КНИГА ПЕРВАЯ

в которой рассматриваются следующие вопросы: 1. Что такое природа? 2. Чем различаются начала и элементы? 3. О том, что такое начала. 4. Как образовался мир? 5. Одна ли вселенная? 6. Откуда у людей возникло представление о богах? 7. Что такое бог? 8. О демонах и героях. 9. О материи. 10. Об идеях. 11. О причинах. 12. О телах. 13. О наименьших величинах. 14. О фигурах. 15.0 цветах. 16. О делении тел. 17. О слиянии и смешении. 18. О пустоте. 19. О пространстве. 20. О месте. 21.0 времени. 22. О субстанции времени. 23. О движении. 24. О возникновении и уничтожении. 25. О необходимости. 26. О субстанции необходимости. 27. О судьбе. 28. О субстанции судьбы. 29. О случайности. 30. О рождении ("О природе").

Собираясь излагать мнения по физике, мы считаем необходимым определить в самом начале предмет философии, чтобы нам знать, что такое физика и какой раздел философии она составляет. Стоики говорили, что мудрость - это знание о делах божеских и человеческих, а философия - упражнение в необходимом искусстве; единственным же и самым главным из того, что необходимо, является добродетель. Существуют три вида добродетели: физическая, этическая и логическая. По этой же причине и философия имеет трехчастное деление: первую ее часть составляет физика, вторую - этика и третью - логика. И физика занимается исследованием вопросов о мире и о том, что в нем; этика - тем, что касается человеческой жизни; логика, которую называют также и диалектикой, - словесным выражением (мыслей). Аристотель, Феофраст и почти все перипатетики делили философию следующим образом [1]. Необходимо, чтобы совершенный муж был и созерцателем подлинно сущего и делателем того, чтобы должно. Что это значит, можно понять и на таком примере: если кто решает вопрос, является ли солнце живым существом или нет [когда оно видно], то, решая подобный вопрос, он - человек созерцающий(dewrhtiko"), так как он не занимается созерцанием ничего другого, кроме сущего. Подобным же образом обстоит дело, если решается вопрос, беспределен ли мир и есть ли что-либо за его пределами (если мир не беспределен), потому что все эти вопросы - созерцательного порядка. Иначе обстоит дело, когда решаются вопросы, как опекать детей, как править и какие вносить законы. Ведь все эти вопросы решаются ради практического осуществления. И тот человек, который занимается ими, есть человек действующий (praktiko").
1. Что такое природа?
Так как наша цель - рассмотрение физических вопросов, я считаю необходимым раскрыть, что такое природa(fusi"): ведь глупо пытаться говорить о природе, не зная, в чем ее существо. Итак, согласно Аристотелю, природа есть начало движения и покоя для того, чему она присуща первично, а не по случайному совпадению [2]; ведь все, что мы видим постольку, поскольку не обусловлено ни случайностью, ни необходимостью, не является ни божественным, ни имеющим какую-либо (другую подобную причину) своего происхождения, - называется природным и имеет собственную природу, как-то: земля, огонь, вода, воздух, растения, животные; кроме того, такие явления, как ливни, град, гром, ураганы, сопровождающиеся треском молнии [3], ветры, - ведь эти явления имеют некое начало, так как каждое из них происходит от некоего начала, а не существует извечно. И, конечно, такие (природные образования), как животные, растения, имеют начало развития. Именно в этих явлениях природа - первоначало, и не только движения, но и покоя, ведь поскольку эти явления обрели начало движения, постольку они могут прекратить это движение. Вот почему природа - это начало движения и покоя.
2. Чем различаются начала и элементы?
Итак, последователи Аристотеля и Платона считают, что начало и элементы различаются, Фалес же из Милета полагает, что начало и элементы - одно и то же [4]. Большинство же, насколько возможно, различает их между собою, ведь элементы есть нечто составное, о началах же мы говорим, что они - не составные и не являются завершающими продуктами (чего-либо). Элементами мы называем, например, землю, воду, воздух, огонь; слово же "начало"мы употребляем, чтобы обозначить, что оно (начало) не имеет ничего предшествующего, из чего еще рождается, так как в противном случае будет началом не оно, а то, из чего что-нибудь возникло. У земли и воды есть нечто предшествующее, из чего они возникли, - материя, не имеющая ни формы, ни образа, а также вид, который мы называем энтелехией [5], и лишенность [6].
Итак, Фалес ошибается, утверждая, что вода является элементом и началом.
3. О том, что такое начала
Фалес Милетский началом сущего полагал воду. Считается, что этот муж был родоначальником философии, и от него получила свое название Ионийская школа [7]: ведь в философии существовали очень многие преемства. Он же, после занятий философией в Египте, прибыл в Милет в более зрелом возрасте. Он утверждает, что все происходит из воды и все опять обращается в воду. Считает он так, исходя, во-первых, из того, что начало всех живых существ - семя, а оно влажное: таким же образом, вероятно, и все существующее берет свое начало из влажного вещества; во-вторых, потому, что все растения питаются и плодоносят от влаги, а когда лишаются ее, засыхают; в-третьих, потому, что и сам огонь - как солнца, так и звезд - питается испарениями вод, и точно так же и сам мир. Вот почему и Гомер говорит о воде следующим образом: "Океан, который всем прародитель" [8].
Анаксимандр Милетский говорит, что началом сущего является беспредельность (apeiron) [9]. Из нее-де все возникает и в ней все исчезает. Поэтому и бесчисленные ("беспредельные") миры рождаются и вновь распадаются на то, из чего возникают. Итак, он говорит, в чем причина (существования) беспредельности: чтобы нисколько не иссякло происходящее возникновение. Но он ошибается, потому что не говорит, что такое беспредельность: воздух ли, вода ли, земля или какое-нибудь другое тело. Поэтому он ошибается, признавая материю, творящую же причину отрицая: ведь беспредельность - это не что иное, как материя; материя же не может быть действительной без предшествующей творящей причины.
Анаксимен Милетский началом сущего полагал воздух [10], ибо из него все рождается и на него все разлагается, - как, например, говорит он, "наша душа, будучи воздухом, скрепляет нас воедино, и весь мир объемлют дыхание (пневма) и воздух". Понятия "воздух" (ahr) и "дыхание" (pneuma) он употребляет в одинаковом смысле. Но ошибается и он, полагая, что живые существа состоят из простого и однородного воздуха и дыхания, - ведь невозможно, чтобы в качестве начала существовала одна толькоматерия, но следует предположить и творящую причину; как, например, недостаточно одного серебра, чтобы возникла чаша, если нет и творящей причины, т. е. серебряных дел мастера; сходным образом обстоит дело и с медью, и с деревом, и с любым другим материалом.
