене фигур может быть приведена в движение сообразно ходу пьесы; например, одни могут пилить, другие строгать, третьи колотить молотком или топором, причем при каждом ударе слышится соответствующий действительности звук. Но на сцене могут происходить и другие движения, например, зажигаться огонь, появляться бывшие дотоле невидимыми фигуры, и опять исчезать. Короче, можно производить любые движения, не подходя к фигурам. Действия и механизмы неподвижных автоматов надежнее, менее подвержены расстройству, и здесь возможно большее разнообразие всякого рода представлений, нежели при подвижных. Сперва мы опишем подвижные автоматы, а затем и неподвижные.
II. Прежде всего грунт, по которому будет двигаться автомат, должен быть твердым, горизонтальным, плоским, чтобы от давления его колеса не вдавливались в землю и не задерживались на неровных местах и не были бы принуждены скатываться с горы назад. Если такого грунта нет, то следует положить на землю доски, а к ним приколотить планки, чтобы образовать рельсы, так что колеса будут катиться между рельсами. Подвижные автоматы делаются из легкого сухого дерева. Если же сюда отчасти входят и другие материалы, то нужно стараться делать все как можно легче, чтобы движение автомата не затруднялось. Далее, все, что совершает вращательные движения или повороты, должно быть по возможности вполне круглым, а оси, которые поворачивают фигуры, двери и прочее, должны быть ровными и гладкими и вращаться в полированных железных или медных втулках, будучи в местах вращения сами из железа или меди (вставные металлические шипы в дерево. А. С.). Следует пускать туда масло, чтобы все двигалось легко и не заедало. Без этого решение поставленной нами задачи нигде не будет соответствовать нашим ожиданиям. Далее шнуры, которые мы употребляем для производства всех движений, не должны ни удлиняться, ни сокращаться, но должны все время сохранять свою первоначальную длину. Для этого их надо повесить на гвозди, сильно натянуть и оставить так на короткое время, затем вытянуть еще больше, повторивши это много раз, натереть воском или смолою. Но еще лучше повесить на шнуры грузы и дать висеть долгое время. Если шнуры обработать так заранее, то затем они уже совершенно не вытягиваются в работе, или вытягиваются самую малость. Но не следует употреблять струн (сухих жил), так как они, в зависимости от состояния воздуха, удлиняются и сокращаются, если только не будет необходимо применять натяжные деревянные бруски, подобные употребляемым в к...тах.[1]
Все такие подвижные автоматы приводятся в движение при помощи шнура или, собственно, свинцового груза. Движущая и движимая вещи имеют общий шнур (между собою), один конец которого привязан к движущему телу, а другой конец при помощи глазка укреплен на движимой вещи. Движимой вещью служит ось, вокруг которой обвит шнур. На оси накрепко посажены колеса. Когда шнур сваливается с оси и она вращается, то вращаются также и колеса, стоящие на земле. Колеса в подвижном автомате окружены ящиком. Натяжение шнура, или, точнее, вес груза, должно быть сообразовано со всем устройством, так чтобы сопротивление ящика не пересиливало груза, и чтобы натяжение шнура не пересиливало ящика (т. е. надо, чтобы движущая сила была равна или чуть больше сопротивления, чтобы получить равномерное движение. А. С.). Кроме движения с места на место все остальные движения производятся тоже тем, что все шнуры и привязаны к грузу и прицеплены к подвижным частям театра посредством петель.
Груз помещается в грузовом ящике (трубе) и может в нем плотно, но легко опускаться вниз. В эту трубу, под груз, в подвижных автоматах насыпается просо или горчичное зерно, так как то и другое легко и скользко; при неподвижных автоматах насыпается сухой песок.
Когда эти сыпучие тела высыпаются через отверстие в дне трубы, груз опускается постепенно (равномерно) и, натягивая каждый отдельный шнур, производит нужные движения^ Движение вызывается натяжением шнура, а остановка движения - отцеплением шнура благодаря соскакиванию глазка со шпенька на подвижной вещи. Тащимые грузом шнуры движутся с одинаковыми скоростями, но производят не одинаково быстрые движения, так как навиты у подвижных вещей не на одинаковые части - одни обвиты вокруг толстых осей, а другие вокруг тонких. Шнуры тех вещей, которые должны двигаться неодновременно, не должны быть натягиваемы в одно и то же время, а шнуры вещей, долженствующих прийти в движение позже, должны иметь слабые (ненатянутые) части (петли); эти ненатянутые части должны быть внутри ящика прилеплены воском к надлежащим местам, для того чтобы груз, натягивая петлю, выбывал постепенно натягивание шнура. Следует также наблюдать за тем, чтобы каждый шнур посредством глазка был надет на надлежащую вещь и не был навит наоборот. Ибо, если перепутать хоть один шнур или навить обратно, то все остановится. Далее, следует избегать повторять представления предшественников, а надо, чтобы аппарат давал что-нибудь новое, ибо, как сказано выше, при помощи тех же методов можно давать опять иные представления. Чем привлекательнее сценарий, который придумаете, тем больше успех. То представление, которое мы опишем, устраивается следующим образом.
