Глава 50

50.1 Ἀκούσας … διδούσῃ: В ходе их долгого соперничества Деметрий и Птолемей возвели демонстративное великодушие по отношению к побежденному врагу в нечто вроде искусства (см. 5.4–5: Птолемей после Газы; 6.4–5: Деметрий после поражения Килла; 17.1: Деметрий после Саламина; 38.1: Птолемей после завоевания Кипра). Селевк, очевидно, планировал схожую демонстрацию, прежде чем убедился, что приглашение Деметрия в его лагерь будет потенциально фатальной ошибкой.
50.3 Ἀπολλωνίδης … συνήθης: это вполне может быть Аполлонид, сын Харопса, друг Деметрия и ведущий антигонидский офицер в период 307-301 гг. Афинский декрет в честь Аполлонида (IG II² 492) отмечает его роль в освобождении Афин в 307 году и его последующие действия, способствующие делу греческой свободы. В декрете из Эфеса (Syll.3 352) в честь Антигона и Деметрия записано, что Аполлонид посетил этот город, чтобы передать благосклонность царей и поделиться хорошими новостями с эфесцами, возможно, сообщением о победе Деметрия над Птолемеем при Саламине в 306 году. Обстоятельства, побудившие Аполлонида перейти на сторону Селевка, неясны, но есть основания предполагать, что он был среди антигонидских солдат, захваченных при Ипсе в 301 году.
50.5 τοῦτο … βασιλέως (Плутархова характеристика Селевка): в рассказах Плутарха Селевк особенно восприимчив к влиянию своих друзей и советников и склонен к внезапным переменам, которые приводят к драматическим поворотам в политике. Он гостеприимен и вежлив во время торжеств, предшествовавших его свадьбе на Стратонике, но вскоре выдвигает гневные требования, которые всеми расцениваются как позорные (ἐδόκει βίαιος εἶναι καὶ δεινὰ ποιεῖν, 32.7–8). Его первоначальный ответ на просьбу Деметрия о помощи после катастрофического перехода последнего в Киликию великодушен, но вскоре он убедился, что Деметрий представляет серьезную угрозу, и пошел против него с большой армией, что шокировало Деметрия (ὁ δὲ Δημήτριος ἐκπλαγεὶς τῇ δι' ὀλίγου μεταβολῇ τοῦ Σελεύκου; 47.6). Наконец, угодливость придворных, которые спешат ухаживать за Деметрием, превращает сострадание Селевка в зависть (τοῦτο δ' ἐκείνῳ μὲν εἰς φθόνον μετέβαλε τὸν ἔλεον), чем подытоживается мнение о Селевке как о человеке с неустойчивым характером и окончательно закрепляется один из лейтмотивов биографии — коварное влияние льстецов на Деметрия и его соперников.
50.6 Παυσανίας: Селевкидский офицер, известный только из этого эпизода.
50.7 Χερρόνησον τὴν Συριακὴν: «Сирийский Херсонес», вероятно, относится к Апамее на Оронте. Апамея также упоминалась как Херсонес, потому что она занимала полуостров, созданный изгибом Оронта и близлежащим озером (Strabo 16.2.10). Эта идентификация не противоречит фрагменту Диодора (21.20), который называет Пеллу местом заточения Деметрия, поскольку Страбон и ряд других источников подтверждают, что Пелла была более ранним названием Апамеи (Strabo 16.2.10; Eustathius Comment. on Dion. Perig. 918; Stephanus s.v. Apameia; ср. App. Syr. 57). Пелла была основана как македонская военная колония, но личность ее основателя спорна, и были выдвинуты аргументы в пользу Александра, Антигона и Селевка. Селевк переименовал город в честь своей бактрийской жены Апамы, и Апамея стала одним из главных городов селевкидского царства. Деметрий был знаком с этой местностью: почти 30 лет назад, после победы над Киллом, он разбил лагерь среди топей и болот близ Апамеи, ожидая прибытия Антигона. Так, после окончательного поражения и пленения Деметрий сдался и умер там же, где праздновал свою первую победу в качестве самостоятельного полководца.
50.9 Ἀντίοχος … διεθησόμενον: Селевк учредил совместное царствование, когда назначил Антиоха и Стратонику правителями «верхних сатрапий», по существу восточной части обширного селевкидского царства, в какой–то момент после 294 года. Расположение этого восточного царства неизвестно, но Антиох и Стратоника, похоже, проживали в Мидии (Diod. 21.20). По словам Диодора (21.20), Селевк написал Антиоху, что он решил освободить Деметрия и «с большой помпой возвратить его на трон, но хотел бы разделить это благодеяние со своим сыном, так как Антиох женился на Стратонике, дочери Деметрия, и имел от нее детей». Однако Селевк, очевидно, снова передумал: нет никаких указаний на то, что Антиох и Стратоника когда–либо посещали Апамею, а Деметрий умер в плену, вероятно, в 282 году.