Глава пятая

Острова, лежащие около Крита: Ѳера, Анафа, Ѳерасия, Иос и др. Сведения о Деле. Значение Дела. Киклады. Спорады. Карпаѳское морѳ. Островной мед.
1) Около Крита лежат острова: Ѳера, метрополия Киренцев, заселенная лакедемонскими колонистами; но соседству с ним лежит Анафа, на котором стоит храм Аполлона Айглета. Каллимах упоминает об этих островах, говоря в одном месте так: "Айглету, Анафу, соседнюю с лакедемонскою Ѳерою". В другом месте он упоминает о Ѳере: "Мать нашего отечества, знаменитого лошадьми". Ѳера - длинный остров, имеющий в окружности двести стадий; лежит он подле острова Дии, находящегося в соседстве с Гераклеем Кносским, а отстоит от Крита на 700 стад. Близко к Ѳере лежат Анафа и Ѳерасия. От последнего отделен промежутком во 100 стад. островок Иос, на котором погребен, как утверждают некоторые, Гомер. К западу от Иоса лежат острова: Сикин, Лагуса и Фолегандр; последний Арат называет железным за суровость его местности. По соседству с ними находится Кимол, откуда и название страны Кимолии. Отсюда виден Сифн, тот самый, вследствие незначительности которого сложилась поговорка: "Сифнийский позвонок". Еще ближе к Кимолу и Криту находится остров Мел, значительнее только что упомянутых; от гермионского мыса Скилая он отстоит на 700 стад.; почти на столько же и от Диктинная. Аѳиняне послали некогда на этот остров войско и избили здесь очень много молодежи. Таковы острова в Критском море. Скорее в Эгейском море, нежели в Критском, лежат как Дел, так и облегающие его кругом Киклады, а также соединяющиеся с этими последними Спорады, в числе которых находятся острова, упомянутые нами, и лежащие около Крита.
2) Дел имеет город, расположенный в равнине, а также святилище Аполлона и Латоны. Выше города тянется обнаженная и суровая гора Кино; через остров протекает небольшая река Иноп; невелик впрочем и самый остров. Остров этот еще издревле, от времен героических пользуется, большим почетом, благодаря этим богам. Миѳы повествуют, что Латона, разрешившись здесь от мук родов, произвела на свет Аполлона и Артемиду. "Прежде, говорит Пиндар, носили ее волны, удары всевозможных ветров; потом, когда родившаяся на Кое почувствовала острые страдания приближающихся родов, тогда поднялись от оснований земли четыре прямых, несокрушимых столба, на вершинах которых держалась свала; здесь, родивши, она увидела блаженное потомство". Дел сделали знаменитым окружающие его острова, т. н. Киклады, которые посылали в честь божества на общественный счет ѳеоров, жертвы, танцевальные хоры девушек и устраивали на нем большие народные собрания.
3) Вначале насчитывали двенадцать островов, впоследствии присоединены были к ним многие другие. Артемидор насчитывает их пятнадцать, заметивши об Елене, что остров этот тянется от Ѳорика до Суния, что он длинен, имеет около 60 стад. в длину; "от него", по его словам, "начинаются Киклады". После того он называет Кео, остров ближайший к Елене, потом Кион, Сериф, Мел, Сифн, Кимол, Препесинѳ, Олиар, а кроме этих Пар, Накс, Сир, Макон, Тен, Андр, Гиар. Что касается прочих островов, то я полагаю их в числе тех двенадцати Киклад; гораздо меньше относится это к Препесинѳу, Олиару и Пару. Прибывши на Гиар, я видел там только незначительную деревню, населенную рыбаками. Когда мы отплывали оттуда, мы приняли одного рыбака, снаряженного деревнею в качестве посла к Кесарю, который в то время находился в Коринѳе, отправляясь на актийский триумф. Посланец, плывший вместе с нами, на вопросы спутников отвечал, что он отправляется для испрошения сокращения дани: они платили 150 драхм, между тем как с трудом могли уплачивать даже сто. Арат также указывает на их бедность в следующем месте маленького стихотворения:
"О Латона! Ты пройдешь мимо меня, похожого на жедезиый Фо-легандр или на жалкий Гиар".