III. Надо устроить цоколь около 460 мм длины, около 310 мм ширины и около 230 мм вышины с желобками вверху и внизу. По четырем углам цоколя стоят 4 небольших пилястра, около 620 мм вышиною и 155 мм шириною. Над их капителями идет кругом архитрав около 771 мм вышиною. На него положены дощечки, прикрывающие верхнюю поверхность, кругом идет желобок. На этой покрышке стоит посредине маленький круглый крытый крышею храм из 6 колонок, открытый со всех сторон. Он покрыт коническим куполом, на вершине которого стоит Ника (Победа) с распростертыми крыльями и в правой руке держит венок. Среди храма стоит фигура с фирсом в левой руке и с кубком в правой. У ног его сидит небольшая пантера.. Перед ним и за ним стоит на покрышке алтарь с сухими, легко загорающимися стружками. У каждой колонны снаружи стоит вакханка в позе, какую ей угодно будет дать.
IV. Когда автомат с такими приспособлениями поставлен на какое-нибудь место, то вскоре после того, как мы отошли от него, он начинает ехать к определенному пункту. Когда он там останавливается, загорается огонь на алтаре перед Вакхом, из его фирса брызжет молоко или вода, из ковша изливается вино на пантеру, вокруг всей нижней части, между четырьмя пилястрами, появляются гирлянды, вакханки двигаются в танце вокруг храма, слышится дробь барабана и удары - литавр. Когда шум окончится, Вакх поворачивается назад, и вместе с ним поворачивается стоящая на куполе Ника. Еще раз брызжет вода из фирса и льется из кубка, вакханки опять танцуют под звуки барабана и литавр. Когда они остановятся, автомат едет назад на первоначальное место, и этим кончается представление. Указанные здесь небольшие размеры театра вызваны необходимостью, ибо если взять большие размеры, то у публики явится подозрение, что внутри сидит человек и двигает все, что надо. Поэтому и при подвижных, и неподвижных автоматах следует избегать больших размеров, чтобы не возбудить подозрения.
Описавши в общих чертах устройство, рассмотрим по порядку конструкцию отдельных частей.
V. Наши предшественники описали нам лишь способ движения взад и вперед по прямой линии, и притом очень ненадежный на практике. Мы же покажем, что движение взад и вперед по прямой линии может выполняться легко и надежно, и укажем далее, как можно дать ящику возможность двигаться по кругу и по другой фигуре и даже по прямоугольнику.
Сперва опишем, как получается движение по прямой линии.
Пусть αβγδ будет ящик (рис. 1); поперек него сделаем ось εζ [рис. 2], которая своими цапфами вращается во втулочках, укрепленных в стенах ящика. На оси накрепко сидят два одинаковых колеса ηθ и κλ, которых окружность закруглена, образована выпуклость. На средней части оси находится валик или барабан μν, тоже посаженный на ось накрепко. Вокруг его обмотан шнур. На середине стороны γδ находится другое колесико οπ [рис. 1], которое вращается в ящичке ρστο на небольшой оси φχ. В барабан вделан шпенек ξ, на который надет глазок шнура. Оси колес расположены так, что ящик стоит горизонтально. Когда глазок шнура надет на шпенек ξ, шнур навивают на барабан. После того, как четыреугольная труба [рис. 2] поставлена вертикально на колесный ящик, один конец шнура при посредстве блока ведут к верхней части трубы и привязывают его к свинцовому грузу, находящемуся внутри трубы. Когда отпустим груз в трубе, то он опускается и тянет шнур, который, сматываясь с барабана, вращает колеса ηθ и κλ, а эти последние, катясь по земле или доскам, двигают ящик до тех пор, пока глазок не соскочит со шпенька, или пока груз не упрется в препятствие.
VI. Так совершается движение вперед; движение назад совершается следующим образом.
После того как шнур на известной части длины обвит вокруг барабана, (для движения назад), надевают его - на шпенек ξ [рис. 3а] и затем навивают на барабан в обратном направлении. Затем так же, как и раньше, ведут шнурок к грузу и привязывают его за колечко [рис. 4]. Опускаясь, груз сматывает эту последнюю обмотку, и ящик едет вперед; затем глазок соскакивает со шпенька ξ, и колеса начинают вращаться в обратном направлении [рис. 3а], отчего ящик катится назад. Если же ящик, прокатившись вперед, должен в течение известного времени стоять на месте, то, навивши часть шнура для движения назад и надевши глазок на шпенек, не сразу начинают навивать его в обратную сторону, чтобы он катился вперед [рис. 3б, 3в], а оставляют свободную часть шнура, приклеивают ее к барабану и затем навивают в обратном направлении (чтобы. катился ящик вперед), после чего уже ведут к грузу. Этим задача решена. Если ящик должен несколько раз катиться взад и вперед, то мы несколько раз меняем направление навивки на барабане, делаем длину свободных частей по желанию и даем таким образом желательную продолжительность периодам остановки, танцам и пр.
