Глава 6: Эпилог

Данный эпилог предназначен для документирования греко–египетских отношений и подъема Персидской империи. Только в знании истории первого тысячелетия до нашей эры раскрывается смысл восстания Инара. Поэтому здесь приводится краткий обзор. То, что Инар был ливийским князем, не удивительно. Уже в Новое царство (около 1550 - 1070 гг. до н. э.) в иерархии египетской армии начались проникновение и возвышение ливийских наемников, пока они даже не стали 21‑й династией во главе государства. Только 25‑я династия (727 - 652 гг. до н. э.) кушитов прервала это ливийское правление до тех пор, пока ассирийцы не захватили Египет. Двадцать шестая династия (664 - 525 гг. до н. э.) характеризовалась не только господством фараонов ливийского происхождения, но главным образом обороной против азиатских держав: сначала ассирийцев, затем вавилонян и, наконец, против мидян и персов. При этом проводилась политика создания вассальных государств; соответственно поддерживалась какая–нибудь слабая ближневосточная держава, которая служила буферным государством против новой сильной империи. Важным аспектом 26‑й династии являются тесные контакты с греками. Греция никогда не была изолирована; уже в Среднее и Новое царство минойцы и микенцы имели торговые связи с Египтом. Их участие в международной миграции морских народов противоречиво. В 26‑ю династию укреплялись связи в военной и торговой областях. Амасис (570 - 526 гг. до н. э.) с помощью греков, которые уже были в стране купцами и наемниками, создал греческий флот в противовес финикийским флотам Ближнего Востока. Поэтому неудивительно, что в Египте вспомнили о греках, когда положение Инара ухудшилась.
Несмотря на это, 26‑я династия не смогла противостоять распространению Персидской империи при Кире II и Камбизе II. В 525 до н. э. Египет был завоеван и включен в Персидскую империю. Персидская империя не остановилась в Египте. Она неустанно продвигалась на запад, пока не была остановлена греками в знаменитых персидских войнах. История Пентеконтаэтии начинается с конца кампании Ксеркса против Греции. Под руководством Афин она перешла в 479 г. в контрнаступление; персидские базы в Греции были срыты, велась война против мидийских элементов среди греков. Персидские войска собрались у Эвримедонта, чтобы перехватить военную инициативу, но были уничтожены Кимоном в огромном двойном сражении (PLATON MENEXENOS 241 DF; LYKURGOS LEOCR. 72 F; PLUT. KIM. 12 F; DIODOR XI 61; JUSTIN II 15,17 FF; SUDA S. V. FEMISTOKLES). После смерти Ксеркса в Персидской империи прошли восстания, особенно в Бактрии. И Египет почуял шанс снова стать независимым. Первым делом прогнали персидских сборщиков налогов. После этого были собраны войска, а ливийский князь Инар — вождь бакалов — стал лидером. Инар смог расширить свое владение за счет других ливийских племен на окраине Персидской империи. Он воевал с войсками персидской сатрапии под руководством Ахемена, брата Ксеркса I и дяди Артаксеркса. В битве при Папремисе Ахемен был убит, а бегущие персидские войска были окружены в Мемфисе.
Инару же пришлось искать других союзников. Естественно, его взгляд упал бы на Грецию, где военно–морские силы, возглавляемые Афинами, вели большое и успешное наступление на Персию. Поэтому у Афин попросили помощи, которая, конечно же, была предоставлена. Опытные греческие войска овладели Нилом и осадили Мемфис (THUK. I 104,2). Персия была втянута в оборону, но еще не разбита. Финикийские земли были подготовлены для защиты Азии, и дипломатическое посольство в Спарту попыталось вызвать беспорядки в Греции; очевидно, великому царю были хорошо известны внутренние условия Греции и особенно афино–спартанский дуализм. В то же время были набраны мощные войска под руководством Мегабиза и Артабаза. Здесь мы должны указать на проверенную тактику персов, которая напоминает греческую кампанию Ксеркса I: были созданы условия (здесь — Афонский канал, там укрепление Финикии), было начато дипломатическое наступление (прежде — требование земли и воды, позже — посольство в Спарту), войска набирались по всей империи. И началась почти «амфибийная» стратегия поддержки с моря сухопутных сил. Эта стратегия была успешной. Мегабиз и Артабаз смогли освободить осажденные войска в Мемфисе и окружить повстанцев и их союзников на Просопитиде. Через 18 месяцев этот нильский остров был захвачен. Это не остановило восстание: Амиртей мог держаться как царь в болотах Дельты и основать 28‑ю протодинастию (THUK. I 110,2). Кимон, который повел в 450 г. до н. э. экспедицию на Кипр, поддержал его 60 кораблями. Тем не менее, Амиртей не привел Египет к независимости. После того, как в 449 г. до н. э. Аттическо–Делосский морской союз заключил Каллиев мир с персидским царством и тем самым отказался от дальнейшего наступления на великую империю, Египет не смог продолжить свои планы о независимости. Сыновья Инара и Амиртея были сделаны вассальными царями и правили в Египте совершенно независимо. Египет был на время умиротворен, пока Амиртай, вероятно, потомок восставшего Амиртая, не смог при 28‑й династиии вернуть Египту независимость.

