Скульптура

    Скульпту́ра
  •          (лат. sculptura), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную пластическую или полупластическую форму и выполнены из твердых материалов (камень, металл, дерево, глина, янтарь, слоновая кость и т. д.). Пластика или ваяние в широком смысле соединялась у эллинов с соответствующими ремеслами, а именно с выделкой деревянных сосудов, которые вырубали топором из большого куска дерева, отделывали более тонкими инструментами и украшали самыми различными способами золотом, серебром, слоновой костью, янтарем или с выделкой металлических сосудов, а также с паяльным (ferruminatio) и гончарным ремеслом (κεραμευτική). Вскоре из-под рук ваятеля из глины стали выходить рельефы (τύποι) и целые фигуры. Краской старались придать выразительность фигурам; это украшение, первоначально служившее для примитивной окраски тела и одежды, было сохранено и при более усовершенствованном искусстве (полихромия). На древних статуях сохранилось много следов красок. При отливке из металла (ars statuaria) особую важность имело смешение бронзы и умение заливать сплав в форму. Статуя лепилась из воска вокруг огнеупорной основы. Для этого делалась глиняная форма: в нее вставляли трубки, в которые вливалась бронза, занимавшая место воска и заполнявшая пространство между основой и формой. Резьбу по дереву (ξέειν для более плоских работ; γλύφειν — для более глубоких, производившихся острыми и остроконечными инструментами) применяли в основном для изображения богов. Лучшим материалом для С. считался твердый, годный для полировки известковый камень (отсюда marmor, см. сл., от μαρμαίρειν), особенно белый мрамор, у греков преимущественно пентелийский, гимметийский и паросский, в Риме со времен Тиберия также каррарский. Обработка металлов острыми инструментами (торевтика) была соединена с отливкой в формы, чеканкой и строганьем долотом и применялась в основном при изготовлении вооружения, особенно щитов, а также для сосудов, особенно больших серебряных и т. д. В древних мастерских изготовлялись также работы из слоновой кости (см. Слон). Из подобных произведений до нас дошли только так называемые диптихи (см. сл.), датируемые позднейшими временами Римской империи. Наконец, следует упомянуть резьбу на драгоценных камнях (см. Гемма) и на стекле (служившем подражанием и заменой последних; сюда не могут быть причислены мурринские вазы, см. Мурринские вазы) и резьбу печатей, которая имеет значение по ценности изображений и в которой греки отличались резьбой как таковой, а римляне — искусством чеканки. Последняя, благодаря нумизматике, имела большое практическое значение в торговле и в отношениях людей друг с другом.
  •          Хотя в древнейшей греческой пластике заметно восточное и даже египетское влияние, о простом подражании не может быть и речи. Самые ранние зачатки искусства показывают стремление к собственным, самостоятельным способам изображения. Пеласги чтили своих богов без изображений и храмов, а искусство могло возникнуть в рамках религии только тогда, когда человек стремился к видимому знаку, символу своего божества.
  •          В древнейшие времена в Греции не было никаких статуй, кроме изображений богов. Древнейшее греч. каменное изваяние богини (высотой 65 см) датируется 640 г. до н. э. Гораздо древнее, чем изображения богов, были символические предметы их почитания. Постепенно вместо пней и камней объектом почитания стал столб, у которого даже тогда, когда были обозначены руки и ноги, руки оставались нераздельными от тела, а ноги были сжаты и неподвижны. Сначала были отделены руки, а затем к этому присоединились воинские украшения, шлем, копье и щит. Дедал, современник критского Миноса (живший за три поколения до Троянской войны и превратившийся впоследствии в нарицательное имя для скульпторов и зодчих), и его ученики Смилис из Эгины и Эндей из Афин первыми попытались через разъединение ног придать этим идолам более живой вид. Это нововведение исполнило изумлением их современников. С увеличением богатств возрастало и стремление дедалидов украшать храмы (особенно в Олимпии, Дельфах, Делосе и др.) статуями и разными дарами, в особенности скамьями с изображениями, щитами, треножниками, разными сосудами и т. п. Статуи делали из чистого металла или комбинировали его с другими материалами; и то и другое обозначали словом «торевтика». Примерами более богатых по содержанию произведений искусства являются великолепный ларец Кипсела мозаичной работы (659—629 гг. до