КНИГА ВТОРАЯ

в которой рассматриваются следующие вопросы: 1. О мире. 2. О форме мира. 3. Одушевлен ли мир и управляем ли Промыслом? 4. Уничтожим ли Космос? 5. Как питается мир? 6. С какого первоэлемента начал бог миротворение? 7. О строении мира. 8. О том, по какой причине ось мира имеет наклон. 9. О том, есть ли за пределами мира пустота. 10. Какая сторона мира правая, а какая левая. 11. О небе. Какова его субстанция. 12. О разделении неба: на сколько секторов оно делится. 13. Какова субстанция светил, планет и неподвижных звезд и как она образовалась. 14. О форме звезд. 15. О расположении звезд. 16. О пути и движении звезд. 17. Откуда берут свет звезды? 18. О звездах, называемых Диоскурами ("Близнецами"). 19. Об астрономических приметах и как возникают зима и лето. 20. О субстанции Солнца и о том, существуют ли два и три солнца. 21. О величине Солнца. 22. О форме Солнца. 23. О солнцеворотах. 24. О затмении Солнца. 25. О субстанции Луны. 26. О величине Луны. 27. О форме Луны. 28. О свете Луны. 29. О затмении Луны. 30. О видимом ее облике и отчего она кажется подобной Земле. 31. Об отдаленности Луны: как далеко отстоит она от Солнца? 32. О годе, каково время (прохождения) каждой из планет (через Зодиак) и каков великий год.
Итак, закончив разговор о началах и элементах и связанных с ними понятиях, перейду к рассказу о небесных явлениях, начав с самого общего.
1.О мире ("Космосе")
Пифагор первым назвал мир "космосом" из-за царящего в нем порядка. Фалес и его последователи считают, что мир один. Демокрит, Эпикур и его учитель Метродор [1] считают, что миров в беспредельности во всем ее объеме бесконечное количество.
Эмпедокл считает, что круговой ход солнца образует очертания мира и его границу.
Селевк [2] считает, что мир не имеет границ.
Диоген [3] считает, что Вселенная не имеет границы, мир же -имеет.
Стоики различают Вселенную и (мировое) целое, ибо, по их мнению. Вселенная включает в себя беспредельность вместе с пустотой, а (мировое) целое - лишь мир без пустоты, так что целое и мир - это [не] одно и то же.
2. О форме мира
Одни стоики говорят, что мир шарообразен, другие - что он имеет форму конуса, третьи -яйца.
Эпикур допускает, что миры шарообразны, допускает и то, что они могут иметь и другие формы.
3. Одушевлен ли мир и управляем ли Промыслом?
Все другие (философы) говорят, что мир одушевлен и управляется Промыслом.
Демокрит же и Эпикур и все, кто признают существование атомов и пустоты, отрицают и его одушевленность и то, что он управляется Промыслом, считая, что им правит некая неразумная природа.
Аристотель полагает, что (подлунный) мир во всех своих частях неодушевлен, не обладает способностью ощущения, лишен разума и мысли и не управляется Промыслом. Небесным же светилам, напротив, все это свойственно, ибо их объемлют одушевленные и живые сферы. Земным же явлениям ничто из этого не свойственно, а порядку они причастны случайно, а не целенаправленно.
4. Уничтожим ли мир ("Космос")?
Пифагор, Платон и стоики утверждают, что мир порожден богом; и он уничтожим, поскольку причастен рождению, так как вследствие этого он обладает способностью ощущения и представляет собой тело, но тем не менее он не разрушится благодаря промыслу бога и (своей) связанности с ним.
Эпикур считает его уничтожимым, ведь он (когда-то) возник, как возникает животное, как возникает растение.
Ксенофан [4] считает мир не возникшим, вечным, неуничтожимым.
Аристотель говорит, что подлунная часть мира подвержена изменению; подвержены порче и относящиеся к ней земные явления.
5. Как питается мир?
Аристотель: если мир питается, то он и разрушится; однако он не нуждается ни в какой пище, поэтому он и вечен.
Платон говорит, что мир сам себя обеспечивает пищей, получаемой в результате превращения из того, что погибает [5].
Филолай [6] говорит, что гибель мира бывает двоякой: в одном случае - от хлынувшего с неба огня, в другом - от лунной воды, излившейся в результате беспорядочного движения воздушных потоков. И испарения их (огня и воды) служат пищей миру.