Анаксагор Клазоменский [11] началами сущего полагал гомеомерии [12], так как ему казалось совершенно непонятным, как из несуществующего может что-нибудь возникнуть или распасться на несуществующее: мы едим пищу, простую и однородную, как, например, "хлеб Деметры", пьем воду. И эта пища питает волосы, вены, артерии, сухожилия, кости и остальные части (тела). Итак, если это происходит, нужно согласиться с тем, что в потребляемой пище все уже есть и все растет от того, что уже есть, и в той пище (которую едим) уже есть частицы, порождающие кровь, сухожилия и прочее. Эти частицы постижимы умом. Ведь не следует все сводить к ощущению, потому что хлеб и вода доставляют эти частицы, но среди частиц есть постижимые только умом. Итак, из-за того, что в пище содержатся однородные части, он (Анаксагор) назвал их "частицами, подобными" тому, что ими порождается ("гомеомериями"), и объявил их началами сущего, и подобные частицы он считает материей, творящей же причиной - Ум, все расставляющий по порядку. Начинает же он (свое сочинение) так: "Все вещи были вперемешку. Ум же их расставил по своим местам и украсил, подразумевая под словом (ta pragmata) вещи (pragmata). Итак, следует его одобрить, потому что он к материи присоединил творца.
Архелай Афинский, сын Аполлодера [13], (считал началом) бесконечный воздух и свойственные ему плотность и разреженность. Первая - это огонь, а вторая - вода.
Итак, эти (мужи), образуя между собой преемство, представляют так называемую ионийскую философию, начиная с Фалеса.
В свою очередь, родоначальник другой школы Пифагор, сын Мнесарха, с Самоса, - первый, кто дал философии ее имя, - считает началами числа и заключенные в них пропорции ("соразмерности"), которые он называет также "гармониями", а то, что состоит из тех и других [14] - элементами [15], которые он называет геометрическими. С другой стороны, к началам принадлежат монада и неопределенная диада. Из этих (двух) начал первое равнозначно у него деятельной и созидающей образ причине, которая есть Ум, т. е. бог, второе же - пассивной материи, которая есть этот видимый мир ("космос"). Природу числа выражает декада. "Ибо все эллины, все варвары считают до десяти, после чего вновь обращаются к монаде (единице)". С другой стороны, говорит он, потенциал декады заключается в четырех (первых числах) и в четверице: если кто-нибудь, начав счет с монады, будет последовательно прибавлять к ней числа, дойдя до четырех, получит в сумме число 10, если же он назовет число большее, чем число 4, то и сумма превысит декаду: например, если кто-нибудь возьмет единицу, прибавит к ней 2, затем 3 и к этим числам еще 4, то получит в сумме число 10. Поэтому природа числа, с точки зрения начала, монады, выражается декадой, а если брать согласно потенции - в четырех. Поэтому и клялись пифагорейцы торжественно четверицей как величайшей клятвой:
"Нет, клянусь передавшим нашей душе четверицу,
вечной природы источник и корень всего, что на свете".
"И наша душа, - говорит он (Пифагор), - слагается из четверицы", - так как душа - это ум, знание, мнение и ощущение, от которых берет начало всякое искусство и умение и благодаря которым сами мы являемся разумными существами. Итак, ум - это монада, ведь ум воспринимает (все) по принципу монады, например: люди из-за того, что их много, по отдельности все неощутимы, бесчисленны и неизвестны, но само это множество мы мыслим только как одного человека [16], на которого никто в отдельности не похож. И коня мы мыслим только одного, в отдельности же они бесчисленны, так как все эти роды и виды подчиняются принципу монады. Вот почему и по отношению к каждому отдельному их представителю, обозначая этот предел, говорят "животное разумное" [17] или "животное ржущее" [18]. Итак, вот почему ум, благодаря которому мы мыслим все это, - монада, а не имеющее (твердо обозначенных) границ знание - диада. Действительно: любое достоверное знание, любое доказательство, любой силлогизм из неких общепризнанных суждений порождают спорный вопрос и легко доказывают иное (чем - то, что является общепризнанным). Знание всего этого есть постижение (katalhui"), вследствие чего знание можно считать диадой [19]. Мнение же, основанное на постижении, есть триада потому, что мнение бывает всегда о многом [20], триада же есть множество, как "трижды блаженные данайцы" [21]. Поэтому он (Пифагор) не причисляет триаду к ...(текст испорчен)... Школа же этих (мужей) была названа италийской, потому что Пифагор учил в Италии: ведь он покинул свою родину Самое, недовольный тираннией Поликрата. Гераклит и Гиппас из Метапонта [22] считают началом всего огонь, так как, по их мнению, из огня все возникает и в огонь все обращается. С его угасанием все вещи образовывают мир ("космос"), так как вначале самые плотные его части, сжимаясь, становятся землей, затем земля, становясь рыхлой, под воздействием огня естественным путем образует воду, последняя же, испаряясь, становится воздухом; затем мир и все тела под воздействием огня погибают во время мирового пожара ("обогневения"). Итак, начало - огонь, потому что все происходит от него, он же и конец, потому что поглощает все.
Эпикур из Афин, сын Неокла, философствовавший в духе Демокрита, говорил, что начала сущего - тела, постижимые только умом, не имеющие в себе пустоты, нерожденные, вечные, не подверженные разрушению: их нельзя ни разбить на части, ни образовать из их частей (какую-либо) форму, ни превратить во что-либо. Но они движутся в пустоте и через пустоту; пустота же сама бесконечна, и бесконечны эти тела. (Этим) телам присущи три следующих свойства: форма, величина, вес. В то время как Демокрит признавал лишь два свойства (атомов) - величину и форму, Эпикур прибавил к ним еще и третье - вес. "Так как необходимо, - говорит он, - чтобы тела двигались под действием тяжести, иначе они не будут двигаться". Виды неделимых тел ограничены, не бесконечны, - ведь не может быть атомов ни в виде крючка, ни в виде трезубца, ни округлых, так как эти формы - ломкие, атомы же не подвержены изменению и их нельзя разбить; они имеют собственные формы, постижимые лишь разумом. И называется тело "атомом" не потому, что оно мельчайшее, а потому, что неделимо, ибо не испытывает ничьего воздействия и не содержит в себе пустоты, так что если говорят "атом", значит, говорят о том, что не ломается и не подвержено изменению, не содержит в себе пустоты. Что атом существует, ясно, ведь существуют вечно и элементы, и монада...<Текст испорчен>...