н. э.), сохранявшийся в память чудного спасения рода Кипселидов в Гереоне в Олимпии, с целым рядом сцен из судеб мифических фамилий, и трон Аполлона Амиклейского, выполненный Бафиклом из Магнесии и заключавший в 42 рельефах все тогдашние сказания о богах и героях (ок. 550 г. до н. э.). К этому времени относится целый ряд сохранившихся скульптурных произведений: статуи Аполлона из Фер (в Афинах) и Теней (в Мюнхене, см. Аполлон), фриз из Асса (в Париже), древнейшие изображения на метопах из Селинунта и т. д. Произведениями более усовершенствованного искусства являются рельефы на памятнике Гарпий в Ксанфе (Ликия) и статуи Эгинет (первый — в Лондоне, последние — в Мюнхене). Соперничество между странами и городами невероятно быстро преодолело технические трудности. Из школы дедалидов вышли Бунал и Афенис, сыновья Анферма, выставившие публично карикатуру поэта Гиппонакта, но, преследуемые его ямбами, заплатившие за свою шалость жизнью. С. из мрамора ок. 550 г. до н. э. была усовершенствована Дапэном и Скиллисом с Крита; их ученики (Гитиад, Клеарх, Тектей и др.) жили в Спарте и других местах. По преданию, первые статуи из металла стали отливать на Самосе скульптор Рэк (ок. 640 г. до н. э.) и его сын Феодор. Статуя работы Рэка, изображавшая Ночь, стояла в храме Артемиды в Эфесе. Оба этих скульптора также известны как архитекторы (см. сл.). До этого не отливали целые фигуры, а составляли их по частям. Известны также скульпторы из Эгины, среди которых особенно выделяются Каллон и Онат (ок. 460 г. до н. э.) и его отец Микон (замечательнейшими произведениями которого были изваяния Каллия и Панкратиастов). Они славились знанием особого сплава бронзы, благодаря которому достигалась большая гибкость и красота цвета. Онат в основном старался украшать храмы и галереи большими фигурами и богатыми по содержанию историческими изображениями. Главными его произведениями называют статуи Геракла и Гермеса в Олимпии, Аполлона в Пергаме, Деметры у Фингалии и победную колесницу Гиерона. Все они, как правило, огромных размеров и выполнены из бронзы. В Сикионе, который Плиний называл родиной всех металлических изваяний (diu fuit officinarum omnium metallorum patria), была отличная скульптурная школа (Канах, Аристокл и др.), имевшая связи со школой в Аргосе (Агелад, Аристомедон, Главк, Дионисий). Несколько позже С. стала процветать в Афинах, где творили Кратий, Гегий, Гесиот и Критий (оба последние особенно замечательны выставленным в 476 г. до н. э. памятником Гармодия и Аристогейтона), Аристокл и др.
  •          Первый период процветания греческой С. совпадает с политическим величием Греции, наступившим после победы над персами. Главным местом процветания этого искусства были Афины; прочие города также принимали участие в состязании, в которое вскоре втянулась большая часть значительных городов Греции, Малой Азии и островов. Изображения богов утратили исключительно религиозное значение, перестали быть узнаваемы только по своим атрибутам, но сделались по содержанию и форме произведением свободного искусства. В произведениях этого периода еще сохранялись некоторые следы суровости и строгости, но они постепенно исчезали и переходили в более изнеженную, чувственную красоту, составлявшую характерную черту произведений искусства следующего периода.
  •          Прежде чем говорить о величайшем афинском ваятеле, Фидии, следует упомянуть троих художников, которые как бы служат переходом к нему. Каламис в Афинах (ок. 460 г. до н. э.) с необыкновенной разносторонностью творил из золота со слоновой костью, серебра, мрамора и бронзы изображения богов (Зевс, Аполлон, Гермес, Афродита), героев и животных. Он славился нежным выражением в своих женских фигурах и силой и красотой изваянных им лошадей. Натуралистичнее и, несомненно, одностороннее был Пифагор из Регия (ок. 450 г. до н. э.); он отливал в основном бронзовые статуи атлетов и прилагал особое старание к изучению человеческой фигуры и ее размеров (как впоследствии Поликлет). Мирон из Элевтер (Беотия) вместе с Фидием и Поликлетом, хотя он старше их, был учеником Агелада из Аргоса, основной чертой работ которого была жизненная правдивость. Он тоже в основном использовал бронзу, но менее для изображений богов, чем для атлетов и животных (известна его скульптура коровы). Ему приписывают изваяние сатира в Литеране (вероятно, Марсия), который восхищается флейтами Афины и составляет, следовательно, часть группы, а также дискобола на вилле Massimi и в Ватикане.