Критика источников

Наши основные источники — Фукидид, Ктесий и Диодор; другие сведения найдены у Геродота, Корнелия Непота, Плутарха, Исократа, Аристодема и Клавдия Элиана. Три современных источника — надпись Эрехтейской филы, Самосская надпись и остракон из Aйн эль-Maнавира. К сожалению, источники частично противоречивы. Следовательно, в наших трех основных источниках мы также получаем три разных варианта восстания. Фукидид сообщает только об афинской экспедиции, не рассказывая о битве при Папремисе. Ктесий сохранился только в отрывках патриарха Фотия. К сожалению, хронология Диодора не всегда заслуживает доверия.
Прежде всего поговорим о Фукидиде. К сожалению, о времени Пентеконтаэтии он докладывает суммарно и без точного датирования событий. Он концентрируется исключительно на растущей силе Афин, чтобы показать истинные причины Пелопоннесской войны. Но он все еще много знает об афинской экспедиции в Египет. Тем не менее он предлагает нам искаженную и крашеную картину. Он интерпретирует экспедицию как ненужную и смелую, сравнивая ее с сицилийской экспедицией, что, безусловно, неверно.
Ктесий, вероятно, поставил перед собой задачу противоречить Геродоту везде, где можно. Его очевидные недостатки, которые приводили к тому, что многие антикварные пользователи его работы столкнулись с головной болью, заставили Бихлера предположить, что Ктесий не воспринимал себя всерьез. Хотя он был врачом при дворе Персии, он не потрудился использовать персидские источники; вместо этого он, по–видимому, сообщал о придворных и гаремных сплетнях. К сожалению, однако, мы не можем делать каких–либо определенных заявлений о его работе, поскольку мы получили ее лишь в выдержках Фотия, и мы должны спросить, не усиливал ли Фотий ошибки Ктесия. Несмотря на эти проблемы, информация Ктесия, похоже, как поддерживает реконструированную версию восстания, так и ломает ее полностью. Конец восстания в Библе, например, совершенно абсурден. С другой стороны, сообщение Ктесия о военных силах Афин вписывается в теорию промежуточного вывода флота из Египта.
Диодор пытался написать летописную историю мира. Шесть лет афинской экспедиции у Фукидида занимают у Диодора только четыре архонтских года. К сожалению, мы также должны признать, что Диодор в основном использовал Ктесия, что не сделало его еще более заслуживающим доверия, хотя он не причастен к самым серьезным ошибкам книдийского врача.
Геродот не сообщает подробности восстания, но он упоминает о нем в нескольких кратких, но очень информативных и важных заметках. Только через него мы узнаем, что род Инара и Амиртея продолжился, и их правление было передано персам их сыновьям.
Исократ, Аристодем и Элиан, конечно, должны рассматриваться только как дополнение. Они очень кратко сообщают об афинской экспедиции и приводят каноническую потерю 200 кораблей. Только современные источники в виде двух надписей и остракона, заслуживают плного доверия и интегрированы в нашу теорию.