В боковом виде ящик и труба с грузом показаны на рис. 4. Ящик здесь обозначен буквам ψω. барабан σ, труба с грузом - τ, шнур αβ, блок ο, груз δ, колечко на нем ε.
VII. Катание автомата по кругу производится следующим образом [рис. 5].
Пусть αβγ будет круг, по которому должен двигаться ящик (подразумеваются его наружные колеса), и центр его будет δ. Проведем радиус δα и в точке α перпендикуляр к нему εαζ. Пусть εζ будет диаметр одного из трех колес, величину которого можно взять по желанию. Пусть α его середина: соединим δβ и ζδ. Пусть длина оси колеса будет αη и линия θηκ параллельна εζ. Пусть ящик будет μλνξ и сторона его νξ, параллельная αδ. Проведем теперь другую прямую δο и перпендикулярно к ней - πρ, середина которой лежит на δο. Колеса должны находиться на диаметрах εζ и θκ, а πρ и τυ и οχ будут их оси. Пусть колеса установлены так, что покоящийся на них ящик находится в равновесии. Шипы осей будут в точках τ, υ, о, χ. Между α и η на оси должен быть тогда закреплен валик, на который намотан шнур. Далее же надо поступать так, как описано выше. При таком устройстве ящик поедет по кругу.
VIII. Действительно, когда конус катится по плоскости, то его основание описывает круг, радиус которого равен длине образующей конуса, вершина же его остается неподвижной в центре круга.
Колеса εζ, θκ и πρ находятся на двух конусах, которых основания суть круги εζ и πρ и которых общая вершина есть δ. Что равнобокие конусы, когда они катятся, описывают круги и что вершина их остается неподвижной, известно. В самом деле, если конус положен на плоскость и прикасается к ней по своей образующей, то он находится в равновесии, так как плоскостью, проведенною через эту образующую и перпендикулярною к горизонтальной плоскости, на которой он лежит, конус делится на две равные половины. Но когда, подчиняясь действию другой силы, он будет катиться, то каждый из лежащих на его поверхности по ту же сторону полукругов вследствие той же движущей силы будет перевешивать другой полукруг, принадлежащий к тому же кругу, и поэтому конус придет в движение. Если представить себе полукруг придвинутым в самую вершину, то в ней не будет уже ни полукруга, ни одной фигуры с конечными размерами (с пространственным протяжением). Поэтому движущая сила не в состоянии сдвинуть вершину при вращательном, движении, так как она не имеет ничего, при помощи чего она могла бы получить здесь перевес над точкой, лежащей по другую сторону (вертикальной плоскости), хотя вершина может поддаться направленному вперед толчку.
IX. Катание ящика по прямоугольнику производится следующим образом [рис. 6].
Пусть αβγδ будет колесный ящик, где находится ось εζ с колесами ηθ, κλ и третье колесо μν, при помощи которых производится движение взад и вперед, как описано выше. Пусть, далее, с другою осью ξο скреплены колеса πρ и στ и имеется еще колесико υφ. Ось ξο должна лежать выше оси εζ на достаточную величину. Колеса πρ и στ должны иметь возможность подниматься и опускаться вместе с осью ξο, как мы это опишем далее; то же надо делать и с колесиком υφ. Если мы опустим колеса πρ, στ и υφ так, что они станут на землю, то колеса ηθ, κλ и μν Подымутся над землею [подразумевается: если колеса πρ, στ и υφ будут выдвинуты из ящика больше, чем первые три], и ящик поедет на новых колесах. Когда же мы снова подымем ось ξο (и υφ), так что колеса ηθ, κλ и μν вновь станут на землю, то ящик поедет опять на них по новой стороне прямоугольника к предыдущей. Повторяя это несколько раз, можно заставить ящик ездить по сторонам прямоугольника и стоять любое время.
Для того, чтобы груз не опускался в своем ящике слишком сильно и не катил ящика слишком быстро, в трубу под груз насыпают мелкое, легко скользящее тело, например просо или горчичное семя, и на него уже кладется груз. В дне трубки или ящика с грузом делается небольшое отверстие, закрываемое маленькой заслонкой. К ней привязан шнурок, конец которого через дырочку выходит наружу и виден нам (но не зрителям). Отходя от автомата перед началом представления, мы незаметно тянем за шнурок и открываем, заслонку. Но для того, чтобы автомат не тотчас же пришел в движение, шнур, катящий колеса, должен иметь небольшую свободную петлю, чтобы лишь тогда, когда несколько проса высыпается, он натянулся и покатил ящик.