6. С какого первоэлемента начал бог миротворение?
Физики говорят, что сотворение мира началось с земли, словно с центра, ведь центр - начало шара.
Пифагор: с огня и пятого элемента [7].
Эмпедокл считает, что первым отделился эфир, вторым -огонь, после него земля, из которой после того, как она была слишком сжата силой круговращения, брызнула вода; из воды испарился воздух, и из эфира возникло небо, а из огня - солнце; из остальных же элементов в результате их уплотнения - все, что есть на земле.
Платон утверждает, что видимый мир возник по образцу умопостигаемого [8]. Прежде видимого мира возникла (мировая) душа, после нее телесные виды: первый - из огня и земли, второй - из воды и воздуха.
Пифагор говорит, что существует пять объемных фигур, которые называют также математическими. Из куба, говорит он, возникла земля, из пирамиды - огонь, из восьмигранника (октаэдра) - воздух, из двадцатигранника (икосаэдра) - вода, из двенадцатигранника (додекаэдра) - шар Вселенной.
Платон и в этом следует Пифагору.
7. О строении мира
Парменид говорит, что существуют венцы, переплетенные между собой и следующие друг за другом: один - из тонкого, другой - из плотного вещества, а между ними - другие, смешанные из света и тьмы; и то, что опоясывает все венцы наподобие стены, - твердое.
Левкипп и Демокрит: мир обтянут по (всей своей) окружности как бы хитоном и кожицей.
Эпикур говорит, что граница у одних миров тонкая, у других плотная, и одни из этих миров движутся, а другие неподвижны.
Платон говорит, что выше всех находится огонь, затем эфир, за ним воздух, потом вода и последний - земля; иногда же он утверждает, что эфир соединяется с огнем.
Аристотель говорит, что наивысшее положение занимает не подверженный никаким изменениям эфир - некое пятое тело; вслед за ним подверженные изменениям огонь, воздух, вода; последней же располагается земля. Из них тем, которые находятся в небе, свойственно круговое движение, а из тех, которые располагаются под ними, легким свойственно движение вверх, тяжелым - вниз.
Эмпедокл: элементы расположены не по всей Вселенной и не имеют определенного местонахождения, но переходят... (испорченное место)... друг в друга.
8. О том, по какой причине ось мира имеет наклон
Диоген, Анаксагор говорят, что после того, как образовался мир и из земли появились живые существа, он каким-то образом наклонился сам по себе в направлении к югу, - возможно, по воле Провидения, чтобы некоторые его части были необитаемы, а некоторые обитаемы - в зависимости от охлаждения, обогневения и хорошего климата.
Эмпедокл говорит, что полюсы наклонились оттого, что воздух отхлынул под натиском солнечного излучения, и северный полюс поднялся, а южный опустился; соответственно этому и весь мир.
9. О том, есть ли пустота за пределами мира
Пифагорейцы считают, что за пределами мира есть пустота, в которую мир делает выдох и из которой делает (затем) вдох.
Стоики то, на что распадается мир в результате обогневения, называют беспредельностью.
Посидоний пишет [в первой книге "О пустоте"], что это не беспредельность, но пространство, достаточное для того, чтобы вместить продукты распада.
Аристотель отрицал существование пустоты.
Платон утверждает, что нет никакой пустоты ни за пределами мира, ни в нем самом [9].
10. Какая сторона мира правая, а какая левая
Пифагор, Платон, Аристотель правой стороной мира считают его восточную часть, с которой начинается движение (Солнца), а левой - западную.
Эмпедокл считает, что правая сторона находится в области летнего Тропика [10], левая же - в области зимнего [11].
11. О небе. Какова его субстанция?
Анаксимен говорит, что это свод, наиболее удаленный от Земли.
Эмпедокл учит, что небосвод - твердый, состоящий из воздуха, затвердевшего наподобие льда от огня; в каждом из двух полушарий он (небосвод) содержит огненное и воздушное вещество.
Аристотель говорит, что небосвод образовался из пятого тела... (текст испорчен)... из смешения холода и тепла.
12. О делении неба: на сколько секторов ("кругов") оно делится?