  •          Фидий из Афин (ок. 500—432 гг. до н. э.), ученик Гегия и Агелада, работал при Кимоне и Перикле, принимал ведущее участие в украшении Акрополя. Он изваял несколько статуй Паллады, в т. ч. бронзовую Афину Промахос (Воительницу, рис. 1). Эта статуя стояла под открытым небом между Пропилеями и Парфеноном и была настолько велика, что мореплаватели, приближаясь с юго-востока к Пирею, издалека видели перья на шлеме и конец копья. Щит этой статуи окончил Мис уже после смерти Фидия. Затем он изваял из золота и слоновой кости статую богини для Парфенона. Богиня высотой в 26 локтей стояла, опершись на копье, и ее золотое платье, стоившее 44 золотых таланта, ниспадало до земли. Панцирь ее был украшен головой Медузы; в правой руке она держала изображение богини Победы (Нике) в 4 локтя вышины; на прислоненном щите была изображена гигантомахия, а на краях пьедестала статуи, имевшего высоту 4 дюйма, — бой кентавров и лапифов. Третью Палладу, которая как образец красоты и соразмерности называлась «Прекрасная» (Морфо), лемносцы поставили в Акрополе. Кроме того, Фидий воплотил идеал Зевса в колоссальной статуе в Олимпии (см. Зевс), где бог изображен сидящим в спокойном величии после победы над своими врагами, с отложенными в сторону молниями, предавшимся праздничному занятию игр, причем как Гелланодик он лично протягивал венок победителю. Верхняя, непокрытая часть тела была сделана из слоновой кости, нижнюю же покрывала мантия с цветами из золота, которая складками падала к ногам. В правой руке была обращенная к нему богиня победы, с масличной веткой в руке; в левой он держал скипетр, который как символ его господства на земле состоял из сплава различной бронзы и был увенчан орлом. В лице изваяния необыкновенно соединялись величие, милосердие и доброта. В нем греки видели присутствие самого Зевса; увидеть его считалось nepenthes (утолить печаль, унять боль); не взглянуть на него перед смертью было почти таким же несчастьем, как умереть не посвященным в мистерии. На ручках трона направо и налево вокруг бога танцевали богини времен года и хариты; богини победы стояли у его ног, и многочисленные изображения украшали трон, на котором он покоился.
  •          До нас дошли скульптурные произведения Парфенона (статуи фронтона, рельефы в целле и метопы), которые принадлежат самому Фидию, а также рельефы в целле и метопы так называемого Тезеона, метопы из храма Зевса в Олимпии, и несколько произведений, которые возникли, во всяком случае, под влиянием его школы и дают нам ясное понятие о том, что сделала эта первая скульптурная школа в мире. К позднейшему времени принадлежат богиня Победы на рельефе, которым была украшена балюстрада храма Нике Аптерос, равно как кариатиды Эрехтеона.
  •          Учениками Фидия были Алкамен из Афин и Агоракрит из Пароса. Первый изваял из мрамора и бронзы целый ряд изображений богов, даже таких, которых не делал его учитель, например Афродиты и Геры; ему же принадлежат статуи на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии. Особенно высоко ставили второго; его лучшим произведением была мраморная статуя Немезиды для Рамнунта вышиной 10 локтей. Остальными ваятелями этого периода, отчасти находившимися под влиянием древней школы Каламиса, были: Поний из Менды (см. сл.), Колот, Феокосм из Мегары, Фрасимед из Пароса и Праксий, автор статуй на фронтоне Дельфийского храма.
  •          Продолжателями искусства Мирона были его сын Ликий из Элевтер и Крезил из Кидонии; последний со своей «Амазонкой из Эфеса» выступил в состязании ваятелей против Фидия и Поликлета, победителем из которого вышел Поликлет. Отдельные типы существующих экземпляров «амазонок» в последнее время разделены между тремя ваятелями. От направления Фидия отступили Каллимах и Деметрий — первый искусный техник, которому приписывается применение бурава и изобретение коринфского Капитолия; второй — исключительно создатель портретов, старавшийся передать до мельчайших подробностей свой оригинал, даже случайные уродства, без всякого идеализирования.