Эмпедокл из Акрапата, сын Метона [23], говорит, что существуют четыре элемента: земля, вода, воздух, огонь, а первичных сил - две: любовь и вражда; из них первая - объединяющая, вторая - разъединяющая. Говорит же он об этом так:
"Вначале услышь, что есть четыре корня всех вещей:
Зевс-эфир, животворная Гера и Аидоней,
И Нести/да, которая льет слезы в смертные родники".
Зевсом он называет клокочущий огонь и эфир. Герой - животворный воздух, Аидонеем - землю, Нестидой и "смертным родником" - как бы семя и воду.
Сократ, сын Софрониска, из Афин, и Платон, сын Аристона, из Афин (ибо их мнения по всем вопросам совпадают) насчитывают три начала: бога, материю, идею. Бог - это мировой разум, материя - первичный субстрат для рождения и разрушения, идея же - бестелесная сущность, имеющая бытие в мыслях и представлениях бога. Бог же - это мировой разум.
Аристотель, сын Никомаха, из Стагиры, считает началами энтелехию (или же форму), материю и лишенность [24]; элементов же, по его мнению, четыре; пятый представляет собой некое эфирное тело, не подверженное изменению [25].
Зенон, сын Мнасея, из Китиона, считает началами бога и материю, из которых первый - начало деятельное, вторая же - страдательное; элементов же - четыре (пропуск в тексте)...
4. Как образовался Мир?[26]
Итак, мир ("космос"), имеющий изогнутую форму, образовался следующим образом. Так как неделимые тела, движущиеся бесцельно и случайно, все время и очень быстро, сосредотачивались в одном и том же месте, образовалось скопление многих тел, отличающихся по этой причине разнообразием форм и размеров. Когда же они собирались в одном месте, одни из них, поскольку обладали большей величиной и весом, осели вниз, другие же, будучи малыми, круглыми, гладкими и очень скользкими, при скоплении (неделимых) тел вытеснялись и уносились вверх. Итак, как только толкавшая их вверх сила иссякла и ударная волна уже не поднимала их ввысь, они встречали препятствия на пути вниз и потому осели в местах, которые могли их принять. Поэтому они расположились кругом [27], и к ним присоединилось множество других тел, так что все скопление приняло изогнутую форму; сплетясь же друг с другом, эти тела дугообразной формой поверхности образовали небо. Атомы же, имеющие ту же самую природу и будучи разнообразными по форме, вытесненные, как уже было сказано, наверх, образовали звезды. Множество же испарявшихся тел толкали воздух и вытесняли его. Взвихренный в результате движения и охвативший звезды воздух увлекал их за собой в своем движении и поддерживал доныне сохраняющееся их круговращение в небе. Затем из оседавших вниз тел образовалась земля, а из поднявшихся вверх - небо, огонь, воздух. А так как в земле еще оставалось много вещества и оно стало уплотняться от толчков воздуха и дуновения, исходящего от звезды, то вся состоявшая из малых частиц форма земли стала сжиматься и выдавливать влагу. Последняя, растекаясь, опускалась вниз во впадины, в те места, которые могли принять ее и удержать, или же вода сама по себе, просачиваясь, делала углубления в местах, залитых ею. Итак, вот каким образом возникли самые главные части мира.
5. Одна ли вселенная?
Стоики утверждают, что мир один; они говорили, что он и есть вселенная (to han) и имеет телесную форму.
Эмпедокл утверждал, что мир - один, однако мир - это не вселенная, но лишь некая малая часть ее, остальное же - косная материя.
Платон придерживается мнения, что мир - один и вселенная - одна, основываясь на трех соображениях: во-первых, мир не был бы целокупен, если бы не содержал в себе все; во-вторых, не будучи единственным, он не был бы подобен божественному образцу; в-третьих, он не был бы неразрушимым, если бы имелось что-нибудь вне его. Следует возразить Платону, что мир не целокупен, даже если он и содержит в себе все. Ведь и человек не целокупен, хотя и содержит в себе все. И много есть (подобных) примеров, как, например, статуи, дома, картины. Как же он целокупен, если может что-нибудь вращаться вне его по кругу? • Не является он и неразрушимым и не может быть таковым, будучи созданным [28].
Метродор [29] говорит, что (одинаково) было бы странным рождение на большой равнине (всего лишь) одного колоса и в беспредельности - всего лишь одного мира. То, что миров бесконечное множество, ясно из того, что бесконечны причины их возникновения. Ведь если (данный) мир имеет границу, причины же возникновения этого мира все - бесконечны, с необходимостью следует, что миров бесконечное множество (далее текст испорчен)... так как там, где причины бесконечны, бесконечны и продукты их; причинами же являются либо атомы, либо элементы.
6. Откуда у людей возникло представление о богах?
Стоики определяют сущность божества следующим образом: мыслящее и огневидное дыхание, не имеющее (отдельного) образа, способное переходить во что угодно и уподобляться всему. Люди получили представление о нем прежде всего на основании красоты явлений, так как ничто прекрасное не возникает произвольно и случайно, но является результатом некоего творчества. Прекрасен мир ("космос"). Это ясно из его формы, (цвета) поверхности, величины и разнообразия окружающих его светил. К тому же он шарообразен, а эта форма - наилучшая из всех, потому что только она подобна своим частям: будучи круглой сама, она состоит из круглых частей. Ведь Платон поэтому поместил божественнейший ум в голове (которая кругла). И цвет (мира) прекрасен: он имеет темно-синий, темнее цвета пурпура, сверкающий оттенок. Поэтому он, проницая из-за интенсивности цвета столь великую плотность воздуха, может быть виден на таком большом пространстве. И по величине мир прекрасен, так как все выделяющееся величиной среды однородного прекрасно, как, например, животное или дерево. Совершенной красоту мира делают и такие небесные явления: ведь наклонный круговой путь солнца [30] украшен на небе различными образами:

"В одном, месте Рак, за ним Лев, после Льва
Дева, за ней Весы и сам Скорпион,
Стрелец и Козерог, за Козерогом Водолей.
После него две звездные Рыбы,
Вслед за ними Овен, а за ним Телец" [31].