Фалес, Пифагор и его последователи считают, что сфера всего неба делится на пять кругов, которые они называют поясами. Из них один - северный и всегда видимый [12], другой -летний Тропик, третий - полуденный [13], четвертый - зимний Тропик, пятый - противосеверный и невидимый [14]; наискось на три средних круга [15] накладывается пояс, называемый зодиакальным, соприкасаясь со всеми тремя кругами; все эти поясы с севера на юг пересекает меридиан.
Говорят, что Пифагору первому пришла в голову мысль о косом (наклонном) расположении зодиакального круга, которую Энопид Хиосский [16] приписывает себе.
13. Какова субстанция светил, планет и неподвижных звезд и как она образовалась
Фалес говорит, что звезды состоят из земли, но раскалены.
Эмпедокл считает, что звезды огненные, из огнистого вещества, которое содержал в себе и выдавил во время первоначального разделения воздух.
Анаксагор говорит, что эфир, который облекает мир, - огненный по своей субстанции, но силой круговращения он увлек за собой камни с Земли и, воспламенив их, превратил в звезды.
Диоген полагает, что звезды напоминают пемзу; он считает их порами Космоса. С другой стороны, он утверждает, что они невидимые (для нас) камни, которые, часто падая на Землю, гаснут наподобие каменной звезды, упавшей в эгоспотамах и прочертившей при падении огненный след.
Эмпедокл считает, что неподвижные звезды прикреплены ко льдистому своду, планеты же движутся свободно.
Платон говорит, что звезды большей частью огненные, но к ним как бы приклеены и другие элементы.
Ксенофан пишет, что звезды состоят из воспламененных облаков, которые, угасая ежедневно, ночью вспыхивают опять, словно угли; поэтому восходы и закаты звезд - это воспламенения и угасания (этих облаков).
Гераклид [17] и Пифагор считают, что каждая звезда представляет собой мир, включающий землю, воздух, эфир (который сам- находится) в беспредельном эфире. Эти утверждения выдвигаются и в сочинениях орфиков [18], ибо они каждую из звезд рассматривают как мир.
Эпикур ничего этого не отрицает, считая все это возможным.
14. О форме звезд
Стоики представляют звезды шарообразными, - как мир, как солнце, как луна.
Клеанф [19] считает, что они имеют коническую форму.
Анаксимен полагает, что они наподобие гвоздей прибиты ко льдистому своду.
Некоторые разумеют их огненными листами, как картины живописцев.
15. О порядке расположения светил
Ксенократ [20] полагает, что звезды движутся в одной плоскости.
Другие стоики считают, что одни звезды находятся впереди других в вышине и глубине мира ("Космоса"),
Демокрит учил, что выше всех располагаются неподвижные звезды, за ними - планеты, вслед за планетами - Солнце, Светоносная звезда (Венера), Луна.
Платон говорит, что ниже неподвижных звезд первой располагается "Светящаяся звезда", называемая Звездой Кроноса (Сатурн), второй - "Сияющая", называемая Звездой Зевса (Юпитер), третьей - "Огненная", называемая Звездой Ареса (Марс), четвертой - "Светоносная", называемая Звездой Афродиты (Венера) и пятой - "Сверкающая", называемая Звездой Гермеса (Меркурий), шестой - Солнце, седьмой - Луна [21].
Из астрологов некоторые думают так же, как Платон, некоторые же считают, что в центре (мироздания) находится Солнце [22].
Анаксимандр, Метродор Хиосский и Кратет [23] считают, что выше всех (звезд) располагается Солнце, вслед за ним - Луна, под ними - неподвижные звезды.
16. О пути и движении звезд
Анаксагор, Демокрит, Клеанф считают, что все звезды движутся с востока на запад.
Алкмеон [24] и астрологи полагают, что планеты движутся в направлении, противоположном направлению движения неподвижных звезд: с запада на восток [25].
Анаксимандр считает, что звезды движимы кругами и сферами, к которым прикреплена каждая из них.
Анаксимен утверждает, что звезды движутся не одинаковым образом под землей и вокруг земли.
Платон и астрологи считают, что Солнце, "Светоносная звезда" и "Сверкающая звезда" движутся с одинаковой скоростью.
17. Откуда берут свет звезды
Метродор считает, что все неподвижные звезды берут свет от Солнца.
Гераклит и стоики утверждают, что звезды питаются исходящими от земли испарениями.
Аристотель пишет, что небесные светила не нуждаются в пище: они ведь не разрушимы, но вечны.