X. Теперь объясним, каким образом колеса попеременно поднимаются и опускаются.
Пусть три наши колеса будут αβ, γδ и εζ [рис. 7], колеса αβ и γδ сидят на оси. До сих пор мы говорили, что цапфы при η и θ лежат в подшипниках, прикрепленных к стенкам ящика. Теперь мы скажем, что эти подшипники сделаны в особых планках (ползушках [рис. 8]), которые при помощи выреза в виде трапеции, имеющегося в стенке ящика, могут в нем двигаться вверх и вниз. В такой же ползушке находятся и подшипники оси малого колесика εζ [рис. 9]. Колесико εζ входит в вырез λχμν [рис. 8] ползушки. К верхней части ползушки привернут носик π [рис. 9], а к стенке ящика два отростка ρσ и τυ. В их отверстиях вращается винт φχ, в винтовую канавку которого входит носик. Когда винт φχ вращается, то носик π поднимает и опускает ползушку η. Для того, чтобы это происходило автоматически, на цилиндрическую часть выше винта навивают шнур, местами туго, местами оставляя свободные петли, соответственно путям, которые должен проходить ящик. Такое же приспособление устраивается и для подъема и опускания двух других ползушек, в которых лежат цапфы оси больших колес. Все три винта должны иметь одинаковый диаметр, совершенно одинаковые навивки шнуров и одинаковые свободные петли, чтобы все три колеса одновременно поднимались и опускались.
XI. Можно Заставить ящик делать повороты и другим способом и заставить двигаться не только по прямоугольникам, но и по всякой другой фигуре, составленной из прямых линий; можно дать и змеевидное движение, и гораздо легче, чем по вышеописанному способу.
Пусть αβγδ [рис. 10, 11] будет колесный ящик, в котором мы кладем две оси, εζ и ηθ. Ось ηθ свободно вращается своими цапфами в опорах, неся на себе закрепленным колесико κλ, ось же εζ, напротив, закреплена в стенках ящика и обточена в виде цилиндра одинакового диаметра. На нее надеты две втулки μν и ξο, которые легко, но без хлябания вращаются вокруг оси εζ и обточены внутри и снаружи. С втулочками скреплены два колеса одинакового диаметра πρ и στ. Если на каждую из втулок навить шнур и провести его к грузу в трубке, то в результате получится, что при опускании груза шнуры будут сматываться, вместе со втулками будут вращаться и колеса, и ящик поедет по прямой линии, причем будет вращаться и колесико κλ. Но если одно из колес ηρ и στ останется неподвижным вследствие того, что его шнур имеет свободную часть или петлю, то это колесо будет стоять не- подвижно, а другое колесо будет вращаться, и ящик будет итти по кривой линии, заставляя колесико κλ вращаться; когда же петля кончится, и шнур опять натянется, ящик поедет по касательной к последнему элементу кривой. Длина петли должна быть достаточно велика для того, чтобы ящик повернулся настолько, чтобы после этого ехать прямо по назначенному направлению. Делая несколько навивок и петель, можно разрешить задачу передвижения по различным линиям. Длины туго натянутых частей шнура и петель следует найти опытом, начиная навивку с того места, где ящик должен окончить поворот. Двигая его руками в направлении обратном тому, куда он должен ехать, мы навьем шнуры и сделаем свободными петли. Когда же ящик после этого поедет (во время представления), то он непременно перестанет ехать по прямой там, где мы начали навивать шнуры.
Так как втулки, надетые с колесами на неподвижные оси, вращать довольно трудно, потому что на них передается весь вес автомата; то лучше заставлять все, что совершает круговые движения, вращаться (тонкими) цапфами в подшипниках. Для этого можно употреблять следующее устройство. Ящик должен иметь в передней части вертикальную перегородку [рис. 12, 13]. По обе стороны ее сделаны подшипники, в которых лежат цапфы осей и на каждой оси сидит колесо, так что обе оси и оба колеса независимы. Если теперь, как при втулках, навьем шнуры и оставим свободными петли, то получим в результате то же движение по желаемым направлениям и повороты, но сопротивление будет меньше, нежели при втулках.
XII. Теперь перейдем к другим движениям и прежде всего объясним зажигание огня в алтаре. Оно производится следующим образом. Пусть αβγδ будет бронзовый или железный алтарь [рис. 14а] с дырочкой в середине верхней доски. Под нею имеется металлическая задвижка ξη [рис. 14б], которая ходит в прорезе, как крышка ящика, и закрывает дыру; от нее идет цепочка, огибающая небольшую ось внутри алтаря и прикрепленная к ней. От этой же оси идет шнур к грузу, и когда он натянется, то поворачивает ось и отодвигает задвижку. Под дырою ε надо поставить горящую лампочку μν, а на алтаре надо положить легко воспламеняющийся материал; лучше всего загораются деревянные стружки. Когда автомат, прокатившись вперед, остановится, шнур натягивается, отодвигает задвижку, и огонь пробивается вверх, зажигает и стружки на алтаре. То же происходит потом и на другом алтаре позже, ибо у его шнура свободная петля больше.
