V.7

(1) Попытаемся рассказать вообще о том, для чего какое дерево годится: какое идет на постройку судов и какое на постройку дома. Для всех этих нужд используется по преимуществу и в самых важных случаях лесной материал. Распределим деревья по их применению.
Пихта, сосна и "кедр", говоря вообще, идут для постройки судов: триеры и военные корабли делают из пихты, потому что она легка, а торговые суда [1] - из сосны, потому что она не гниет. В некоторых местностях за неимением пихты и триеры делают из сосны. В Сирии и Финикии триеры [2] строят из можжевельника - в этих странах и в сосне недостаток, [3] - а на Кипре из алеппской сосны: [4] она в изобилии растет на этом острове и ценится там выше сосны.
(2) Из этих деревьев приготовляют все части судна кроме киля: для триеры киль делают из дуба, чтобы он выдержал, если триеру придется тащить волоком, а для грузовых судов - из сосны. Если судно приходится тащить волоком,то под сосновый киль подкладывают [5] еще и дубовый, а в судах меньшего размера - буковый. Обшивка делается вообще из бука. (Дубовое дерево нельзя соединить ни с сосновым, ни с пихтовым: оно с ними даже не склеивается [6] по той причине, что одно дерево плотно, а другое рыхло, - одно гладко, а другое нет. То, что хотят соединить вместе, должно обладать свойствами одинаковыми, а не противоположными, вроде камня и дерева).
(3) Те части на судне, которые надо выгибать, делают из шелковицы, ясеня, вяза и платана: тут требуются вязкость и крепость. Худший из этих деревьев платан: он скоро начинает гнить. В триерах эти части иногда делают из алеппской сосны, потому что она легка. Передняя часть киля, к которой прикрепляют, обшивку, и балки по сторонам носа делают из ясеня, шелковицы и вяза: все эти части должны быть крепкими. Вот тот лесной материал, который идет для постройки судов.
(4) Для постройки домов годится гораздо большее число лесных пород: и пихта, и сосна, и "кедр", а кроме того кипарис, дуб и финикийский можжевельник - вообще, всякое дерево за исключением совсем слабого. Разные породы годятся для разных частей, как и при постройке судов. Другие деревья служат разным ремесленникам: из них изготовляют утварь, орудия и т. п. Чаще всего в дело идет пихта. Из нее делают и доски для художников. Старый лес, если он не гнилой, для построек всего лучше; пожалуй, он наиболее пригоден и во всех других случаях. При постройке судов, однако, необходимо более сырое дерево, так как era приходится гнуть. Для склеивания [7] же хорошо дерево посуше. Вновь отстроенный корабль спускают не сразу; когда все части в нем хорошо соединятся, его спускают на воду, оно замокает и все щели в нем закрываются, если только судно не совсем рассохлось: тогда клей не держится вовсе или- держится плохо.
(5) Надо перебрать деревья в отдельности, для чего каждое употребляется. [8] Пихта и сосна, как уже было сказано, идут для судов, для построек и для различных изделий; в большинстве случаев пользуются пихтой. Алеппскую сосну используют и в судостроении, и для построек, особенно в судостроении, хотя она и начинает скоро гнить. Дубом пользуются для построек, в судостроении и для подземных сооружений; липой - для палуб на военных кораблях, для сундуков и для изготовления мер. Липовая кора годится для веревок и на коробы: их из нее и делают.
(6) Клен и полевой клен идут на кровати и на ярма для вьючных животных; тисе - на фанеровку шкатулок, ножных скамеечек и тому подобных предметов; кермесный дуб идет на оси дли телег со сплошными колесами [9] и для кобылок в лирах и в псальтериях; [10] бук - для телег и для дешевых стульев; вяз - для дверей и на ловушки для ласок; [11] в небольшом количестве употребляют его и для телег. Pados берут на тележные оси и на дышла в плугах, земляничное дерево - на ткацкие станки для женщин. Финикийский можжевельник употребляется для плотничьих работ, для надворных построек и для подземных сооружений, так как он не гниет. (7) То же самое можно сказать и об эвбейском орехе, добавив еще, .что в земле он вовсе не гниет. Самшитом пользуются в некоторых случаях, только самшит с Олимпа никуда не годится, потому что он низкоросл и узловат. У теребинта [12] в употребление идут только плоды и смола. Крушина [13] годится только на корм овцам: она .всегда покрыта густой листвой. Apharke идет на колья и на дрова; падуб и береза - на палки. Некоторые пользуются для этого лавром и делают из него легкие палочки для стариков. Иву употребляют для щитов, ящиков, корзин и т. п. Можно таким же образом рассмотреть и остальные деревья.
(8) Деревья различают и по их пригодности для плотничьих и столярных инструментов: лучшие молотки, например, и буравы делают из дикой маслины; пользуются также самшитовыми, вязовыми и ясеневыми молотками; большие молоты делают из алеппской сосны. Точно так же имеются свои правила и для изготовления всех остальных инструментов. Так делятся деревья по их использованию.


[1] Торговые суда назывались буквально «круглыми», а военные — «длинными», потому что у последних длина значительно превышала ширину; торговые же суда по сравнению с военными были короче и, шире.
[2] См. примеч. 80 к кн. IV.
[3] Это место дает полное основание считать τής Συρίας в IV.4.1 вставкой, не принадлежащей Феофрасту, который прекрасно знал, что хвойных массивов на Ливане нет.
[4] Кипрская сосна в качестве корабельного материала славилась и в римское время (ср.: Гораций, «Оды», 1.1).
[5] К основному бревну, очевидно, прибивали еще дубовое или буковое. Что касается обшивки, то под словом, которым она здесь обозначена (χελυσμχ), античные комментаторы (Поллукс, Гесихий) разумели обшивку киля, предохраняющую его от трения.
[6] Ср. примеч. 72 к этой же книге.
[7] Итак, при постройке корабля пользовались и клеем. В каких случаях? Феофраст, к сожалению, не дает ответа на этот вопрос. Следующее предложение принадлежит к очень трудным местам у Феофраста,. потребовавшим нескольких конъектур. Шнейдер считал глагол ίσταται — «стоит» или испорченным - чтением, или техническим термином кораблестроителей, обозначающим многократное употребление клея; Виммер предложил вместо непонятного συμπίη — «выпьет вместе» συμπαγή — «склеится», «скрепится вместе». Перевод дан (отчасти) в соответствии с объяснением Блюмнера (ук. соч., II, стр. 319). Новое судно должно-было некоторое время стоять еще на верфи, пока клей не просохнет.. Нельзя было только допускать, чтобы оно рассохлось: клей тогда не держался вовсе.
[8] Помимо использования в корабельном деле и домостроительстве..
[9] Разумеются колеса без спиц, представлявшие собой сплошной деревянный круг. Такие колеса надевались на вращающуюсяось, которая поворачивалась вместе с колесами.
[10] Струнный инструмент вроде арфы, изобретенный лидийцами. На нем играли, перебирая струны пальцами, а не ударяя по ним особой-палочкой (плектром), как на лире или кифаре.
[11] Непонятно, почему вяз брали именно для этих ловушек.
[12] Совершенно не соответствует V.3.2.
[13] Ср. V.6.2, где древесина крушины признается прекрасным материа лом для токарных работ.