4) Дел, сделавшийся известным, еще более поднялся вследствие разрушения Коринѳа Римлянами: сюда перешли купцы, привлекаемые свободою храма от подати, а также удобством гавани; последняя расположена очень удобно для плывущих в Азию из Италии и Еллады. Самый народный праздник есть отчасти коммерческое учреждение, и остров посещался часто разными народами, а в особенности Римлянами еще в то время, когда существовал Коринѳ. Аѳиняне, овладевши островом, обращали также большое внимание на священнодействия и на торговлю. Но когда напали на Дел полководцы Миѳридата, а тиран увлек его к отпадению, весь остров был опустошен. Таким образом Римляне после возвращения царя на родину, снова заняли остров уже разоренный, и по настоящее время он пребывает в бедности. Владеют им Аѳиняне.
5) Ренея - небольшой, пустынный остров в четырех стадиях от Дела; там находятся могилы делийцев, так как на самом Деле не дозволяется ни умирать, ни сожигать трупы, равно как не дозволяется держать на нем собак. Дел назывался прежде Ортигией.
6) Кео имел некогда четыре города; из них сохранились два: Юлида и Карѳая, в состав которых, вошли и два другие: Поеэсса соединился с Карѳаею, Корессия с Юлидою. Родом из Юлиды были: лирический поэт Симонид и Бакхилид, племянник первого; позже, врач Ерасистрат, из философов перипатетиков Аристон, последователь Борисоенита Биона. У жителей Кео был некогда закон, о котором упоминает и Менандр:
"Прекрасен, о Фания, тот закон Кеосцев: кто не может жить честно, тот не должен жить и дурно".
Закон этот, как кажется, определял, чтобы все старики, имеющие более 60 лет, отравлялись цикутою, чтобы таким образом достаточно было пищи остающимся в живых. Осажденные некогда Аѳинянами они, как рассказывают, издали постановление, по которому самые старые из граждан должны были умереть, причем определен был и возраст их, после чего осаждающие сняли осаду. Город расположен на горе, почти на расстоянии 25 стад. от моря; гаванью его служит место, где находилась Корессия, не имеющая теперь населения даже деревни. Подле Корессии и Поеэссы стоит храм Аполлона Сминѳея, а между этим храмом и развалинами Поеэссы находится святилище Аѳины Недусии, воздвигнутое Нестором на обратном пути его из под Трои. Возле Корессии течет еще река Еликс.
7) За Кео лежат достойные упоминания острова: Накс, Андр и Пар. Из последнего был родом поэт Архилох. Жители Пара основали Ѳас и город Парий в Пропонтиде. В этом городе, говорят, есть достойный внимания жертвенник, потому что каждая сторона его имеет стадию длины. На острове Паре находится так называемый паросский камень, самый лучший для мраморных статуй.
8) Сир - первый слог удлиняют (Σῦρος), - родина Ферекида, сына Бабия. Аѳинский Ферекид жил позднее его. Гомер упоминает об этом острове, называя его Сирией в следующих словах:
"Остров, который зовется Сирией, что выше Ортигии".
9) Микон-тот остров, под которым, как повествуют миѳы, лежат последние великаны, умерщвленные Гераклом, откуда пошла поговорка: flBce под один Микон", о тех лицах, которые соединяют в одном описании предметы, разделяемые самою природою. Лысых некоторые называют Миконами, потому что лысина встречается очень часто на этом острове.
10) Сериф - тот остров, на котором Диктий, по словам миѳов, вытащил сетями ящик, содержавший Персея и мать его Данаю; они выброшены были в море Акрисием, отцем Данаи. Говорят далее, что Персей был здесь вскормлен и, показавши жителям Серифа добытую им голову Горгоны, превратил всех их в камни; сделал он это, будто бы желая отмстить за мать, потому что царь Полидеят намеревался взять насильно в жены себе мать Персея, а жители Серифа помогали ему в том. Остров до такой степени каменист, что комики говорят, будто он таким сделался от Горгоны.
11) Тен имеет небольшой город, а за стенами города в роще находится большой храм Посейдона, достойный осмотра. В храме устроены обширные столовые, а это показывает, что сюда приходят очень многие соседи праздновать в честь Посейдона вместе с Тенийцами.
12) В числе Спорадов находятся: Аморг, родина Симонида, ямбического поэта, Лебинѳ и Лерия. Вот изречение Фокилида:
"Леросцы злы, не тот или другой, но все, кроме Прокла, хотя Прокл и Леросец".
Действительно, жители Лерия приобрели репутацию злых людей.