Десятки тысяч других (образов) соответственно схожим изогнутым линиям космоса создал он (бог). Вот почему и Еврипид говорит:

"И звездный блеск неба,
Прекрасный узор времени, мудрого творца"[32]

Вот откуда возникло представление о боге. "Ведь всегда и солнце, и луна, и остальные светила, заходя за горизонт, вновь появляются, имея тот же цвет поверхности, ту же величину и движущиеся по тому же самому пути. Вследствие этого те, которые передали нам обычаи почитания богов, изложили нам их в трех формах: во-первых, в форме естествознания, во-вторых, в мифической, в-третьих, в той, которая находит подтверждение в законах. Естествознанию обучают философы, мифологии - поэты, законодательство же всегда устанавливает каждый город (свое особое). Все преемственное знание делится на семь видов, и первый основан на наблюдении небесных и атмосферных явлений: ведь представление о боге они (люди) получили в результате наблюдения светил и небесных явлений, замечая, что в их движении кроется причина великого согласия (царящего в природе) и они приводят (с собою) день и ночь, зиму и лето, восходы и закаты и то, что зарождается под землей и приносит плоды. Поэтому небо казалось им (людям) отцом, а земля - матерью: отцом их (казалось небо) потому, что оно управляет семенами через излияния (небесных) вод, земля же (казалась матерью) потому, что она принимает их (семена) - родит. Наблюдая за звездами, вечно движущимися и являющимися причиной нашего созерцания, они назвали солнце и луну богами. (Остальных богов) они отнесли ко второму и третьему типу - к вредоносным и полезным: полезными считались Зевс, Гера, Гермес, Деметра, вредоносными же - Пени ("Кары"), Эриннии, Арес. Последних они умилостивляли искупительными обрядами, так как эти боги имели тяжелый и насильственный нрав. Боги четвертого и пятого типа владычествовали над делами и страстями, как, например (над страстями), Эрот, Афродита, Потос ("Любовное желание"), а над делами - Надежда, Правда, Благозаконие [33]. К шестому типу были отнесены те, которых придумали поэты: так, Гесиод, желая, чтобы у рожденных богов были отцы, придумал для них таких родителей:

"Коя, Крея, Гипериона и Япета"[34]
Поэтому подобная форма (понимания богов) называется мифической. К седьмому типу относятся те, которые происходят от людей, но за свои благодеяния для общей пользы почитаются выше всех (остальных людей) - такие, как Геракл, как Диоскуры, как Дионис. Говорили, что они (боги) имеют человеческий образ, потому что божество господствует над всеми, а из живых существ самое прекрасное, будучи украшено благодаря силе ума различными добродетелями, самое могущественное - человек. Поэтому и приписали одинаково наибольшее могущество и красоту лучшим (придав богам человеческий образ).
7. Что такое бог?
Некоторые из философов, как, например, Диагор Мелос-ский, Феодор из Кирены и Евгемер из Тегеи [35] говорят, что богов вообще нет. На Евгемера намекает и Каллимах из Кирены, когда пишет в "Ямбах":
"Собравшись вместе сюда, в храм возле городских стен,
Где выдумавший древнего Панхейского Зевса[36]
Старик-обманщик строчит лживые книги".
Это - относительно того, что богов нет. А Еврипид-трагик не пожелал открыто сказать (что богов нет), опасаясь Ареопага [37], но высказал (свое мнение) следующим образом - он вывел защитником этого мнения Сизифа и приписал ему следующие слова: "Ибо было, - говорит (Сизиф), - время, когда человеческая жизнь не знала порядка и была похожа на жизнь зверей, рабски подчиняясь силе" [38]. Затем, говорит он, благодаря введению законов было устранено беззаконие. А так как закон мог обуздывать лишь явные преступления, а многие совершали их втайне, то некий мудрый муж решил, что нужно "лживым словом ослепить правду" и убедить людей в том, что
"Есть божество, цветущее нетленной жизнью,
которое слышит эти (деяния) и видит и очень хорошо все
понимает".
Итак, говорит он [39], пусть прекратится глупая болтовня поэтов вместе с Каллимахом, говорящим:
"Если ты понимаешь бога,
Знай, что и сделать божество может все".
Ибо все не может бог сделать, так как, если бог действительно есть, пусть (попробует он) сделать снег черным, огонь - холодным, горизонтальное - вертикальным, и наоборот. Ведь и высокопарные слова Платона, говорящего "бог сотворил мир по подобию своему", отдают простодушной болтовней поэтов древней комедии, потому что как сотворил он его, будучи сосредоточенным в самом себе? Или почему бог имеет форму шара, будучи, стало быть (по достоинству), ниже человека? Анаксагор говорит, что "вначале тела были неподвижны, но ум бога расставил их по порядку и вызвал к жизни". Платон же предположил, что вначале тела не были неподвижны, но находились в беспорядочном движении. "Вот почему и бог, - говорит он, решив, что порядок лучше беспорядка, расставил их [40] по порядку" [41]. Таким образом, оба допускают одну и ту же ошибку, изображая бога заботящимся о человеческих делах и ради этого занимающимся устроением мира. Потому что существо блаженное и бессмертное, исполненное всяческих добродетелей и непричастное никакому злу, будучи всецело погруженным в собственное блаженство и бессмертие, не может печься о человеческих делах. Иначе оно было бы несчастным, претерпевая, наподобие ремесленника и строителя, труды и заботясь об устроении мира. И, опять же, бог, о котором они говорят, либо не существовал во времена, предшествующие тому состоянию, когда тела были неподвижны или двигались беспорядочно, либо спал, либо бодрствовал, либо не делал ни того, ни другого. Но невозможно допустить ни первое, потому что бог вечен, ни второе, так как, если бы бог был погружен в вечный сон, он был бы мертв, ибо вечный сон - это смерть. Но бог не подвержен сну, ведь бессмертие бога и состояние, близкое к смерти [42], далеко отличны друг от друга. Если же бог бодрствовал, то ему либо недоставало счастья, либо он был преисполнен блаженства. И тогда он не блаженен ни в первом случае, - так как тот, кто нуждается в чем-то еще для счастья, не блаженен, - ни во втором, - так как, не испытывая ни в чем недостатка для счастья, он не должен был стремиться к пустым делам. Кроме того, почему, если бог есть и человеческие дела - предмет его заботы, мошенник процветает, честный же человек, напротив, страдает? Ведь вот Агамемнон - "и хороший царь, и сильный воин" [43], а был предательски убит, поверженный прелюбодеем и прелюбодейкой. А его родич Геракл [44], избавивший жизнь людей от множества зол, был предательски умерщвлен, отравленный Деянирой [45].
