Дарданцы

(3.12.1) У дочери Атланта Электры и Дия родились Иасион и Дардан. Иасион, влюбившись в Деметру, хотел обесчестить богиню, но был поражен перуном. Дардан же, опечаленный смертью своего брата, покинул Самотраку и перебрался на противоположный материк.
В той стране царствовал Тевкр, сын реки Скамандра и нимфы Идаи. По его имени и обитатели этой страны назывались тевкрами. Радушно принятый царем, Дардан взял в жены его дочь Батею и часть его страны. Он основал город Дардан. После кончины Тевкра он назвал всю ту страну Дарданией.
(3.12.2) У него родились сыновья Ил и Эрихтоний. Ил умер бездетным, и Эрихтоний стал преемником царской власти. Женившись на Астюохе, дочери Симоента, он породил Троя. Трой унаследовал царство и назвал всю страну по своему имени Троей. Он женился на Каллирое, дочери Скамандра, и породил дочь Клеопатру и сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда.
Этого Ганимеда изза его красоты похитил Зевс с помощью орла и сделал виночерпием богов на небесах.
У Ассарака и Иеромнемы, дочери Симоента, родился Капий (Капюс), а у него и Темисты, дочери Ила, родился Анхис. Афродита изза страстного любовного влечения сошлась с Анхисом и родила от него Айнея и Люра (который умер бездетным).

Ил и основание Илиева города
(3.12.3) Ил же, придя во Фригию и застав там устроенные царем состязания, победил в борьбе. Он получил в качестве награды пятьдесят юношей и равное число девушек. Царь также дал ему, согласно пророчеству, пеструю телицу, сказав, чтобы Ил основал город в том месте, где эта телица ляжет (от усталости). Ил последовал за этой телицей. А та, придя к холму Фригии, который назывался Ата, прилегла. Ил основал здесь город и назвал его Илионом. Он взмолился Дию, чтобы тот явил ему некое знамение. На следующий день он увидел ниспосланный Дием Палладий, лежащий перед палаткой.

Палладий
(3.12.3) Этот Палладий был величиной в три локтя. Он (представлял собой человеческий образ), стоящий на сомкнутых ногах, имеющий копье в правой руке, а в левой - прялку и веретено.
Предание о Палладии сообщает следующее. Рассказывают, что Афина после ее рождения воспитывалась у Тритона, у которого была дочь Паллада. Так как обе они упражнялись в военном деле, они однажды вступили в состязание друг с другом. Когда Паллада собиралась нанести удар, Зевс, испугавшись за свою дочь, протянул перед ней Айгиду. Потому Паллада, рассматривая ее с опаской, пала раненная Афиной. Афина сильно опечалилась изза ее смерти и изготовила деревянный образ, подобный Палладе, и надела этому изображению на грудь ту самую Айгиду. Это деревянное изображение Афина водрузила рядом с образом Дия для почитания. Позднее, когда Электра, прибегла к защите этого Палладия от насилия, Зевс низверг вместе с ней и тот Палладий на землю Илиаду. Ил воздвиг для Палладия храм и стал его почитать. Вот что рассказывают о Палладии.

Потомки Ила
(3.12.3) Ил женился на Эвридике, дочери Адраста, и породил Лаомедонта, который женился на Стрюмо, дочери Скамандра, или, по сообщению некоторых, на Плакии, дочери Отрея, или, как говорят еще другие, на Левкиппе, и породил сыновей Титона, Лампа, Клютия, Икетаона и Подарка и дочерей Эсиону, Киллу и Астюоху. А от нимфы Калюбы у него родился Буколион.

Титон и его потомки в Эфиопии
(3.12.4) Титона похитила Эос вследствие любовного влечения и перенесла в Эфиопию. Сойдясь там с ним, она родила сыновей Эматиона и Meмнона.

Илиев град после взятия Гераклом
(3.12.5) После того как Илион был взят Гераклом, о чем мы рассказали немного ранее, в Илионе воцарился Подарк, прозванный Приамом.
Он женился сначала на Арисбе, дочери Меропа, от которой у него родился сын Айсак. Тот женился на Астеропе, дочери реки Кебрена. Тоскуя об умершей Астеропе, он был превращен в птицу.
Затем Приам отдал Арисбу в жены Иртаку и женился во второй раз на Гекабе (Экабе), дочери Дюманта, или, как говорят некоторые, Киссея, или же, как утверждают еще другие, на дочери реки Сангария и Метопы.

