Эпос

    Э́пос
  •          (греч. ἔπος, слово, стих).
  •     I. Э. у греков.
  •          Гомер везде обозначает эпические песни словом ἀοιδή, в то время как «Э.» означает у него слово, речь, рассказ и историю, в отличие от «мифа» (μῦθος, рассказ), который заключает понятие о субъективном изображении и представлении исторического события. Лишь позднейшие писатели, начиная с Пиндара, употребляют слово ἔπη для обозначения стихотворения эпического, в противоположность лирическому. Уже то простое соображение, что такой полный и законченный Э., как гомеровский, не мог появиться в народе без предшественников, должно убедить нас, что еще до Гомера существовала эпическая поэзия. Только этим можно объяснить у Гомера твердость и определенность представлений о мире и богах, постоянные эпитеты последних, краткие упоминания о героях и сказаниях о них (напр., о Персее, Геракле, аргонавтах и др.), которые, очевидно, были настолько известны, что Гомер мог напоминать о них своим слушателям самыми легкими намеками. Как греческая поэзия вообще, так и эпическая песнь в частности, возникла, вероятно, у богатого песнями фракийского народа в Пиэрии, жившего под Олимпом и Геликоном, от которого по Элладе распространился культ муз, богинь песнопений, и поэты которого — Эвмолп, Орфей, Мусей и Фамирис — считались отцами всякого рода поэзии. Между тем как стихотворство первых трех мифических певцов считается преимущественно жреческой поэзией мистико-энтузиастического рода, произведениями которой были космогонии, изречения оракулов, гимны и т. п., Фамирис является уже более эпическим певцом, вроде Фемия и Демолока. Служащая культу поэзия гимнов постепенно приняла эпический характер, поскольку, как и часть гомеровских гимнов, рассказывала историю богов, их деяния и страдания. С этими мифическими сказаниями о богах и их почитании затем слились родовые и племенные сказания о царях и народах, которые и дали материал для возникновения Э. Догомеровские певцы, выступавшие на празднествах и поэтических состязаниях и способствовавшие своим пением оживлению и веселью пиров при царских дворах, брали какое-нибудь коротенькое событие, незначительный по объему случай из богатой сокровищницы сказаний прежних времен, и разукрашивали его своей поэтической фантазией. Так, Демодок воспел у феаков любовь Арея и Афродиты, а из цикла троянских сказаний — ссору Ахилла с Одиссеем и взятие Трои с помощью деревянного коня; итакийский певец Фемий таким же образом воспел печальное возвращение ахейцев из-под Илиона. Несомненно, что эпические песнопения были в ходу в большей части Греции задолго до Гомера. Особенно развились они у ионического племени, которое, живя под благословенным небом Малой Азии и островов, опередило прочие племена в духовном развитии и особенно в поэзии; а из представителей этого племени Гомер прежде всех довел Э. до самой высокой степени развития. От древнейших певцов он унаследовал материал и метрическую форму — дактилический гекзаметр, равно как и твердо определившийся эпический стиль; то и другое было Гомером развито и усовершенствовано и навсегда осталось принадлежностью греческого Э. Однако Гомер существенно отличается от своих предшественников: они брали предметом своих кратких песнопений лишь отдельные деяния из мира героев или же внешним образом соединяли более длинные ряды их приключений; Гомер же из массы сказаний избирал один предмет и в своем художественном творчестве развивал его, следуя закону единства, в целый цикл сказаний. Его творения, «Илиада» и «Одиссея», сделались прототипами героического эпоса и служат общепризнанным мерилом для характеристики этого рода поэзии. Эти произведения характеризуются спокойным, бесстрастным, но в то же время живым изображением объективного мира, которым, с точки зрения героического Э., является идеальная, полная высоких деяний мифическая древность со своими богами и героями (см. Гомер). От обычного героического Э. Гомера отличается дидактический религиозно-нравственный Э. эолийца Гесиода из беотийской Аскры (жившего приблизительно на 100 лет позже Гомера) и его школы (см. Гесиод). Теснее примыкают к гомеровскому Э. т. н. киклические эпосы ионийцев, которые приблизительно с начала Олимпиад писали в гомеровском стиле, но