XIII. После этого из фирса должно брызгать молоко, а из кубка течь вино. Это делается так. Под ногами Вакха [рис. 15] помещается полый цилиндр, в стенках которого просверлены рядом две дыры; от них идут вверх две маленьких трубочки, одна переходит в фирс, а другая внутри Вакха идет к ковшу.
Вакх стоит на площадке αβ, с которой соединен названный цилиндр γδ; ε и ζ суть дыры в нем, ζη и εθ· трубки, идущие в фирс и в ковши: κλμ есть крыша храма, под которой стоит сосуд νξ, разделенный перегородкою о пополам. Из верхней половины νο трубка πρστ ведет к цилиндрической оболочке υφ, в которой плотно вращается цилиндр γδ; эта оболочка υφ скреплена с доской или крышкой, на которой стоит храм; отверстие τ лежит против ε. Из второй половины верхнего сосуда ξο другая трубка χφως ведет тоже к оболочке υφ, и отверстие ς лежит против ζ. Если в отделение ον налить вина, а в ξο - молока, то вино потечет в ковш, а молоко в фирс, если дыры ε, ζ совпадают с дырами τ, ς. Чтобы жидкости брызгали не сразу, устроен кран q´τ, который не пускает жидкости, если внутренний его конус ´α повернут поперек. Вокруг него обвит шнур, надетый глазком на шпенек и имеющий свободную петлю, который идет к движущему грузу и, натянутый в нужный момент, открывает кран и пускает жидкости течь. Когда же Вакх повернется на пол-оборота и на втором алтаре загорится огонь, молоко и вино снова должны литься. Для этого диаметрально противоположно дырам τ, ς просверлены две другие дыры ´β, ´γ, и от ´β трубка ´βδ ведет к ρσ, а от ´γ трубка ´γ´ε ведет к ψω. Когда после поворота Вакха дыры ε, ζ придутся против дыр ´β, ´γ, то кран q´τ снова открывает проход и опять текут молоко и вино. Трубочки ρσ, ψω следует провести внутри пустотелой колонки, чтобы их не было видно. Вакх вместе со стоящею на крыше Никою поворачивается следующим образом. Через крышу пропускают скрепленную с Никою ось ς, ζ, легко вращающуюся на пяте ζ, и обвитый вокруг нее шнур ведет через блок к основанию храма и через блок η к блоку внизу цилиндра.
Когда этот последний повернется, то вследствие свивания шнура с оси ´о´ζ повернется вместе с Вакхом и Ника. Диаметры блоков вверху и внизу должны быть равны, чтобы Ника и Вакх поворачивались на одинаковые углы. Для того, чтобы это движение происходило автоматически, обвивают вокруг нижнего блока другой шнур и через блочек μα ведут его к грузу μβ. Прикрепленное к нему кольцо держит груз при помощи руки (двух слегка изогнутых крючков) [рис. 16] и спуска (вытяжного гвоздя), как при катапультах, так что груз опускается, и Вакх с Никой поворачиваются лишь тогда, когда гвоздь будет вытянут (шнуром от главного груза). Шнур ´η´θ также приводится внутри колонки храма.
XIV. После первого возлияния Вакха должны раздаваться звуки барабана и бубна. Это делается так. Внизу цоколя, в котором находятся колеса, ставится сосуд с небольшими шариками, скатывающимися вниз по его дну, в котором сделана дыра закрываемая задвижкой, отодвигаемой во-время шнуром. Под дырою стоит маленький барабан, а на нем укреплен небольшой бубен. Выпадающие из сосуда шарики бьют сперва в барабан, а затем прыгают в бубен. Если сосуд разделить посередине перегородкой, так что образуются две камеры, то шары из одной камеры будут давать звук первый раз, а из второй-во второй раз после поворота Вакха.
XV. Теперь нужно перистиль украсить гирляндами. Это делается так. За доской αβγδ [рис. 17], окружающей нижние большие колонны, имеется пустое пространство, открытое снизу [рис. 18]. Сплетаются прямоугольные гирлянды какой-нибудь красивой формы; они складываются и прячутся в это пространство, к стенам которого привязываются их концы. Чтобы они сами собою не выпали, на каждой из четырех сторон ящика в раме делается длинная дощечка, поддерживающая гирлянду; она может повернуться на шарнире и до времени удерживается угловым рычагом, на конец которого надет глазок шнура. Когда шнур натягивается, рычаг поворачивается, дает возможность, упасть дощечке, а за ней выпадают и гирлянды, к которым привязывают маленькие свинцовые шарики для ускорения падения, и гирлянды повисают вокруг храма.
