О ненасытности (orat. VI F)

1. Нелегко встретить, господа, человека, который не поносил бы Судьбы и не называла, ее несправедливою, а себя несчастным. Называет ее неправою, а себя считает несчастным тот, будучи красив, за то, что невелик, этот — большего роста, за то, что некрасив, а иной, обладая обоими этими качествами, за то, что несилен, а кто обладает всеми тремя, винит богиню за то, что к этому не быстр.
2. Но если бы даже в его распоряжении были все физические достоинства, он не удовольствовался бы и не был бы благодарен этому божеству, но «я — не ритор» скажет он себе, «не знаю я и врачебного искусства, не господствую в беседе, не умею играть на кифаре и командовать войском». Итак, минуя то, что у него есть, перечисляя то, чего нет, он думает, что не встретил Судьбы, при чем несправедлив он, а не она несправедлива к нему.
3. И в этом он, может быть, менее станет громко поносить Судьбу, но при поминания о деньгах и должностях, увы! как нападки часты и ничто не остановит их злоречивого языка! Один, обрабатывая одно поле, пеняет что — не два, другой, в свою очередь — два, что не три, кто — три, что не четыре, а кто десять, что не двадцать, кто опять столько, — что не вдвое столько, а кто вдвое столько, что не во много раз столько. И никакое число не прекращаем ни стремления, ни претензий.
4. То же испытывают они, и когда подумают, что есть нечто большее того количества денег, коим они располагают и потому одна и та же сумма для них и мала, и велика, велика прежде, чем она в руках у них, мала, будучи уже в руках. Тысяча талантов золота — мало, в виду двух тысяч, и, в свою очередь, две тысячи в виду в десять раз большей суммы.
5. И вообще нет ничего, что бы заставило похвалить Судьбу. Таков и вопрос о должностях. Кто нибудь править городом, несчастен потому, что не править провинцией. Другой—провинцией, жалок потому, что — не несколькими. Иной несколькими, почему он не префект. Несчастным считает себя в душе тот, кто никому не уступает, кроме одного того, в чьих руках скипетр. И тот великий префект, если он не явится восседающим в звании консула. Приходит и это отличие, а он, желая во всем убеждать и направлять государя, куда ему угодно, если не в состоянии будет так делать, считает и это нестерпимым, и Судьба ему враждебна, и ничего от себя не дала.
6. Сколь богиня эта—самая. кроткая, юноши, и, может быть, иной раз и смеется пред безрассудством тех, которые заявляют, что они получили мало, как, прогневившись, не отнимает тотчас того, что дала, давая урок в том, сколько у них было, а они не замечали!
7. Мне кажется, и Кир, и Дарий, и Ксеркс, наступая войною на ту страну, которой еще не обладали, поступали так, пеняя Судьбе за то, что не владели этим, и, если бы этот персидский царь стал владыкою Греции, он по-требовал бы, мне кажется, у Судьбы целого мира, в противном же случае злословил бы ее, что она относится к нему неблагосклонно.
8. И если даже человек во всем будет располагать Судьбою, он сидит, стеная о том, что человеку неизбежно умереть, и считает счастливым небо и солнце за то, что они всегда будут и не погибнуть никогда. Таким образом человек существо ненасытное и неблагодарное.
9. Поэтому и Гектор, которому оказывали почести, подобающие вождю и ожидаемому преемнику на царстве отца, молить получить почести Аполлона и Афины, как достойный у троянцев и таких. Итак, встречая меньшие почести, чем, какие считает себе подобающими, он полагал, что несчастен.
10. Когда же, наконец друг, ты будешь хвалить Судьбу, если богом не будешь, а захочешь этого, и если не получишь в удел жертвенников и жертв, и при том еще будучи человеком, а прочее все будешь считать малым?
11. Был в Египте некто, человек любостяжательный. Он дружился с теми, у кого не было детей, дабы самому быть усыновленным ими. Ставши из бедняка богатым, входя во владение имуществом умиравших, он тяготился теми из этих отцов, которые еще были живы. А когда другое лицо завидовало ему, страдая тем же недугом, в его судьбе, благодаря коей у него образовалось одно большое состояние из многих. «Не зови еще меня счастливым», сказал он, «прежде чем и эти умрут», разумея тех, на чье имущество зарился.
12. Нечто подобное случилось бы и с тем полководцем, который победил в битве, но утверждал бы, что не одержал полной победы, потому что не разрушил город врагов. А обратить в бегство фаланги, любезный, и преследовать, и ранить, и низвергнуть, да еще снять доспехи и отдать подобрать трупы, разве все это могло быть выполнено при нежелании Судьбы?
13. Я знаю и купцов, которые посещали много гаваней, и не смогши побывать в некоторых, заявляли, что плавали при неблагоприятной судьбе. А проплыть, любезнейший, большое морское пространство при благоприятном ветре и многими торговыми предприятиями увеличить свое состояние разве это не удача?
14. Да какими же были бы сочтены те, которые, лишь вышли в открытое море, и потонули, как часто бывает от внезапных ветров? Ведь если это достойно сострадания, то тот, кто переплывал моря и нередко достигал гавани, выезжая в море неоднократно для продажи груза, увеличил свою казну, как не будет признан взявшимся за торговлю с помощью Судьбы? От того самого, значит, в чем они оговаривают Судьбу и чем она нимало не удовлетворяет их, у них печали их, огорчения, коими они изводят себя.
15. Но, человек, поклонись богине, как удачник, если ты здрав будешь душою, нетронуто будет твое тело, жена будет добронравна, добропорядочны сыновья, цело отцовское достояние, если будешь располагать прямыми друзьями.
16. И ты, кто снискиваешь средства жизни трудами рук своих, считай важным, что владеешь ими, и ты, защитник,—что владеешь речами, и если даже никто не дает должности, и ты, правивший городом, если и никто не дает других, и ты, учитель, жизнь в свободе от повинностей. И всякий, кто, не нуждаясь во врачах, омывшись, отправляется к трапезе, свободный от опасений, внушаемых сикофантом, и он должен бы быть в числе справедливо восхваляющих Судьбу.
17. Об этом на днях говорил я и одному из своих знакомых. Когда мы были уже в одних рубашках, чтобы принять ванну, и я молил Афродиту и Сатира, чтобы мне уйти, усладившись, друг сказал, что нет человека его несчастнее. Я же, услыхав, побранил его, если, обладая возможностью омыться, и пообедать, и приступить к вину, а не лекарству, он, после этого, считает себя несчастными. Он признает, что я говорил правду, и с этого времени, повторяя себе мои слова всякий раз, как бывал удручен душою, он тем облегчал свое настроение.