  •          Соперником Фидия был его младший современник, сикионец Поликлет, ученик Агелада и глава школы в Аргосе, художник, изображавший гармонически законченную красоту человеческого тела, особенно молодого, одинаково далекий от суровости и изнеженности в своих произведениях, исполненных на основании тонкого наблюдения и расчета, полных достоинства и серьезности; ему недоставало гения и всеобъемлющей фантазии Фидия, поэтому часто он уступал ему, главным образом в изображении богов. Древние особенно хвалили его «Копьеносца», замечательно пропорционального юношу, несущего копье, и «Диадумена» — юношу, обвязывающего волосы повязкой победителя; его самым знаменитым изваянием бога была колоссальных размеров статуя Геры внутри храма в Аргосе. Ее голова была украшена золотым венком, на ручках трона танцевали богини времени года и хариты; в левой руке она держала скипетр, в правой — таинственное гранатовое яблоко, символ плодородия, а рядом с ней стояла, прислуживая ей, богиня молодости, см. Гера. Из 18 учеников Поликлета, перечисленных Плинием, самым значительным был Навкид из Аргоса (ок. 420 г. до н. э.).
  •          После того как этот период почти истощил фантазию в изображении великого и чудесного во всех видах, наступило время изящества. Как в предыдущем периоде строгий стиль соединялся с красотой, так теперь красота была соединена с полной жизненности грацией. Этот период начинает Кефисодот Старший, которому приписывается т. н. Левкотея в Мюнхене («Эйрена и Плутос»). Главными представителями нового направления были Скопас из Пароса и Пракситель из Афин (ок. 390 г. до н. э.). Скопас (см. сл.) обнаружил свой талант как в изображении красивого тела, так и в целых скульптурных группах, и приблизился в этом отношении к области живописи. Он работал преимущественно по мрамору и черпал сюжеты главным образом из круга сказаний о Дионисе и Афродите. Скопас передавал самые смелые движения неистовствующих менад и нереид, когда они, откинув назад восхитительную голову, с развевающимися волосами, стоя на одной ноге, высоко поднимают другую. Точно так же он стремился к высшей грации в скульптурных группах, изображавших богов любви. Из его групп особенно отличалось по богатству композиции и смелости фигур торжественное шествие Ахиллеса, которого его мать, окруженная тритонами, нереидами и необыкновенного вида жителями морей, везет на Левку, баснословный остров героев. Впоследствии эта группа была поставлена Гнеем Домицием в Риме, в храме Нептуна у цирка Фламиниев, и сделалась образцом для бесчисленных копий. Ему же приписывается «Аполлон Мусагет» в длинном одеянии, который играет на цитре в торжественном шествии (в Ватикане; см. Аполлон). Ок. 350 г. до н. э. он работал над Мавзолеем в Галикарнасе.
  •          Пракситель из Афин, вероятно, сын Кефисодота Старшего, отличавшийся особым мастерством в изображении грации и чувственной красоты, ваял почти всех богов, но отдавал предпочтение богам цветущего возраста (Эрот, Афродита). Копиями с его произведений являются статуя убивающего ящериц Аполлона, торс Эрота в Ватикане, статуя Аполлона во Флоренции и «Отдыхающий Сатир». Для Книда он сделал обнаженную Афродиту, на что первым решился Скопас (копия — в Мюнхене), для Коса — не менее знаменитую Афродиту в одеянии.
  •          Вопрос о том, кому из них принадлежит группа Ниобид (во Флоренции, отдельные фигуры в Риме, Мюнхене и т. д.), не могли решить ни в древности, ни теперь.
  •          Многочисленные последователи распространили это направление, но зашли в нем слишком далеко. Леохар, работавший со Скопасом над Мавзолеем, изобразил Ганимеда в тот момент, когда его поднимает в воздух орел (незначительная маленькая копия находится в Ватикане, см. Ганимед), — произведение, которое по своему замыслу почти выходит за пределы возможностей пластики. Сил анион смешал бронзу для лица изваянной им умирающей Иокасты с серебром, чтобы точнее передать выражение лица умирающей. Из безымянных произведений этой молодой аттической школы следует упомянуть о памятнике Лисикрата в Афинах («Дионис, превращающий тирренских морских разбойников в дельфинов», рис. 2) и памятнике нереид в Ксанфе в Лики и (фрагменты статуй и фризы).