XVI. Остается только сказать, как танцуют во-время вакханки.
Это делается так. Колонки храма стоят на круглом, гладко обточенном по боковой поверхности кружке αβγδ, [рис. 19а] вокруг него устраивается кольцо εζηθκλμν [рис. 19б], легко вокруг него вращающееся. На боковой поверхности кольца выточен желобок для шнура, один конец которого вделан в кольцо и который обвит вокруг кольца; затем через блок шнур идет на барабан, могущий вращаться. Вокруг барабана навит другой шнур, идущий к движущему грузу [рис. 19в]. Когда этот шнур натягивается, то с кольца будет сматываться его шнур, и вакханки будут танцевать. Так как вакханки должны танцевать два раза, то обвитый вокруг барабана шнур имеет свободную петлю, во время прохода которой вакханки стоят, а затем опять начинают танцевать.
XVII. Все шнуры, идущие из нижней части цоколя к движущему грузу, должны быть невидимы. Это достигается следующим образом. Пусть будет ящик αβγδ [рис. 20], в котором находится движущий груз. В нем перегородкою отделяют узкое пространство. Просо насыпается в коробку εβ, а шнуры, проводятся вверх через пространство γδεζ и через блок идут к грузу, благодаря чему все шнуры не видны публике.
Так как высота ящика с грузом должна быть небольшой, а шнуры должны произвести много движений и ящик ездит по длинному пути, то для выигрыша в ходе устраивается следующее приспособление.
XVIII. Во первых, для получения длинного пути езды автомата можно увеличивать диаметр ведущих колес или уменьшать по возможности диаметр барабана на их оси, который обвивается движущим шнуром. Вообще же можно пользоваться таким устройством. С барабана αβ [рис. 21] ведущих колес идет шнур на большой барабан ηθ, сидящий над ним на другой оси. На маленький же барабан εζ на этой же оси намотан шнур, идущий к движущему грузу. Таким образом выигрывается путь в отношении диаметров барабанов ηθ и εζ, сидящих на верхней оси, и при опускании груза на небольшую величину ящик прокатывается по рельсам на значительную длину. Но следует заметить, что при этом требуется груз большого веса, так как сила передается с малого барабана (εζ) на большой (ηθ) и уменьшается, стало быть, по закону рычага (т. е. в отношении радиусов барабанов).
Таким способом увеличивается путь и для других движений.
XIX. Катание автомата взад и вперед и движения фигур можно производить и несколько иначе.
Ящик для движущего груза αβγδ [рис. 22, 23] здесь делят стенками εζ и ηθ на три отделения и проводят шнуры снизу вверх через среднее, узкое отделение и вверху через блочки ведут к двум отдельным двигательным грузам. Из них один, в ящике или трубе, αβεζ производит катание автомата взад и вперед, а другой ηθγδ остальные движения. В днах труб для вытекания проса сделаны дыры κ и λ [рис. 22], закрываемые двумя задвижками. Когда ящик должен начать кататься, мы отодвигаем заслонку S дыры κ и, как и прежде, после того как шнур пройдет свою свободную петлю и натянется, ящик поедет. Когда ящик остановится и должны начаться другие движения, шнур l потянет задвижку S₁ и откроет ее. На шнуре груза G₁ тоже есть свободная петля. Таким образом ящик остановится, и начнутся другие движения. Для качения ящика назад другой шнур снова открывает задвижку S.
НЕПОДВИЖНЫЕ ИЛИ СТОЯЧИЕ АВТОМАТЫ
XX. Теперь скажем кое-что новое (по сравнению с предшественниками) о неподвижных автоматах; из указаний наших предшественников мы не можем выбрать для рассмотрения ничего лучше, как представление легенды о Навплии, описанное Филоном Византийским, при котором происходят многие и разнообразные сцены, очень недурно исполняемые, за исключением лишь машины с Афиной, устройство которой у Филона несколько тяжеловесно; Афина может появляться на сцене и опять исчезать и без подъемной машины. Возможно сделать так, что ее фигура вращается на шарнире и у ее ног, лежит невидимою на сцене, затем шнур ее поднимает, а другой шнур опять кладет на пол. Кроме того, Филон предполагал, что в Аякса должна ударить молния и при этом должен греметь гром; но как это сделать, он не описал. Для грома можно устроить сосуд с маленькими свинцовыми шарами, выпадающими на туго натянутую, прочную сухую шкуру, благодаря чему получается подобие грома. Также и в больших театрах открывают дверцу сосуда, и тяжелые тела падают из него на сухую шкуру, натянутую как в барабане, и дают звук грома.