Рождение Гектора
(3.12.5) Первым у него (и Гекабы) родился Гектор (Эктор).

Рождение Париса-Александра
(3.12.5) Когда у нее должен был родиться второй ребенок, Гекабе представилось во сне, что она родила пылающий факел, который затем сжег весь город. Приам, узнав о сновидении от Гекабы, и послал за своим сыном Айсаком, ибо тот был толкователем снов, восприняв это искусство от Меропа, своего деда с материнской стороны. Айсак, сказав, что этот сын родится на погибель отечеству, призвал выбросить его. Приам же, как только младенец был рожден, отдал его рабу по имени Агелай, чтобы тот отнес его и оставил на горе Ида. Но брошенное им дитя было вскормлено медведицей в течение пяти дней. Обнаружив спасенного младенца, Агелай взял его и, принеся к се6е домой, воспитал его, как своего ребенка, назвав Парисом. Когда Парис стал юношей, он выдавался среди других своей красотой и силой. За это его прозвали Александром, ибо он отражал набеги морских разбойников и был защитником (небольших) стад. Недолгое время спустя он нашел и своих настоящих родителей.

Другие дети Приама и Гекабы
(3.12.5) После него Гекаба родила дочерей Креусу, Лаодику, Полюксену, Кассандру. Аполлон, желая сойтись с Кассандрой, обещал за это научить ее искусству прорицания. Она же, научившись у него этому искусству, не пошла на соитие. За это Аполлон отнял у ее предсказаний способность убеждать.
(3.12.5) Позднее Гекаба родила сыновей Деифоба, Элена, Паммона, Полита, Антифа, Иппоноя, Полюдора и Троила. О последнем говорят, что он рожден от Аполлона.

Сыновья и дочери Приама от других жен
(3.12.5) От других женщин у Приама родились сыновья Меланипп, Горгютион, Филаймон, Иппотой, Главк, Агатон, Херсидамант, Эвагор, Ипподамант, Местор, Атас, Дорюкл, Люкаон, Дрюоп, Биант, Хромий, Астюгон, Телест, Эвандр, Кебрион, Мюлий, Архемах, Лаодок, Эхефрон, Идоменей, Иперион, Асканий, Демокоонт, Арет, Деиопит, Клоний, Эхеммон, Ипирох, Айгеоней, Люситой, Полюмедонт, и дочери Медуса, Медесикаста, Люсимаха и Аристодема.

Александр, Ойнона и Елена
(3.12.6) Гектор (Эктор) женился на Андромахе, дочери Эетиона, а Александр - на Ойноне, дочери реки Кебрена. Она научилась у Реи искусству прорицания и предупредила Александра, чтобы тот не отправлялся в плавание за Еленой. Не убедив, она сказала ему, что, если он будет ранен, пусть тогда придет к ней, ибо она одна в состоянии ухаживать за ним.
(С 3.1) Позднее Александр похитил Елену. Как говорят некоторые, это случилось по воле Дия, желавшего, чтобы его дочь прославилась, вызвав войну между Азией и Европой. Другие же говорят, что это было сделано Дием с целью возвеличить род полубогов.
(С 3.2) По той или другой причине (ЭС 3.2) Эрида подбросила Гере, Афине и Афродите яблоко, являвшееся наградой за красоту, и Зевс приказал Гермесу привести богинь на гору Иду к Александру, чтобы тот их рассудил. Богини стали предлагать Александру дары.
Гера сказала, что, если ей будет отдано предпочтение перед остальными, она предоставит Александру власть над всеми людьми, Афина обещала ему победу на войне, а Афродита супружество Елены. Александр отдал предпочтение Афродите и отплыл в Спарту на корабле, изготовленном Фереклом.
(ЭС 3.3) Девять дней Менелай гостеприимно принимал Александра. Но, когда Менелай на десятый день отправился на остров Крит, чтобы похоронить своего деда с материнской стороны, Катрея, Александр уговорил Елену отплыть вместе с ним. Оставив девятилетнюю дочь Эрмиону и взяв из дома большую часть имущества, Елена ночью отплыла вместе с Александром.
(ЭС 3.4) Но Гера наслала на них сильную бурю, и эта буря заставила их пристать к Сидону. Опасаясь преследования, Александр провел длительное время в Финикии и на Кипре. И только когда он нашел, что опасность преследования миновала, он прибыл в Трою вместе с Еленой.
(ЭС 3.5) Но некоторые сообщают, что Гермес, выполняя волю Дия, выкрал Елену, привез ее в Египет и отдал царю египтян Протею, чтобы тот ее охранял. Александр же прибыл в Трою, имея с собой сотворенный из облака призрак Елены.
(3.12.6) После того как Александр похитил Елену из Спарты, Троя подверглась нападению. Сам он был ранен Филоктетом из лука, принадлежавшего ранее Гераклу, и отправился к Ойноне на Иду. Но та, помня о причиненной ей обиде, отказалась за ним ухаживать. Так Александр был привезен в Трою и там скончался. Ойнона же, передумав, принесла снадобья для лечения. Но, застав Александра уже мертвым, повесилась.

