Янус

    Я́нус
  •          (лат. Janus).
  •        1. Один из важнейших римских богов, которому нет аналога в греческой мифологии. Это был бог входов и проходов, дверей и ворот, под защитой которого каждый входил в дом или город и выходил из них. Поэтому Я. имел в руке ключ, которым он запирал и отворял дверь (claviger, clusius, patulcius), и палку или жезл, подобно рабам, стерегущим двери домов. Его изображения, помещавшиеся у дверей и в проходах, имели два лица, обращенных в противоположные стороны, из которых одно смотрело наружу, другое внутрь (geminus, bifrons, biceps). Я. был не только богом входа как такового, но и божеством входа по отношению ко времени и действию, в широком смысле бог начала и начинания. Его силой всякая вещь и всякое дело при своем начале получают освящение и, благодаря этому, счастливое продолжение и преуспеяние, так как хороший исход основан на хорошем начале. Я. был богом великого значения, деятельным во всех начинаниях; давая хорошее начало, он благословлял предприятие и благоприятствовал его завершению. К Юпитеру, правителю всех судеб, он относится, как первый по порядку к высшему. Как бога начала по отношению ко времени, каждое утро жрецы призывали его под именем pater matutinus (утренний отец), потому что он, как привратник неба, открывал поутру ворота Олимпа и запирал их вечером. Ему был посвящен первый месяц года (Januarius), а первый день года (Kalendae Januariae) был его главным праздником. В этот день ему приносили жертвы, состоявшие преимущественно из медовых пирогов (janual), воздерживались от всяких слов, предвещавших дурное, приветливо желали друг другу счастья и дарили разные сладости, в знак пожелания, чтобы год прошел в сладком довольстве. Первый день каждого месяца тоже был посвящен Я. и ознаменовывался жертвой, состоявшей из вина, фимиама и плодов. Сказание о том, будто бы Я. царствовал в Италии ранее Юпитера и Сатурна и основал храмы всем богам, также основано на его качестве бога всякого начала во времени. Его призывали при каждом важном предприятии. Консул, вступая в свою должность, просил его благословения; земледелец приносил ему жертву при начале посева и жатвы (consivius). В каждой молитве сначала призывался Я., а при больших празднествах в честь богов он получал первую жертву. Особо торжественное почтение оказывалось этому богу в начале войны, когда войско проходило в поле через открытые ворота, и, вероятно, также при заключении мира. Нума в нижней части расположенного на форуме argiletum (казнохранилища) устроил янус (janus), т. е. ворота, служившие знаком для объявления войны и мира. Если они были открыты, то это означало, что государство взялось за оружие; если закрыты — что оно в мире со всеми народами. Эти ворота были посвящены богу Я., изображение которого стояло рядом с ними. В позднейшее время они обычно назывались храмом Janus Geminus (Двуликого), или portae belli (врата войны). Когда решали начать войну, консул отправлялся к этому храму и отпирал его двойные двери, приглашая юношей, способных носить оружие, пройти с ним сквозь двери. Подобная церемония совершалась, по-видимому, и после заключения мира, когда двери Я. запирались.
  •          Таково было значение Я. у римлян. Однако первоначально он был богом неба или солнца вместе с Яной (Jana), богиней луны. Он обусловливал и распределял изменения в жизни природы и считался богом года и времени, ведущим годы, месяцы и дни. Это принимается главным образом ввиду этимологии слова Janus — Зан (Ζάν) — Зевс (Ζευς) и из сопоставления с Я. этрусского бога предсказаний (ауспиций).
  •        2. Крытый проход, арка, состоявшая из каменного свода с колоннами и другими украшениями, с 4 воротами и фронтонами (отсюда термин quadrifrons). Это были или постройки для украшения, или места собраний менял, купцов и др., т. е. своеобразные биржи. Особой популярностью пользовались Средние ворота (ad medium Janum). У Горация в «Сатирах» упоминается I. summus et imus (Верхние и Нижние ворота) при Арке Фабиана (arcus Fabianus) вблизи храма Кастора. Кроме того, такие же здания были и в других местах города, особенно в портиках и тавернах, окружавших форум. Ливий упоминает о трех Я., воздвигнутых цензором Фульвием Флакком в 175 г. до н. э. в Синуссе. Понятно, что пышность этих построек все более возрастала; для них брали паросский и другой дорогой мрамор и украшали их самыми роскошными статуями.