Глава 36

36.1 Κασσάνδρου τελευτήσαντος (Смерть Кассандра: хронология и способ смерти): Кассандр умер в Пелле в мае 297 г., процарствовав в Македонии 19 лет (Евсевий/Порфирий [FGrH 260 F3.4] и Синкелл [Chron. 320] согласны относительно продолжительности его правления, устанавливая год его смерти). Древние источники сохранили два противоречивых рассказа о том, как он умер. Согласно Павсанию (9.7.2), Кассандр, несчастный и съеденный червями, был унесен водянкой — божественным возмездием за ликвидацию семьи Александра (Paus. 9.7.4). Эта враждебная традиция, вероятно, должна быть отвергнута в пользу варианта, в котором Кассандр умер от фтизиса, «истощающей болезни», т. е. туберкулеза (Eusebius/Porphyry FGrH 260 F 3.5; Syncellus Chron. 320). Эта же болезнь вскоре унесла жизнь сына Кассандра Филиппа IV (туберкулез не передается по наследству, но возможно Кассандр заразил сына).
36.1 Φίλιππος … ἀπέθανεν (Филипп, сын Кассандра: его происхождение, хронология его правления, его смерть): Филипп, как правило, считается сыном Кассандра и Фессалоники, единственной женой Кассандра, упомянутой в литературных источниках, но недавно было высказано предположение, что его матерью была на самом деле Киннана, дочь одноименной дочери Филиппа II и младшая сестра Адеи Эвридики, жены Филиппа III. Теория эта привлекательна: Кассандру было далеко за тридцать, когда он женился на Фессалонике, и кажется маловероятным, что он женился впервые, учитывая, что его отец Антипатр был признанным мастером заключать брачные союзы. Филипп IV умер в Элатее в Фокиде, процарствовав меньше года (Eusebius /Porphyry FGrH 260 F3.5; P. Oxy. 17.2082 F3 дает понять, что его правление измерялось месяцами — при реконструкции текста там читается «четыре месяца»; ср. Юстин 16.1, который заявляет просто, что Кассандр и его старший сын умерли сразу друг за другом: Cassandri regis filiique eius Philippi continuas mortes). Павсаний (9.7.3) приписывает его смерть туберкулезу, той же болезни, которая убила Кассандра. Присутствие Филиппа в Элатее, похоже, подтверждает, что после Ипса Кассандр вновь захватил этот стратегический город.
36.1 οἱ λοιποὶ δύο πρὸς ἀλλήλους ἐστασίαζον (Необычное двойное правление в Македонии): После смерти Филиппа IV в конце лета или начале осени 297 года два оставшихся в живых сына Кассандра, Антипатр и Александр, начали править совместно. Эта договоренность, по–видимому, была устроена матерью мальчиков Фессалоникой, которая обладала значительной властью, даже если она официально не была названа регентом для своих сыновей. Двойное царствование, по–видимому, продолжалось до весны 294 года, когда Антипатр, раздраженный тем, что Фессалоника благоволила к его младшему брату, убил мать и изгнал Александра из Пеллы (Plut. Pyrr. 6.2; Just. 16.1; согласно Евсевию/Порфирию [FGrH 260 F 3.5–6] царствования Филиппа IV и его братьев продолжались в совокупности три с половиной года). Почему Фессалоника отстаивала притязания Александра в ущерб его старшему брата, неизвестно.
36.1 Θεσσαλονίκην: Фессалоника была дочерью Филиппа II и Никесиполиды из Фер (Athen. 14. 557C; Paus. 9.7.3; ср. Just. 14.6.13), и сводной сестрой Александра Македонского. Ее мать, племянница Ясона Ферского (Steph. Byz. s. v. Θεσσαλονίκη), умерла, когда Фессалоника была младенцем, и, похоже, ее мачеха Олимпиада впоследствии выступала в качестве ее опекуна. Они попали в руки Кассандра в Пидне в 317/6 г. после трудной осады (Diod. 19.35.5). Кассандр убил Олимпиаду и женился на Фессалонике (Diod. 19.52.1; Just. 14.6.13; Heid. Epit. = FGrH 155 F2.4) для связи с Филиппом и Александром. Брак был важным компонентом плана Кассандра по захвату престола Македонии, как и основание города в Фермейском заливе, который Кассандр назвал в честь своей новой жены Фессалоникой (Strabo 7, frags. 21, 24; см. Diod. 19.61.1-5 о царских амбициях Кассандра). Неизвестно, брачевалась ли она прежде, но ей было по крайней мере тридцать, когда она вышла замуж за Кассандра. Ее длительное девичество, возможно, можно объяснить решимостью Олимпиады предотвратить рождение новых Аргеадов, которые могли бы оспорить наследование. В следующие два десятилетия мы не слышим о ней ничего, кроме факта, что Фессалоника, несмотря на свой возраст, родила Кассандру по крайней мере двух сыновей — она не появляется в источниках до сообщений о династической борьбе в 294 г.