Фалес говорит, что бог - это мировой разум.
Анаксимандр называет небесными богами звезды.
Демокрит считает, что бог - это ум, огневидная душа мира.
Пифагор из начал считает богом и благом монаду, которая есть принцип единства и тождественна уму, а неопределенную диаду, с которой связано материальное множество, - демоном и злом. [Это материальное множество есть также видимый мир].
Сократ и Платон называют богом единое, неделимое, никем не рожденное, единственное, подлинно сущее благо. Все же подобные имена указывают на ум. Ум, стало быть, бог, то есть отдельный, не смешанный ни с какой материей и не связанный ни с чем пассивным вид.
Аристотель говорит, что занимающий самое верхнее положение бог есть отдельный (от мира) вид [46], возвышающийся над шаром вселенной, который (шар) является эфирным телом, называемым им пятым. Последнее же делится на сферы, по (своей) природе связанные, но разделенные разумом [47]. Каждую из этих сфер он считает живым существом, состоящим из души и тела: тело - эфирное, движущееся по кругу, душа же - неподвижный разум, причина движения в его осуществленности (kat energeian).
Стоики признают мыслящего бога - творческий огонь, распространяющийся при сотворении мира, объемлющий все семенные разумы (logoi spermatikoi), благодаря которым каждое из событий совершается в соответствии с волей судьбы. (То же делает) и дыхание, проницающее весь мир, принимающее (различные) названия в зависимости от его видоизменений при прохождении через всю материю - (названия) бога, мира, звезд, земли и выше всех находящегося в эфире ума.
Эпикур говорит, что все боги человекоподобны и всех их можно постичь умом из-за тонкой природы видностей (ta eidwla); он же в другом месте говорит о четырех природах, бессмертных по роду: об атомах, пустоте, беспредельности и подобиях. Последние же называются "гомеомериями" и "стихиями".
8. О демонах и героях
Вслед за рассказом о богах нужно сказать о демонах и героях.
Фалес, Пифагор, Платон и стоики говорят, что существуют демоны - духовные сущности; есть и герои - души, отделенные от тел; и у хороших героев эти души хорошие, у плохих же - дурные [48].
Эпикур же ничего этого не признает.
9. О материи
Материя - это первичный субстрат для возникновения, разрушения и прочих изменений.
Приверженцы Фалеса, Пифагора и стоики говорят, что вся материя во всех своих образованиях является непостоянной, иной по виду, изменчивой и текучей.
Последователи Демокрита говорят, что первоэлементы - атом, пустота, бестелесное - лишены способности ощущать.
Аристотель и Платон считают, что материя сама по себе телесна, лишена образа, вида, формы, качества, но если принимает в себя виды, то становится как бы кормилицей, пластической массой (на которой делают оттиск), матерью [49].
Те, которые утверждают, что материя - это вода или земля, или огонь, или воздух, - уже не говорят, что она лишена образа, но считают ее телом. Те же, которые признают амеры [50] и атомы, считают ее лишенной образа.
10. Об идеях
Идея - это бестелесная сущность, не существующая сама по себе, но придающая образ бесформенному материалу и становящаяся причиной возникновения форм.
Сократ и Платон трактуют идеи как сущности, отделенные от материи, имеющие бытие в мыслях и представлениях бога, то есть ума.
Аристотель признает виды и идеи, но не отделенные от материи [51] ...(далее текст испорчен)...
Стоики, последователи Зенона, говорили, что идеи - это наши мысли.
11.О причинах
Причина есть то, благодаря чему что-либо порождается или случается. Платон говорит, что понятие причины употребляется в трех значениях: по его словам, причина - это то, под воздействием кого [52], то, из чего [53] и то, для чего [54]; более существенной он считает "то, под воздействием кого". Это - творящая причина, которая есть Ум.
Пифагор, Аристотель считают первые причины бестелесными, остальные же делятся по причастности (к бестелесным) либо по случайному свойству телесной реальности [55]. Так что космос, по их мнению, - тело.
Стоики все причины считают телесными, ибо они происходят от дыхания.
12. О телах
Тело есть некоторое образование, имеющее три измерения: ширину, глубину, длину; или масса, обладающая собственной силой сопротивления, или нечто, занимающее место.
Платон говорит, что нет ничего ни тяжелого, ни легкого, если это находится в свойственном ему месте; когда же оно оказывается в чужеродной среде, тогда обретает тяготение, а вследствие тяготения весомость либо в направлении тяжести, либо легкости [56].
Аристотель просто говорит, что земля - самая тяжелая, огонь - самый легкий, вода же и воздух не имеют постоянного веса.
Стоики две стихии из четырех считают легкими - огонь и воздух, а две - тяжелыми: воду и землю, так как легким по (своей) природе является то, что стремится прочь от собственного центра, тяжелым же то, что стремится к центру. [Тяжелое же не есть центр].
Эпикур говорит, что тела не ограниченны по количеству, и первые тела просты [57], состоящие же из них тела все обладают весом; атомы же движутся то по прямой, то отклоняясь (от прямолинейного движения); те же. которые поднимаются вверх, поднимаются туда от ударной волны вследствие ее колебания.
13. О наименьших величинах
Эмпедокл считает, что прежде четырех элементов есть самые малые частицы ("осколки"), как бы предэлементы, обладающие подобными частями [которые круглы].
Гераклит утверждает, что существуют некие мельчайшие и лишенные частей крупинки (ta uhgmatia).
14. О фигурах
Фигура - это поверхность, очертание и граница тела.
Последователи Пифагора считают что тела четырех элементов (стихий) имеют форму шара и только выше всех них располагающийся огонь конусообразен.
15. О цветах
Цвет - это видимое свойство тела
Пифагорейцы называли цветом (поверхности) внешнюю видимость тела
Эмпедокл считает цветом то, что приспособлено к органам зрения.
Платон - свечение, исходящее от тел веющее частицы, соразмерные со зрением [58].
Стоик Зенон говорит, что цвета есть первые образцы (schmatismoi) материи.
Последователи Пифагора называют виды цветов - белый и черный, красный, бледно-желтый; различия же цветов (по их мнению) возникают от определенных смешений элементов, а цвета кожи живых существ - от различий в пище и климате.
16. О делении тел
Последователи Фалеса и Пифагора говорят, что тела подвержены изменению и делимы до бесконечности.
Те, которые вводят понятие атома, считают, что деление прекращается на неделимых частицах и не уходит в бесконечность.
Аристотель говорит, что потенциально тела делимы до бесконечности, актуально же - неделимы [59].
