Эпиктет

    Эпикте́т
  •          (греч. Ἐπίκτητος), греческий философ-стоик, род. ок. 50 г. н. э. в Пераполе (Фригия). Долгое время Э. был в Риме слугой любимца Нерона, Эпафродита, который впоследствии, пораженный его высоким умом и независимым духом, даровал ему свободу. После этого Э. слушал Музония Руфа и, безраздельно предавшись стоическому учению, пытался распространить его в Риме, но без особенного успеха. Когда в 94 г. н. э. все философы по приказанию Домициана должны были оставить Рим, он отправился в эпирский город Никополь и жил там до правления императора Адриана. Умер ок. 130 г. По примеру Сократа, Э. учил в свободных беседах в колоннадах и на площадях и привлек большое число учеников, к которым принадлежали Арриан и Фавоний. Он не оставил никаких записей. Арриан после смерти учителя опубликовал «Ἐπικτήτου διατριβαί» («Времяпрепровождение с Эпиктетом») в 8 книгах, из которых сохранились 4, и под названием «Руководство морали» («Ἐνχερίδιον») изложил главные пункты учения Э. в виде кратких положений. Будучи далек от обычной гордости тогдашних стоиков, Э. пытался уже отжившему свой век и занимавшемуся лишь диалектикой и физикой греческому стоицизму противопоставить учение о добродетели, смягченное понятиями сократовой философии. Э. держался в стороне от исследований, не имеющих отношения к возбуждению и оживлению нравственности. Он отказывается от надменной мудрости стоиков и склоняется к более эклектическому направлению. Логике Э. придавал особое значение как науке, ведущей к самопознанию и различению добра и зла. Этику он основывал не на принципе прежних стоиков, учивших, что надо жить в гармонии с природой, но исходил от самого человека. «Некоторые вещи находятся в нашей власти, как мнение, желание, отвращение и т. д., другие — нет, как наша физическая жизнь, слава, власть, вообще все, что не производится нами. Добро и зло относятся лишь к первой категории. Добро то, что соответствует истинной природе духа, зло — что противоречит ей. Следовательно, зло — заблуждение». Что не зависит от нас, то для нас безразлично (ἀδιάφορον); и добродетель, таким образом, состоит в устранении всего внешнего, нарушающего нашу свободу. Высшей основой жизни и учения Э. было терпение и умеренность. В целом же его этика менее направлена на объективное развитие идей и научные исследования, чем на практическое применение. Он не отрицал гадания, но не придавал ему никакой особой цены как относящемуся к внешнему миру; напротив, он разошелся с древнейшими стоиками в том, что допускал существование демонов или гениев — хранителей, которых Зевс приставляет к каждому человеку.