Эсхил

    Эсхи́л
  •          (греч. Αἰσχύλος), афинянин из элевсинского дема, сын Эвфориона из благородной аттической фамилии. Род. в 525 г. до н. э. в Элевсине, Аттика, сражался при Марафоне, Саламине и Платее. Уже в 25 лет он ставил драмы, соперничая с Пратином, и с этих пор в течение почти полувека занимался разработкой драматического искусства, которое своими трагедиями и сатирическими драмами возвел на высокую степень совершенства. Около 476 г. Э. отправился в Сиракузы к царю Гиерону, вероятно, по приглашению последнего. Здесь он по поводу освящения нового города Этны написал драматическую пьесу на местный сюжет под заглавием «Этнийцы» («Αἰτναῖαι») и поставил в Сиракузах прежде уже игранную пьесу «Персы», несколько переработав ее. В 468 г. Э. опять был в Афинах и состязался с Софоклом, но должен был уступить честь победы своему юному сопернику. К непосредственно следующему времени относят некоторые второе путешествие Э. в Сицилию; побуждения и причины, по которым Э. покидал Афины, нельзя точно определить. По некоторым указаниям и намекам, отчасти очень ненадежным, можно только предполагать, что поэт вступил в столкновение с господствовавшей тогда в Афинах народной партией, с ее мнениями и стремлениями. На это указывает известие, по которому Э. даже обвиняли в том, что он в некоторых драмах разоблачил тайны мистерий, однако суд, якобы учтя объяснения, представленные Э., а также его несомненные заслуги, оправдал его. Последнее из дошедших до нас произведений Э., «Орестейя», доставило автору блестящую победу в Афинах (458 г.). По всей вероятности, поэт сам руководил постановкой своего произведения в афинском театре, а вскоре затем снова отправился в Сицилию. В 456 г. Э. умер в сицилийском город Геле, где и был погребен; ему была воздвигнута великолепная гробница. Афиняне впоследствии почтили память поэта статуей, которая, по предложению оратора Ликурга, была поставлена в театре вместе со статуями Софокла и Еврипида. Еще одна почесть состояла в том, что каждому, кто хотел поставить на афинской сцене Эсхилову драму, давали хор и особое вознаграждение, победный же венок присуждали Э., как будто бы он еще был в живых. Служение драматическому искусству было наследственным в роду Э. в течение целого столетия; достойны упоминания его сын Эвфорион и племянник Филокл.
  •          Трагическое искусство и произведения Э. Э. можно по справедливости назвать творцом и отцом трагедии. Все сделанное до него Фесписом и другими можно считать только несовершенными попытками сценического изображения; это были песни, исполнявшиеся хором на празднествах Диониса. Появление единственного актера служило только для того, чтобы заполнить перерывы между песнями. Э. вывел на сцену второго актера и таким образом впервые создал возможность драматического диалога; последний, впрочем, достиг своего полного развития лишь после того, как Софокл ввел третьего актера. Но уже Э. сделал главной частью пьесы диалог и драматическое действие, поставив в тесную связь с последним, подчинив ему и ограничив в объеме лирические партии хора. Э. также установил необходимый набор принадлежностей сценического исполнения: усовершенствовал маски, дал актерам котурны, благодаря которым они казались выше обычного роста, одел актеров в роскошные длинные одежды до пола, — словом, во всех отношениях старался придать их внешности характер величия и торжественности (см. Театральные представления). Он украсил и усовершенствовал обстановку сцены, применив для этой цели живопись и некоторые машины (подробности см. Театр). Во всем Э. принимал самое деятельное участие. Он не только, согласно обычаю, сам являлся актером в своих пьесах, но и управлял хором (был хородидаскалом), обучал хор танцам и сам придумывал новые хороводы, сам заведовал всей подготовкой к сценическому исполнению драм.
  •          Свои сюжеты Э. заимствовал из считавшихся гомеровскими поэм эпического цикла; говорят, трагик сам называл свои произведения «крохами, падающими от богатой трапезы Гомера». Эсхиловские характеры идеальны; они проявляют самую высокую энергию чувства, твердую, непреклонную волю. Высоким идеализмом своих воззрений и нравственного настроения Э., без сомнения, был обязан всеобщему благородному воодушевлению эпохи Персидских войн. Каждое отдельное целое (дидаскалия), с которым Э. выступал на состязании в один из праздников Диониса, содержало в себе 4 пьесы: три трагедии, по большей части связанные между собой родством содержания (трилогия), и одну сатирическую драму. Все вместе называлось тетралогией (см. ст.). Из многочисленных произведений Э. (их насчитывают по заглавиям свыше 70) сохранилось только 7 пьес:
  •          1) «Прикованный Прометей», первая или средняя пьеса той тетралогии, к которой принадлежали «Прометей огненный» и «Прометей освобожденный» и «Προμηθεύς λυόμενος». Прометея в наказание за то, что он, пойдя против воли Зевса, похитил у богов и принес людям огонь, приковывают к голому утесу в безлюдной пустыне; он терпит страшные муки, но ничто не может заставить его подчиниться высшей силе. Среди смятения стихий, при ярком сверкании молний и раскатах грома, он низвергается в недра земли.
  •          2) «Персы», историческая драма, получившая заглавие от хора; изображает поражение Ксеркса в битве при Саламине, поставлена в 472 г.
  •          3) «Семеро против Фив», поставлена в 467 г., сюжет: борьба Этеокла и Полиника.
  •          4) — 6) «Орестея», единственная сохранившаяся трилогия, состоящая из трагедий: «Агамемнон» (убийство Агамемнона Клитемнестрой и Эгисфом), «Хоэфоры» (называется по хору, изображает убийство Клитемнестры Орестом при участии его сестры Электры), «Эвмениды» (оправдание преследуемого фуриями матереубийцы Ореста, свершающееся по приговору афинского Ареопага; эта пьеса вместе с другими пьесами той же тетралогии была поставлена в 458 г., когда демократическая партия только что поколебала власть Ареопага).
  •          7) «Умоляющие» («Ἱκέτιδες»: Данай и его дочери находят приют в Аргосе, куда они бежали от преследования сыновей Эгипта, хотевших насильно взять Данаид себе в жены). К сожалению, текст трагедий Э. (особ. «Орестеи» и «Умоляющих») сильно пострадал от множества пропусков, извращений и произвольных вставок. Древнейшая рукопись — флорентийская XI в. (Mediceus Α.).