Ямбическая поэзия

    Ямби́ческая поэ́зия
  •          (греч. ἰαμβογράφοι). Я. п. возникла почти одновременно с развитием элегии из эпоса. Но между тем как элегия, сохраняя дактилический размер стиха и эпический язык, еще тесно примыкала к эпосу, Я. п., поставившая себе целью безжалостно раскрывать и бичевать все порочное, слабое и дурное в человеческих отношениях и человеческой природе,— смело проложила совершенно новый, особый путь в отношении к языку и размеру. Ее язык отклоняется от эпического, безыскусен, прост и заимствован из разговорной речи. Ямбический размер принадлежит к т. н. двойному роду ритма, где арзис вдвое длиннее тезиса и производит впечатление легкости, подвижности и задорности по сравнению со спокойным дактилическим размером, в котором арзис равной длины с тезисом. Первоначально ямбом назывались заигрывания и насмешки, звучавшие на праздниках Деметры, и, вероятно, ямбические стихотворения возникли из этой своеобразной черты культа Деметры (Ямбой звали прислужницу богини). Своим художественным развитием ямб обязан гению Архилоха Паросского. Его следует считать настоящим творцом этого рода поэзии и изобретателем применяемого в ней триметра; его заслуги относительно развития греческой версификации неоспоримы, так как он изобрел множество новых метров. Архилох происходил из древнего жреческого рода и был сыном Телесикла, который в 15-ю или 18-ю олимпиаду (ок. 700 г. до н. э.) вывел колонию с Пароса на Фасос. Архилох сопровождал туда своего отца; но, разочаровавшись в своих ожиданиях, оставил остров и после странствий вернулся в Парос, где, по преданию, погиб во время войны против Наксоса. Этот человек жил в постоянной вражде и раздорах с окружающим миром. Сильнее всего испытало его неприязнь семейство Ликамба. Последний, обещав поэту выдать за него младшую из своих дочерей, Необулу, не сдержал своего слова. Тогда Архилох осмеял и обесславил его с дочерьми в таких ямбах, что все они, как рассказывают, повесились со стыда и отчаяния. Хотя этот рассказ больше похож на сказку, тем не менее он характеризует убийственную силу архилоховых ямбов. Архилох был весьма разносторонен как поэт. Кроме ямбов, он писал элегии и эпиграммы, трохаические тетраметры, эподы, гимны и др. Однако из его стихотворений, написанных на древнеионическом диалекте, уцелело лишь несколько небольших отрывков. Архилох также имел огромные заслуги в области музыки. Древние высоко ценили его и ставили в один ряд с Гомером, Пиндаром и Софоклом. К Архилоху примыкает его младший современник Симонид из Аморга, сын Кринета, написавший 2 книги элегий и 2 книги ямбов. Будучи уроженцем Самоса, он вывел колонию в Аморг; это все, что мы знаем о его жизни. От его ямбов остались отрывки, из которых два длиннее других, в 24 и 118 стихов. Последний («Саrmеn de mulieribus», «Песнь о женах») содержит общее изображение мелких характеров, причем различные дурные качества женщин производятся от характерных особенностей разных зверей, от которых якобы произошли женщины. Третьим представителем Я. п. был Гиппонакс Эфесский, прославившийся в 60-ю олимпиаду (540 г. до н. э.). Он бежал из своего родного города в Клазомены, спасаясь от преследований эфесских тиранов Афенагора и Команта; здесь он, по-видимому, поссорился с ваятелями Бупалом и Афенисом, которые изобразили невысокого и некрасивого Гиппонакса в карикатурном виде. За это поэт отомстил едкими ямбами, настолько острыми, что оба они повесились, как Архилоховы Ликамбиды. Гиппонакс в ямбическом триметре ставит на место последнего ямба спондей или трохей, вследствие чего стих внезапно и забавно обрывается и ослабевает. Такие стихи называются холиямбами (хромыми ямбами, сказонтами). Кроме ямбических стихотворений Гиппонакс писал пародии. Многие считают его основоположником этого вида поэзии. Вероятно, современником Гиппонакса был Ананий, которому некоторые приписывали изобретение «хромых ямбов», между тем как другие говорят, что Гиппонакс изобрел сказонт, а Ананий — исхиоррогик, где спондей находится в пятой и шестой стопах. Из древних ямбографов упомянем еще о Солоне, который пользовался ямбом не столько для нападения, сколько для защиты от нападок на его политическую деятельность. Сохранилось несколько отрывков из его ямбов; самый длинный состоит из 21 стиха. Из позднейших ямбических поэтов назовем Эсхриона из Самоса или Митилены (332 г. до н. э.), Фойника из Колофона (308 г. до н. э.), Парменона из Византии, Гермия из Курия и Герода или Геронда, поэта александрийского периода, изобретателя так называемых мимиямбов — маленьких характерных насмешливых сценок,— которому из римлян подражал Гней Маций. Римляне употребляли ямб в carmen maledicum (бранных песнях). Известнейшими писателями в этом жанре были Фурий Бибакул, Катулл, Кальв и Гораций в эподах. Из времен Империи сюда могут быть отнесены лишь некоторые пьесы Марциала и Авзония.