IX.20

(1) Перец - это плод, который бывает двух видов: - есть круглый, как горькая вика-, с кожурой и мясом, как у лавровых ягод, красноватый. Другой продолговатый, черный, с зернышками, похожими на маковые, гораздо более едкий, чем первый. Горячительными свойствами обладают оба. Поэтому перец, так же как и ладан, помогает против отравления болиголовом. [1]
(2) "Книдская ягода" - круглая, красного цвета, крупнее перечного зернышка - обладает значительно большими горячительными свойствами. Поэтому, давая ее на прием (ее дают, чтобы вызвать действие кишок), ее заделывают в хлеб или в жир: иначе она обожжет глотку. [2]
Горячительными свойствами обладает и корень горинника: поэтому из него делают мазь, вызывающую потение. Дают его корень и от болезней селезенки. Ни семена, ни сок этого горичника лекарственной силой не обладают. [3] Водится он в Аркадии.
Прекрасный daukon растет в Ахайе, около Патр. Растение это обладает горячительными свойствами. Корень у него черный. [4]
(3) Горячительными свойствами и едкостью обладает и корень брионии: поэтому им сводят волосы и уничтожают веснушки. Плодами брионии уничтожают шерсть на шкурах. Ее собирают круглый год, особенно же осенью. [5]
Корень "змеевика" вместе с медом прекращает кашель. Стебель у этого растения .пестрый, напоминающий змею. Семя лекарственной силой не обладает. [6]
Корень thapsia вызывает рвоту. Если человек не извергнет его сразу, то его вырвет и пронесет. Он уничтожает также кровоподтеки и заставляет бледнеть синяки под глазами. [7] Сок этой травы прочищает еще сильнее, вызывая и рвоту, и понос. Семена лекарственной силы не имеют. Водится она и по другим местам и в Аттике. Местные овцы ее не трогают; привозные - едят и гибнут от поноса.
(4) "Полип" всходит после дождей; семян у него нет. [8]
Древесина черного дерева с виду похожа на самшит, но если снять кору, то она становится черной. Она помогает от офталмии, если ее потереть о точильный камень. [9]
Аристолохия [10] представляет собой толстое растение, горькое на вкус, черного цвета и душистое, с круглыми листьями, не высоко подымающееся от земли. Растет она преимущественно в горах и там она всего лучше. Случаев употребления ее насчитывают очень много. Если у человека разбита голова, то это лучшее средство; хороша она и от разных нарывов, от змеиных укусов, от бессонницы, для маточных тампонов. В одних случаях ее мочат в воде.и делают из нее пластырь, в других - наскабливают и употребляют с медом и оливковым маслом. От змеиных укусов ее дают пить с кислым вином и присыпают ею укушенное место. От бессонницы дают порошки из нее с крепким красным вином. При выпадении матки обмываются ее настоем. Растение это выделяется своей полезностью во многих случаях.
(5) У скаммонии, словно по противоположности, лекарственной силой обладает только сок и ничего больше.
У папоротника годится только корень, сладкого и терпкого вкуса. Им выгоняют плоских глистов. [11] У папоротника нет ни сока, ни семян. Временем его сбора считают середину осени.
(Глисты свойственны некоторым народам. Они бывают обычно у египтян, арабов, армян, мататидов, сирийцев и киликийцев. Их нет ни у фракийцев, ни у фригийцев. Из эллинов они есть у фиванцев, посещающих гимнасии, и вообще у беотийцев. У афинян их нет). [12]
Все вообще лекарственные растения лучше из мест холодных, расположенных к северу, и сухих. Поэтому из эвбейских трав лучше, говорят, травы из. Эги с Телетрия: [13] места эти суше, а на Телетрии еще и много тени.
(6) Рассказано о лекарственных растениях, о свойствах, имеющихся в их корнях, в соке или в какой-либо другой части, "вообще о мелких кустах и о травах, обладающих подобными свойствами, об их вкусе, наличии или отсутствии запаха и о различиях между ними, так как последние являются также признаками их природы. [14]


[1] Q таком же действии перца говорит и Никандр («Противоядия», 201).
[2] «Книдская ягода» — это плоды растения, которое называлось θυμελαια (волчеягодник): ср. Диоскорида (1.173), который тоже пишет, что эта «ягода обжигает глотку и что ее надо давать в яичиой или пшеничной каше или же с медом, причем в малых дозах. Шпренгель отожествил это растение с Daphne gnidium L., которая часто встречается в Греции иа горах (Prodr. fl. Graec, 1.259).
[3] Диоскорид (Ш.92) при болезнях селезенки рекомендовал именно сок горичника. Врачи XVIII в. весьма рекомендовали его как очень хорошее средство; семена они действительно никогда не употребляли.
[4] Ср. IX.15.5 и 8.
[5] Ср. у Диоскорида (IV.183): «Плоды у нее яркокрасные, свисающие гроздью; ими очищают шкуры от шерсти... Корень делает кожу гладкой и чистой, сводит веснушки, прыщи и красные пятна. Сок из него извлекают весной».
[6] Ср. VII.12.2; Диоскорид (11.167): «Корень ее обладает горячительными свойствами: сваренный и стушенный с медом, ои помогает от кашля».
[7] Плиний («Естественная история», XIII.125 — 126): «Император Нерон. .. после ночных похождений смазывал свое избитое лицо мазью из этой травы, воска и ладана. На следующий день он выходил с лицом совершенно чистым, вопреки молве, которая шла о нем».
[8] Рассказ о лекарственных свойствах этого растения, очевидно; выпал.
[9] Ср. у Диоскорида (1.129): дерево это «. ..обладает силой сводить бельма. Если же приготовить из него особое лекарство [άκονιον] и сделать с ним глазную мазь, то оио подействует еще лучше... надо вымочить стружки или опилки черного дерева в хиосском виие, тщательно их истолочь и приготовить с ними глазную мазь. Некоторые натирают его, процеживают, а в остальном поступают, как сказано». Употребление древесины черного дерева при глазных болезнях из этого рассказа становится вполне ясным. Слова Феофраста совершенно непонятны. Следует ли предполагать здесь порчу текста и лакуну, или же автор этих строчек до такой степени был несведущ в том, о чем говорил, что перепутал два слова: άκόνιον (лекарство, о котором пишет Диоскорид) и άκόνη — «точильный камень».
[10] Ср. ΙΧ.13.3.
[11] Корневище папоротника Dryopteris filix mas (L.) Schott считается сильным глистогонным средством.
[12] Причины этого явления автор не приводит. Мататиды — народ совершенно неизвестный.
[13] Эги — город на Эвбее (ныне Лимны); Телетрий — гора в северной части этого острова.
[14] Заканчивая эту книгу, естественно поставить вопрос, действительно принадлежала она Феофрасту или ее только приписали ему? Мы приводили выше (см. примеч. 52 к этой же книге) мнение Брецля. Если большинство ученых и не принимает его в форме столь категорической, то во всяком случае сомнения в подлинности этой книги звучат довольно отчетливо и не без основания. Думается, что этот пестрый конгломерат здравых мыслей и голого суеверия, точных описаний и нелепостей можно рассматривать как некую компиляцию, автор которой черпал и из Феофраста, и из различных, устных и письменных, недостоверных теточников.