Платон и стоики говорят, что весь космос, и в том числе звезды, берут пищу из себя самих.
18. О звездах, называемых Диоскурами ("Близнецами")
Ксенофан пишет, что кажущиеся с кораблей как бы звездами [Диоскуры] есть на самом деле облака, дающие отблеск вследствие определенного движения.
Метродор считает, что они - блеск (самих) глаз, когда люди смотрят на эти звезды с изумлением и страхом [26]..
19. Об астрономических приметах и как возникают зима и лето
Платон говорит, что как летние, так и зимние астрономические приметы наблюдаются в соответствии с восходами и закатами светил: Солнца, Луны, других планет и неподвижных звезд.
Анаксимен утверждает, что ни одна из примет не зависит ни от одного из светил, за исключением Солнца.
Евдокс, Арат [27] утверждают, что они (приметы) зависят одинаково от всех светил, в стихах, в которых (Арат) говорит:
"Ведь сам (бог) установил эти приметы на небе,
Расставив (по своим местам) звезды: он разметил движение светил на год,
Чтобы они, прекрасно сотворенные, обозначали его"
(год) [28].
20. О субстанции Солнца и о том, существуют ли два и три Солнца
Анаксимандр говорит, что Солнце - это круг, в 28 раз больший, чем Земля, подобный колесу повозки, с полым ободом, наполненным огнем, в некоей части которого (обода) обнаруживается через устье огонь, как через трубку-насадку кузнечного меха. И это устье и есть Солнце.
Ксенофан говорит, что Солнце образовалось из скучивающихся из испаряющейся влаги огоньков и их скопления; или (по другому его утверждению) Солнце - это воспламененное облако.
Стоики считают Солнце мыслящим испарением из моря.
Платон говорит, что оно образовалось из очень большого количества огня.
Анаксагор, Демокрит, Метродор говорят, что оно - раскаленный металл или раскаленный камень.
Аристотель считает, что Солнце -это шар, образовавшийся из пятого тела.
Пифагореец Филолай говорит, что Солнце стекловидное, отражающее источник огня, находящийся в космосе, и просеивающее к нам свет (его), так что Солнце - это и находящийся в небе источник огня и зеркальное его отражение, и еще (как бы) третье солнце - то, которое рассеивает к нам лучи от зеркала, возникающие вследствие преломления. И это сияние, являющееся как бы отображением отображения, мы называем солнцем.
Эмпедокл говорит, что есть два солнца: одно - первоначально созданное: огонь, находящийся в одном полушарии космоса, которое (полушарие) всегда расположено прямо против собственного отражения; и другое (солнце) - представляющее собой видимое отражение первичного солнца в другом полушарии, которое наполнено воздухом, смешанным с огнем, каковое отражение возникает в результате преломления светового пятна округлой формы на ледообразном Солнце, отражение, увлекаемое движением огненного полушария. Говоря в двух словах, Солнце - отражение околоземного огня.
Эпикур говорит, что Солнце - это земляная плотность, похожая на пемзу, в отверстиях которой горит огонь.
21. О величине Солнца
Анаксимандр считает, что Солнце по величине равно Земле, круг же, из которого оно имеет отдушину и которым оно движимо, - в 27 раз больше Земли.
Анаксагор говорит, что оно во много раз больше Пелопоннеса.
Гераклит - что оно в поперечнике равно одному футу.
Эпикур [опять говорит, что возможно все, о чем говорилось выше]: или Солнце кажется таким, как оно есть, - ненамного большим или меньшим (своей действительной величины).
22. О форме Солнца
Анаксимен говорит, что Солнце - плоское, как лист.
Гераклит - что оно имеет форму выдолбленного предмета и выпуклое.
Стоики считают, что оно шарообразное -как мир, как звезды.
Эпикур считает вероятным все вышеизложенные мнения.
23. О солнцеворотах
Анаксимен учит, что светила совершают повороты, отталкиваемые назад сгустившимся и сопротивляющимся воздухом.
Анаксагор утверждает, что (Солнце совершает поворот) от встречного толчка окоkjполярного воздуха, которому оно само, собравшего путем сгущения, дает (такую) силу.
Эмпедокл говорит, что прямому пути Солнца мешают объемлющая его сфера и круги Тропиков.
Диоген считает, что Солнце гаснет (ночью) под действием холода, сталкивающегося с теплом.