XXII. Представление Навплия происходит так. Когда первый раз открывается сцена, видно на картине 12 фигур, распределенных в три ряда. Они изображают данайцев после взятия Трои, которые чинят свои корабли и приготовляются стащить их в море. Эти фигуры движутся: одни пилят, другие рубят топорами, третьи бьют молотами, некоторые работают большими и малыми буравами и сверлят дыры; они производят соответствующий действительности шум. Затем двери закрываются, и, когда они вновь открываются, мы видим, что ахейцы тянут свои корабли в море. Двери снова закрываются, и при новом их открытии на сцене сперва ничего не видно, кроме нарисованных моря и воздуха (неба). Но вскоре идут под парусами корабли в кильватерной колонне. Одни скрываются, а другие появляются. Возле них несколько раз ныряют дельфины, то погружаясь в воду, то появляясь на вид, как в действительности. Понемногу море становится бурным, и корабли сбиваются в кучу. При новом открытии дверей кораблей не видно, но виден Навплий, стоящий с поднятым факелом, и возле него Афина, Затем над сценой загорается огонь, как будто бы светит факел своим пламенем. После нового закрытия и открытия дверей видно кораблекрушение и плавающий в воде Аякс; Афина появляется на машине вверху стены, гремит гром, молния ударяет прямо в Аякса, и он исчезает. Этим кончается представление. Осуществляется это следующим образом.
ХХIII. Из легких планок делается ящик не особенно большого размера. Задняя стенка сцены проходит посреди ящика, и под полом сцены должно быть свободное пространство, невидимое зрителям. В него спускают концы дверных осей...
Вид на это пространство спереди, α и β, а нижний вид - сверху; в нем видны нижние концы дверных осей γ и δ₁. При вращении осей поочередно в ту или другую сторону на известный угол двери открываются и закрываются. Это делается таким образом, что возле нижних частей осей делается поперечная ось εζ, в каждой из дверных осей просверливается дырочка α, берется кусочек шнура, где забивается приклеенным нагелем, так что держится крепко. Другим концом каждый двойной шнур вделывается в дырочки α, ´α в оси εζ и там тоже закрепляется штифтом. Правая и левая петли обведены вокруг осей симметрично относительно середины длины оси εζ и поэтому при ее вращении поворачивают оси γ и δ в разные стороны, так что обе половинки дверей одновременно и симметрично открываются и закрываются. Повороты оси εζ то в одну, то в другую сторону через определенные, неравные промежутки времени производятся от опускающегося в ящике с песком движущего груза при помощи шнура следующим образом.
На оси εζ укрепляется ряд штифтов - в точках ηη... θθ..., затем берется шнур κ сообразно высоте трубы с песком, в которой опускается груз, и в надлежащих расстояниях в него вделываются глазки λλ... Теперь начиная от идущей к грузу части шнура κ надевают первый глазок на первый штифт θ от стороны, следующий глазок надевают на первый противоположный штифт и так далее, приклеивая свободные петли к оси воском и смолой, чтобы они не перепутались. Конец шнура привязывается к движущему грузу, и при опускании этого последнего двери будут поочередно открываться и закрываться через назначенные промежутки времени, необходимые для смены декораций и хода представления.
XXIV. Теперь опишем, как в первой картине работают плотники. В то, время как самые фигуры людей нарисованы на поверхности заднего полотна (декорации) в подходящих положениях, правые руки их не нарисованы, а вырезаны из тонкого легкого рога и установлены отдельно, но очень близка к полотну. Инструменты, которыми эти руки работают, тоже должны быть из рога и надлежащим образом вставлены в руку. Руки окрашиваются в тот же цвет, как и корпус человека, а инструменты в подходящий цвет.
Пусть αβ будет рука; в ее плече я просверливаю дырочку, делаю ее квадратной; делаю маленький штифтик из рога, квадратный на одном конце, вставляю его туго в плечо и крепка заклеиваю, весь же штифтик делаю круглым и полирую. Затем я делаю дырочку круглую в плече нарисованной фигуры и просовываю в нее штифтик, пока не подойдет к нарисованной фигуре.
Теперь я делаю планку γδ, плотно сажаю ее и заклеиваю на штифте, другой конец которого, в виде шипа, вкладываю в заднюю стенку сцены. На другом конце планки я делаю дырочку и привязываю к ней на шнуре свинцовый грузик t, а под конец планки ставлю упорку ζ. Если поднять планку, вращая ее со штифтиком, и затем отпустить, то она упадет от веса грузика t и стукнет в упорку ζ, и кажется, что рука бьет молотом. Частые подъемы планки производятся вращением колеса с пальцами, задевающими за конец планки. Колеса приводится во вращение посредством барабана η, с которого идет шнур к движущему грузу, длина которого рассчитана так, что когда пора прекратить удары руки, глазок на конце шнура соскакивает со шпенька на барабане.