36.2 ἔφθασε δὲ Πύρρος … μισθόν (Пирр помогает Александру в обмен на македонскую территорию): Пирр гораздо быстрее ответил на призыв Александра, чем Деметрий, который участвовал в военной кампании в южном Пелопоннесе. Он прошел от Эпира до Македонии, возможно, через Эгиний и Берою, изгнал Антипатра (Plut. Pyrr. 6.5) и захватил и гарнизонировал западные македонские области Тимфей и Паравию, а также несколько государств Западной Греции, которые были подчинены Македонии: Амбракию, Акарнанию и Амфилохию (Plut. Pyrr. 6.2–3). Александру ничего не оставалось, как подчиниться новому устроению. В то время как Пирр устанавливал Александра в качестве правителя сильно уменьшившегося царства, Антипатр, совершивший убийство матери, обратился к своему тестю Лисимаху во Фракии (Plut. Pyrr. 6; Just. 16.2.4). Согласно Юстину (16.1; ср. Plut. Pyrr. 6.8), враждующие братья помирились по наущению Лисимаха, хотя условия соглашения неясны, и Антипатр, кажется, не присутствовал, когда Деметрий прибыл в Дион, чтобы обнаружить, что Александр больше не нуждался в его помощи. Со своей стороны, Пирр отправился основывать новую столицу в Амбракии (Strabo 7.7.6).
36.3 Δῖον: Город в Пиерии под Олимпом, расположенный у южного входа в Македонию и названный в честь знаменитого святилища Зевса Олимпийского. Святилище пользовалось покровительством македонских царей, по крайней мере, со времен Архелая (413– 399 г.; о театральном фестивале, который он учредил в Дии, см. Diod. 17.16.3). В царствование Филиппа, который отмечал в Дии уничтожение Олинфа (Diod. 16.15), святилище стало главным местом для празднования военного успеха Македонии. Знаменитая группа статуй Лисиппа, заказанная Александром в честь македонских кавалеристов, павших в битве при Гранике (Arr. Anab. 1.16.4), является самым известным из многих щедрых посвящений македонских монархов, включая Кассандра и Деметрия, которые украшали святилище. Локация и статус Дия, должно быть, рекомендовали его Александру как место встречи с Деметрием: приграничное местоположение города могло удержать Деметрия и его армию вдали от Пеллы, и святость места могла бы обеспечить некоторую защиту, если бы у Деметрия были враждебные намерения (хотя сам Александр, очевидно, не сожалел бы, если бы в Дии убили Деметрия, 36.4). Маршрут Деметрия из Южного Пелопоннеса в Южную Македонию — более 500 км по сухопутному маршруту — не зафиксирован, но кажется вероятным, что он преодолел по крайней мере часть расстояния морем. Проплыв до великолепной гавани в Пагасском заливе, где он основал Деметриаду, а затем пройдя через Темпейскую долину до Дия, Деметрий мог бы сэкономить время и обойти потенциально враждебную Беотию.
36.9 Λάρισσαν: Один из главных городов Фессалии и резиденция аристократического клана Алевадов, Ларисса расположена примерно в восьмидесяти километрах к югу от Дия на реке Пеней посреди обширной восточной Фессалийской равнины. По крайней мере, двое из ближайших советников Деметрия были уроженцами Лариссы: Медий, сын Оксифемида, и его племянник Оксифемид, сын Гиппострата. Первый имел важное командование в битве при Саламине, а второй был филосом и тесно сотрудничал с Деметрием. Оксифемид был награжден афинским гражданством в первой половине 303 г., вероятно за услуги, которые он оказал городу во время Четырехлетней войны (IG II² 558). Несомненно, контакты Деметрия в городе придали ему уверенности, когда он планировал убийство царя Македонии.
36.12 ἡμέρᾳ μιᾷ φθάσειεν αὐτοὺς ὁ Δημήτριος (Смерть Александра: убийство или самооборона?): Плутарх приводит несколько противоречивых рассказов о том, что привело к смерти Александра. Здесь он оправдывает убийство Александра актом самообороны (ср. похожий рассказ Пирра об убийстве его эпирского соперника Неоптолема, Pyrr. 5.5), но в синкрисисе (5.5) он отмечает, что «многие говорят» (πολλοὶ λέγουσι), что рассказы о заговоре Александра против Деметрия являются «ложными обвинениями» (ψευδεῖς αἰτίας), состряпанными Деметрием, чтобы оправдать убийство его молодого соперника (ср. Павсаний [1.10.1; 9.7.3] и Диодор [21.7], где предполагаемый заговор против Деметрия не упоминается). В Mor.530D Плутарх ошибочно называет жертвой Деметрия Антипатра и не упоминает о взаимном заговоре. Был ли Александр невинной жертвой или был убит прежде, чем он смог выполнить свой собственный замысел, неясно; факт, что Деметрий заманил молодого человека из Македонии, прежде чем убить его, предполагает, что убийство было тщательно спланировано.