Троянская война
(С 3.6) Менелай, как только узнал о похищении своей супруги, отправился в Микены к Агамемнону и стал просить его собрать войско против Трои, вербуя воинов по всей Элладе. Агамемнон отправил вестника к каждому царю, напоминая о принесенной ими клятве и советуя каждому подумать о безопасности собственной жены, говоря при этом, что оскорбление нанесено всей Элладе в целом. Готовность принять участие в походе изъявили многие; послали также за Одиссеем в Итаку.
(ЭС 3.7) Но Одиссей не хотел принимать участия в походе и притворился безумным. Тогда Паламед, сын Навплия, изобличил его в притворстве. Он последовал за Одиссеем, притворившимся безумным, и, оторвав Телемаха от груди Пенелопы, стал вытаскивать меч, будто бы с целью его убить. Боясь за своего сына, Одиссей признался, что безумие его было притворным, и принял участие в походе.
(Э 3.8) Одиссей, захватив в плен одного фригийца, заставил его написать письмо, уличающее Паламеда в измене. Будто бы Приам обращался к Паламеду. Спрятав золото в палатке Паламеда, Одиссей кинул табличку с письмом посреди лагеря. Агамемнон прочел это письмо и, найдя золото, передал Паламеда союзникам как предателя, чтобы те побили его камнями.
(Э 3.9) Менелай вместе с Одиссеем и Талфибием прибыл на Кипр к Кинюру и стал убеждать его присоединиться к союзникам. Кинюр подарил панцирь отсутствовавшему Агамемнону и поклялся в том, что пошлет пятьдесят ладей. Но послал только одну, которой командовал сын Мюгдалиона, остальные же он вылепил из земли и пустил в море.
(С 3.11) Войско собралось в Авлиде. В числе принимавших участие в походе против Трои были следующие.
От бойотийцев десять вождей, они привели с собой сорок ладей;
от орхоменцев четыре вождя, они привели с собой тридцать ладей;
от фокидян четыре вождя, они привели с собой сорок ладей;
от локров - Аянт, сын Оилея, он привел с собой сорок ладей;
от эвбойян - Элефенор, сын Халкодонта и Алкионы, он привел с собой сорок ладей;
от афинян - Менестей, он привел с собой пятьдесят ладей;
от саламинцев - Аянт, сын Теламона, он привел с собой двенадцать ладей;
(С 3.12) от аргивян - Диомед, сын Тюдея, и его спутники, они привели восемьдесят ладей;
от микенцев - Агамемнон, сын Атрея и Аэропы, сто ладей;
от лакедемонян - Менелай, сын Атрея и Аэропы, шестьдесят ладей;
от пилосцев - Нестор, сын Нелея и Хлориды, сорок ладей;
от аркадян - Агапенор, семь ладей;
от элейцев - Амфимах и его спутники, сорок ладей;
от жителей Дулихия - Мегет, сын Филея, сорок ладей;
от жителей Кефаллении - Одиссей, сын Лаэрта и Антиклеи, двенадцать ладей;
от айтолийцев - Тоант, сын Андремона и Горги, он привел сорок ладей.
(С 3. 13) От критян - Идоменей, сын Девкалиона, сорок ладей;
от родосцев - Тлеполем, сын Геракла и Астиохи, девять ладей;
от симейцев - Нирей, сын Харопа, три ладьи;
от косцев - Фидипп и Антиф, сыновья Тессала, тридцать ладей.
(С 3.14) От мирмидонцев - Ахиллей, сын Пелея и Фетиды, пятьдесят ладей;
из Филаки - Протесилай, сын Ификла, сорок ладей;
от ферейцев - Эвмел, сын Адмета, одиннадцать ладей;
от олизонян - Филоктет, сын Паянта, семь ладей;
от эниан - Гуней, сын Окита, двадцать два ладьи;
от жителей Трикки - Подалирий и Махаон, сыновья Асклепия, тридцать ладей;
от орменийцев - Эврипил, < сын Эвемона>, сорок ладей;
от гиртониян - Полипойт, сын Пиритоя, тридцать ладей;
от магнетов - Протой, сын Тентредона, сорок ладей.
Общее число кораблей составило тысячу и тринадцать. Вождей было сорок три человека, дружин же всего было тридцать.
(ЭС 3.15) Когда войско находилось в Авлиде, была принесена жертва Аполлону и с алтаря к стоявшему близ платану устремилась змея. На платане было гнездо, и змея, проглотив восемь птенцов вместе с девятой матерью, превратилась в камень. Калхант объявил, что это знамение дано воинам по воле Дия. Проникнув в смысл этого знамения, он добавил, что Троя будет взята после десяти лет войны. Воины стали готовиться к отплытию, направляясь в Трою.
(ЭС 3.16) Сам Агамемнон командовал всем войском, корабли вел Ахиллей, которому в это время исполнилось пятнадцать лет.
(Э 3.17) Не зная морского пути в Трою, воины пристали к берегам Мисии и опустошили ее, приняв эту страну за Трою. Царем мисийцев был Телеф, сын Геракла. Видя свою страну опустошаемой, он вооружил мисийцев и преследовал эллинов до самой стоянки их кораблей. Телеф перебил многих, и среди них оказался и Терсандр, сын Полиника, остановившийся во время отступления. Но Ахиллей выступил против Телефа, и тот, не устояв, побежал. Убегая от Ахиллея, он запутался в побегах виноградной лозы и был ранен в бедро копьем.
(Э 3. 18) Покинув Мисию, эллины выплыли в открытое море, но началась сильная буря, и они, оторвавшись друг от друга, причалили каждый к своим родным берегам. Так как эллины вернулись, то считается, что война длилась двадцать лет. Ведь после похищения Елены эллины лишь на второй год закончили свои приготовления к походу против Трои, а после их возвращения из Мисии в Элладу прошло восемь лет, пока они вновь не собрались в Аргосе и прибыли в Авлиду.
(Э 3.19) После того как они вновь собрались в Аргосе, по истечении указанных восьми лет они оказались перед великим затруднением, мешавшем им отплыть. У них не было вождя, который был бы в состоянии указать им морской путь в Трою.
(Э 3.20) Между тем Телеф из Мисии, страдая от неизлечимой раны, получил от Аполлона указание, что излечится только тогда, когда целителем выступит человек, который его ранил. Одетый в лохмотья, он прибыл в Аргос и стал просить Ахиллея о помощи, пообещав указать морской путь в Трою. Ахиллей исцелил его, соскоблив ржавчину с копья, вырубленного на Пелионе. Исцеленный таким образом Телеф указал морской путь, и правильность его указаний была подтверждена прорицателем Калхантом.

