XXII Элевсинская речь
1. О Элевсин [1], насколько отраднее было бы мне воспевать тебя встарь! А ныне какой посягнет на это Орфей, какой Фамирид, какой Мусей-элевсинец? [2] Какие кифары и лиры оплачут всеобщее горе, горе всей земли? [3] Какую задачу ты поставил передо мной, Зевс? При первых же словах я цепенею и отступаю; и если должен я говорить, то лишь потому, что молчать я не в силах.
2. Кто из эллинов, кто из варваров настолько темен и невежествен, кто настолько чужд всему земному и божественному, кто, наконец, настолько нечувствителен к красоте, - кроме тех, кто свершил это деяние и кого ожидает позорная гибель, - чтобы не признавать Элевсин святыней для всей земли, самым блистательным из всех святилищ, существующих у людей, и внушающим священный трепет? Где воспевались преданьями чудеса славнее, где творились события поразительнее, где услады для глаз и услады для слуха больше соперничали друг с другом? (3.) То, что доступно внутреннему узрению, являлось многим и многим блаженным поколениям мужей и жен в неизреченных видениях.
А то, что открыто для всех, прославляют и поэты, и ораторы, и историки.
Они говорят, что долгое время не видел никто дочери Деметры; все земли и моря обошла богиня в поисках дочери; обрела же она ее лишь тогда, когда пришла в Элевсин и нарекла это место его нынешним именем [4]. Обретя дочь, установила здесь Деметра свои таинства. (4.) Тогда же и хлеб даровали обе богини Афинам, Афины же - всем эллинам и варварам: ибо и у них рассказывают о Келее и Метанире, о Триптолеме и об окрыленной драконами колеснице, которая носится над всеми морями и землями [5]. Первыми из чужеземцев были посвящены в таинства Геракл и Диоскуры, а гимнические состязания были установлены в Элевсине раньше, чем где-либо в Аттике; награда в них - молодые плоды: люди как бы испытывают, сколько сил прибавляет им пища, которую сами они выращивают. И первые плоды урожая Эллины ежегодно привозят в Афины, как к родной матери, породившей и их самих и плоды их; эвмолпиды же и керики, чьи прародители - Посейдон и Гермес, становились иерофантами и факелоносцами при таинствах. Таковы рассказы преданий. (5.) Позднее, недолго спустя после возвращения гераклидов в Пелопоннес [6], доряне пошли войною на Афины [7]; но, достигнув Элевсина, они устыдились, а лучше сказать - и устрашились, повернули и удалились обратно. Благодаря этому их походу заселена была наша Иония.
6. Во время Мидийской войны, когда не только Эллада, но и все земли, неподвластные персам, переносили величайшие испытания и бедствия, погибли в огне многие эллинские храмы и даже краса Эллады-город афинян, но Элевсину суждено было остаться невредимым; [8] более того, во время морской битвы сам Иакх [9] вышел на помощь сражавшимся, а со стороны Элевсина поднялась туча и под звуки священных таинственных песнопений обрушилась с высоты на суда; в ужасе обратился в бегство Ксеркс, и мидийская сила сокрушилась.
7. Когда у эллинов происходила великая междоусобная война [10] и все было в смятении, один лишь Элевсин неким чудом оставался в покое: ни беотийские конники, ни вторжения лакедемонян и пелопоннесцев не коснулись его стен и на святыню храма никто не бросил нечестивого взора. Впоследствии из Феспий сделал набег Сфодрий [11], но одного вида факелов было довольно, чтобы угасить его гнев. Нарушены были все священные перемирия: во время Пифийских игр была захвачена Кадмея; на Истмийские празднества одновременно отправляли священное посольство и аргивяне и коринфяне, оружием сразившие друг друга; о битве на Алфее умолчу, хотя и здесь доблесть и победы оборонявшихся немалым были знамением Зевса. Одни только узы таинств оставались нерушимы, и только во время Элевсиний наслаждалась Эллада здоровьем; поистине очистительным обрядом от безумий к от всех небывалых бедствий были для нее эти собрания.
8. Но к чему перебирать все подробности? И Филиппы, и Александры, и Антипатры, и вся эта вереница последующих владык - много смятения посеяли они в Греции, одного Элевсина не коснулись, словно он был неприступен и могуществом превосходил их самих. Не говорю уже о том, как в довершение всего вторглись в Элладу кельты; [12] одно лишь можно добавить - среди всех этих бедствий храм уцелел. Единственным напоминанием о древнем благоденствии и благочестии оставался он и для нашего города и для всей Эллады. Битвы на суше и на море, законы и государства, слава и молва, - короче, все прошло; но таинства оставались.
