Эгида

    Эги́да
  •          (греч. Αἰγίς, лат. aegis, козья шкура), наводящий ужас, страшно сияющий, несокрушимый щит Зевса, произведение Гефеста. Когда тучесобиратель своей десницей мечет молнии, то левой рукой он потрясает Э., увешанную 100 кистями, порождающую ужас и смятение; «на ней борьба, на ней отпор, на ней леденящий сердце ужас преследования, на ней и голова Горгоны, страшного чудовища» («Илиада»). Слово это, вероятно, произведено от корня αἴγ- и означает бурю и непогоду. Эта грозная облачная одежда — оружие и щит Зевса, который поэтому называется Эгиохом и Эгидухом, т. е. эгидодержцем. Кроме того, любимая дочь Зевса, Афина, тоже носит Э.; в исключительных случаях носит ее и Аполлон. О производстве этого слова от αἴξ (коза) и о значении «козья шкура» у Гомера не может быть и речи. Однако позднейшие сказания делают это значение основным и, исходя из обычая диких народов использовать на войне козьи шкуры для прикрытия левой руки и груди, передают, будто в борьбе с гигантами Зевс, во исполнение известного ему предсказания, натянул на свой громоносный щит шкуру козы — своей кормилицы, прикрепив к шкуре голову Горгоны. Позднейшее представление об Э. как исключительной принадлежности Афины произошло из гомеровского представления Э. Зевса, так как уже у Гомера Афина довольно часто носит Э. своего отца. На изображениях Э. Афины представляется то в виде чешуйчатой шкуры, прикрывающей грудь, плечи и спину, то в виде чешуйчатого панциря на груди, посредине которого находится голова Горгоны, а по краям — змеи. Геродот объясняет происхождение представления об этой Э. тем, что ливийские девушки, служительницы этой богини, носили поверх одежды козьи шкуры, обрамленные бахромой. По Диодору, Э. была чудовищем, рожденным землей, извергающим огонь и опустошившим Фригию, Индию, Египет и Ливию; Афина убила его, а шкуру сделала своим щитом.