Эпикур

    Эпику́р
  •          (греч. Ἐπίκουρος), основатель названной по его имени эпикурейской философии или школы эпикурейцев, из аттического дема Гаргетта. Род. в 342/341 г. до н. э., отправился со своим отцом Неоклом и другими колонистами на Самос, но в 18 лет, в то время как Аристотель жил в Халкиде, вернулся в Афины, где продолжал изучение философии Демокрита и вращался в обществе платоников Ксенократа и Теофраста. В качестве учителя философской системы Э. впервые выступил в Митилене на острове Лесбос и в Лампсаке в Малой Азии и продолжал это дело в Афинах, начиная с 36-летнего возраста. Он вел простой и умеренный образ жизни, предаваясь научным занятиям в купленном им саду. Похвала, высказанная в его адрес Цицероном (bonum, comem et humanum), повторяется и в других свидетельствах древности; когда Э. умер (271/270 г.) на 71-м году жизни, его сопровождала в могилу редкая любовь и почтение благодарных учеников. Эти последние образовали крепкий, совершенно замкнутый союз и были такими верными приверженцами системы своего учителя, что из их числа можно назвать лишь Метродора, который пытался осуществить некоторое изменение или дальнейшее развитие системы, что, впрочем, было результатом его природы и характера.
  •          Учение Э. во многом противостоит учению стоиков; последнее признавало только понятие существующим, а внешнее явление кажущимся. Э., напротив, всякую достоверность ставил в зависимость от чувственного восприятия, а это последнее, по его представлениям, основывается на ощущении; таким образом, Э., в сущности, возобновил учение киренейцев (см. Аристипп) и обработал его более научным образом. Философия распадается у него на канонику, метафизику, физику и этику. В первом из этих разделов Э. разъясняет три ступени познания: ощущение, представление и мнение. Внутренние ощущения, или аффекты, суть критерии внешней деятельности; существует два рода аффектов — удовлетворение и страдание; первое зависит от ощущающего, следовательно — положительно, второе — от внешнего влияния, следовательно — отрицательно. Но как в канонике, так и в метафизике Э. дает лишь скудное количество психологических истин и положений касательно познания. Наше отношение к познаваемым предметам он представляет себе приблизительно так: с поверхности вещественных предметов идет постоянный ток, который очень тонок и потому мало заметен для ощущения, так как сам предмет пребывает в своем обычном состоянии и не изменяется. Так как выделяемое поверхностью невещественно, то оно, распространяясь необыкновенно быстро через воздух, переходит на нас таким образом, что мы его не замечаем, но все же невольно обнаруживаем наше сочувствие. Если представление не достигает этого само по себе и воспринятое нами изменяется так, что ощущение теряет отчетливость, то происходит ошибка, заблуждение. Эта теория находится в связи с учением об атомах Левкиппа и Демокрита и не развивает его существенно. Атомы, по учению Э., не обладают никакими свойствами, кроме формы, веса и величины, они не изменяются, в то время как все качества подвержены изменениям. Эти последние составляют противоположность атомам — пустоту. Легко понять влияние этого учения на объяснение мироздания, его происхождения и управления; телеологические взгляды стоиков, особенно мудрость творца в плане и конечной цели мироздания,— все это совершенно отбрасывается, и все определяется внешней, случайной группировкой атомов. Душа представляется Э. состоящей из самых тонких и круглых атомов: она еще менее вещественна, нежели огонь; она есть тонкий дух, распространенный, рассеянный по всей системе тела, и от нее частично зависит теплота последнего. Наконец, в его этике исходной точкой является принцип ощущения, по крайней мере, относительно наслаждения, абсолютной удовлетворенности, между тем как стоики развивали свое учение из того же принципа, только в противоположном направлении абсолютного лишения. Поэтому Э., подобно киренейцам, возводил гедонизм, удовольствие, чувственное удовлетворение в принцип, руководящий действиями человека, и советовал обращать внимание на то, какая из различных форм наслаждения самая прочная и удовлетворяющая. Он стремился к блаженству, счастью, доставляемому разумом; по его убеждению, предпочтительнее быть несчастным при разуме, чем счастливым безумцем. Свобода от страха и страсти (атараксия) и возможность не быть обремененным трудом (апония) равносильна самым высоким удовольствиям. Поэтому боги представлялись ему идеалами блаженной жизни, которые не заботятся о том, что может нарушить или смутить их блаженство, и поэтому обитают в межмировых пространствах, куда не проникают ни земные беспокойства, ни буря, ни дождь. Существо их неразрушимо, их знание несомненно.
  •          Хотя Э. оставил много сочинений, но они до нас не дошли, и мы знаем его систему лишь в недостаточном изображении Диогена Лаэртского, который сохранил завещание Эпикура, 3 письма и 44 нравоучительных изречения; найденные в Геркулануме отрывки из его главного труда «О природе» в 37 кн. также дают мало указаний и разъяснений. Физику Э. нам передал римлянин Лукреций в превосходном дидактическом стихотворении. Несомненное свидетельство о его этических воззрениях дает Сенека, и только враги Э. изображают его сластолюбцем.