Датирование восстания

Теперь нужно дать резюме восстания, с особым акцентом на хронологию Пентеконтаэтии. Следует, однако, сказать, что приведенная здесь хронологическая классификация должна рассматриваться только как предположение; ничего не фиксировано и все ненадежно! Несомненно, что в 465 году до нашей эры Ксеркс I был убит, и на трон взошел Артаксеркс I. Вслед за этим в Бактрии вспыхнуло восстание, которое, в свою очередь, привело к восстанию в Египте. Это было в 464 году до нашей эры — что не подтверждено, но известно, что собрали войска, выбросили персидских налоговиков и сделали князя бакалов Инара лидером. В том же году в Пелопоннесе произошло сильнейшее землетрясение, которое уничтожило Спарту и привело к великому восстанию мессенцев (THUK. I 101,2). В 463 до н. э. восставшим мессенцам пришлось отступить на гору Ифому, где они были осаждены. Говорят, что восстание длилось десять лет, но это очень сомнительно. Вероятно, в 462 до н. э. в битве при Папремисе был побежден египетский наместник Ахемен, возможно, после множество сражений и стычек. Арамейские папирусы Верхнего Египта, собранные Каном, указывают на пробелы в датах, относящихся к этому периоду, что может свидетельствовать о беспорядках в Верхнем Египте. Допуская, что предлагаемая датировка верна, мы можем ставить остракон из Айн Манавира в 462 г. до н. э. После битвы при Папремисе остатки персидских войск бежали в цитадель Мемфиса, где они были осаждены повстанцами. В этой ситуации Инар призвал на помощь афинян, которые крейсировали у Кипра, видимо зная о восстании и собираясь его использовать. Помощь была предоставлена охотно (THUK. I 104).
В 461 году до нашей эры Кимон подвергся остракизму. Причиной этого было, вероятно, отвержение Спартой Афин во время осады Ифомы. Спарта позвала Афины против осажденных мессенцев на горе Ифоме, но вспомогательный корпус под руководством Кимона вскоре отправился домой. В этой связи, в 462 году до н. э. Афины заключили союз с Аргосом и Фессалией, врагами Лакедемона (THUK. I 102). Год 463/2 до н. э. также включает в себя капитуляцию Фасоса после трех лет осады и конституционную реформу Эфиальта в отсутствие Кимона. Вскоре Эфиальт был убит.
После того как афиняне в 461/0 до н. э. овладели Нилом, большая часть войск в 460/59 до н. э. была отвлечена для сражений при Галиях, перед Эгиной и в Мегариде. В то же время были также совершены рейды на остров Кипр и Финикию, что подтверждается надписью Эрехтейской филы. Персы, однако, не остались без дела. Финикия была защищена (EZRA 7,7), армия под командованием Мегабиза и Артабаза и обучалась в Киликии (THUK. I 109,2; DIODOR XI 75; KTES. PERS. § 33). Началось дипломатическое наступление, так как перс Мегабаз были отправлен в Спарту, чтобы подкупить лакедемонян для вторжения в Аттику. Миссия провалилась (THUK. I 109,2; DIODOR XI 74,5). Очевидно, что в то же время посольства из Аргоса и Афин — последние под руководством Каллия — были при персидском дворе. Вполне возможно, что мирные переговоры уже были проведены Афинами.
В то время как в Египте Мемфис был осажден, в Греции тоже произошли бои. Поэтому Афины сражались на двух фронтах. В 457 до н. э. фокейцы атаковали дорийцев, что привело к вступлению лакедемонян в Беотию. Афины отрезали войскам Пелопоннесского союза обратный путь, что привело в 457 года до нашей эры к битвам при Танагре и Энофитах (THUK. I 107; DIODOR XI 79 F). В следующем 456 г. до н. э. Эгина была вынуждена капитулировать после трехлетней осады. Афины опять стали богаче ресурсами и отправили карательную экспедицию в Фессалию, чтобы возвратить туда Ореста, законного претендента на трон. Толмид также проплыл вокруг Пелопоннеса и опустошил территории Пелопоннесского союза (THUK. I 108,5; DIODOR XI 84).
В 456 г. до н. э. Мегабиз и Артабаз появились в Египте, освободили Мемфис и захватили союзные войска на нильском острове Просопитиде, где они осаждались полтора года. В 454 г. до н. афиняне были вынуждены капитулировать после шести лет эпопеи в Египте. Экспедиция закончилась, но не восстание. Амиртей, товарищ Инара, смог удержаться на болотах дельты, и оттуда вел партизанскую войну, после того как Инар был казнен персами.
Возможно, в 454 г. до н. э. между Афинами и Спартой был заключен пятилетний мир. Еще одна возможная дата — 451 год до н. э., когда Кимон возвращается из изгнания (DIODOR XI 86). В течение следующих трех лет греческая деятельность засторопилась, пока Афины в 450 году до нашей эры не отправили под командованием Кимона еще одну экспедицию на Кипр. Амиртей также был поддержан 60 кораблями. В 449 до н. э. Кимон умер на осаде Кития, что положило конец кипрской экспедиции. Корабли были отозваны из Египта, и с Персией было заключено соглашение, известное в современных исследованиях как «Каллиев мир», хотя его юридический характер (мирное соглашение или неофициальный договор) не гарантирован. Амиртей, кажется, был потом побежден персами, а его сын Павсирис назначен вассальными царем. Под 444 г. до н. э. мы узнаем о поставках зерна от Псамметиха, царя Египта, в Афины и, возможно, он и есть Павсирис. Фаннир, сын Инара, был поставлен над княжеством своего отца в Ливии и осуществлял там властные полномочия для персов. Египет был умиротворен до 404 года до нашей эры, когда Амиртей II сделал его независимым и основал 28‑ю династию. Следует еще раз подчеркнуть, что представленная здесь хронология является лишь предположением и далеко не так надежна, как она выглядит. Хронология египетского восстания и афинская поддержка сильно различаются в исследованиях.

