Глава 49

49.1 Ἐπιφανέντος … ἐγγύς: Весной или в начале лета 285 года обе армии расположились лагерем к востоку от Амана в Киррестике, возможно, в окрестностях главного города региона, Кирра. Основанный либо Селевком, либо Антигоном, Кирр занимает холм с видом на узкую долину реки Африн (современный Нахр ‘Ифрин), притока Оронта, который течет вокруг города на север и восток (Грейнджер неправильно размещает Кирр в долине Лаботы).
49.1 ἀναστήσας … ἀπῆγεν: Риски, связанные с нападением на вражеский лагерь ночью, общеизвестны (см., например, Thuc. 7.44), но внезапная ночная атака дала Деметрию практически единственный шанс нанести поражение Селевку и его гораздо большей армии (у Деметрия, по–видимому, было всего несколько тысяч человек). Планируя атаку, Деметрий, возможно, даже был стимулирован своим противником. В 311 году Селевк с армией в 3400 человек разгромил отряд, в пять раз превосходивший его собственный, когда он застал врасплох Никанора, сатрапа Мидии и человека Антигонидов, совершив ночную атаку у реки Тигр в Вавилонии (Diod. 19.92.1–3). Никанор бежал, но практически вся его армия перешла на сторону Селевка (19.92.4). Получив в течение одной ночи грозную силу, Селевк начал завоевательную кампанию в верхних сатрапиях (Diod. 19.92.5). Попытки Деметрия копировать Селевка провалились, когда последний получил известие о готовящемся нападении. По словам Полиэна (4.9.2), чей рассказ о неудачном ночном нападении в значительной степени согласуется с рассказом Плутарха, но включает дополнительные подробности по военным вопросам; два этолийских наемника на службе Деметрия сообщили Селевку о предстоящем нападении.
49.3 ἅμα δ' ἡμέρᾳ … μεθίσταντο: Поскольку Деметрий смог с некоторым успехом вступить в бой с более крупной армией Селевка, по крайней мере, первоначально, сражение, вероятно, произошло в узкой долине Африна, где Селевк не смог полностью использовать свое численное преимущество. В удивительно похожем рассказе Полиэна Селевк во главе отборного войска приближается к удрученным наемникам Деметрия, снимает шлем и призывает их оставить Деметрия (4.9.2). Тронутые речью Селевка — без сомнения, восемь слонов и корпус элитных войск за его спиной сделали его аргументы еще более убедительными — большинство солдат Деметрия сложили оружие и присоединились к Селевку.
49.5 Ἀμανίδας ἔφευγε πύλας: Чтобы добраться до лесов Амана, Деметрию и небольшой группе друзей и слуг, бежавших с поля вместе с ним, пришлось сначала преодолеть холмы и ущелья вокруг Кирра, а затем отправиться на восток через широкую долину реки Лаботы (совр. Карасу). Неясно, бежал ли Деметрий к сирийским воротам (перевал Белен) на юго–западе или к Аманским воротам (перевал Бахче) на северо–западе - Amanidas pylas у Плутарха настоятельно предполагает последние, но он, похоже, не очень хорошо разбирается в географии региона, и название может быть дано любому аманскому перевалу (ср. Strabo 14.5.18). Хотя Кирр находится примерно на равном расстоянии от восточных оконечностей обоих перевалов, знакомый маршрут через Киррестику к аманским воротам был для Деметрия более привлекательным вариантом, поскольку он использовал его всего несколько дней назад и мог разумно ожидать, что он все еще свободен от войск Селевкида. Расстояние от Кирра до восточной оконечности Аманских ворот составляет не менее 50 км. Большая часть пути проходит через суровую страну. После сражения и преодоления этого расстояния за один день Деметрий и его спутники, должно быть, были совершенно истощены, когда прибыли на перевал только для того, чтобы обнаружить, что Селевк предвидел путь их отступления.
49.5 Καῦνον … ἤλπιζεν: последняя азиатская экспедиция Деметрия, вероятно, началась в Кавне, на карийском побережье напротив Родоса. Флот, который он надеялся там найти, похоже, не сыграл никакой роли в деятельности Деметрия после того, как он был отрезан от побережья прибытием Агафокла. Чтобы добраться до Кавна, Деметрию пришлось бы ускользнуть от патрулей Селевка, перейти Аманский хребет, а затем пересечь более 1000 километров южной Анатолии; неудивительно, что его спутники вскоре предложили сдаться (49.9).
Σωσιγένης: Верный спутник Деметрия неизвестен. Вполне возможно, что это тот самый Сосиген, который внес предложение о голосовании в афинском собрании 26‑го таргелиона 304/3 г. (IG II² 485 ll.1–6). Сохранилось только предписание декрета, но он был принят в четвертую годовщину прибытия Деметрия в Пирей, что является подходящим поводом почтить царя или одного из его сподвижников.
49.8 πυρῶν … πολεμίων: Селевк явно предугадывал линию отступления Деметрия и послал войска, чтобы занять Аманские ворота после того, как последний двинулся в Киррестику.
49.9 πέμπει … καθ' ἑαυτόν: Вероятно, в конце весны или начале лета 285 года (о капитуляции Деметрия см. Paus. 1.10.2; 1.16.1; 6.15.7; 6.16.2; Just. 16.2.6. 1.247; Syncellus Chron. 321.13). Юстин критикует его за то, что он выбрал путь труса и предпочел плен самоубийству; ср. плутархову критику Персея, последнего из антигонидских царей, за то, что он предпочел плен смерти (Aem. 34.3–4).