Авлида
(Э 3.21) После того как они выплыли из Аргоса и вторично прибыли в Авлиду, (ЭС 3. 21) поход был задержан неблагоприятной погодой. Тогда Калхант сказал, что они не смогут пуститься в плавание, пока не принесут в жертву Артемиде самую красивую из дочерей Агамемнона. Богиня же гневается на Агамемнона за то, что он, поразив на охоте оленя, сказал: "Даже сама Артемида не смогла бы...". Другой причиной гнева Артемиды было то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягненка.
(ЭС 3.22) Получив такое прорицание, Агамемнон послал к Клитаймнестре Одиссея и Талфибия, прося прислать Ифигению и сославшись при этом на свое обещание выдать ее замуж за Ахиллея в награду за то, что он согласился принять участие в походе. (С 3.22) Когда Клитаймнестра прислала ее, Агамемнон подвел ее к алтарю и уже собрался заколоть, но (ЭС 3.22) Артемида похитила ее и перенесла к таврам, сделав Ифигению своей жрицей. Вместо нее богиня подвела к алтарю оленя. (С 3.22) Как говорят некоторые, Артемида сделала Ифигению бессмертной.

Тенедос
(Э 3. 23) Выплыв из Авлиды в открытое море, они причалили к острову Тенедосу.
Царем этого острова был Тенес, сын Кюкна и Проклии. Некоторые называют его сыном Аполлона. Тенес был изгнан своим отцом и поселился здесь. (Э 3.24) Кюкн, уже имея от Проклии, дочери Лаомедонта, сына Тенеса и дочь Эмитею, женился еще на Филономе, дочери Трагаса. Эта женщина влюбилась в Тенеса, но не смогла его соблазнить. Тогда она обратилась к Кюкну и ложно обвинила Тенеса в том, что тот ее совратил, представив свидетелем преступления флейтиста по имени Эвмолп. (Э 3.25) Кюкн поверил ей, заключил Тенеса вместе с его сестрой в ларь и бросил в море. Ларь выбросило волнами на остров Левкофрию. Выйдя наружу, Тенес поселился там и назвал остров по своему имени Тенедосом. Позднее Кюкн узнал правду и приказал флейтиста побить камнями, а жену он живой закапал в землю.
(Э 3.26) Тенес, увидев эллинов, подплывающих к Тенедосу, стал препятствовать их высадке, бросая в них камни. На его убил Ахиллей, ударив его мечом в грудь, несмотря на то, что Фетида предостерегала Ахиллея, чтобы он Тенеса не убивал. Если он это сделает, то сам погибнет, от руки Аполлона.

Филоктет на Лемносе
(Э 3.27) Когда эллины позже стали совершать жертвоприношение Аполлону, с алтаря сползла водяная змея и укусила Филоктета. Рана оказалась неизлечимой, она издавала отвратительный запах, который войско было не в силах вынести. Тогда Одиссей по приказу Агамемнона высадил Филоктета на острове Лемносе вместе с принадлежавшими Филоктету луком и стрелами Геракла. Филоктет стал там охотиться за птицами и таким образом добывал себе пропитание в этой пустынной местности.