17. О слиянии и смешении
Древние (физики) говорили что смеси элементов возникают в результате качественног изменения (kat alloiwtin).
Приверженццы Анаксагора и Демокрита: в результате присоединения одних элементов к другим.
Эмпедокл же соединяет элементы из еще меньших, чем они, масс, которые являются самыми малыми по величине и как бы элементами элементов.
Платон говорит, что три тела (ибо он принципиально не желает признавать существование элементов или называть их так) превращаются друг в друга [60]: огонь, воздух, вода. Земля же не превращается ни в одно из них [61].
18.О пустоте
Все вплоть до Платона физики, начиная с Фалеса, отрицали существование пустоты.
Эмпедокл:
"Ни одна часть вселенной не бывает ни пустой, ни лишней".
Левкипп, Демокрит, Деметрий, Метродор [62], Эпикур считают атомы бесконечными по количеству, пустоту же - беспредельной по величине.
Стоики говорят, что внутри космоса нет никакой пустоты, а вне его беспредельность.
Аристотель: пустоты за пределами мира столько, сколько нужно небу для дыхания, ведь оно - огненное [63].
19. О месте
Платон: место - вместилище видов (так же, как он образно говорил о материи, словно о некоей кормилице и восприемнице)[64]
Аристотель: крайняя граница объемлющего (тела), соприкасающаяся с тем, что она объемлет [65].
20. О пространстве
Стоики и Эпикур различают понятие пустоты, места и пространства; и пустота, по их мнению, - это отсутствие тела, место - то, что занято телом, пространство же - то, что занято частично (а частично - пусто), как, например, бочонок с вином [66].
21.О времени
Пифагор: время - это сфера объемлющего (землю неба). Платон: движущийся образ вечности или (определенный) интервал движения космоса [67]. Эратосфен: [68] путь солнца [69].
22. О субстанции времени
Платон: субстанцией времени является движение неба. Большинство стоиков считают, что время - это само движение. И большинство (философов) считают время несозданным, Платон же - созданным по замыслу (бога).
23. О движении
Пифагор, Платон: движение - это некое различие в материи или перемена ее состояния.
Аристотель: энтелехия того, что способно к движению [70].
Демокрит: существует один вид движения - криволинейный... (испорченное место)...
Эпикур признает два вида движения: по прямой и не по прямой.
Герофил: [71] один вид движения - тот, который постигается умом, другой - тот, который (постигается) чувствами.
Гераклит исключил покой и неподвижность из всех вещей, так как, по его мнению, они (покой и неподвижность) свойство мертвецов; и вечное движение свойственно вечным творениям, временное временным.
24. О возникновении и разрушении
Парменид, Мелисс, Зенон [72] не признавали возникновения и разрушения, так как считали вселенную неподвижной.
Эмпедокл же, Эпикур и все, кто объясняют возникновение космоса объединением тонких по составу (leptomeri") тел и вводят понятие соединения и разъединения, не признают уничтожения и возникновения как таковых; ведь, как говорят они, возникновение происходит не в результате качественного изменения, а в результате количественного объединения.
Пифагор и все, кто считают материю пассивным началом, признают возникновение и уничтожение как таковые: по их мнению, они (возникновение и уничтожение) происходят путем качественного изменения элементов, их превращения и разложения.
25. О необходимости
Фалес: сильнее всех необходимость, ибо она правит вселенной.
Пифагор сказал, что необходимость владеет миром. Парменид и Демокрит: все совершается по необходимости; она же есть и судьба, и правда, и промысел, и творец мира.
26. О субстанции необходимости
Платон одни явления считает результатом действия промысла, другие - необходимости.
Эмпедокл субстанцией необходимости полагает причину, господствующую над началами и элементами.
Демокрит (полагает, что субстанция необходимости - это) сопротивление, движение и толчок материи.
Платон называет необходимостью то материю, то отношение творца к материи.
27. О судьбе
Гераклит считает, что все совершается по воле судьбы, она же является и необходимостью.
Платон признает судьбу, царящую над человеческими душами и жизнями, но также вводит и понятие причины, зависящей от нас.
Стоики, подобно Платону, говорят, что необходимость - это необоримая и насильственная причина, судьба же - упорядоченное сплетение причин, в каковом сплетении находится и то, что зависит от нашей воли, так что одно назначено судьбой, а другое - нет.
28. О субстанции судьбы
Гераклит считает, что субстанция судьбы это разум, проницающий естество вселенной; она (субстанция судьбы) эфирное тело, семя, от которого рождается все.
Платон считает субстанцией судьбы вечный разум и вечный закон всеобщей природы [73].
Хрисипп [74] называет ее дыхательной силой (dunamin pneumatiohn), которая искусно сохраняет мировой порядок, а с другой стороны, в сочинении "О пределах" говорит: "Судьба - это мировой разум или закон для существующих в мире вещей, управляемых промыслом; или разум, в согласии с которым прошло прошедшее, наступает настоящее, сбудется будущее".
Стоики называют ее цепью причин, то есть нерушимым порядком и последовательностью.
Посидоний [75] считает ее третьей силой после Зевса: по его словам, первая - Зевс, вторая - природа, третья же - судьба.
29. О случайности
Платон называет случайностью причину, привходящую в то, что является результатом свободного выбора, и результат (этого привхождения). Аристотель считает случайностью причину, привходящую в те события, которые совершаются по (свободному) побуждению ради какой-либо цели, причину неясную и непостоянную [76]. Он различает случайность и самопроизвольность. По его мнению, случайность и самопроизвольность бывают у тех существ, которым присуща вообще практическая деятельность. При этом самопроизвольность не вытекает из случайности, так как она заключается в том, что находится вне (разумного) действия. И случайность имеет место только среди существ разумных, самопроизвольность же - в мире разумных и неразумных существ, а также среди неодушевленных тел [77].
Эпикур называет случайностью причину непостоянную в отношении людей, времени, места.
Анаксагор и стоики толкуют случайность как неясную для человеческого разума причину, так как одни события совершаются по необходимости, другие - по воле судьбы, третьи - по собственной воле, четвертые - случайно, пятые - самопроизвольно.
30. О рождении (peri fusew")[78]
Эмпедокл говорит, что ничто не рождается, но все есть смешение элементов и разделение их. В первой книге "О природе" он пишет так:
"Еще скажу тебе: изо всех
Смертных вещей ни у одной нет рождения,
Ни какого-либо конца от губительной смерти,
Но есть лишь смешение и разделение того,
что (ранее) смешалось.