XXV. После закрытия и нового открытия дверей мы вместо этих рабочих должны видеть людей, которые тащат корабли в море. Это делается так. Берут кусок тонкого плотного полотна ("проспект"), по величине равный задней стенке театра, покрывают его жидкой белой краской, рисуют на нем спуск кораблей на воду; это полотно ставят перед задней стенкой сцены и прибивают вверху гвоздиками под потолком ящика, а внизу к нему прикрепляют бронзовый прут, завертывают вокруг него полотно в роль и закрепляют в таком положении под потолком сцены. Если вынуть задержку, то роль развернется, упадет вниз, и проспект покроет собой заднюю стенку, Это развертывание совершается во время закрытия дверей. Оно достигается следующим образом. Когда проспект накатан и дошел доверху, к потолку, под ним в задней стенке просверливают отверстие, в которое продевают глазок шнура; задний конец шнурка закрепляют в стенке, а передний, с глазком, продевают в дырочку, просверленную в передней планке, прикрепленной к потолку, а затем в него вставляют вертикальный штифт. Таким образом проспект задержан, но если вытащить штифт, то он упадет. Так делают со всеми проспектами, которые должны падать один за другим. Своевременное падение их производится от вала, расположенного над потолком и приводимого в движение шнурком, идущим к грузу. Чтобы это устройство не было видно зрителями, над дверьми театра должна быть устроена дощечка, украшенная архитравом с резьбой.
XXVI. Так устраивается вторая картина. Когда двери закрылись и опять открываются, то, как уже сказано, видны только нарисованные вода и воздух, а затем должны идти корабли. Это делается так. По обе стороны дверей, возле их осей, по обе стороны сцены должны иметься свободные пространства, закрытые спереди пилястрами. В этих кулисах ставятся две деревянные оси; верхние части их круглые проходят сквозь потолок сцены и могут в нем вращаться, но не очень слабо, а несколько туго; во всю высоту сцены оси имеют квадратное поперечное сечение, а внизу сделаны бронзовые шипики или пятки. Теперь берем тонкую бумагу, так называемую "царскую", и вырезываем из нее полосу, шириною равную высоте сцены от пола до свернутого проспекта, и один конец полосы приклеиваем в правой оси. На полосе нарисовано сначала небо и вода, а далее - идущие корабли. Бумага навертывается на ось, и к началу ее приклеивается тонкая планочка. Во время представления предыдущих сцен навернутая на ось бумага не видна сама и не закрывает задней части сцены. Но к планочке привязаны два шнурка, один у пола, другой у потолка, идущие к другой оси и прикрепленные к ней; при вращении этой оси шнурки наматываются на нее, а за ними начинает навертываться и бумага, проходя перед зрителями. К моменту раскрытия дверей бумага должна уже закрыть всю заднюю часть сцены, и будут при открытии дверей видны лишь море и небо, а затем появятся корабли... Для того, чтобы успеть протянуть длинную полосу бумаги, несмотря на медленное опускание движущего груза, устраивается, как сказано раньше, ускоритель хода в виде барабана μ с большим блоком θκ. Шнур о идет к грузу.[2]
XXVII. Так проходит флот. Дельфины же должны то нырять в воду, то появляться. В полу сцены, вблизи дверей, делаются прорезы, в которых свободно проходит тонкая дощечка. Берут такую дощечку, рисуют на ней несколько дельфинов, вырезают их из дощечки и опиливают по контуру. Под полом располагают ось γδ и в нее втыкают при θ спицы, на которые надеты дельфины. В один из вырезов входит блок При помощи шнура, идущего с блока εξ к грузу, ось приводится во вращение, и дельфины ныряют.
XXVIII. После прохода кораблей двери закрываются, и в это время падает новый проспект, на котором нарисованы Навплий с поднятым факелом и Афина. Сейчас же факел должен загореться. Это. делается так. На архитрав и триглифы над дверьми ставят дощечку и украшают ее фронтоном. За ней должны помещаться машина для спуска Афины и приспособление для зажигания огня...
XXIX. После того, как огонь загорится, двери снова закрываются, и падает новый проспект с нарисованными на нем кораблекрушением и плавающим Аяксом. На сцене же появляется Афина.
[1] В этом месте полиграфический брак. 4 или 5 букв нечитаемы.
[2] Здесь у Герона что–то не так ведь, когда флот прошел, надо, чтобы опять были видны задние проспекты; стало быть, бумага вся должна перейти на левую ось, а Герон велит приклеивать (?) ее к правой. Очевидно, здесь ошибка, и здесь тоже надо вставить еще между концом бумаги и правой осью 2 шнурка, как и в начале бумаги. Проф. Бек в своей статье о театре Герона относит эту движущуюся бумагу назад за проспекты, но забывает, что тогда она будет закрыта ранее упавшим первым проспектом—спуск кораблей. Я, согласно Герону, оставляю ее спереди, но говорю, что ее всю надо перевить на левую ось, а не приклеивать к правой. А. С.