Стоики полагают, что Солнце движется то в одну, то в другую сторону соответственно интервалам исходящего снизу питания: (источник этого питания) в одном случае океан, в другом - земля, испарение которой получает Солнце.
Платон, Пифагор, Аристотель (объясняют солнцевороты) наклоном зодиакального круга, через который по наклонному пути движется Солнце, и не дающими Солнцу сбиться с пути кругами Тропиков. На все эти причины указывает и сфера.
24. О солнечных затмениях
Фалес первый сказал, что солнечное затмение происходит тогда, когда Луна, землеобразная по природе, проходит внизу под ним (Солнцем) по отвесной линии, видно же (это людьми) в положении зеркального отражения диска Луны, находящегося под Солнцем.
Анаксимандр говорит, что затмения происходят тогда, когда устье, через которое Солнце выдыхает огонь, закрывается.
Гераклит: затмение происходит в результате переворачивания Солнце, имеющего форму выдолбленного предмета, так что сама выдолбина по отношению к нашему взгляду оказывается сверху, а выпуклые ее стороны - внизу.
Ксенофан утверждает, что затмение происходит вследствие угасания Солнца, другое же Солнце вновь рождается на востоке. Он также упоминает и затмение Солнца, длившееся целый месяц, и, с другой стороны, полное затмение, когда день показался ночью.
Некоторые считают причиной затмения густые тучи, незримо приблизившиеся к солнечному диску.
Аристарх [29] пишет, что Солнце находится на небе ниже неподвижных звезд. Земля же движется вокруг солнечного круга и в результате ее наклонов диск (Солнца) затемняется.
Ксенофан полагает, что существует много солнц и лун в зависимости от (разных) климатических зон Земли, регионов и поясов. В определенный момент диск Солнца попадает в какой-нибудь регион Земли, не населенный нами (людьми) и, таким образом, оттого, что он как бы сбился с пути, происходит временное затмение. Он же полагает, что Солнце движется по прямой линии в беспредельности, но из-за его отдаленности кажется, что оно движется по кругу.
25. О субстанции Луны
Анаксимандр говорит, что Луна - круг, в 29 раз больший, чем Земля и наподобие солнечного круга полный огня. Затмевается же (этот круг) в зависимости от поворотов колеса, ибо он считает, что Луна подобна колесу повозки, имеющему полый и полный огня обод и одну отдушину.
Ксенофан считает, что Луна - это плотное ("свалявшееся") облако.
Стоики полагают, что субстанция Луны смешана из огня и воздуха.
Платон говорит, что Луна состоит в основном из огненного вещества.
Анаксагор, Демокрит считают, что Луна - это раскаленная плотность, на которой есть равнины, горы, ущелья.
Гераклит думает, что субстанция Луны - земля, окутанная облаком.
Пифагор считает, что тело Луны огневидно... (испорченное место)...
26. О величине Луны
Стоики утверждают, что она больше Земли, как и Солнце. Парменид - что она равна (по величине) Солнцу и берет свой свет от него.
27. О форме Луны
Стоики считают, что она шарообразна, как и Солнце. Эмпедокл - что она имеет форму диска. Гераклит - что она имеет форму выдолбины. Другие - что она имеет цилиндрическую форму.
28. О лунном свете
Анаксимандр учит, что она светит собственным светом, несколько более мягким, чем солнечный.
Антифонт [30] считает, что Луна светит собственным светом, он же, скрытый вокруг нее (?), слабеет из-за приближения Солнца, так как более сильному огню свойственно заслонять более слабый; это же происходит и с другими светилами.
Фалес и его последователи говорят, что Луна получает свет от Солнца.
Гераклит полагает, что с Солнцем и с Луной происходит то же самое: имея форму выдолбленных предметов, светила, приняв лучи от испарения влаги, светятся (лишь) в нашем представлении (а не сами по себе), причем Солнце светит ярче, так как движется в более чистом воздухе. Луна же - в более мутном и от этого кажется более затемненной.
29. О затмении Луны
Анаксимандр говорит, что оно происходит оттого, что пустое пространство в колесе закрывается.
Берос [31] учит, что оно происходит оттого, что та часть Луны, которая лишена огня, поворачивается к нам.
Гераклит: в результате поворота выдолбины.