Троя
(ЭС 3. 28) Выплыв, от Тенедоса в открытое море, эллины подплыли к Трое. Одиссея и Менелая они выслали вперед с тем, чтобы они потребовали, от троянцев возвращения Елены и имущества. Но троянцы, собравшись на собрание, не только отказались вернуть Елену, но хотели убить послов. (ЭС 3.29) Их спас Антенор, а эллины, разгневанные высокомерием варваров, полностью вооружились и направили ладьи против них. Фетида предостерегла Ахиллея, чтобы он с ладьи первым не сходил, ибо сошедший первым должен будет первым и погибнуть.
(С 3.29) Между тем варвары, узнав, что к их берегам приближается флот, вооружились, устремились к берегу и стали бросать камни, препятствуя высадке.
(ЭС 3.30) Первым из эллинов сошел с корабля на берег Протесилай. Убив немалое число варваров, он погиб и сам, от руки Гектора. Жена его Лаодамия продолжала любить мужа и после его смерти. Она изготовила статую, похожую на Протесилая, и общалась с ней. (Э 3.30) Боги пожалели ее, и Гермес вывел Протесилая из царства Аида на землю. Увидев его, Лаодамия обрадовалась, решив, что он вернулся из Трои. Но когда его, обратно, отвели в царство Аида, она покончила жизнь самоу6ийством.
(С 3.31) После гибели Протесилая Ахиллей высадился вместе с мирмидонцами, и, метнув камень в голову Кюкна, убил его. Когда варвары увидели Кюкна мертвым, они кинулись бежать в город, а эллины, выпрыгивая из судов, преследовал и их, и равнина покрылась трупами.
Заперев троянцев в городе, эллины стали его осаждать, (С 3.32) ладьи же они вытащили на землю.
Варвары соблюдали осторожность, но Ахиллей подстерег из засады Троила и убил его в храме Аполлона Тимбрейского.
Подойдя ночью к городу, он захватил Люкаона.
Затем Ахиллей взял с собой нескольких отважных воинов и стал опустошать страну, дойдя до горы Иды, чтобы захватить там стада Айнея. Тот бежал, а Ахиллей, перебив пастухов вместе с Местором, сыном Приама, угнал коров.
(С 3.33) Он захватил Лесбос, Фокею, затем Колофон, Смирну, Клазомены и Кюму, а после них Айгиал и Тенос, так называемое Стоградье.
Вслед за ними он взял Адрамитий и Сиду, затем Эндий, Линей и Колону. Захватил он также Гипоплакийские Фивы и Люрнесс, Антандр и многие другие города.
(С 3.34) Прошло девять лет, и на помощь троянцам прибыли союзники. От окружающих Трою городов прибыл Айней, сын Анхиса, и с ним Apxeлох и Акамант, сыновья Антенора и Теано, возглавлявшие дарданцев; от фракийцев Акамант, сын Эвсора;
от киконов Эвфем, сын Трезена;
от пеонов Пирехм;
от пафлагонцев Пилемен, сын Билсата;
(С 3. 35) из Зелии Пандар, сын Люкаона;
из Адрастии Адраст и Амфий, сыновья Меропа;
из Арисбы Асий, сын Гиртака;
из Лариссы Иппотой, сын Пеласга;
из Мисии Хромий и Энном, сыновья Арсиноя;
от ализонов Одий и Эпистроф, сыновья Мекистея;
от фригийцев Форкис и Асканий, сыновья Аретаона;
от меонийцев Местл и Антиф, сыновья Талемена;
от карийцев Настес и Амфимах, сыновья Номиона;
от ликийцев Сарпедон, сын Дия, и Главк, сын Ипполоха.
(С 4.1) Ахиллей не принимал участия в сражениях, гневаясь изза Брисеиды, дочери жреца Хриса. Поэтому варвары осмелели и сделали вылазку из города.
Александр сразился в поединке с Менелаем, и, когда Менелай стал брать верх, Афродита похитила Александра с поля боя. Пандар выстрелил из лука в Менелая и нарушил перемирие.
(Э 4.2) Диомед, совершив ряд подвигов, ранил Афродиту, пришедшую на помощь Айнею.
Когда же он столкнулся с Главком, то вспомнил о дружбе, связывавшей их отцов, и поменялся с ним оружием.