  •          Таким образом, ваяние исчерпало материал, и теперь ему оставалось обратить все внимание на технику исполнения. Изучение заступило место таланта, второстепенное сделалось главным, то, что могло быть изучено, одержало верх над непостижимым, земное — над небесным. Успехи в технической стороне дела и легкость в средствах дали возможность многим художникам уже во времена Александра Великого быть одинаково совершенными в разных отраслях искусства. Однако если названные выше два художника все еще имели в виду внутреннюю, духовную жизнь богов и мифические образы в духе Фидия, то последующие мастера делали главный упор на физическую красоту в духе аргиво-сикионской школы Поликлета. Эвфранор из Коринфа (ок. 380 г. до н. э.), живописец и ваятель из мрамора и из бронзы, особенно прославился своими статуями Париса, Афины (которые Лутаций Катулл привез в Рим) и Латоны с детьми. Его лучшие картины находились в зале Керамика в Афинах. Среди них были «12 богов», «Тесей», «Демократия и демос» и «Кавалерийское сражение афинян против Эпаминонда при Мантинее». Он славился силой колоритов и верностью в освещении и тенях. В то же время возникло чрезмерное стремление к разнообразию в видах произведений; теперь основной целью стала не творческая сила, а ловкое сочетание всего лучшего; задачи искусства сузились, школы прекратились. Единственным художником, который возвратился в это время на оставленный другими путь творчества и к изучению природы, был Лисипп из Сикиона, современник Александра Великого, бронзовщик и самоучка. Он снова занялся изучением человеческого тела и нашел идеал красоты, который и осуществил в неподражаемых изображениях богов и людей. При этом он старался соединить величайшее сходство с высшей красотой; он создал новый тип Геркулеса. Его лучшим произведением было изображение Александра Македонского, которого он ваял в самых разнообразных положениях и в разную величину: в юношеской и мужественной красоте, в бою, сидящим на троне, на охоте, едущим верхом и на колеснице. Александр не хотел, чтобы какой-нибудь другой художник делал его изображения. С одинаковым успехом он выполнял скульптурные портреты сподвижников царя, особенно Гефестиона. Когда при Гранике пало 25 избранных соратников Александра Великого, Лисипп по приказанию царя сделал их бронзовые конные статуи в натуральную величину, и в различных позах: в бою, во время ранения, в смертный час; все было поставлено в Дионе в Македонии, а впоследствии украшало портик Метелла в Риме. Далее он изваял группу, изображающую охоту, на которой Александр с помощью Кратера убил льва; она была установлена как дар Кратера в Дельфах. Огромная статуя Геркулеса высотой 30 локтей находилась в Таренте, а после завоевания Тарента была перенесена на Капитолий; вторая статуя, в один фут вышины, изображавшая его же сидящим на скале, с палицей в правой и с черепом в левой руке, известна из описания Стация. Ему также приписывается колоссальная статуя Зевса в Таренте и Посейдона в Коринфе. В целом насчитывают до 1500 работ этого плодовитого художника. Ему приписывается «Марс» из villa Ludovisi (см. Арес) и чистящий себя скребницей атлет в Ватикане (так называемый «Апоксиомен»).
  •          Его брат, Лисистрат, первым стал делать гипсовые снимки с лиц; точная передача внешности сделалась главной целью пластического искусства.