уступали Гомеру по художественности и таланту и старались связать свои произведения с «Илиадой» и «Одиссеей» таким образом, чтобы все вместе они составляли единое мифологическое целое из круга троянских и родственных с ними героических сказаний. В их произведениях недоставало истинного единства, гомеровской полноты и мотивировки, они обращались к аллегории, к рефлексии и часто даже с мифологической точки зрения не соглашались с Гомером. К кикликам принадлежит Стасин с острова Кипр, который в «Кипрских песнях» пересказал события от свадьбы Пелея до начала «Илиады». Арктин Милетский, живший около того же времени, сочинил эпическое повествование, первая часть которого, «Эфиопида», непосредственно примыкает к концу «Илиады»; здесь идет речь о походе и гибели эфиопского царя Мемнона, о смерти Ахилла и о подвигах и самоубийстве Эанта; вторая часть имеет своим сюжетом разрушение Трои («Ἰλίον πέρσις»). Лесхес Митиленский (ок. ол. 30) написал «Малую Илиаду» («Ἰλιάς μικρά») как дополнение к Большой, повествующую о военных событиях, начиная со спора о доспехах Ахилла и первого вступления в битву Неоптолема и заканчивая взятием города. Между произведениями двух последних поэтов и «Одиссеей» стоят «Возвращения» («Νόστοι», о возвращении героев из-под Трои) Агиаса или Гегиаса Тройзенского. Продолжением «Одиссеи» была «Телегония» Эвгамона Киренского в 2 книгах (ок. 570 г. до н. э.), где в виде непосредственного продолжения «Одиссеи» рассказывается история Одиссея со времени его возвращения на родину и до его смерти. Существовала также киклическая «Эдиподея» (возможно, соч. Кинефона), «Фиваида», «Эпигоны», «Алкмеонида». Со времени кикликов, с которых началась для Греции эпоха рефлексии и стала развиваться поэзия лирическая, а затем и драматическая, Э., отличительная черта которого — объективное созерцание, отступает на задний план и теряет свою популярность. То, что у Гомера было естественным проявлением счастливого творческого гения, постепенно сделалось твердым правилом, которому приходилось следовать с искусственным расчетом, и материальная сторона мифа и истории получила перевес над живым, полным художественной фантазии изображением. Наступает период переходный, период брожения, в течение которого появляются произведения Писандра из Камира на Родосе (ок. 648 г. до н. э.), в т. ч. «Гераклея» в 2 кн., в которых он впервые систематически изложил подвиги героя, Ксенофана Колофонского (род. ок. 620 или 568 г. до н. э.); «Гераклея» в 14 кн. Паниасида Галикарнасского (ок. 480 г. до н. э.) и пр. Этот период постепенно подготовил почву для появления исторического Э., представителем которого является Хойрил Самосский (ок. 404 г. до н. э.), написавший «Персеиду» (историю Персидских войн), а также ученого героического Э. Антимаха Колофонского (см. ст.), современника Хойрила; этому автору следовали многие поэты александрийского периода, но большая их часть брала для своих произведений небольшие по объему сюжеты. Из ряда александрийских поэтов назовем Каллимаха (см. ст.), Риана из Бены на Крите (ок. 275—195 гг. до н. э.), автора «Гераклеи», «Ахайики», «Мессениаки», и Эвфориона (см. сл.). Аполлоний Родосский (см. ст.), в отличие от своих современников, пытался возвратиться к простоте Гомера, но не достиг цели.
  •          Около V в. н. э. эпическая поэзия еще раз на короткое время обнаружила признаки жизни; вследствие изучения софистики она выступила в виде т. н. мифографического Э. К этому времени относятся Квинт Смирнейский (называемый Калабрийцем (Calaber), так как одна из рукописей его произведения найдена в Калабрии в XV в.), бездарный подражатель Гомера в своих «Гомеровских мифах» («Τὰ μεθ’ Ὅμηρον»). Нонн из египетского города Панополя написал в юности, будучи язычником, Э. «Βασσαρικά» («Лисица») или «Дионисиака» (мифы о Дионисе) и позже, уже став христианином,— эпическую метафразу Евангелия от Иоанна; то и другое произведение сохранилось. Он является истинным поэтом того времени, который особой обработкой гекзаметра, необычным риторически-страстным языком, игривой фантазией и высокопарным пафосом произвел впечатление новизны и пробудил на некоторое время интерес даже в тогдашний дряблый век; однако все достоинства его поэзии совершенно противоречили характеру Э.