У смертного же человеческого рода
это называется рождением".


[1] О разделении философии см. у Аристотеля: «Метафизика» I, 1,993в 20.
[2] «Метафизика» IX, 8,1049В 10: природа — «начало движения, но не в другом, а в самой вещи, поскольку это сама вещь». Анализ Аристотелем понятия fusi" см. «Метафизика» V, 4,1014в 16—1015а17.О термине fusi" у античных философов см.: Рожанский М. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. С. 65—114, в дальнейшем сокращенно: И. Д. Рожанский, I. «По случайному совпадению» (kata sumbebhko") — акцидентально, когда чтонибудь присуще вещи, но не содержится в ее природе (Метафизика VI, 2, 1026в 30)
[3] Prhsthr — вздувающий искры кузнечный мех; ураган, сопровождающийся электрическими разрядами. Поскольку древним было неизвестно явление электричества, переводим как «ураган, сопровождающийся треском молнии».
[4] О Фалеев из Милета см.: Фрагменты, ч.I, №11. С. 100–115; Д. Л.,I, 22–44;Ф. Э.С. С.712
[5] Энтелехия — «нахождение в состоянии полной осуществленности»(неологизм Аристотеля), актуализация того, что существовало в возможности, — например, скульптурное изваяние — энтелехия мрамора. Энтелехия воды и земли — это тела, в состав которых входят элементы (вода и земля), т. е. вода и земля происходят от них в том смысле, что существуют для этих тел подобно тому, как форма является причиной того материала, из которого она возникла; например, дом — причина кирпичей, так как последние изготовляются ради него и сами по себе ничего не значат.
[6] Лишенность (aterhsi") — «не–сущее«, из которого может возникнуть нечто, — как, например, необразованный человек может стать образованным. Кроме того, лишенность — это негативная противоположность, отсутствие формы, — как, например, покой, противостоящий движению, есть лишенность (движения)…
[7] Город Милет, откуда был родом Фалес, находился в Ионии.
[8] Гомер. «Илиада»,14,246.
[9] Анаксимандр Милетский. Фрагменты, ч. 1,№12. С. 116–129;Д. Л.2, 1–2; Ф. Э.С. С. 22.
[10] Анаксимен Милетский. Фрагменты, ч. |,№13.С. 129–135;Д. Л.2, 3–5; Ф. Э.С. С. 23.
[11] Анаксагор Клазоменский. Фрагменты, ч. I, № 59. С. 505–535; Д. Л. 2, 6–15; Ф. Э.С. С. 22 и Рожанский Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М.,1972.
[12] Гомеомерии–бесчисленные, невозникшие, неизменные тельца с однородной структурой, соответствующие определенному качеству.
[13] Архелай, физик из Афин или Милета (V в. до н. э.) — согласно Диогену Лаэртскому (Д. Л. 2,16) ученик Анаксагора и учитель Сократа, «первый перенес из Ионии в Афины физическую философию». Но затрагивал и вопросы нравственности. — См. также Фрагменты, ч. I, № 60А. С. 535–539.
[14] Т. е. из чисел и пропорций.
[15] Etoiceia, «ряд букв». В дальнейшем иногда переводится и как «стихии».
[16] Имеется в виду родовое понятие «человек».
[17] Человек.
[18] Конь.
[19] Так как оно идет от единого непротиворечивого к возникновению и раскрытию спорного, противоречивого.
[20] Согласно Пифагору, множественность и «рожденные» числа начинаются с числа 3.
[21] Гомер. «Одиссея», 5, 306.
[22] Гераклит. Фрагменты, ч. I, Me 22. С. 178–257; Д. Л., 9, 1–17;Ф. Э.С. С. 109. Гиппас из Метапонта — пифагореец, однако вслед за Гераклитом началом простых тел считал огонь. По свидетельству Ямвлиха («Жизнь Пифагора», 88) разгласил тайны пифагорейской геометрии. О нем см.:Фрагменты, ч. I, N8 18. С. 151–155.
[23] Эмпедокл. Фрагменты, ч. I, № 31. С. 330–414, Ф. Э.С. С. 796; Д. Л. 8, 51–77.
[24] Об энтелехии и лишенности см. выше. Форма в философии Аристотеля — эйдос, не отделимый от бытия вещи, то, что делает вещь тем, чем она является. Часто совпадает с понятием «энтелехия». Материей Аристотель называет «первичный субстрат каждой вещи, из которого эта вещь возникает не по совпадению, а потому, что он ей внутренне присущ» («Физика», I, 9, 192а3). Форма–причина материи, так как последняя может стать чемто определенным только благодаря форме («Метафизика», VII, 17, 1041 в 5).
[25] «Пятый элемент», но 'первое тело». Это эфир, материя высшего вечного мира (небо неподвижных звезд и сфера планет), неразрушимое вещество в отличие от 4–х элементов подлунного мира. В дальнейшем повсюду ошибочно называется«пятым телом».
[26] Излагается, вероятно, по сочинению основателя атомизма Левкиппа «Великий мирострой»(которое, впрочем, приписывали и Демокриту).
[27] Вокруг того центра, где было первоначальное скопление тел.
[28] Платон говорит, что мир сам по себе разрушим, коль скоро он составлен из частей, но удерживается от этого божественным промыслом («Тимей», 41в.).
[29] Метродор Хиосский (ок. 330 г. до н. э.) — последователь Демокрита и ученик Гиппократа, автор сочинений «О природе», «Троянские деяния», «Ионийские деяния». Фрагменты, биографический и доксо–графический материал см.: Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946, ч. 2. С. 366–370.
[30] Эклиптика.
[31] Арат. «Небесные явления», 545–549.
[32] Из недошедшей до нас трагедии Ев–рипида.
[33] Соответственно: Элпис, Дике, Евномия.
[34] Гесиод. «Теогония», 134. Кой, Крей, Гиперио и Япет — первое поколение Титанов, сыновей и дочерей Неба и Земли.
[35] Диагор Мелосский — лирический поэт середины V в. до н. э. по прозвищу «Безбожник». Феодор из Кирены (ок. •320–280 гг. до н. э.) — последователь Аристиппа, считавшего высшим благом наслаждение, заслужил то же прозвище, что и Диагор. Евгемер из Мессаны (а не из Тегеи) — философ–киренаик, тоже прозванный «Безбожником» (IV в. до н. э.).