  •          Влияние Александра Великого с его грандиозными завоеваниями и любовь клонившегося к упадку искусства ко всему импонирующему содействовали тому, что было создано много колоссов. Особенно процветала сикионская школа, которая с прежним совершенством занималась отливкой из бронзы и даже продвинулась вперед в этой области (Евфикрат). От нее произошла школа в Родосе, которая примыкала к Лисиппу (ее основателем считается его ученик Харет из Линда) и которая так же, как и родосское красноречие, отличалась от аттической стремлением к эффектам. Ученик Лисиппа Дейнократ (у Плутарха Стисикрат, у Плиния неверно Динохар, у Страбона Хейрокрак) хотел сделать из горы Афон статую Александра, которая в левой руке держала бы город, а в правой — раковину, из которой лился бы в море поток (см. Архитектура); он воздвиг знаменитый костер Гефестиона. Харет из Линда изваял колоссальную статую бога Солнца, вышиной 70 локтей (105 римских футов), величайшую из всех существовавших в древности (за исключением статуи Нерона), которая стояла не над входом в гавань, но вблизи нее (так называемый Колосс Родосский). Лишь немногие могли обхватить его большой палец, а каждый из его пальцев был больше любой статуи. Простояв 66 лет, этот колосс рухнул во время землетрясения в 222 г. до н. э. После этого он пролежал почти 900 лет и в 672 г. н. э. был продан неким османским генералом одному еврею, который нагрузил бронзой 900 верблюдов. На Родосе было еще 100 других колоссов, и влияние этой школы распространялось все шире. При Птолемее Филадельфе в Александрии во время вакхических процессий возили огромное количество колоссальных статуй, напр., Вакха, колесницу которого везли 180 человек, серебряный кратер, который несли 600 человек и т. д. Родосской школе принадлежит группа Лаокоона (см. Лаокоон), произведение трех художников: Агесандра, Полидора и Афенодора; точное время ее изготовления неизвестно, возможно, I в. н. э. Она стояла во дворце Тита. К этому времени относится еще одно большое произведение родосской школы, т. н. «Фарнезский бык», «Аполлония и Тавриск» из Траллеса в Карий, которое впечатляет внешне, но неудовлетворительно по внутреннему содержанию (см. Амфион). Выдающимся художником этого периода называют также Евтихида из Сикиона, ученика Лисиппа, который изваял статую богини города Антиохии, первое олицетворение такого рода (небольшие копии находятся в Ватикане).
  •          Второй значительной школой после Александра Великого была пергамская; на ее долю выпала задача прославить победы пергамских царей над галлами, и таким образом сформировалось ее основное направление. Аттал I для прославления своей победы (239 г. до н. э.) поставил целый ряд скульптурных групп («Афиняне, сражающиеся с персами», «Тесей и амазонки», «Пергамцы и галлы») в Акрополе, на южной, кимоновской стене. Копии этих статуй найдены в Венеции, Неаполе и Париже. Большей известностью пользуются два других произведения этой школы: «Умирающий галл» (Капитолий) и «Галл, убивающий себя и свою жену» (villa Ludovisi).
  •          Ок. 280 г. до н. э. галлы снова угрожали Греции и пришли в Дельфы, которые, по преданию, избежали разрушения и опустошения благодаря защите богов. В память об этом событии был изваян Аполлон Бельведерский, который держит в левой руке не лук, как думали прежде, а эгиду — чудное произведение, проникнутое страстью, которую ваятели лучших времен не смогли бы изобразить.
  •          С. в Риме. С сер. II в. до н. э., времени расцвета греческой культуры, мы видим здесь два направления в искусстве: греческое (эллинистическое) и национально-римское. К первому принадлежат трое замечательных ваятелей того времени, все трое афиняне: Аполлоний, Гликон и Клеомен, сын Аполлония. От первого сохранилось туловище Геркулеса (в Ватикане), которое Микеланджело назвал лучшим произведением древности, от второго — колоссальный Геркулес Фарнезский (в Неаполе) (см. Геракл): однако оба являются всего лишь подражанием произведениям Лисиппа. Клеомену принадлежит Венера Медицейская (во Флоренции), прелестное произведение, но без всякой глубины. Азиатские направления в искусстве также нашли себе здесь продолжателей, что подтверждает Агасий из Эфеса; его произведение, так называемый «Боргезский боец», ныне хранится в Париже. Насколько высоко ценилось эллинское искусство в Риме, ясно из того, что большая часть статуй и рельефов, которые заполняют наши музеи — римские копии, так как греческие оригиналы, которые со времен Суллы попали из Греции в Италию или в результате грабежей, или путем купли, почти все погибли. Однако в Риме не только делались копии, но и сформировалась собственная школа, которая, будучи в основе эклектичной, примкнула к эллинам. Основателем ее был Паситель (I в. н. э.), прославившийся основательным изучением моделей и обширным теоретическим образованием. Его учеником был Стефан, из работ которого сохранилась статуя юноши (в villa Albani); его ученик Менелай изваял прекрасную группу (в villa Ludovisi), которая называется «Орест и Электра» (или «Телемах и Пенелопа», или «Эпит и Меропа»). Кроме того, уцелело много других статуй, которые благодаря своему особому, напоминающему идеалы прежних периодов характеру должны быть причислены к этой эклектической школе.
