Энний

    Э́нний
  •          Квинт (лат. Ennius, Quintus), род. в 239 г. до н. э. в Рудиях, оскском городе в Калабрии (отсюда Calabrae Pierides, «посвященная музам Калабрия»). Воспитание в эллинизированной Нижней Италии, вероятно, в самом Таренте, рано познакомило его с греческой литературой. Во 2-ю Пуническую войну он, по-видимому, был взят римлянами на военную службу и отправился солдатом в Сардинию, где обратил на себя внимание Катона, когда тот, будучи квестором, на обратном пути из Африки посетил остров в 204 г. Катон взял Э. с собой в Рим, где он остался навсегда. Его знание греческого языка и литературы и его произведения, встреченные очень сочувственно, обеспечили Э. дружбу могущественных людей того времени, из которых его особенно почитал тонко образованный род Сципионов. В 189 г. он сопровождал консула Марка Фульвия Нобилиора как свидетель и провозвестник его подвигов в этолийском походе. Позже, ок. 184 г., Э. через сына вышеназванного Марка Фульвия получил право римского гражданства, но по-прежнему продолжал жить в стесненном положении. Он умер от ломоты в костях на 70-м году жизни.
  •          Его поэтическая деятельность охватывала все области поэзии, но главная слава Э. была основана на большом историческом стихотворении «Анналы» в 18 книгах, в котором была рассказана в хронологическом порядке вся римская история от Энея до времен самого поэта и которое как по содержанию, так и по поэтическому изложению могло заменить римлянам недостававший им национальный эпос. Содержанием первых книг были римские сказания; в следующих с особой любовью были описаны великие военные подвиги позднейшего времени, свидетелем которых был сам поэт. В этом произведении Э. впервые заменил употреблявшийся прежде сатурнийский стих (versus Saturnius) гекзаметром и сделал таким образом решительный шаг в приспособлении греческой метрики к латинскому языку. Кроме того, он написал много трагедий, в которых придерживался греческих образцов, преимущественно Еврипида («Медея», «Гекуба», «Андромаха» и др.), и, возможно, даже претексты («Амбракия» и «Сабинянки»). Меньшее значение имеют его комедии. Далее ему приписывают «Сатуры» («Saturae») минимум в 6 книгах — не сатиры в позднейшем значении слова, но соответственно с первоначальным смыслом слова (см. Сатира) смешанные стихотворения самого разнообразного содержания в свободном и несвязном тоне. К сатирам же принадлежали, вероятно, многие приписываемые Э. стихотворения, большей частью переводы или обработки греческих оригиналов: «Sota» («Сотад», названное так по сотадическому слогу (versus sotadeus), которым оно написано); «Praecepta» («Наставление») или «Protrepticus» («Увещевание»); «Hedyphagetica» («Лакомства»), описание лакомств по греческому стихотворению Архестрата; «Euhemerus», описание сказаний о греческих богах по Эвгемеру (см. Эвгемер), «Epicharmus» («Эпихарм»), философского содержания, написанное трохаическим тетраметром, и, наконец, эпиграммы.
  •          В отличие от позднейшей поэзии, развившейся по тончайшим правилам греческого искусства, Э. считался представителем национальной римской поэзии. То, чего ему недоставало с формальной стороны, он заменял своей фантазией, обнаруживавшейся как в языковом творчестве, так и в чисто поэтических описаниях. Поэтому в позднейшие времена, несмотря на устаревшую форму, его много читали, объясняли и критиковали в школе.