  •          Вероятно, к началу VI в. относятся Трифиодор, грамматик из Египта, написавший «Взятие Трои» («Ἰλίον ἅλωσις»), Коллуф из Ликополя в Египте, от которого сохранилось «Похищение Елены», и Мусей, оставивший маленький Э. «Геро и Леандр», отличающийся изяществом и теплотой чувства; во всяком случае, это лучшее эпическое произведение времен Империи. Иоанн Цец, ученый, но не обладающий вкусом грамматик из Константинополя, заключает греческий Э. своей «Илиакой» (XII в.).
  •          Рядом с мифическим или героическим Э., примыкающим к Гомеру, выступает т. н. дидактический Э. эллинов, в духе поэзии Гесиода. К этому разряду принадлежат философические стихотворения Ксенофана («О природе»), Парменида из Элей (род. ок. 516 г. до н. э.), Эмпедокла из Акраганта (ок. 444 г. до н. э.) и александрийская дидактика; в обоих случаях поэтический элемент подчинен фактическому. Между александрийскими дидактиками упомянем Арата из Сол (см. сл.) и Никандра Колофонского (ок. 150 г. до н. э.), от которого сохранились сочинения «Θηριακά» (средство против укуса ядовитых змей) и «Ἀλεξιφαρμακά» (средство против отравления кушаньями); оба запутаны, тяжеловаты и лишены поэтических достоинств. В позднейшие римские времена и до византийского периода продолжали появляться эти сухие, чуждые поэзии медицинские, астрономические, географические и др. стихотворения практического направления.
  •          Александрийские ученые включали в число наилучших эпических поэтов Гомера, Гесиода, Паниасиса, Антимаха и, может быть, Хойрила.
  •     II. У римлян Э. появляется одновременно с началом их литературы, потому что уже Ливий Андроник переводил «Одиссею», а Невий занялся современной историей в своей «Пунической войне» («Bellum punicum»). Энний пользовался греческим дактилическим размером вместо сатурния и в своих «Анналах» дал образец обработки национальной истории. После него следует назвать Гостия, Фурия и Акция; их историко-эпические произведения не сохранились. Цицерон воспел свое собственное консульство, Публий Варрон Атацин — секванскую войну Цезаря. В первые времена императоров не было недостатка в поэтах, возвеличивавших события своего времени в эпических стихотворениях и панегириках. Позднее появились Лукан («Фарсалия»), Силий Италик («Пуника»), а Клавдиан закончил это направление своими многочисленными эпическими произведениями в панегирическом духе. В I в. до н. э. весьма распространенная в Риме любовь к изучению александрийских писателей привела к занятиям героическим Э., но большая часть того, что было сделано в этой области поэзии, утрачена; эпические произведения Варрона, Гельвия Цинны, Педона, Фурия Бибакула, Юла Антония, Эмилия Мацера и др. пропали; сохранились лишь Стаций («Thebais», «Фиваида», «Achilleis», «Ахиллеида»), Валерий Флакк («Argonautica»), Клавдиан («Raptus Proserpinae», «Похищение Прозерпины», «Gigantomachia», «Битва гигантов»). Середину между обоими направлениями занимает «Энеида» («Aeneis») Вергилия, которая заслужила всеобщее одобрение обработкой отечественных сказаний и со стороны изложения сделалась образцом для последующих поэтов.
  •          Римляне во все времена с особенной любовью занимались дидактической поэзией; здесь надо указать на обработку эпикурейской философии Лукреция, «Георгики» («Georgica») Вергилия, поэмы Овидия; но и в позднейшие времена в этом стиле писали Граций Фалиск («Cynegetica», «Об охоте»), Манилий («Astronomica») и всевозможные переработчики Арата, Колумелла и Палладий («Земледелие»), Авзоний («Mosella»), Авиен («География»); наконец, в этой форме писались учебники риторики и метрики.