Глава 6

6.1 Ἀντίγονος … ἄνδρας: Различая безбородых юношей и мужчин, Антигон уподобляет борьбу с Птолемеем атлетическому состязанию. Участники разделялись на три возрастных класса: мальчиков, безбородых юношей и мужчин (Plato Laws 833C).
6.2 καὶ μετ' οὐ πολὺν χρόνον: (дата возвращения Деметрия в Сирию): Деметрий был разбит при Газе в конце 312 юлианского года. Впоследствии он перешел в Киликию для перегруппировки и, по–видимому, провел там большую часть зимы 312/1 г. В начале следующего года, предположительно, как только погода позволила ему пройти сирийские ворота (перевал Белен) и пересечь южный хребет Амана, он вернулся в Сирию. Его армия теперь была подкреплена военнослужащими из антигонидских гарнизонов в Сирии и Киликии (Diod. 19.93.1) и, возможно, дополнительными наемниками из богатых рекрутами киликийских районов.
Движения Деметрия нельзя воссоздать с какой–либо определенностью, но он, вероятно, занял позицию на равнине Амук к востоку от перевала Белен и послал разведывательные отряды для обследования региона.
6.2 Κίλλης Πτολεμαίου στρατηγὸς: Килл, македонец и друг Птолемея (Diod. 19.93.1–2), появляется в источниках только в связи с этим эпизодом.
6.2 μετὰ λαμπρᾶς δυνάμεως, ὡς ἐξελάσων Συρίας Δημήτριον ἁπάσης: Диодор (19.93.2) снабжает Килла «достаточной силой» (δύναμιν ἱκανὴν) и подтверждает, что Птолемей приказал своему военачальнику «изгнать Деметрия из Сирии совсем, или догнать и уничтожить его» (ἐκδιῶξαι τὸν Δημήτριον τὸ ἐκ τῆς παράπαν Συρίας ἢ περικαταλαβόντα συντρῖψαι). Килл, по–видимому, был послан из Финикии, которую Птолемей занял после победы при Газе (Diod. 19.86.1).
6.3 ὁ δ' ἐξαίφνης ἐπιπεσὼν οὐ προαισθομένῳ καὶ φοβήσας, ἔλαβεν αὐτῷ στρατηγῷ τὸ στρατόπεδον, καὶ στρατιώτας μὲν ἑπτακισχιλίους ζῶντας εἷλε, χρημάτων δὲ παμπόλλων ἐκυρίευσεν: Диодор (19.93.2) сообщает, что Деметрий получил сведения о том, что Килл разбил лагерь в Миусе в Сирии. Местонахождение Миуса неизвестно, но предположение, что он находится у Оронта, вполне разумно. Когда разведчики Деметрия доложили, что Килл пренебрегал мерами безопасности, он решил внезапно атаковать. Оставив свой багаж, Деметрий форсированным маршем вел свои легко оснащенные войска всю ночь и рано утром предпринял атаку (Diod. 19.9.3.2). Килл был разбит прежде, чем смог занять оборону, и он и его армия сдались без боя. 7000 пленных почти возместили потери, понесенные Деметрием при Газе, а захваченные сокровища Килла (χρημάτων δὲ παμπόλλων) стали приятным пополнением его военной кассы, что немало способствовало его великодушию в победе. Предположение о том, что Деметрий отправил часть трофеев в Олимпию, является умозрительным, но убедительным: святилище было разграблено ренегатом Телесфором в прошлом году, и жест постоянной поддержки Антигонидами дела греческой свободы был хорошо продуман.
6.5 αὐτόν τε τὸν Κίλλην … ἀπέπεμψε: Этот акт великодушия записан только здесь. Судьба 7000 заключенных не зафиксирована, но выкуп пленных солдат и зачисление их в собственную армию были стандартной практикой для диадохов (см., например, Diod. 19.73.19). Деметрий, возможно, выкупил некоторых из них, но если Плутарх прав, что Деметрий также захватил «большое сокровище», то он больше нуждался бы в людях, чем в деньгах.
6.5 τοῦτο τὸ πάθος Συρίας ἐξήλασε Πτολεμαῖον: Не поражение Килла заставило Птолемея покинуть Финикию и Палестину, а прибытие из Фригии армии Антигона. Выкупив оставшихся пленников или включив их в свое войско, Деметрий встал лагерем, предвидя, что Птолемей вскоре выступит против него в полном составе, послал отцу известие о победе и попросил подкреплений (Diod. 19.93.3). Местоположение этого лагеря неизвестно, но Диодор описывает, как Деметрий использовал топи и болота для укрепления своей оборонительной позиции, что предполагает болотистую область у Оронта вблизи места, где Селевк позже основал большой город Апамею и где, возможно, уже была посажена военная колония Антигонидов, Пелла (Страбон 16.2.10; название колонии может быть дополнительным указанием на то, что Антигониды происходили из Пеллы: Селевк основал несколько азиатских колоний, названных в честь его родного македонского города Европа). Ожидаемый ответ Птолемея так и не был проведен в жизнь, и когда Антигон прибыл в Сирию с сильным войском (Diod. 19.93.6), предположительно ранней весной 311 года, как только очистились перевалы таврского хребта (см. 19.69.2 о трудностях, с которыми столкнулась армия Антигона при попытке перейти из Киликии во Фригию зимой 314/313 г.), Птолемей послушался совета своих советников и решил отступить в Египет, разрушив по пути крепости Аку, Иоппу, Самарию и Газу (Diod. 19.93.4–7).
6.5 Ἀντίγονον δὲ κατήγαγεν ἐκ Κελαινῶν: Келены, в верховьях Меандра, были столицей персидской сатрапии Великой Фригии. Согласно Ксенофонту (Anab. 1.2.7-9), город был большим и процветающим, с парком и цитаделью и дворцом, построенными Ксерксом. Сатрапия не была полностью покорена в 333 году, когда Александр передал ее Антигону, который в последующие два года разгромил персидское контрнаступление и стабилизировал регион (App. Succ. 4.1.34–35). Келены служили резиденцией империи Антигона, пока он не основал Антигонию в 306 году на стратегическом участке, контролирующем долину Нижнего Оронта (Diod. 20.47.5), после чего он остался центром власти Антигонидов в Малой Азии.
χαίροντα … υἱόν: Диодор (19.93.4) приводит аналогичное описание радости Антигона, добавляя, что Антигон думал, что победа Деметрия доказала, что он «достоин быть царем» (βασιλείας ἄξιον). Источником радостного воссоединения отца и сына, вероятно, является Гиероним.