(ЭС 4.2) Когда Гектор стал вызывать самого доблестного сразиться с ним в поединке, большое число воинов изъявило желание выступить против него и выбор по жребию пал на Аянта, доблестно с ним сразившегося. Но с наступлением ночи глашатаи развели бойцов.
(С 4.3) Эллины построили стену и ров, чтобы защитить ладейную стоянку; когда же на равнине началось сражение, троянцы стали преследовать эллинов до самого вала. Тогда эллины отправили к Ахиллею послами Одиссея, Фойникса и Аянта, которые стали просить его о помощи, обещая отдать Брисеиду и другие дары.
(С 4.4) С наступлением ночи эллины выслали разведчиков - Одиссея и Диомеда. Они убили Долона, сына Эвмела, а также фракийца Реса, который прибыл в качестве троянского союзника за день до этого и расположился лагерем на не котором расстоянии от троянцев и Гектора, еще не успев принять участия в сражении. (1.3.4) От Эвтерпы и (бога) реки Стримона родился Рес, которого в Трое убил Диомед. Как повествуют некоторые другие (писатели), он происходил от Каллиопы. (С 4.4) Одиссей и Диомед убили также двенадцать воинов, которые спали рядом с Ресом, а коней увели к своим кораблям.
(С 4.5) Днем же произошло ожесточенное сражение, в котором были ранены Агамемнон, Диомед, Одиссей, Эврипил и Махаон, и эллины обратились в бегство. Гектор, проделав брешь в стене, ворвался на ладейную стоянку и, после того как Аянт отступил, зажег корабли.
(С 4.6) Когда Ахиллей увидел, как загорелся корабль Протесилая, он выслал в бой Патрокла с мирмидонцами, дав ему свои доспехи и коней. Троянцы увидели Патрокла и, приняв его за Ахиллея, обратились в бегство.
Патрокл преследовал их до городской стены и многих убил, в том числе и Сарпедона, сына Дия, но сам был убит Гектором, будучи еще до этого ранен Эвфорбом.
(С 4.7) Изза тела Патрокла разгорелось ожесточенное сражение; Аянт, совершив ряд подвигов, едва смог спасти тело. Ахиллей оставил свой гнев и получил Брисеиду. После того как ему принесли полное вооружение от Гефеста, он надел на себя доспехи, выступил в бой и прогнал троянцев до реки Скамандра. Там он убил многих из них, в том числе Астеропая, сына Пелегона, сына реки Аксия. Разъяренная река ринулась против Ахиллея, но Гефест иссушил потоки реки, метнув в нее мощное пламя. Ахиллей убил Гектора в поединке и, привязав его тело за лодыжки к колеснице, повлек по земле вплоть до самой стоянки ладей.
Похоронив Патрокла, Ахиллей устроил поминальные состязания. В этих состязаниях победил Диомед в беге колесниц, Эпей - в кулачном бою, Аянт и Одиссей - в борьбе. После состязаний Приам пришел к Ахиллею, выкупил тело Гектора и похоронил его.
(Э 5.1) Пентесилея, дочь Отреры и Арея, нечаянно убила Ипполиту и была очищена от скверны убийства Приамом. В происшедшем сражении она убила многих, в том числе и Махаона, но позже погибла от руки Ахиллея. Он влюбился в амазонку после ее смерти и убил Терсита, обрушившегося на него с бранью.
(Э 5.2) Ипполита была матерью Ипполита, она же - Главка и Меланиппа. Когда справлялась свадьба Файдры, она появилась в полном вооружении вместе со своими амазонками и заявила, что убьет всех присутствующих на пиршестве у Тесея. В начавшемся сражении погибла она сама потому ли, что ее нечаянно поразила ее союзница Пентесилея, или она погибла от руки Тесея, или же люди Тесея, увидев, что амазонки нападают, быстро заперли все двери, и, захватив Ипполиту внутри здания, убили ее.
(ЭС 5.3) Мемнон, сын Титона и Эос, с большим войском эфиопов прибыл под Трою, чтобы принять участие в сражении против эллинов. Он убил многих из Эллинов, в том числе и Антилоха, но погиб и сам от руки Ахилея.