13) Недалеко отсюда лежат также острова: Патм и Корассии, на запад от Икарии, а эта последняя лежит к западу от Сама. Икария - необитаемый остров, но имеет пастбища, которыми пользуются самосцы. Не смотря на такие свойства, остров тем не менее знаменит; по его имени называется расстилающееся около него море, на котором кроме него лежат еще Сам и Кос, а также только что названные Корассии, Патм и Лер. На Саме пользуется известностью гора Керкетей больше, нежели гора Ампел; последняя лежит выше города Самосцев. С морем Икарийским соединяется на юге море Карпаѳское, а с этим последним Египетское; с запада к Икарийскому морю прилегают моря Критское и Либийское.
14) В Карпаѳском море лежат многие из Спорадов, в особенности между Косом, Родом и Критом. В числе их находятся Астипалая, Тел, Халкия, а также те, которые называет Гомер в "Каталоге":
"Которые владели Нисиром, Крапаѳом, Басом, Косом, городом Еврипида и островами Калиднами".
Кроме Коса и Рода, о которых мы будем говорить впоследствии, прочие острова мы помещаем в числе Спорадов и упоминаем об них здесь, хотя они и лежат ближе к Азии, нежели к Европе. Самый ход изложения заставил нас обнять вместе с Критом и Кикладами Спорады. В описании Азии мы будем говорить о тех островах, заслуживающих упоминания, которые прилегают к ней, именно: о Кипре, Роде, Косе, а также о лежащих до следующего затем берега: Саме, Хии (Хиосе), Лесбе и Тенеде. Теперь мы возвратимся к Спорадам, о которых стоит упомянуть.
15) Астипалая лежит довольно далеко в открытом море, имеет город. Тед тянется вдоль Книдии; он длинен, высок, узок, в окружности имеет около 140 стад., на нем есть и корабельная пристань. Халкия отстоят от Тела на 80 стад., от Карнаѳа на 400, от Астипалаи удалена на расстояние почти вдвое большее этого. На нем есть поселение того же имени, храм Аполлона и гавань.
16) Нисир лежит к северу от Тела, отстоя от него стадий на 60, на столько, на сколько отстоит от него и Кос; он имеет форму круглую, высок, каменист, изобилует мельничными каменьями, таз что и соседи получают их оттуда в достаточном количестве. Нисир имеет город того же имени, гавань, теплые ванны и храм Посейдона. В окружности он имеет 80 стад. Подле него лежат еще островки, которые называются Нисирскими. Говорят, что Нисир составляет кусок, оторванный от Коса, причем приводят и сказку, будто Посейдон, преследуя одного из великанов, Полибота, отрубивши трезубцем кусок Коса, бросил в преследуемого, и брошенный кусок сделался островом Нисиром, под которым будто бы лежит убитый великан; впрочем, по мнению некоторых, великан лежит под Косом.
17) Остров Карпаѳ, который у Гомера называется Крапаѳом, высок и имеет в окружности 200 стад. На острове было четыре города; имя, которое он носит, знаменито; от него и море названо Карпаѳским. Один из городов на нем назывался Нисиром, одним именем с островом Нисиром. Остров этот лежит против Белого берега Либии, который от Александрии отстоит стадий на 1,000, а от Карпаѳа тысячи на четыре.
18) Кос лежит в 70 стадиях от Карпаѳа и в 250 от Самония, мыса Крита; в окружности он имеет 50 стад. На нем есть город того же имени, а кругом него лежит много островов, которые называются Касийскими.
19) Говорят, что Гомер называет Калиднами острова Спорадские, из которых один называется Калимною. Возможно, что как от Насиров и Косов соседние острова и подчиненные им получили свои названия, так и острова, лежащие кругом Калимны, называвшейся тогда быть может Калидною, названы были от неё Калиднами. По мнению некоторых, островов Калидн два, Лер и Калимна, которые и называются у Гомера. Скепсиец утверждает, что остров Калимна носит название во множественном числе, Калимны, как Аѳины или Ѳивы, и что выражение поэта следует принимать, сделавши перестановку слов; Гомер будто бы не желает сказать: "острова Калидны", но: "те которые владели островами Нисиром, Крапаѳом, Басом и Босом, городом Еврипила, и Калиднами".
Островной мед вообще превосходен и может поспорить достоинством с аттическим, но особенно он хорош на только что поименованных островах, а самый лучший на Калимне.