Из пифагорейцев некоторые считают, что оно происходит от отражения и загораживания Луны то Землей, то Противо-землей [32]. Пифагорейцы более позднего времени полагают, что оно происходит вследствие распространения света, мало-помалу равномерно воспламеняющегося до тех пор, пока не установится полнолуние, и опять точно так же уменьшающегося вплоть до (такого) сосредоточения, когда она (Луна) окончательно гаснет.
Платон, Аристотель, стоики, астрологи единогласно утверждают, что ежемесячные исчезновения Луны происходят оттого, что она совпадает в движении с Солнцем и освещается им со всех сторон; затмения же происходят при попадании ее в тень Земли, которая оказывается между обоими светилами, причем Луна заслоняется больше... (испорченное место)...
30. О видимом облике Луны и отчего она кажется подобной Земле
Пифагорейцы говорят, что Луна кажется подобной Земле оттого, что она населена, как и наша Земля, но только более крупными животными и более красивыми растениями; по их мнению, животные, обитающие на Луне, в 15 раз сильнее (тех, которые обитают на Земле), вовсе не испражняются; во столько же раз дольше длится на Луне и день.
Анаксагор (объясняет это сходство) неровностью поверхности (Луны) из-за того, что последняя составлена одновременно из холодных примесей и земли: по его мнению, с огневидным смешалось вещество темного цвета, вот почему это светило называют "лжесветящим".
Стоики говорят, что ее состав не является несмешанным из-за того, что в нем есть и тот и другой вид субстанции... (испорченное место)...
31. Об отдаленности Луны: на каком расстоянии она отстоит от Солнца?
Эмпедокл говорит, что расстояние от Луны до Солнца в два раза превышает расстояние от Луны до Земли.
Приверженцы астрологии учат, что (расстояние от Луны до Солнца) в 28 раз больше (чем от Луны до Земли).
Эратосфен утверждает, что расстояние от Земли до Солнца 4 миллиона 80 тысяч стадий [33]. Луна же находится от Земли на расстоянии 780 тысяч стадий.
32. О годе: каково время (прохождения) каждой из планет (через круг Зодиака) и каков (по длительности) Великий год
Год Сатурна составляет период в 30 лет, Юпитера - в 12 лет. Марса - в 2 года, Солнца - в 12 месяцев; таково же время (прохождения всех секторов Зодиака) у Меркурия и Венеры, так как они (Солнце, Меркурий и Венера) движутся с одинаковой скоростью. У Луны это время исчисляется 30-ю днями, потому что таков по длительности полный ее цикл от рождения. до исчезновения.
Великим же годом одни считают промежуток (времени) в 8 лет, другие - в 19, третьи - в 59 лет [34].
Гераклит (считает Великим годом промежуток времени) в 18 тысяч лет по солнечному календарю.
Диоген [35] говорит, что великий год в 365 раз больше герак-литовского. Другие же считают, что он равен 8777 годам.


[1] Здесь, вероятно, —Метродор Лампсакский (331—278 гг. до н. э.), ученик и друг Эпикура (Д. Л. 9, 23).
[2] Селевк из Селев–кии (сер. II в. до н. э.) — астролог; придерживался гелиоцентрической системы Аристарха Самое–ского, установил закон, объясняющий регулярность — нерегулярность приливов и отливов в Индийском океане.
[3] Диоген Аполлонийский (V в. до н. э.) —естествоиспытатель и натурфилософ. Основные сочинения: «О природе», «Метеорология», «Против софистов», «О природе человека». (Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М. 1989. №64. С. 540—551, далее — Фрагменты; Диоген Лаэртский. О жизни и изречениях знаменитых философов. М.,1979. 9, 57, далее — Д. Л.; Философский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 168, далее — ФЭС.)
[4] Ксенофан из Колофона(570 — после 478 г. до н. э.) — поэт и философ; главное произведение — «Сиплы» («Сатиры»), направленные «против всех поэтов и философов его времени», прежде всего против Гомера и Гесиода (ФЭС. С. 291; Фрагменты, ч. I, №21. С.156—176; Д. Л. 9, 18—20).
[5] «Тело космоса было искусно устроено так, чтобы получать пищу от своего собственного тления, осуществляя все свои действия и состояния в себе самом и через себя само» (Платон. «Тимей», 33 с.).