  •          Параллельно с греческим направлением, с которым мы еще встретимся, развивалась чисто римская школа. Она отличается от греческого направления как более реальным, так сказать, портретным изображением, так и тем, что была далека от идеального содержания и служила практическим потребностям ежедневного быта. Портреты развились у римлян до высшей степени совершенства, которого когда-либо достигало это искусство. Статуи были облечены или в одежды граждан (togatae), или в военное одеяние (thoracatae), или же имели более условные костюм и позу (achilleae). Все три рода напоминают скульптуры времен диадохов. До нас дошли многочисленные примеры статуй, бывших портретами, и бюстов от последнего времени Республики до позднейших времен императоров. Они обладают весьма различными художественными достоинствами, в зависимости от таланта скульптора и от того назначения, какое имела статуя или бюст. Существенно отличалось мастерство ваятелей в главном городе и в провинциях. Тем не менее в течение 20 веков, приблизительно до 160 г. н. э., об уменьшении производительности в области ваяния не может быть и речи. Дольше всего сохранялось искусство ваяния бюстов. До нас дошли прекрасные бюсты Каракаллы (от 211г. н. э.) и даже других позднейших императоров.
  •          Близко к портретам подходит другая отрасль ваяния, особенно культивированная римлянами — изображение олицетворений провинций, городов, стран, которые в основном были нужны для триумфальных шествий (рис. 3); и эта отрасль была предутотована эллинистическим временем. Примерами римского направления могут служить изображения 14 покоренных Помпеем народов работы Колония, сделанные для портика у театра Помпея, а также «60 галльских племен у алтаря Августа» при Лугдунуме, — и то и другое известно только по рассказам писателей. Сохранились, например, прелестная т. н. «Туснельда» («Germania devicta», «Поверженная Германия») во Флоренции и много изображений даков времен Траяна (почти во всех итальянских музеях, некоторые теперь на арке Константина). К третьей ветви искусства С., которая была исконно римской, принадлежат исторические рельефы на колоннах, триумфальных арках и т. п. Изображавшиеся на них предметы в эллинское время и в начале Республики рисовались на картинах, которые носили при триумфальных шествиях, выставляли в публичных местах и объясняли их смысл народу. Заслуга римлян состоит, по-видимому, в том, что они перенесли эти временные декорации в область пластики и создали таким образом новый род искусства. Важнейшими из сохранившихся образцов являются рельефы на арке Тита (триумф над Иудеей) и на форуме Траяна (битвы, церемонии, сцены из частной жизни императора и т. д.), а также идущие спиралью вокруг колонны Траяна изображения войн с лаками. Гораздо менее важны рельефы на колонне и на арке Марка Аврелия (161—180 гг. н. э.), которые отчасти лишь повторяют прекрасно задуманные мотивы искусства времен Траяна. Рельефы на арке Септимия Севера (193—211 гг. н. э.) обнаруживают полнейший упадок римской пластики, история которой и может быть закончена этим памятником.
  •          Судя по немногим свидетельствам писателей, эти достойные удивления произведения национального искусства производили мало впечатления на образованную публику, которая явно искала идеал красоты в Греции. Доказательством служат некоторые памятники, существование которых отражает своего рода реакцию эллинизма на это направление. К ним относятся, напр., разные произведения времен Траяна (81—96 гг. н. э.), которые описывает Стаций, равно как сохранившиеся рельефы на проходном форуме Домициана, оконченные, вероятно, при Нерве (96—98 гг. н. э.). На них изображена Паллада, окруженная работающими женщинами и девочками в греческом одеянии и обстановке. Адриан (117—138 гг.), наследник Траяна, даже пытался возродить греческое искусство. В его время, тотчас вслед за прекрасными творениями царствования Траяна, были созданы произведения, которые по технической отделке не оставляют желать лучшего и которые создали оригинальный тип, последний, который дало греческое искусство. К ним следует отнести статую Антиноя, изображающую юношу — возлюбленного, которому император после его преждевременной кончины велел воздавать божеские почести; его статуи и бюсты находятся во всех музеях.
  •          Рядом с греческим влиянием мы видим влияние из Этрурии, а временами даже наблюдаем явное предпочтение этрусского искусства.
  •          В заключение следует упомянуть как произведения пластики монеты и драгоценные камни, особенно камеи (см. Гемма).