Причины

Причины восстания в Египте и афинской экспедиции быстро обнаруживаются. Египетские жрецы ненавидели правление Ксеркса I. Инар, ливийский князь бакалов, увидел здесь шанс стать фараоном, когда боевики сделали его вождем восстания. Афины, конечно же, не могли устоять, чтобы не освободить Египет от Персидской империи и не привязать его к себе. Зерновые ресурсы нильской земли были слишком заманчивыми. Кроме того, египтяне поставляли важный контингент в персидский флот и давали большую долю доходов империи. Египтяне удачно выбрали время. В Персеполе произошла кровавая смена престола, тогда как на востоке империи вспыхнуло еще одно восстание, которое наверняка отвлекло внимание великого царя. На западе империи сильно угрожали греки под руководством Афин, что привело к решительному наступлению на восток.
Использованные средства, цифры потерь и их важность для Афин Для того, чтобы получить картину, мы должны отделить использованные ресурсы от цифр потерь, и изучить их отдельно.
Количество кораблей, которые Афины использовали в Египте, всегда указывается в источниках как 200. Наука следует этой цифре. Тем не менее, по теории большая часть кораблей ушла после завоевания Нила и сражалась при Галиях и перед Эгиной. Это необходимо учитывать в любом случае. Кроме того, необходимо также принять во внимание, насколько значительна была доля членов союза. Хиос, Лесбос и Самос были способны выставить 100 кораблей; следовательно, вовсе необязательно, чтобы Афины отправили в Египет более 100 судов.
Если же мы посмотрим на потери, то источники расскажут нам три версии. Для Фукидида, поражение в Египте было катастрофой, сопоставимой с сицилийской (THUK. I 110). У Диодора, с другой стороны, большая часть греков возвращается домой (DIODOR XI 77,5). Для Ктесия потерями были всего 6000 греков, которые все равно должны были капитулировать; 50 из них были впоследствии казнены (KTES. PERS. § 34). О доле ливийско–египетских войск нельзя даже гадать. Ни один источник не делает никаких предположений. Если мы посмотрим на 26‑ю династию, то мы услышим о цифрах, сопоставимы с численностью войск персов: 250 000 солдат, например, дезертировали из Элефантины (HDT. II 30 F). Саисские армии были большой массой солдат и наемников разного происхождения. Наконец, освещаются персидские войска. Греческие источники говорят о более чем 300 000 пехотинцах и около 600 кораблей (KTES. PERS. § 32; DIODOR XI 74). Это, конечно, сильное преувеличение, которое должно подчеркнуть героизм греческих войск и восприниматься как что–то очень большое. Мы не можем сказать, сколько персидских солдат действовало на самом деле.

