V.9

(1) Расскажем таким же образом о том, как горит каждое дерево, и постараемся определить его особенности-в этом отношении. Самые лучшие угли [1] получаются из самых плотных пород, например из aria, дуба и земляничного дерева. Угли из этих деревьев очень тверды: потому они. горят очень долго и дают жару больше всех других углей. Поэтому ими пользуются в серебряных рудниках для первой переплавки руды. Из этих углей - дубовые самые :худшие, так как в них очень много землистого вещества. Старые деревья дают уголь худший, чем молодые, и по той же причине уголь из очень старых деревьев совсем плох. Они очень сухи и поэтому когда горят, то выскакивают из очага. Дерево для углей должно быть сырым,
(2) Лучшие угли получаются из деревьев, когда они :в самой поре, и особенно в том случае, если у них срезана верхушка: у таких деревьях плотность их, количество землистого вещества и влаги находятся в равномерных соотношениях. Деревья, которые растут на солнечных, сухих, обращенных к северу местах, дают лучшие угли, чем деревья, растущие в местах тенистых, сырых и обращенных к югу. Если в дереве много сока, то оно будет плотным: плотное дерево всегда сочнее. Вообще дерево любой породы, отличающееся плотностью по самой природе своей или потому, что оно растет на сухом месте, дает лучшие угли - и по той же самой причине. Углями для разных целей пользуются разными. Иногда требуется мягкий уголь: в железных рудниках, например, когда железо уже расплавилось, берут уголь из эвбейского ореха, а в серебряных - уголь из алеппской сосны.
(3) Ремесленники пользуются также этими последними. Кузнецы предпочитают сосновый уголь дубовому: хотя он не такой жаркий, но раздувать его легче и он не тлеет, а горит ярким пламенем. Ярким пламенем вообще, кроме сосны, горит дерево рыхлое, легкое и сухое. Плотное и свежее дерево горит более слабо и тускло. Самое яркое пламя дает хворост, но углей от него вовсе не получается, потому что в нем нет мясистости.
(4) Для обжигания углей выбирают и рубят поленья прямые .и гладкие, потому что для обжига их надо уложить как можно плотнее. Когда вся "печка" [2] кругом укрыта, дрова постепенно зажигают и помешивают их шестами. Таково дерево, которое выбирают для углей.
Деревья, принадлежащие по своему роду к "мокрым", вообще удушливо дымят; также дымят и сырые дрова. Под "мокрыми деревьями" я разумею такие, которые растут на болотах, например платан, иву, тополь серебристый и осокорь. Виноградная лоза, если она мокра, тоже дымит. Финиковая пальма дымит от природы; некоторые считают, что "она дает самый удушливый дым. Поэтому Херемон [3] и писал:
... пальмы дымной
От корней жилы из земли идут.
(5) Самый едкий дым дает смоковница, садовая и дикая, и вообще деревья с молочным соком: причиной тому влажность. Если с такого дерева снять кору, вымочить его в проточной воде, а затем высушить, то оно совсем перестанет дымить и будет гореть ровным пламенем, так как природной сочности в нем больше не остается. Зола и пепел от таких дров тоже едки; самые едкие, говорят, "от миндального дерева.
(6) Ремесленники для своих печей пользуются, смотря по надобности, разными дровами. Горят лучше всего смоковница и маслина: смоковница потому, что дерево у нее вязкое и рыхлое, так что оно сразу занимается и целиком бывает охвачено пламенем, а маслина потому, что у нее .дерево плотное и маслянистое.
Прибор для добывания огня [4] можно делать из разных деревьев, но лучше всего, по словам Менестора, из плюща: юн дает огонь очень быстро, и огонь очень ярок. Лучшие .приборы, говорят, получаются из растения, которое некоторые зовут ломоносом. Оно похоже на виноградную лозу и ша дикий виноград: как и они, оно обвивается вокруг деревьев. (7) Очаг надо делать.из этих деревьев, а бурав - из лавра; действующую часть прибора и часть, подвергаемую этому действию, нельзя делать из одного и того же материала. Они должны быть различны по Самой природе своей и отличаться: одна восприимчивостью, а другая действенной силой. Бывает, впрочем, что обе части делают из: одного и того же дерева, и, по мнению некоторых, от этого-не бывает никакой разницы. Делают эти приборы из крушины, кермесного дуба, липы, вообще из очень многих деревьев, но только не из маслины. Это кажется странно, так: как маслина дерево очень твердое и маслянистое. Видимо, ее влажность мешает возгоранию. Хороши эти приборы из крушины; из нее же получается и превосходный "очаг"; для него требуется дерево не только сухое, вовсе без соку, но и рыхлое, чтобы оно скорее буравилось, причем бурав-меньше бы портился. Поэтому бурав из лавра и оказывается самым лучшим: он не портится, а едкость его действенна. Все эти приборы дают огонь скорее при северном ветре, чем при южном, и на возвышенностях скорее, чем в котловинах..
(8) "Кедр" и вообще деревья с маслянистым соком иногда его выпускают. Поэтому про статуи и говорят, что она иногда потеют; их ведь делают именно из этих деревьев. То, что прорицатели называют "месячными Эйлифии" [5] и по поводу чего они приносят умилостивительные жертвы, бывает на пихтах от скопления какого-то сока; по форме, это нечто, напоминающее круглый комок, величиной с грушу, иногда немного меньше или больше. Побеги дает, по преимуществу, масличное дерево, лежит ли оно в необделанном виде или употреблено на какие-нибудь изделия.. Это случается, если на него попадает вода или если оно находится в сыром месте. Так пустили ростки дверной шип и весло, воткнутое в глиняный горшок с сырой землей..


[1] Древесный уголь как средство отопления для древней Греции имел гораздо большее значение, чем для нас. Переносные жаровни, которыми отоплялся греческий дом, требовали угля; уголь нужен был и для ремесленников разных специальностей. Насколько разработана была техника обжигания угля и с какой тонкостью античные угольщики и ремесленники разбирались во всех его качествах, об этом ясно свидетельствует все, что говорит Феофраст относительно свойств угля, его приготовления и различного использования.
[2] Под «печкой» здесь разумеется куча дров, которые будут пережигать на угли. Греческие угольщики в древности, так же как и теперь, сложив такую кучу, тщательно укрывали ее дерном, чтобы дрова не горели ярким пламенем, а только тлели.
[3] Херемоя — афинский трагический поэт IV в. до н. э.
[4] Мы, конечно, не отдаем себе отчета в том, до какой степени облегчило нашу повседневную жизнь употребление кремня и кресала, а еще более — изобретение спичек. Афинская хозяйка должна была всячески заботиться о том, чтобы огонь в ее очаге не потух, чтобы сохранилась хотя бы искра, которую можно затем раздуть и разжечь. Если этой искры не оказывалось и огонь приходилось зажигать снова, то это было сложным делом, требовавшим и труда, и времени. Поэтому в античности и обращали столько внимания на качества дерева, которые способствовали скорейшему добыванию огня. Прибор, которым для этого пользовались, состоял из двух частей: нижней доски — «очага» и бурава, который вращали в углублении «очага».
[5] Эйлифия — богиня рождения. Культ ее был местным на Крите и оттуда перешел через Делос в Аттику и далее; в честь ее воздвигнуты были святилища и статуи во многих местах. Капли, выступающие на дереве статуи, принимались за худое предзнаменование (portentum), и божество надлежало умилостивить, принося ему жертвы.