9. На остальные празднества эллины собираются каждый пятый или каждый третий год, и только таинства справлялись ежегодно. И притом величайшим чудом богов было то, что всех собравшихся вмещало одно только здание: целому городу равен был Элевсинский храм. (10.) Кто может не восхищаться этими изваяниями, этими картинами, этими выставленными повсюду украшениями, которые видишь даже на улицах, не говоря уже о преддвериях святилищ?
Однако не тем драгоценны эти собрания, что они радуют дух в настоящее время, освобождают его от воспоминаний о былых бедствиях и даруют ему успокоение, но тем, что посвященные питают сладостную надежду после смерти вести прекрасную жизнь, в которой не будут они обречены томиться в грязи и во мраке, подобно непосвященным [13].
11. Все это было так до горестного дня. Но то, что ныне по воле божества довелось нам увидеть, разве можно выразить в аргивских плачевных песнях или в египетских и фригийских напевах? [14] Какой Эсхил-элевсинец обратится ныне с песней к хору? Можно ли сравнить с этим пожаром навплиевы пагубные огни, о которых говорит Софокл? [15] О факелы, какие нечестивцы погасили вас? О грозный и мрачный день, сменивший светоносные ночи! О, какой огонь пришлось узреть Элевсину вместо прежних светочей! О беспросветная ночная тьма, объявшая ныне Элладу! Здесь, Деметра, некогда нашла ты свою дочь, и здесь же теперь тебе остается только одно - искать свой храм!
12. Однако, о земля, о боги! сроки таинств близятся! Этот боэдромион [16], месяц "спешащих на помощь", в иной теперь нуждается помощи, чем та, с которою спешил к афинянам Ион [17]. О стекающиеся толпы, о чреда священных дней и ночей, что за день был вашим последним днем! Кому подобает сетовать горше: непосвященным или посвященным? Эти лишились лучшего, что они видели, те - лучшего, что им предстояло увидеть.
13. О преступные осквернители таинств, сокровенное сделавшие явным, равно ненавистные богам и подземным и вышним. О эллины, поистине детьми были вы, детьми и остались, если дозволили совершиться такому бедствию! Неразумные, разве не предоставлены вы теперь самим себе? Убережете ли вы хотя бы самые Афины?
[1] Город близ Афин, центр культа Деметры и Персефоны (Коры).
[2] Мифические поэты.
[3] Речь идет о пожаре Элевсинского святилища. Дата и причина Этого события не установлены.
[4] Согласно одной из версий мифа, Деметра долгое время разыскивала свою дочь Персефону, похищенную богом подземного царства, и нашла ее, придя в Элевсин; отсюда и название места: «eleusis», по-гречески «приход».
[5] После исчезновения Персефоны Деметра покинула Олимп и в образе старухи скиталась по земле. Она нашла приют у супруги Элевсинского царя Келея, Метаниры, которая сделала ее нянькой своего сына Триптолема. Оставляя Элевсин, богиня научила Триптолема возделывать землю и дала ему запряженную драконами колесницу, на которой он объездил весь свет, обучая людей землепашеству.
[6] По преданию, потомки Геракла стремились отвоевать царство отца и неоднократно пытались вторгнуться в Пелопоннес. Удалось это только третьему поколению: в союзе с дорянами они завладели полуостровом.
[7] Очевидно, имеется в виду миф о дорийском вторжении в Аттику во времена легендарного афинского царя Кодра.
[8] Речь идет о событиях греко-персидской войны после битвы при Фермопилах (480 г. до н. э«).
[9] Элевсинское божество, сын Деметры или Коры. .
[10] Пелопонесская война (431—404 гг. до н. э.).
[11] Предводитель спартанцев; в 378 г. занял Феспии и оттуда пытался напасть на Пирей.
[12] Речь идет о нашествии галльских (галатских) или кельтских племен, которые в III в. до н. э- опустошили Грецию.
[13] Элевсинские мистерии обещали посвященным загробное блаженство.
[14] Речь идет о плачах по умирающим и воскресающим богам: аргивских — по Лину, египетских — по Осирису, фригийских — по Аттису.
[15] На сюжет мифа о Навплии была написана не дошедшая до нас трагедия Софокла «Навплий-возжигатель».
[16] В месяце боэдромионе праздновались Великие Элевсинии.
[17] Ион, сын царя Ксуфа, оказал помощь афинянам в их войне с Эвмолпом, мифическим родоначальником элевсинских жрецов эвмолпидов.