Преследуя троянцев, Ахиллей был поражен в лодыжку стрелой Александра и Аполлона у Скейских ворот. (ЭС 5.4) Изза тела Ахиллея началось сражение. Аянт убил Главка и дал отнести вооружение Ахиллея к ладьям, сам же поднял тело и вынес его из сечи, в то время как Одиссей отбивал натиск врагов.
(С 5.5) Смерть Ахиллея повергла все войско в уныние. (ЭС 5.5) Похоронили его на Белом острове вместе с Патроклом, смешав их кости. Говорят, что Ахиллей после смерти, находясь на Островах Блаженных, женился на Медее. (С 5.5) В его честь устроили состязания, в которых Эвмел одержал победу на колеснице, Диомед - в беге, Аянт - в метании диска, Тевкр - в стрельбе из лука.
(ЭС 5.6) Было решено все вооружение Ахиллея отдать в награду самому доблестному, и изза него вступили в спор Аянт и Одиссей. (С 5.6) В качестве судей выступили троянцы, а по иным сообщениям - союзники, (ЭС 5.6) и предпочтение было отдано Одиссею. Обиженный Аянт задумал ночью напасть на свое войско, но Афина, вселив в него безумие, направила его, уже поднявшего меч, на стада скота. В своем безумии он стал убивать животных и пастухов, принимая их за ахейцев. (ЭС 5.7) Позднее к нему вернулся рассудок, и он покончил самоубийством.
Агамемнон запретил предавать его тело огню, и Аянт единственным из всех, кто погиб под Троей, был похоронен в гробу. Могила его находится в Ройтее.
(Э 5.8) Когда уже прошло десять лет войны и эллины пали духом, (ЭС 5.8) Калхант вещал, что Троя не может быть взята без помощи лука и стрел Геракла. Услышав это, Одиссей в сопровождении Диомеда отправился к Филоктету на Лемнос, овладел при помощи хитрости луком и стрелами Геракла и убедил Филоктета отплыть под Трою. Филоктет отправился туда и, после того как его исцелил Подалирий, выстрелом из лука убил Александра.
(ЭС 5.9) После смерти Александра Гелен и Деифоб заспорили изза права жениться на Елене. Так как предпочтение было отдано Деифобу, Гелен оставил Трою и поселился на горе Иде. Но когда Калхант сообщил, что Гелен знает оракулы, охраняющие город Трою, Одиссей подстерег его из засады, захватил в плен и привел в лагерь.
(ЭС 5.10) Здесь Гелена заставили рассказать, как можно взять Илион, и он сообщил следующее: во-первых, если осаждающим будут доставлены кости Пелопа, во-вторых, если в сражениях будет участвовать Неоптолем, в-третьих, если будет выкраден из города упавший с неба Палладий, при нахождении которого в городе взять Трою невозможно.
(ЭС 5.11) Услышав это, эллины привезли кости Пелопа, а Одиссея и Фойника отправили на остров Скирос к Ликомеду. Там они убедили Ликомеда отпустить Неоптолема. Неоптолем прибыл к войску, взял у Одиссея добровольно им отданное оружие отца и убил множество троянцев.
(ЭС 5.12) Позднее на помощь троянцам прибыл Эврипил, сын Телефа, приведя с собой большое войско мисийцев. После того как Эврипил совершил ряд подвигов, Неоптолем его убил.
(ЭС 5.13) Одиссей же вместе с Диомедом ночью отправился к городу и оставил здесь Диомеда, сам же обезобразил себя и надел нищенский наряд. Не узнанный никем, он вошел в город под видом нищего. После того как Елена его узнала, он с ее помощью выкрал Палладий, убил многих из числа охранявших его троянцев и вместе с Диомедом доставил Палладий к ладьям.