[36] Евгемер опубликовал в своей книге фиктивные надписи, которые он будто бы прочел в храме Зевса на некоем острове Панхея и в которых будто бы излагалась история мира, начиная с Урана; причем боги, согласно Евгемеру, — это люди, выдающиеся умом и силой, обожествленные после смерти.
[37] Ареопаг — аристократический орган власти, ведший все дела в афинском государстве и вершивший суд.
[38] Из недошедшей до нас трагедии Еврипида «Сизиф».
[39] Неясно, кто говорит. Вряд ли Еврипид, который жил задолго до Каллимаха.
[40] Т. е. тела.
[41] Неточная цитата из платоновского «Тимея», ЗОа.
[42] Т. е. сон.
[43] Гомер. «Илиада», 3, 179.
[44] Геракл, как и прадед Агамемнона Тантал, был сыном Зевса. Кроме того, Агамемнон был женат на дочери спартанского царя Тиндарея Клитемнестре, а все спартанские цари вели свое происхождение от Геракла.
[45] Деянира — жена Геракла.
[46] Вечный неподвижный перводвигатель, существующий вне времени, действующий на шарообразный космос с периферии, касаясь его; космос же не касается перводвигателя.
[47] Сфера (или небо) неподвижных звезд и сферы планет — концентрические заключенные друг в друге полые шары, образованные из эфира.
[48] Герои — это потомки богов и людей (полубоги).
[49] «Тимей», 51а: «незримый, бесформенный и всевосприемлющий вид».
[50] Амеры («не имеющие частей») — второй, математический вид демокритовских неделимых элементов наряду с атомами, физически неделимыми тельцами.
[51] В отличие от Платона. Критике платоновского учения об идеях посвящена 13–я книга «Метафизики».
[52] Творящая причина.
[53] Материальная причина.
[54] Целевая причина.
[55] Аристотель («Метафизика», II, 2, 194в 16) насчитывает пять видов причин: первая — почему существует та или иная вещь, вторая — причина в значении материала, третья — форма и образец, четвертая — обозначающая то, откуда начало изменения или покоя, пятая — целевая.
[56] Платон («Тимей», 63е)говорит, что меньшие части чегонибудь в чужеродной среде оказываются легкими и поднимаются вверх, большие же — тяжелыми и опускаются вниз.
[57] По смыслу: не имеют веса.
[58] «Цвет — это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать» («Тимей», 67с).
[59] Потому что это приведет к разрушению вещи как таковой, к утрате формы и вида, благодаря которым вещь существует.
[60] •Тимей», 48в–с.
[61] «Тимей», 49bd.
[62] Левкипп: Маковельский А. О. «Древнегреческие атомисты». Баку, 1946. С. 199–208; Д. Л. 9, 30–33; Ф. Э.С. С. 303. Деметрий — вероятно, схоларх эпикурейцев (Д. Л. 5, 83–в5). Метродор Хиосский — см. Маковельский А. О. Указ. соч. С.366–370.
[63] Неверно. Это мнение пифагорейцев, которое Аристотель опровергает («Физика», IV,6,213e 22). Сам Аристотель признает существование пустоты, но лишь в том смысле, что она может служить причиной перемещения тел.
[64] Согласно Платону, материя и пространство — одно и тоже, так как пространство и восприемлющее — одно и тоже (ЭтимейЭ, 52а).
[65] «Тело, снаружи которого находится другое объемлющее его тело, находится в (некотором) месте» («Физика», IV, 5, 212а31); или по другому определению: «Место (тела) есть граница того, что (его) содержит» («О небе», IV, 3, 310).
[66] Т. е.пространство состоит из пустоты и занятых телами мест.
[67] Платон («Тимей», 38Ь–с) считает, что время возникло одновременно с небом и представляет собой «некое движущееся подобие вечности» (37d).
[68] Эратосфен из Кирены (282–202 гг. до н. э.) — математик, астроном, поэт, филолог, глава Александрийской библиотеки; заложил основы математической географии. О нем см.: Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М.,1988. С.186–193 (в дальнейшем сокращенно: Рожанский И. Д., II).
[69] Поскольку оно служит мерилом времени…
[70] Аристотель («Физика», III, 1,201 а 27) определяет движение как «действительность существующего в возможности, когда оно проявляет деятельность, но не само по себе, а поскольку способно к движению»; например, строительство есть деятельность того, что может строиться, и оно же есть некое движение.
[71] Герофил из Калхедона (ок. 300 г. до н. э.) — врач, первым из древних врачей начавший анатомировать трупы. Создал учение о пульсе. Основные сочинения: «Анатомия», «О глазах», «О пульсе». О нем см.: Рожанский И. Д., II. С. 15.
[72] Парменид. фрагменты, ч. I, № 28. С. 274–298; Д. Л. 9, 21–23; Ф. Э.С. С. 479. Мелисс Самосский (V в. до н. э.) — последователь Парменида, утверждавший, в отличие от последнего, что сущее беспредельно; показания чувств считал недостоверными, а познание богов — невозможным. Фрагменты, ч. I, № 30. С. 315–330; Д. Л.9, 24; Ф. Э.С. С. 358. Зенон Элейский, автор известных апорий. Фрагменты, ч. I, №29. С.298–314; Д. Л. 9, 25–29; Ф. Э.С. С. 190.
[73] Разночтение: природы вселенной.
[74] Хрисипп из Сол в Киликии (281/277–208/205 гг. до н. э.) — третий архонт стоической школы после Зенона и Клеанфа, автор свыше 705–ти сочинений. О нем см.: Д. Л. 7,179–202 с перечнем сочинений по разделам.
[75] Посидоний из Апамеи (135–51 гг. до н. э.) — философ–стоик и ученый–энциклопедист. Проявляя интерес к пифагорейской мистике чисел и астрологии, прокомментировал платоновского «Тимея», построил планетарий по образцу архимедовского, изложил результаты своего путешествия по западным странам Европы в труде «Об океане»; автор «Истории» в 52–х книгах.
[76] «Причины, по которым возникает случайное, по необходимости неопределенны. Отсюда и случай кажется чемто неопределенным и неясным для человека» («Физика», 11,5,197а5).
[77] «То, что не может действовать, не может и произвестичеголибо случайного. Поэтому ни неодушевленная вещь, ни животное, ни ребенок ничего не делают случайно, так как они не обладают способностью выбора… Самопроизвольность же свойственна и всем прочим живым существам и многим неодушевленным предметам; например, мы говорим: лошадь пришла сама собой, так как, придя, она спаслась, но пришла не ради спасения» («Физика», 6, 197а36).
[78] fusi" — это сам акт возникновения вещей.