Двадцать восьмая протодинастия

После того, как греки и их союзники сдались на Просопитиде, Амиртей смог бежать в болота Дельты (THUK. I 110,2), откуда он, похоже, вел партизанскую войну против персов. Еще в 450 г. до н. э., когда Кимон возглавил свою экспедицию на Кипр, Амиртей был правителем болот. Он был поддержан Кимоном 60 кораблями (THUK. I 112; DIOD. XII 3; NEPOS 5 3,4; PLUTARCH KIMON 18 F). После этого мы теряем след, поскольку греческие источники больше не интересовались судьбой Египта. Однако мы узнаем о поставках зерна (PHILOCHOROS FG RHIST 328 F 119), которое в 444 году до нашей эры фараон Псамметих отправил в Афины. Этот царь, Псамметих, возможно, был либо Амиртеем другим князем дельты, либо сыном Амиртея, Павсирисом, назначенным от персов вассальным царем; Также была бы вероятность того, что доминионы Павсириса и Амиртея перекрывались. Поскольку совершенно невероятно, что после восстания дельта должна была содержать более одной княжеской династии, остаются две другие возможности. К сожалению, мы не можем найти хронологический конец Амиртея; Мы даже не знаем, почему он должен был отказаться от сопротивления. Фактом является то, что его сын сохранил правление своего отца с разрешения персов (HDT. III 15,2). Скорее всего, мы можем в царе Псамметихе из 444 года до нашей эры узнать Павсириса. Следующее, что мы слышим из Египта — это основание 28‑й династии Амиртеем Саисским. Однако этот Амиртей не мог продержаться долго и вскоре был сменен двадцать девятой династией. Недаром возникает предположение, что этот Амиртей может быть потомком восставшего Амиртея — тождество имен нам на руку. К сожалению, мы не можем найти резиденцию династии Амиртея «повстанца». Что Амиртей двадцать восьмой династии происходит из Саиса, не обязательно, потому что он, возможно, был только преемником 26‑й династии, как возможно уже Инар как якобы сын Псамметиха.
Следует упомянуть еще о восстании 486/5 до нашей эры, о котором мы, к сожалению, знаем только из Геродота. Эдер знает руководителя этого восстания и называет его Псамметихом IV двадцать шестой династии; где он обозначен как сын Псамметиха III. Возможно, этот Псамметих IV связан с нашими мятежным Амиртеем. Поэтому ясно, что мы можем признать династию в дельте. 26‑я династия закончилась Псамметихом III, когда Камбиз II в 525 до н. э. завоевал Египет (HDT. III 1 FF; 31 FF). В 486/5 до н. э. произошло великое восстание; возможным лидером был Псамметих IV. По имени он ставил себя в ряду 26‑й династии, но его настоящее происхождение от Псамметиха III сомнительно.
Более вероятно, что этот Псамметих IV связан с восставшим Амиртеем, который теперь должен был называться Амиртеем I. Если это так, то Псамметих IV является основателем 28‑й протодинастия. Амиртей I возглавлял великое восстание на стороне Инара с 464 года до нашей эры и, возможно, оставался в болотах дельты по его окончании. Его сын Павсирис получил правление своего отца. Поскольку у нас едва ли есть какие–либо известия о 28‑й династии и ее единственном представителе Амиртее, мы можем постулировать, не противореча источникам, что этот Амиртей II является потомком Павсириса, сына Амиртея I.
Также в Ливии мы можем видеть три поколения местной династии. Туземный князь Псамметих мог расширить свое княжество бакалов за счет пограничных племен и передать его своему сыну Инару II. Последний же был назначен фараоном от египтян, предположительно из–за своей военной мощи. Геродот сообщает нам, что его преемником был некий Фаннир.