(ЭС 5.14) Позднее он придумал построить деревянного коня и предложил изготовить его Эпею, который был строителем. Тот заготовил лес на горе Иде и сделал коня, полого изнутри и с отверстием в боку. Одиссей убедил пятьдесят (а как сообщает автор "Малой Илиады", три тысячи) лучших воинов войти в коня; остальные же воины должны были с наступлением ночи сжечь свои палатки, выплыть в море к Тенедосу и стать там на якорь в засаде. С наступлением следующей ночи они должны были вернуться обратно.
(ЭС 5.15) Те повиновались и посадили лучших из воинов внутрь коня, поставив во главе последних Одиссея, а на коне начертали следующую надпись: "Благополучно возвратившись домой, эллины посвятили это благодарственное приношение богине Афине". Сами же они зажгли свои палатки и отплыли ночью к Тенедосу, где стали на якорь в засаде. На месте прежней стоянки они оставили Синона, который должен был подать им знак зажженным факелом.
(ЭС 5.16) Когда наступил день, троянцы увидели лагерь эллинов опустевшим; сочтя, что враги убежали, они, обрадованные, потащили коня и, поставив его у дворца Приама, стали совещаться о том, что надлежит с ним сделать.
(ЭС 5.17) После того как Кассандра сказала, что внутри него сидят вооруженные воины и к ней присоединился прорицатель Лаокоонт, некоторые предложили его сжечь, другие же советовали сбросить его в пропасть. Но большинство троянцев решило посвятить его богам, и, принеся жертву, они стали пировать.
(ЭС 5.18) Аполлон, однако, подал им знамение: с близлежащих островов две змеи переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта.
(ЭС 5.19) Когда же наступила ночь, и все погрузились в сон, эллины от Тенедоса подплыли ближе и Синон зажег для них факел на могиле Ахиллеса. Елена же, подойдя к коню, стала звать героев, подражая голосу жены каждого из них, и, когда Антикл захотел ответить, Одиссей зажал ему рот.
(ЭС 5.20) Затем, убедившись, что враги заснули, сидевшие внутри коня воины открыли отверстие и в полном вооружении стали выходить. Первым выпрыгнул Эхион, сын Портея, и сразу же погиб; остальные же, обвязавшись веревкой, взобрались на стены и, открыв ворота, впустили приплывших от Тенедоса эллинов.
(ЭС 5.21) Войдя в город с оружием в руках, они стали заходить в дома и убивать спящих. Неоптолем убил Приама, прибегнувшего к защите алтаря Дия Оградного.
(Э 5.21) Главка, сына Антенора, укрывшегося в своем доме, опознали и спасли Одиссей и Менелай, зайдя туда с оружием в руках. Айней бежал, неся на спине Анхиса, своего отца, и эллины пропустили его, уважая его благочестие.
(ЭС 5.22) Менелай, убив Деифоба, повел Елену к кораблям. Айтру, мать Тесея, увели сыновья Тесея (Э 5.22) Демофонт и Акамант; как говорят, они тоже позднее прибыли под Трою.
Кассандра искала защиту, охватив деревянную статую Афины, но подверглась насилию локрийца Аянта. По этой причине, говорят, эта статуя имеет глаза, обращенные к небу.
(ЭС 5.23) Перебив троянцев, эллины зажгли город и поделили между собой добычу. После этого они принесли жертвы всем богам и сбросили Астианака с башни, а Поликсену закололи на могиле Ахиллея. В качестве почетной награды Агамемнон взял себе Кассандру, Неоптолем получил Андромаху, а Одиссей - Гекабу. Но некоторые рассказывают, что ее взял Гелен и переправился вместе с ней в Херсонес. Там он похоронил ее после того, как она превратилась в собаку. Поэтому это место теперь называется Киноссема. Лаодику, которая была самой красивой из дочерей Приама, поглотила земля у всех на глазах.
(С 5.23) Когда эллины, опустошив Трою, уже собирались отплыть, их задержал Калхант, сказавший, что Афина разгневана на них вследствие святотатства Аянта. (ЭС 5.23) Они едва не убили Аянта, но он прибегнул к защите алтаря, и его пощадили.