II.4

(1) Что касается других растений, то мята водяная, кажется, превращается в зеленую, если за ней не ухаживать (поэтому ее часто и пересаживают), а пшеница - в плевел опьяняющий. Такие перемены с деревьями, если они случаются, происходят самопроизвольно; у однолетних растений их сознательно подготовляют, превращая, например, оркиш и двузернянку в пшеницу: .для этого их сеют обрушенным зерном. Пшеница получится не сразу, а на третий год. Эта перемена близка, пожалуй, к перемене, происходящей в семенах под влиянием почвы: они ведь изменяются в зависимости от каждой почвы и приблизительно, за то же самое время, что и однозернянка. Дикая пшеница л ячмень изменяются под влиянием ухода и превращаются в культурные за такое же самое, время. [1]
(2) И следующие изменения происходят, по-видимому, от перемены почвы и от ухода; одни из них вызваны и тем и другим, другие - только уходом. Чтобы бобовые, например, легко разваривались, их советуют мочить одну ночь в щелочи [2] и на следующий день сеять в сухую землю; чтобы чечевица стала ядреной, - сажать ее с навозом; [3] чтобы нут вырос крупным, - сеять его, вымочив предварительно еще в стручках. Безвредность и усвояемость растений изменяется и в зависимости от сроков посева: если, например, посеять .горькую чечевицу [4] весной, она будет совершенно безвредт ной, а не такой неудобоваримой, как осенняя.
(3) Изменяются от ухода и овощи. Сельдерей, например, говорят, вырастет курчавым, .если после посева его притоптать и прикатать. Изменится он и от другой почвы, как и остальные растения. Такие изменения свойственны всем растениям.
Следует рассмотреть, станет ли дерево, подобно животному, бесплодным от увечья и утраты какой-нибудь своей части. Совершенно ведь неясно, как действует удаление одной части дерева на величину его урожая; принесет ли оно плодов больше или меньше, будучи повреждено; погибнет ли вовсе или останется и будет плодоносить и дальше? Старость есть общий конец для всех... [5]
(4) Подобные перемены в животных, если бы они лежали в природе их и были часты, показались бы еще более странными. Некоторые существа ведь меняются в зависимости от времени года, например ястреб, [6] удод и другие, подобные им птицы. Изменения зависят от места: водяной уж, например, если ручей высыхает, превращается в гадюку. Особенно ясны эти изменения на некоторых существах, которые проходят ряд рождений, принимая все новый облик: гусеница, например, становится куколкой, а та - бабочкой. То же бывает и во многих других случаях, и, вероятно, явления эти вполне естественны, но здесь нет никаких аналогий с предметом наших изысканий. С деревьями и вообще со всеми растениями бывает то, о чем говорилось раньше: они самопроизвольно принимают другой вид, в зависимости от какой-нибудь перемены, происшедшей в климате. Исходя из этого, и надо исследовать возникновение растений и происходящие в них изменения.


[1] Мы говорили уже (примеч. 22 к этой же кн.), что это мнение в возможности перерождения одного растения в другое было широко распространено в древности. Основанием для него служили факты обыденной жизни. Так, например, отец знаменитого врача Галена, архитектор Никон, на основании того, что один участок пшеничного поля густо зарос плевелом, решил, что пшеница переродилась в плевел. Полбу античные агрономы вообще рекомендовали обталкивать для употребления в- пищу, так как зерна ее находятся в грубой толстой шелухе, но об обрушивании ее для посева мы читаем только у Феофраста. О какой дикой пшенице и о каком диком ячмене говорит Феофраст — неизвестно. Можно думать, что «дикой» пшеницей была для него пшеница-самосейка, выросшая из осыпавшихся семян на месте прошлогодней пшеничной нивы.
[2] Греки знали, что бобовые легче развариваются, если при варке прибавить щелочи. Это свойство развариваться стремились как бы сообщить бобам, вымачивая семена перед посевом в щелочи. Делали это и греки, и италийцы (ср.: Колумелла, П.10.11 или Вергилий, «Георгики», 1.95).
[3] Также сажали чечевицу и в древней Италии (ср.: Колумелла, II.10.15).
[4] «Горькая чечевица» — это Eryura ervilia, которую сеяли на корм скоту. По словам Аристотеля («История животных», III.107.522b), у коров от нее прибывало молоко.
[5] После слов «общий конец для всех» имеется лакуна. Следующая фраза «Подобные перемены...» относится к тому, о чем говорилось в утраченном месте.
[6] Ястреб, по народному поверью, превращается в кукушку (Аристотель, «История животных», VI.41.563b). Она появляется на короткое время летом, а ястреб о ту пору исчезает. Удод (там же, IX.259.633а) «меняет свою окраску и весь свой вид»: весной он похож на белошеего коршуна; летом, когда пожелтеют колосья, его крылья опять покрываются пятнами..