[6] Филолай из Кротона (род. ок. 470 г. до н. э.) — первый из пифагорейцев опубликовал учение пифагорейской школы в своем трактате «О природе». (Фрагмент, ч. I, № 44. С. 432—447; Д. Л. 8, 84 — 85; ФЭС. С. 725—726).
[7] Т. е. эфира.
[8] Платон. «Тимей», 29 в.
[9] «Круговращение Вселенной, включающее в себя эти роды тел по причине своей закругленности и природного стремления замкнуться на себе, все сжимает и не позволяет ни одной части пространства оставаться пустой«. (Платон. «Тимей», 58а).
[10] Летний Тропик начинается там, где Солнце вступает в созвездие Рака
[11] Зимний Тропик —там, где Солнце вступает в созвездие Козерога.
[12] Северный полюс.
[13] Экватор.
[14] Антарктический.
[15] На летний Тропик, экватор и зимний Тропик.
[16] Энопид Хиосский (2–я пол. V в. до н. э.) — астролог и математик, близкий пифагорейцам. Установил в Олимпии медную доску, на которой было обозначено движение небесных светил в течение 59–ти лет (Юлиан. «Пестрые рассказы», X, 7).
[17] Гераклид Понтийский (род. ок. 350 г. до н. э.) — философ, физик, астроном, грамматик; ученик Платона и Аристотеля. Около 339 г. основал собственную философскую школу в Гераклее. (Д. Л. 5, 86—94; ФЭС. С. 109).
[18] Орфики — последователи мистического учения Орфея, согласно которому человек состоит из доброго (дионисийского) и злого(титанического) начала, а тело его — могила для божественной души, которую призван освободить Дионис.
[19] Клеанф(311—251 гг. до н. э.) — схоларх стоической школы после Зенона Китийского (См. Д. Л. 7, 168—176).
[20] Ксенократ из Халкедона на Боспорв (396—314 гг. до н. э.) — ученик Платона, схоларх Академии после Спевсиппа (Д. Л. 4,6—15; ФЭС. С. 291).
[21] Платон. «Тимей», 38с–о.
[22] Аристарх Самосскийи Селевк из Селевкии; Платон же считал, что в центре мироздания находится Земля (Платон. «Тимей», 38cd).
[23] Кратет — трудно сказать, который именно. Вероятней всего, Кратет Афинский, философ–академик, или Кратет Тарсийский, философ Новой Академии и глава школы в 131—127 гг. до н. э., или, наконец, Кратет, философ–перипатетик.
[24] Алкмеон из Кротона — пифагореец, автор сочинения «О природе»; доказывал параллелизм человеческого организма и космоса (Фрагменты, ч. I, № 24. С. 267—273; Д. Л. 8,83; ФЭС. С. 19).
[25] Верно!
[26] Древние считали, что не световой луч исходит от источника света и попадает в зрение, а наоборот: зрительный луч, взгляд исходит из глаз и отражается от предмета к источнику света.
[27] Евдокс Книдский (408—355 гг. до н. э.) — математик, астроном, врач, географ; ученик пифагорейца Архита. Пытался представить движение небесных тел в виде системы вращающихся сфер. (Д. Л. 8,86—91); Арат изСол (310—245 гг. до н. э.) — автор поэмы «Небесные явления», в которой описывается звездное небо в соответствии с учением Евдокса.
[28] Арат. «Небесные явления», 10—12.
[29] Аристарх Самосский (350—250 гг. до н. э.) — астроном и математик; выдвинул гипотезу гелиоцентрической системы; занимался также проблемами оптики; автор трактата «О размерах и рассеяниях Солнца и Луны». (Подробнее об Аристархе см.: Рожанский И. Д. Античная наука. М., 1980. С. 146—149).
[30] Антифонт (V в. до н. э.) — софист, автор сочинений«Истина» и «Согласие».
[31] Берос из Вавилона (IV—111 вв. до н. э.) — жрец бога Бела. Написал на греческом историю Вавилона в трех книгах.
[32] Согласно Филолаю, между мировым очагом, «центральным огнем» Вселенной (вокруг которого вращаются Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звезд), и Землей находится невидимая Противоземля.
[33] Стадий. —176,6 м.
[34] В их числе пифагореец Филолай (по свидетельству Цензорина: «О дне рождения», 18, 8).
[35] В данном случае речь идет о стоике Диогене Вавилонском, ученике Хрисиппа, участнике посольства философов в Рим в 156 г. до н. э.