Эфоры

    Эфо́ры
  •          (греч. ἔφοροι, наблюдатели).
  •        1. Спартанские высшие должностные лица в количестве 5 чел., избиравшиеся ежегодно в осеннее равноденствие, т. е. в начале спартанского года, из среды народа. Первоначально Э. назначались царями, позже избирались самим народом и осуществляли судопроизводство в частных тяжбах, а иногда замещали место царей. По одним источникам, они были учреждены Ликургом, по другим — Феопомпом (757 г. до н. э.), что по некоторым внутренним причинам более вероятно. Не исключено, что они существовали и до того, и реформы Феопомпа заключались только в том, что он дал им право контролировать действия царей и препятствовать таковым. Власть Э. была одновременно судебной и административной. Они вели гражданские процессы, а герусия судила уголовные дела. Судебная власть Э. расширилась, когда им достались штрафные полномочия должностных лиц (вновь избранные Э. оценивали при этом деятельность своих предшественников). Остальных должностных лиц, включая царей, они могли еще во время года службы привлечь к ответственности и наложить на них денежный штраф. Э. выступали обвинителями в процессах против царей на жизнь и смерть; местом суда в этом случае была герусия. Таким образом, мы видим, как из их судебной власти постепенно образовалась большая политическая сила.
  •          Несудебная деятельность Э. первоначально, соответственно их судебным обязанностям, состояла в наблюдении за рынком, т. е. за всей торговлей Спарты. Их присутственное место (археон) находилось на площади. Однако вместе с судебной властью вскоре расширилась и их политическая власть, так что Э. сделались самой влиятельной должностью в Спарте. Как представители народа (поэтому их сравнивали с римскими народными трибунами; это сравнение, впрочем, подходит лишь в некоторых отношениях) Э. впервые образовали противовес царям и герусии и скоро получили над ними перевес, который со временем сокрушил государственное устройство Ликурга. Они получили право наблюдения за всей общественной жизнью; с давних времен Э. могли созывать народ и предлагать законы, могли допускать и не допускать послов и оказывали большое влияние на внешнюю политику. В военное время они посылали войска, определяли количество воинов, назначали полководцев (которыми были большей частью цари) и ограничивали их власть через прикомандированных к ним лиц (симбулов). Позже двое из Э. следовали за царем в походах и могли его отзывать посредством скиталы (см. Скитала). Источником их власти была экклесия, настоящими представителями которой они являлись. После года занятия должности Э. делались частными лицами. Для важных мероприятий было необходимо согласие большинства в коллегии Э. Увеличение их власти обнаруживало возрастание оппозиционного элемента в государстве и таким образом изменение во внутренней и внешней политике государства (они представляли в делах эллинов беспокойную воинственную партию в противоположность царям и герусии). Вследствие их власти пал благородный Агис III, предпринявший попытку восстановить учреждения Ликурга. Клеомен III вынужден был начать свои реформы уничтожением института Э. После его падения вследствие поражения при Селласии (221 г. до н. э.) должность Э. была восстановлена.
  •          Следует еще упомянуть, что первый Э. являлся эпонимом данного года.
  •        2. Пять человек, назначенных в Афинах олигархами после битвы при Эгоспотамах для того, чтобы изменническими мероприятиями помешать защите города от Лисандра.